Владимир Соловьев в Москве

Путеводитель по памятным местам

Окончание. Начало см. № 41, 42/2003.

ДОМ РАХМАНОВА
(Арбат, 55)

Один из немногих московских музеев, в какой-то степени имеющих отношение к В.С.Соловьеву, — Музей-квартира Андрея Белого (Бориса Бугаева) на Арбате. Там не раз бывал Соловьев, знакомый с поэтом и его родителями.
Большую часть дома, в котором жил А. Белый, ныне занимает Министерство иностранных дел. За исключением его квартиры, все остальные помещения перепланированы. Даже в нее устроен новый вход, поэтому осмотр музея начинается не с прихожей, как было раньше, а с кухни.

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
(Вспольный пер., 13)

Редакция журнала «Вопросы философии и психологии», издаваемого Московским психологическим обществом, в 1889—1918 гг. находилась в двухэтажном доме во Вспольном переулке. Постоянными авторами этого издания, помимо В.С. Соловьева, были братья князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин, В.П. Преображенский. Постоянной темой переписки Соловьева с Гротом, первоначально бывшим редактором журнала, была проблема публикаций его работ.
После смерти Грота журнал возглавил сначала Преображенский, а затем Лопатин.
Последний раз Соловьев посетил редакцию «Вопросов философии и психологии» 15 июля 1900 г. уже больным. Тогда ему был выдан аванс, чему он обрадовался и даже написал шутливый экспромт, который просил передать секретарю журнала Айхенвальду.
Соловьеву посвящен первый номер «Вопросов философии и психологии» за 1901 г., составленный из воспоминаний о нем.

ДОМ ОБЩЕСТВА РУССКИХ ВРАЧЕЙ
(Староконюшенный переулок, 36)

Одним из самых близких друзей В.С. Соловьева был профессор Московского университета князь Сергей Николаевич Трубецкой, впоследствии ставший его первым выборным ректором. Соловьев не раз бывал в московской квартире Трубецкого, находившейся в Староконюшенном переулке, был знаком с его женой Прасковьей Владимировной, дочерью Марией (впоследствии графиней Хрептович-Бутеневой) и сыновьями Николаем и Владимиром.
Именно у Трубецких в 1899 г. состоялось устроенное Соловьевым чтение его последней работы «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с включением краткой повести об Антихристе», своего рода ее апробация.
В 1900 г. Трубецкой вместе с семьей перебрался в опустевшую квартиру отца, смерть которого почти совпала со смертью Соловьева.
В настоящее время здание, в котором жил Трубецкой, находится в стадии реставрации.

ГОСТИНИЦА «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР»
(Никольская ул., 17)

Об излюбленном месте кутежей старой Москвы — ресторане «Славянский базар» — слышали почти все, тогда как об одноименной гостинице, расположенной в том же здании, знают очень немногие. По-видимому, ее первое посещение В.С. Соловьевым нужно отнести к 1878 г. Тогда в «Славянском базаре» остановились графиня С.А. Толстая и ее дочь С.П. Хитрово, официально считавшаяся племянницей. Соловьев нанес им визит. Возможно поэтому, когда в 1892 г. ему пришлось оставить дом Лихутина на Пречистенке «на время радикальной дезинфекции квартиры», в качестве временного жилья был выбран уже знакомый «Славянский базар».
Соловьев останавливался в этой гостинице и позднее, после переезда матери в Петербург, правда, все время в разных номерах. Сохранилось его письмо к князю Д.Н. Цертелеву с приглашением в гостиницу, относящееся к началу 1890-х гг. В 1899 г. философа в свою очередь навещали в «Славянском базаре» брат и племянник М.С. и С.М. Соловьевы. Тогда в гостинице философ работал над переводом диалога Платона «Протагор». Последний раз он жил в «Славянском базаре» 14—15 июля 1900 г.
К настоящему времени «гостиничная» часть «Славянского базара» перестроена. В ней размещено несколько учреждений и театр, для создания которого пришлось кардинальным образом перепланировать внутренние помещения. Другая же часть здания, «ресторанная», используется как и прежде. Не забудем, что ее также посещал Соловьев.

ДОМ ШЕРЕМЕТЕВА
(Романов пер., 2)

Одним из жильцов огромного доходного дома, принадлежавшего графу С.Д. Шереметеву, в Шереметевском же, а ныне Романове, переулке был друг В.С. Соловьева А.Г. Петровский, который занимал должность врача при Московской городской управе. Племянник философа С.М. Соловьев еще в первой биографии своего дяди отметил, что в 1892 г. тот, сняв дачу в с. Морщихе (близ станции Сходня Николаевской железной дороги), «...часто уезжал в Москву, где останавливался на квартире своего приятеля доктора А.Г. Петровского, человека доброго, радушного, с широкими умственными интересами».
В свой последний приезд в Москву 15 июля 1900 г. Соловьев успел заехать к нему из журнала «Вопросы философии и психологии». «Из редакции он отправился к своему другу А.Г.Петровскому, которого он поразил своим дурным видом», — вспоминал С.Н. Трубецкой.
После смерти В.С. Соловьева Петровский написал воспоминания о нем, которые прочел в виде речи на публичном заседании Московского психологического общества 2 февраля 1901 г.
В настоящее время идет реконструкция дома, в котором жил Петровский, под бизнес-центр «Романовъ». В ее ходе почти полность меняется внутренняя планировка, что приведет, к сожалению, к исчезновению квартиры, в которой бывал Соловьев.

ДОМ ЗАГОСКИНОЙ
(Большой Левшинский пер., 6, стр. 2)

Во флигеле бывшего особняка Загоскиной рядом с Садовым кольцом находилась квартира одного из многочисленных московских знакомых В.С. Соловьева председателя Московского окружного суда Николая Васильевича Давыдова.
Однако философ побывал у него только один раз, 15 июля 1900 г. в день своих именин, для того чтобы вместе отправиться к С.Н. Трубецкому, приходившемуся Н.В. Давыдову двоюродным братом. Хозяин квартиры, вернувшись домой из суда, обнаружил тяжелобольного Соловьева у себя дома лежащим на диване. Он упорно повторял только одно: «Я должен нынче быть у Трубецкого». В результате Давыдов вынужден был нанять извозчика и отправиться в дорогу вместе с Соловьевым.
Флигель, в котором жил Давыдов, только что реконструирован — абсолютно без учета его мемориальной ценности. К нему пристроена новая ограда. Сохранившийся по соседству основной дом усадьбы Загоскиной занимает Московский комитет Красного креста.

УЗКОЕ
(Профсоюзная, 123-а, 123-б)

Кабинет князя П.Н. Трубецкого
Кабинет князя П.Н. Трубецкого

Есть усадьбы, названия которых ассоциируются с именами лучших представителей отечественной культуры. Михайловское — это Пушкин, Тарханы — Лермонтов, Ясная Поляна — Толстой.
К ним можно добавить и Узкое — Владимир Соловьев…
Зачастую в литературе последними хозяевами Узкого называют С.Н. и Е.Н. Трубецких. Это неверно. В действительности усадьба принадлежала их сводному брату князю Петру Николаевичу Трубецкому. Тем не менее С.Н. Трубецкой вместе с семьей периодически бывал в Узком. Он и пригласил Соловьева приехать к нему в усадьбу 15 июля 1900 г. для того, чтобы отпраздновать именины.
Однако торжество не состоялось, так как Соловьев еще в Москве почувствовал себя тяжелобольным, и лишь безотчетное предчувствие смерти гнало его в дорогу. Помимо извозчика единственным спутником Соловьева оказался тогда родственник Трубецких Н.В. Давыдов. Они добрались до Узкого лишь поздно вечером. Соловьев оказался настолько слаб, что не смог самостоятельно выйти из экипажа. Его внесли в дом и уложили на диван в ближайшем свободном помещении, которым оказался находившийся на первом этаже большой кабинет владельца имения. Понемногу Соловьеву стало лучше, и он, не вставая, долго беседовал с С.Н. Трубецким о своей последней работе — письме в редакцию журнала «Вестник Европы».
На другой день приехавший в Узкое врач А.Н. Бернштейн нашел состояние Соловьева очень серьезным. Да и сам больной в тот же день стал говорить окружающим о своей скорой смерти, предчувствуя ее близость. 18 июля он исповедался и причастился у местного священника С.А. Беляева и к вечеру впал в забытье. Вскоре его не стало. 1 августа было произведено вскрытие тела. По его результатам приехавшие врачи констатировали смерть от болезни почек — уремии. Затем гроб с останками Соловьева перенесли в церковь Казанской иконы Божией матери, а утром 3 августа после литургии он был поставлен на катафалк и отправлен в Москву.
После смерти Соловьева кабинет, в котором прошли его последние дни, стал местом паломничества. Интерьер, дополненный лишь табличкой с надписью о том, что здесь произошло, без изменений просуществовал, по крайней мере, до Октябрьского переворота. В 1922 г. в Узком разместился санаторий (дом отдыха) Центральной комиссии по улучшению быта ученых (Цекубу), в котором отдыхали и работали практически все крупнейшие ученые страны, многие деятели культуры. «Соловьевский» кабинет сначала использовался как читальня, позднее — как бильярдная.

Господский дом
Господский дом

По свидетельству Н.Я. Мандельштам: «Когда мы жили в Узком, санатории Цекубу, разместившемся в усадьбе Трубецких, где умер Соловьев, О[сип] М[андельштам] поражался, как равнодушно советские ученые занимаются своими делами, пишут статейки, почитывают газеты и слушают радио в том самом кабинете, где […] умер Владимир Соловьев. Я тогда не знала ничего про Соловьева, и он с отвращением мне сказал: “Такая же дикарка, как они…” От этой профессорской толпы у О[сипа] М[андельштама] появилось ощущение варварского нашествия в священные места русской культуры. Он мало с кем разговаривал в таких местах и держался обособленно».
В настоящее время санаторий в Узком принадлежит Академии наук. В отличие от других помещений в «соловьевском» кабинете подлинных вещей времен Трубецких не сохранилось вовсе. Причем он по-прежнему используется как бильярдная. Смежное с кабинетом помещение, бывшая диванная (первоначально обставленная соответственно этому названию), также связано с памятью о Соловьеве. Там жили его мать и сестра. Сейчас в диванной расположена санаторная библиотека, где можно еще увидеть некоторые книги и книжные шкафы, принадлежавшие Трубецким…

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь
Казанской иконы Божией Матери

Церковь, закрытая в 1929 г., теперь опять действует, хотя почти ничего из первоначального убранства ее интерьеров также не сохранилось. Что же касается экстерьера, то нынешние шлемовидные купола здание получило только в 1979 г. Они выполнены по проекту архитектора С.С. Кравченко, опиравшегося исключительно на аналоги. В соловьевское же время церковные купола были другими, менее широкими и более вытянутыми вверх. Несомненно, они не могли быть одновременны более ранней церкви и появились позднее, приблизительно на рубеже XVIII—XIX вв. Однако их силуэт и пластика более соответствовали общему духу башнеобразного церковного объема. Кроме того, при реставрации был внесен диссонанс и в усадебный ансамбль в целом: церковь с таким куполами теперь стилистически не совпадает с архитектурой господского дома. В итоге общий вид мемориального ансамбля, связанного с именем Соловьева, оказался искаженным.

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
(Новодевичий проезд, 1)

Фамильная усыпальница Соловьевых находится на старом кладбище одного из самых известных московских монастырей — Новодевичьего. Именно там были похоронены дед и отец В.С. Соловьева, который «с чувством живой признательности и вечной связи» посвятил им одно из самых значительных своих произведений «Оправдание добра». Его племянник С.М. Соловьев вспоминал, как в 1899 г. в «Славянском базаре» философ «любил после обеда нанять лихача и ехать в Новодевичий монастырь поклониться родным могилам». По свидетельству С.Н. Трубецкого, именно с этим связано и последнее посещение города Соловьевым летом 1900 г.: «…он говорил мне во время болезни, что приехал в Москву главным образом “к своим покойникам”, чтобы навестить могилу отца и деда». А уже 3 августа Соловьеву суждено было обрести рядом с ними последнее пристанище...
Могила Соловьева сохранилась до наших дней. Сначала на ней был установлен простой деревянный шестиконечный крест с надписями: «Ей, гряди Господи Иисусе» и «Владимир Сергеевич Соловьев». Этот памятник убрали в 1930 г. Поскольку племянник философа никак не мог получить разрешение на его восстановление, возникла реальная опасность, что могила затеряется. Возможно, так бы и произошло, если бы интерес к ней не проявил Ватикан в лице своего «апостольского администратора» в Москве монсеньора Пия Неве. Он начал хлопотать о перенесении останков Соловьева в Италию. Через одного из лиц, приближенных к тогдашнему римскому папе Пию XII, епископа Мишеля д’Эрбиньи, Неве удалось добиться на это санкции главы католической церкви: «…папа согласен, если будет полная уверенность, что это действительно останки Вл. Соловьева, и если итальянское посольство согласится перевезти их в Италию», — писал д’Эрбиньи. С советскими властями тогда договориться тоже было вполне возможно.
В 1933 г. крест на могиле Соловьева все же был восстановлен, поэтому хлопоты о перенесении останков были прекращены. В 1950-х гг. его заменили новым памятником, материалом для которого стало одно из бесхозных надгробий. Его распилили вдоль, и затем одну из частей установили над могилой Соловьева. Второй фрагмент был поставлен на соседней — матери философа и его сестры Поликсены. Диссонанс явно старых архитектурных форм обоих монументов и надгробных надписей, выполненных в современной орфографии, обычно приводит в недоумение как почитателей творчества Соловьева, так и обычных туристов. Умереть не в родных стенах и лежать под чужим памятником — таков оказался удел величайшего русского мыслителя.

Михаил КОРОБКО


СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Анчугова Т. «…Владимир Соловьев, уроженец Москвы…» (путеводитель по памятным местам)//Московский вестник. № 2/1990. С. 336—348.
К истории одной дружбы. В.С. Соловьев и С.Н. Трубецкой. Новые материалы//De Visu (Москва). № 3/1993.
Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.
Коробко М.Ю. В именьи бывшем Трубецких//Моя Москва. № 1—3/1993.
Коробко М.Ю. Владимир Соловьев. Поэт и философ// Южные горизонты. № 4/2001. С. 10.
Коробко М.Ю. Загадка смерти Владимира Соловьева//За Калужской заставой. № 14/1997. С. 12.
Коробко М.Ю. Подмосковная Узкое: Художественное собрание усадьбы//Наше наследие. № 29—30/1994.
Коробко М.Ю. Последние дни Владимира Соловьева (биографическая хроника)//Наше наследие. № 32/1994.
Коробко М.Ю. Последние дни Владимира Соловьева// Накануне. № 2/1995. С. 21.
Коробко М.Ю., Т.З. Бирюкова, Л.А. Перфильева, Ю.А. Поляков. Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. 2-е изд. М., 1997.
Коробко М.Ю. Усадьба Узкое: Историко-культурный комплекс ХVII—ХХ веков. М., 1996.
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
Лукьянов С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. В 3 кн. М., 1990.
Соловьев В.С. «Неподвижно лишь солнце любви…». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990.
Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977.
Соловьев С.М. Воспоминания. М., 2003.

Материал статьи может быть использован на уроках по теме «Культура России во второй половине XIX в.», 8-й класс, и для
для проведения экскурсий по Москве.

TopList