Посол Нового Света в Старом

Бенджамин Франклин создал
моральный кодекс американского общества

Франклин — гордость США. Он стал первым самым известным в мире американцем. Его появление возвестило о рождении нового народа‚ отличного от других‚ о рождении американца с собственным характером‚ взглядом на жизнь.
Не странно ли? В Америку приехали переселенцы из Англии с ее языком‚ религией‚ обычаями‚ культурой и вдруг в конце ХVIII в. они вступили в войну со своей бывшей родиной‚ отстаивая независимость. Судьба Франклина показывает‚ как это произошло‚ ибо его жизнь‚ а она была долгой (1706–1790 гг.) — судьба самих английских колоний ХVIII в.‚ заметно повлиявшая на взгляды и деятельность нашего героя.
По широте интересов‚ эрудированности Франклина можно было бы отнести к поколению эпохи Возрождения. Молодые английские колонии в короткие сроки проходили как будто целые периоды европейской истории. Пора Франклина отличается пробуждением интереса не только к окружающему миру‚ но к себе‚ к своей личности. Он был мыслителем и политиком‚ ремесленником и писателем‚ ученым-естествоиспытателем и предпринимателем‚ собственными усилиями выбившимся из бедности.
Сын ремесленника из Бостона‚ в 1682 г. покинувшего Англию‚ как и многие его соотечественники протестанты-пуритане‚ из-за религиозных преследований. В «Автобиографии»‚ ставшей классикой мировой литературы‚ Франклин сообщает о своем роде‚ прожившем «в одной и той же деревне‚ Эктоне в Нортгемптоншире‚ на собственном участке земли примерно в тридцать акров (1 акр = 0‚4 га. – Авт.) не менее трехсот лет». Слово франклин прежде было обозначением одной из групп земельных собственников‚ а позднее превратилось в фамилию‚ довольно распространенную во всех концах королевства.
Объясняет Франклин и причину бегства родных в Новый Свет. «Наша безвестная семья рано примкнула к Реформации и оставалась протестантской даже в царствование королевы Марии‚ когда ревностным противникам папизма порой грозила серьезная опасность. В доме у нас была Библия на английском языке‚ и‚ чтобы уберечь ее от посторонних глаз‚ ее в открытом виде прикрепили снизу тесьмой к сиденью табуретки. Когда мой прапрадед читал Библию вслух своему семейству‚ он ставил табуретку вверх ножками к себе на колени и переворачивал страницы‚ вытягивая их из-под тесемок. Кто-нибудь из детей стоял в дверях‚ чтобы вовремя предупредить остальных о появлении пристава церковного суда. Тогда табуретку снова ставили на пол‚ и Библия оказывалась спрятана».
Запрещения законом‚ постоянные преследования вынудили пуритан‚ в том числе и семью Франклина‚ перебраться в Америку‚ где они могли свободно исповедовать свою религию.
Бенджамин рос младшим сыном в большой семье из 17 детей (отец был женат дважды). Все старшие братья не получили образования и пошли в ученичество к разным ремесленникам. Только Бенджамина в восемь лет отправили в грамматическую школу‚ поскольку он рано выучился читать‚ и у всех друзей отца сложилось мнение‚ что из мальчика выйдет великий ученый. Однако из-за безденежья семьи учеба длилась всего один год, за который‚ впрочем‚ он окончил два класса. С десяти лет мальчик начал работать‚ помогая отцу‚ мыловару и свечнику‚ но работа его не привлекала. «Я с детства пристрастился к чтению и все деньги‚ какие попадали мне в руки‚ тратил на книги». Поэтому вскоре отец пристроил его учеником в типографию старшего сына‚ Джеймса.
Страсть к чтению во многом определила дальнейшую судьбу Франклина. Книга стала его главным учителем и наставником. Он занялся самообразованием и самовоспитанием‚ что помогло ему достигнуть успеха в жизни. Франклин был типичным self-made man’ом — человеком‚ сделавшим себя‚ — черта‚ особенно характерная для американцев. Его история самовоспитания до сих пор — неплохой пример для любого молодого человека‚ входящего в жизнь и стремящегося выбиться в люди.
Франклин в юности читал греческих историков‚ мыслителей эпохи Просвещения («Жизнеописания» Плутарха‚ «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта‚ «Опыт о человеческом разуме» Дж. Локка.). Читал целенаправленно‚ то‚ что ему нужно было в данный момент для решения очередной задачи. Заметив‚ что не отличается изяществом слога‚ ясностью мысли и логикой‚ он решил уделить этому больше внимания. Франклин выбирал интересную для себя книгу‚ кратко записывая ее основные положения‚ а через несколько недель пытался восстановить их‚ развивая одну мысль за другой. Потом сличал с подлинником‚ находя и выправляя ошибки. «Так я учился логической последовательности мыслей». По образцам из английской грамматики Франклин овладевал приемами риторики‚ логики‚ умением вести спор‚ отказавшись «от привычки слишком резких возражений и безапелляционных доводов». На всю жизнь он сохранил навык изъясняться скромно‚ без самоуверенности‚ предпочитая выражения «я полагаю»‚ «мне кажется» словам «разумеется»‚ «безусловно». В наши дни это стало нормой поведения воспитанного американца.
Но Франклин был строителем не только своего духа‚ но и тела. В шестнадцать лет он прочитал о преимуществах растительной пищи и тут же стал вегетарианцем. Научился сам готовить простые блюда (картошку‚ рис‚ пудинг)‚ что значительно сократило его расходы на питание и прибавило денег на покупку книг.
Работая у брата‚ издававшего вторую в Америке газету — «Вестник Новой Англии»‚ Бенджамин впервые попробовал себя в качестве писателя. Однажды, изменив почерк, он подбросил под дверь типографии листок без подписи. Брату и его друзьям статья понравилась‚ и они ее опубликовали. Таким же образом Франклину удалось издать еще несколько своих сочинений. Когда же тайна открылась‚ старший брат был недоволен подобной самостоятельностью младшего‚ да еще ученика.
В юности у Франклина «зародился смелый‚ даже дерзостный план: достичь морального совершенства. Я хотел жить‚ не совершая грехов и проступков; решил побороть все то‚ на что меня толкала либо врожденная склонность‚ либо привычка‚ либо чужие примеры». Он составил своего рода «моральный кодекс» добродетелей‚ которых нужно строго придерживаться. Их получилось тринадцать.

1. Воздержанность. Не ешь до отупения‚ не пей до опьянения.
2. Молчаливость. Говори лишь то‚ что может послужить на пользу другим или тебе самому.
3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет свое место; пусть для каждого твоего дела будет свое время.
4. Решительность. Решай делать то‚ что должно; а то‚ что решил‚ выполняй неуклонно.
5. Бережливость. Позволяй себе только те расходы‚ что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту.
6. Трудолюбие. Не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным; отменяй все необязательные дела.
7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману; пусть мысли твои будут невинны и справедливы…
8. Справедливость. Никогда не обижай людей‚ причиняя им зло или не делая им добра‚ как велит долг.
9. Умеренность. Избегай крайностей. Не держи обиды…
10. Чистоплотность
11. Спокойствие. Не волнуйся из-за пустяков…
12. Целомудрие. Похоти предавайся редко‚ единственно для здоровья или для продления рода…
13. Кротость. Следуй примеру Иисуса и Сократа.

Франклин смастерил книжечку‚ в которой отвел по странице для каждой добродетели‚ ежедневно отмечая все случаи нарушений.
Самодисциплина и активная деятельность помогли ему стать предпринимателем и богатым человеком‚ о чем он писал в начале «Автобиографии»: «Выбившись из бедности и безвестности‚ в которой я родился и рос‚ и достигнув в сем мире благосостояния и некоторой известности‚ притом‚ что моя жизнь протекала счастливо‚ я полагаю‚ что потомкам моим небезынтересно будет узнать‚ какими средствами я‚ милостью Божией‚ этого достиг, и‚ буде иные из этих средств покажутся им пригодными и для них‚ они пожелают последовать моему примеру.» По существу, «Автобиографией» Франклин открывает очень распространенный и поныне в США жанр поучений и нравоучений‚ советов‚ как добиться успеха и‚ что почти одно и то же для американца‚ как разбогатеть.
В 1729 г. он стал собственником «Пенсильванской газеты»‚ а с 1732 г. около 25 лет издавал знаменитый календарь «Альманах простодушного Ричарда»‚ который пользовался такой популярностью в Америке (как ни одна книга после Библии) и в Европе благодаря занимательности и полезности сюжетов‚ что расходился ежегодно тиражом в 10 тыс. экземпляров (редкий тираж для ХVIII в.)‚ принося автору изрядный доход. Промежутки между знаменательными датами Франклин заполнял назидательными пословицами‚ прославлявшими «трудолюбие и бережливость как средства приобретения богатства‚ а тем самым и добродетели‚ ибо человеку неимущему труднее всегда поступать честно». Он считал бережливость не природным качеством‚ а результатом самовоспитания‚ и полагал‚ что достойным может быть только человек с достатком‚ преуспевающий‚ поскольку лишь такой человек уважает и свою собственность, и чужую‚ а значит себя и другого. Именно неустанный и свободный труд‚ по мнению Франклина, да и всех протестантов‚ может решить проблему бедности‚ над которой бьется весь мир. Бережливость‚ трудолюбие‚ самоконтроль‚ самовоспитание‚ берущие начало в христианстве и особенно в его ветви‚ возникшей в Новое время‚ — протестантизме‚ легли в основу американского характера.
Среди множества статей и памфлетов‚ написанных Франклином‚ особенно знаменит «Путь к богатству»‚ где автор‚ как и сто лет спустя крупный сталелитейный магнат Эндрю Карнеги‚ учил своих читателей искусству разбогатеть. Самая известная работа Франклина — «Автобиография» (1791)‚ ставшая классикой американской литературы и вошедшая в мировой фонд культуры‚ написана в свободной манере и обращена к сыну писателя. Она представляет образец назидательной литературы США ХVIII в. Упорная работа над слогом не прошла даром. Франклин прославился своими афоризмами. Вот некоторые из них. «Помни‚ что время — деньги». «Нанося оскорбление‚ вы опускаетесь ниже вашего врага. Месть делает вас равным ему. Прощение же ставит вас выше». «Сильный и мудрый может пожалеть и простить‚ трус и глупец не знает сострадания».
Еще одна черта‚ свойственная Франклину и ставшая характерной для всей американской нации, — «общественный дух». Мы часто представляем американцев индивидуалистами. Меньше известен их коллективизм‚ значительно отличающийся от российского. «Я рано проникся общественным духом», — писал Франклин. Американский общественный дух происходит из естественного стремления людей к совместным действиям по собственной воле и желанию. Это свободная кооперация‚ не ущемляющая интересов отдельного человека и сохраняющая его независимость‚ в противоположность российскому коллективизму‚ принудительному‚ подавляющему индивида ради абстрактных общих интересов.
Первое общественное начинание Франклина — создание публичной библиотеки‚ первой в Америке. Перебравшись в 17 лет в Филадельфию‚ столицу Пенсильвании‚ Франклин организовал из своих друзей‚ мастеров и ремесленников‚ Общество взаимного просвещения‚ которое назвали Хунта. Каждую пятницу по вечерам его члены собирались для обсуждения какого-нибудь вопроса из области политики‚ морали‚ натурфилософии‚ один раз в три месяца каждый читал собственное сочинение на любую тему. Поскольку в английских колониях книг было мало‚ то Франклин предложил друзьям держать книги в комнате‚ где все собирались‚ чтобы любой мог навести нужную справку. Предложение понравилось‚ его приняли.
Но этим дело не ограничилось. Франклин написал обращение к жителям города‚ чтобы желающие заплатили вступительный взнос в 40 шиллингов. Был написан устав библиотеки‚ и число ее членов достигло ста человек. Так в Филадельфии появилась «мать всех североамериканских публичных библиотек»‚ которых сейчас много по всей стране. Библиотеки‚ по мнению Франклина‚ «развили общественное сознание американцев‚ сделали простых торговцев и фермеров не менее образованными‚ чем большинство выходцев из других стран».
Важное место в мировоззрении Франклина занимает понятие «полезный гражданин» — тот, кто трудится на пользу не только себе‚ но и другим. Уже в юности он задумался о воспитании «полезного и достойного гражданина», и вся его деятельность была посвящена этой просветительской миссии. Свои издания Франклин рассматривал как «подходящее орудие для просвещения простых людей».
В 1736 г. он был избран в законодательную ассамблею Пенсильвании. «Я стал подумывать об участии в общественных делах‚ но начал с малого», — вспоминал он о своей молодости. Франклин много сделал для благоустройства Филадельфии. Прежде всего упорядочил службу охраны города‚ предложив вместо поочередной повинности граждан нанимать надежных людей на постоянную работу за счет налога с домовладельцев в зависимости от размера их собственности. По его инициативе в Пенсильвании‚ квакерской колонии‚ долго не соглашавшейся на меры по собственной безопасности (квакеры — пацифисты), была все-таки создана милиция (народное ополчение) на собранные гражданами средства. Чтобы добиться выполнения своей цели‚ ему пришлось опубликовать памфлет «Простая истина» (объяснявший нужду в ней)‚ что сразу сняло все возражения. Таким же образом Франклин убедил соотечественников в необходимости пожарной команды в городе‚ сооружения больницы для бедных‚ освещения фонарями улиц‚ которые к тому же замостили камнем.
Велик вклад Франклина в дело образования. Он составил план учреждения академии‚ позднее превратившейся в Пенсильванский университет‚ а в 1743 г. основал Философское общество‚ старейшее научное учреждение в США. С его именем‚ как и с именем Петра I в России‚ связано многое‚ о чем можно сказать «впервые».
Франклин прославился и как ученый-естествоиспытатель – проводил эксперименты по электричеству‚ изобрел громоотвод‚ сформулировал начала электростатики в «Опытах и наблюдениях над электричеством». Он был избран почетным членом многих научных обществ и академий мира. Когда в 1757 г. как представитель Пенсильвании он отправился в Англию‚ то уже пользовался популярностью «первого философа и подлинно первого великого писателя‚ которому мы все обязаны». Так сказал о нем английский мыслитель Дэвид Юм.
Но‚ конечно‚ прежде всего Франклин прославился как общественный и политический деятель. На его взглядах хорошо видно изменение позиции колонистов в отношении к прежней родине‚ постепенное вызревание решения американцев об отделении — та самая «революция в умах»‚ по словам Дж. Адамса‚ которая привела в конце концов к образованию независимой американской республики‚ открывшей во всем мире эру борьбы колоний за свое освобождение. До 1775 г. Франклин и не помышлял об отделении колоний от Британской империи‚ хотя неустанно ратовал за расширение их прав. Еще в 1754 г. он первым составил проект объединения американских колоний внутри империи‚ который был отвергнут. В 1760-е гг. из-за обострения отношений с Англией Франклин — уже сторонник государственно-правовой автономии колоний‚ превращения Британской империи в федерацию. Идею федеративной унии‚ которая позволила бы Британии сохранить союз со своими американскими колониями, предлагали и другие политические деятели‚ в том числе известный английский политик виг У.Питт-младший. А экономист А.Смит‚ предвидя дальнейшие события‚ предсказывал неизбежность независимости колоний.
Уже со второй половины 1760-х гг. Франклин перестал называть американцев англичанами и английскими подданными‚ а в 1769 г. впервые говорил о североамериканских провинциях как о «государствах» («states»). Но только с началом военных действий Франклин‚ подобно большинству колонистов‚ окончательно отбросил надежды на компромиссы с Англией. Он снова выдвинул проект объединения колоний‚ учтенный при составлении первой конституции США — «Статей конфедерации» (1777)‚ объявившей о создании союза суверенных‚ т.е. независимых, государств‚ но просуществовавшей недолго. Через десять лет (1787) вторая конституция‚ действующая до сих пор‚ провозгласила объединение штатов на принципе федерации, предполагавшем передачу ими части своих полномочий федеральному центру.
Вместе с Томасом Пейном Франклин является также одним из авторов конституции Пенсильвании‚ самой демократичной среди штатов‚ поскольку в ней не было имущественного ценза‚ как в других штатах, где избиратели и кандидаты должны были владеть пусть небольшой‚ но собственностью (землей – не менее 50 акров‚ деньгами). К тому же в ней предполагалась ежегодная сменяемость всех должностных лиц.
Франклин участвовал в работе Второго континентального конгресса (1775)‚ в 1776 г. вошел в комитет по созданию Декларации независимости и подписал ее. Тогда же его как наиболее известного и почитаемого в Европе американца посылают во Францию во главе дипломатической миссии. Ее цель — найти в Европе, прежде всего в лице Франции, союзников и получить помощь для восставших колоний — задача очень трудная‚ если учесть монархическое правление тогдашних европейских государств. И все-таки Франклин блестяще справился с ней‚ сыграв на чувствах неприязни Франции‚ Испании и Голландии к давней сопернице — Англии‚ вытеснявшей их из Нового Света. 6 февраля 1778 г. был заключен франко-американский союз‚ по которому Франция первая признала независимость новой республики и организовала регулярные поставки оружия‚ медикаментов для ее армии. Кстати‚ в них участвовала и компания знаменитого французского драматурга П. Бомарше.
При дворе французского короля Франклину удалось расположить к себе‚ а значит и к молодой республике‚ послов многих европейских государств‚ привлечь на сторону США общественное мнение Европы. Вслед за Францией США признали Испания и Голландия‚ также помогавшие восставшим в борьбе с Англией. В результате тонкой политики Франклина Англия оказалась в изоляции‚ что сыграло важную роль в победе колонистов. 3 сентября 1783 г. семидесятисемилетний Франклин вместе с другими американскими представителями (Дж.Адамсом‚ Дж.Джеем) подписал от имени конгресса США Парижский мирный договор с Англией‚ означавший конец войны и официальное признание последней независимости США.
Подпись Франклина стоит и под конституцией США 1787 г.‚ хотя не со всеми ее положениями он согласился‚ требуя большей демократизации страны (всеобщего избирательного права‚ ограничения полномочий президента). Франклин был одним из первых аболиционистов — сторонников отмены рабства‚ президент первого аболиционистского общества в Филадельфии (1789). Он обратился в конгресс США с требованием отмены работорговли. Памфлет «О работорговле» (1790) — последнее сочинение‚ появившееся незадолго до его смерти‚ фактически политическое завещание великого американца.
Франклин подолгу жил за границей: 18 лет в Англии (1757–1775) как представитель Пенсильвании‚ а потом и других колоний‚ где познакомился со многими известными людьми (А.Смитом‚ Д. Юмом‚ Э. Бёрком); с 1776 г. — во Франции, сначала как глава дипломатической миссии‚ а после признания Францией США как первый американский посол. Будучи человеком общительным‚ прекрасным дипломатом‚ он завел широкие связи и знакомства с представителями различных стран‚ в том числе и России. Скромно одетый в коричневый кафтан‚ без парика, с гладко причесанными волосами‚ свободой и простотой поведения он вызвал интерес и поклонение светского парижского общества. Русский дипломат граф И.Г. Чернышев доносил Екатерине II‚ что даже французскую королеву Марию-Антуанетту забавляет республиканская простота манер американского посла. Екатерина II язвительно заметила‚ что «смеется тот‚ кто смеется последним». Она хорошо понимала: столь привлекательное американское свободомыслие может быстро перекинуться на монархическую Европу‚ как и произошло.
В Париже в 1778 г. Франклин познакомился с русским писателем Д.И. Фонвизиным‚ сообщившим в письме на родину о своей встрече со «славным Франклином». Кстати‚ есть предположение‚ что писатель вывел Франклина в образе Стародума в комедии «Недоросль». Там же началось знакомство Франклина с княгиней Екатериной Дашковой‚ одной из самых образованных женщин России‚ первой статс-дамой екатерининского двора. Позднее они переписывались. В 1789 г. Франклин был избран первым американским почетным членом Петербургской академии наук по инициативе ее президента – Е.Р. Дашковой‚ а та в свою очередь стала членом Философского общества США.

Б. Франклин с членами американской комиссии по подготовке проекта мирного договора с Великобританией 1783 г. Конец XVIII в.

Б. Франклин с членами американской комиссии
по подготовке проекта мирного договора с Великобританией 1783 г.

Конец XVIII в.

В России рано стали переводить сочинения Франклина (памфлеты‚ «Альманах простодушного Ричарда»‚ отрывки из «Автобиографии»), и они пользовались большой популярностью. А.Н.Радищев и Н.И. Новиков ценили прежде всего свободолюбие американского просветителя‚ вызывавшее раздражение Екатерины II. Хорошо известны и ее фраза после чтения радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Да он бунтовщик‚ хуже Пугачева... Он хвалит Франклина»‚ и ее жестокая расправа с этими ценителями. С 1790-х гг. его горячим популяризатором стал Н.М. Карамзин‚ уважавший, подобно Радищеву‚ во Франклине прежде всего политика и гуманиста: «Видя оскорбляемые права человечества‚ с каким жаром берется он быть его ходатаем!»
Молодому поэту Андрею Тургеневу принадлежал первый сборник переводов сочинений великого американца (1799) и очерк «Жизнь Франклина»‚ где он отмечал: «Неутомимое трудолюбие‚ пламенная любовь к наукам‚ соединенная с прямодушием и честностию‚ были главные черты в франклиновом характере». К Франклину обращались и декабристы.
А.А. Бестужев писал 25 марта 1829 г. братьям из ссылки: «Последнее время утешал меня Франклин. Какая теплая любовь к человечеству! Какая убедительная ясность изложения! Вот был человек!» Идея самовоспитания привлекала многих людей‚ в том числе и Л. Толстого‚ который признался в дневнике‚ что с 15 лет вел «франклиновский журнал» и ежедневно отмечал нарушенную за истекший день добродетель. В 1880-е гг. Толстой предлагал публиковать сочинения Франклина в изданиях для народа. Образ Франклина вызывал интерес и у европейцев. Его деятельности во Франции посвящен роман «Лисы в винограднике» немецкого писателя Л. Фейхтвангера. Но Франклин остается, в первую очередь, национальным символом американцев‚ великим послом Нового Света в Старом.

Ирина СУПОНИЦКАЯ,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник
Института всеобщей истории РАН

 


СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

Франклин Б. Автобиография // Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография. Кревекер С.Дж. де. Письма американского фермера. М.‚ 1987.
Франклин Б. Избранные произведения. М., 1956.
Фейхтвангер Л. Лисы в винограднике. Любое изд.

Лекционный материал и текст для чтения по теме
«Образование США». 7-й класс.

TopList