Недавно я прочитал одну поразившую меня
книгу. Посвящена она была великому русскому
полководцу Барклаю де Толли. Ее автор,
замечательный историк Андрей Тартаковский,
попытался реконструировать то, что, пожалуй,
никакой реконструкции не поддается —
общественные настроения, психологию людей
времени патриотического подъема 1812 г. Разгадка
тайны непризнания Барклая оказалась
запечатленной в переписке, дневниках, памятных
заметках деятелей той эпохи. Тартаковский имел
дело с почти неуловимым, исчезнувшим, сгинувшим в
потоке времени — с психологией и самоощущением
людей, живших почти два века назад.
История и психология... Кажется, что может быть
между ними общего? В самом деле, как можно
«схватить», запротоколировать, подвергнуть
анализу человеческую эмоцию, настроение, мотивы
тех или иных поступков? Это дело писателей,
поэтов, которые ищут оттенки чувств, пытаются
заглянуть в неведомое. Оказывается, можно. Андрей
Тартаковский привлек в качестве важнейшего
источника стихотворение Пушкина «Полководец»,
восстанавливая исторический подтекст этого
произведения. Ему удалось соотнести с этим
подтекстом реалии источников. Вся книга
«Неразгаданный Барклай» — это не биография
полководца, не история 1812 г., не пушкинистика в
традиционном понимании, а нечто иное — цельное,
законченное и уникальное. Это — новое понимание
исторической реальности. Опытный историк пришел
к выводу, что ни военные события, ни механизмы
общественных учреждений, ни идеи эпохи не могут
быть поняты и адекватно истолкованы, если он,
исследователь, не охвачен новым порывом, который
можно назвать психологическим — стремлением
сопоставить исторические события и факты со
смыслом, который вкладывают в свои поступки люди
той или иной эпохи.
«Любите живопись, поэты!» — посоветовал как-то
Николай Заболоцкий своим коллегам. «Изучайте
психологию и любите искусство», — могу
ненавязчиво посоветовать я своим читателям, ведь
знание «души изменчивой примет» нужно не только
юным романтикам.
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |