«Понимать — это моя профессия»
— Игорь Альбертович, каковы ваши впечатления от конкурса «Учитель года — 2003»? — Я участвую в таком конкурсе впервые, поэтому
сравнивать мне не с чем. В целом конкурс
понравился: интересный, насыщенный. Ничего
неожиданного для меня не было. Условия были
поставлены заранее: мы должны были представить
методические материалы и фрагменты своих уроков
на видеокассете. Затем давали уроки по
предложенной теме московским школьникам.
Единственная сложность — тему мы узнавали всего
лишь за сутки до урока. Хотя, если педагог опытный,
ему ничего не стоит быстро подготовиться. Мне
кажется, что на первом этапе я с поставленной
задачей справился. — На ваш взгляд, какова сейчас роль историка в школе и какое место занимает история в общем ландшафте российского образования? — Мне кажется, что история — главный предмет
сегодня. Как учебная дисциплина она интегративна,
вбирает в себя все: и политическую, и
экономическую историю, и историю культуры. Все
гуманитарное знание, которое рассредоточено
между различными учебными дисциплинами —
литературой, географией, экономикой, вбирает в
себя история. — Как бы вы могли определить основной смысл деятельности учителя в современном информационном обществе?
— Задача школьного образования в условиях современного мощного информационного потока — развивать интеллект учащихся и учить их работать с информацией. Развитие навыков исследовательской деятельности — это как раз тот опыт, который я представлял на конкурсе в номинации «Учитель-исследователь». Исторический материал огромен, и поэтому не всегда хватает времени продемонстрировать навыки исследовательской деятельности на уроках истории. Поэтому умению работать с информацией, навыкам исследовательской деятельности я стараюсь учить детей на уроках риторики. Ученикам предлагается тема исследования, и на уроках риторики я показываю пути ее реализации — от момента зарождения идеи до того рубежа, когда эта идея выкристаллизовалась и ее нужно защитить в публичном диспуте. Работа по развитию исследовательских умений учащихся помогает им заниматься своими мини-исследованиями не только по истории, но и по другим гуманитарным предметам: поиск информации, работа с источниками, составление библиографии, умение писать, хотя бы на школьном уровне, библиографический обзор изученной литературы или ресурсов Интернета. — Не считаете ли вы, что учитель — исчезающая профессия нашего общества? — Учитель в классическом понимании — как духовный наставник, источник знания, может быть, и уходит. В крупных мегаполисах, когда на учащихся обрушивается много информации и из Интернета, и из СМИ, учитель перестает быть единственным носителем знаний. Педагогу нужно перестроиться и направить свои усилия на то, чтобы учить детей работе с информацией. Хотя учитель все-таки не перестает быть духовным наставником. В наше противоречивое время, когда родители не успевают заниматься воспитанием своих детей по причине занятости, учитель должен стать своего рода духовным убежищем для того ребенка, который чувствует себя потерянным в нашем обществе. Потерянным не в том смысле, что он беспризорный и не имеет крова, а потерян в плане нравственных, культурных ориентиров. Современному петербургскому школьнику кажется, что он сориентирован в этой жизни, — он умеет быстро адаптироваться к разным ситуациям, он без внутренних колебаний идет на общение с людьми — это хорошо, это его плюс. Но именно здесь очень много соблазнов — вирусы нетерпимости, экстремизма, желание получать удовольствия только для тела, а не для души — в эти сети, как правило, и попадает современный школьник. Задача учителя — если не остановить, то своим примером, своим словом показать, что есть и иные ценности, кроме сиюминутных и быстротечных. Правда, педагогу это под силу только тогда, когда он выступает не в роли ментора или проповедника, а когда ученик видит, что учитель тоже современный человек, что ничто человеческое ему не чуждо. Учителю неплохо бы знать современную музыку, уметь хорошо пользоваться компьютером, Интернетом, заниматься спортом, например играть в бильярд, но это, конечно, необязательное условие. Главное, чтобы в общении с учениками учитель старался быть на равных. Он не должен бояться показывать того, что не обладает полнотой истины, что чего-то не знает. Преподаватель должен всегда быть готов принять возражение от ученика, терпеливо выслушать его точку зрения. Если учитель не стесняется говорить о том, что когда он учит, то при этом сам учится у своих учеников, тогда есть шанс, что дети его поймут, примут и будут прислушиваться к его мнению. — Как вы думаете, учитель — это посредник между миром культуры и современным подростком или поставщик образовательных услуг? — Мне хочется верить, что первое, т.е. это — посредник между миром культуры и учеником, хотя мы с учениками вместе живем в этом мире культуры. Конечно, он и поставщик образовательных услуг, хотя я не хотел бы мириться с тем, что нахожусь в одном ряду с официантом, таксистом, продавцом при всем моем уважении к этим нужным профессиям. Все-таки педагог должен жить в мире культуры и доносить эти ценности до подрастающего поколения. — Ваш «конек» — интегрированный урок. Как вы смотрите на сочетание в одном предмете сведений, подходов, методических приемов, взятых из других областей, например литературы, географии, религиоведения? Возможно ли и нужно ли, чтобы такой урок вели два предметника, создавая некое «дискуссионное поле»?
— Я выступаю за интеграцию гуманитарных
предметов. Я приветствую и то, что отдельные
уроки могут вести два учителя. Наши педагоги
экспериментируют в этом ключе — мы такие уроки
называем бинарными. — Как сочетать в одном курсе историю страны с «микроисторией» (историей города, области, села)? — В Петербурге это легко осуществимо. У нас есть курс всеобщей истории, курс истории России и самостоятельный предмет — история и культура Санкт-Петербурга. Даже если эти предметы ведут разные учителя, то преподаватель истории, конечно же, затрагивает историю нашего города, его культуру. Как можно говорить о блокаде Ленинграда и при этом не рассказать о духовной жизни ленинградцев в эти страшные годы? Мы как бы перекликаемся с учителями, ведущими историю нашего города. — Играет ли какую-то роль то обстоятельство, что вы петербуржец — житель города, который в полном смысле этого слова погружен в культуру? — Конечно. Наша гимназия находится в центре
города, так что часто урок истории может
переходить в урок-экскурсию. Можно, например,
выйти на площадь Восстания и там рассказать о
событиях Февральской революции 1917 г. — Что бы вы пожелали читателям еженедельника «История»?
— Последнее время стало не хватать учителей истории. Раньше говорили: не хватает учителей английского, литературы, физкультуры, а сейчас наметилась такая тенденция, что и учителей истории стало не хватать. Почему? Да, это — сложная дисциплина, нет устоявшихся, сложившихся концепций, нет единого учебника. Учителя опускают руки: очень трудно жить в эпоху перемен, ведь их заложниками в первую очередь становятся преподаватели истории, вынужденные иногда работать в угоду политической конъюнктуре. Я призываю учителей истории не опускать руки, относиться к этому философски, ведь мы еще преподаватели и обществознания. Все течет, все изменяется, изменяемся и мы, ведь если мы не будем меняться, значит, мы остановимся в развитии и можем стать неинтересными своим ученикам. Поэтому дерзайте, творите, ищите — но вместе с учениками! Я люблю цитировать слова английского писателя Уильяма Голдинга: «Понимать — это моя профессия». Понимание — это кредо учителя истории. Беседовала |