Недавно мне довелось посмотреть исторический фильм. Посвящен он был Наполеону. Прекрасно снятые батальные сцены, великолепные интерьеры начала XIX в., костюмы и портретный грим, работа известных актеров — все должно было работать на создание атмосферы наполеоновской эпохи. Но искомая атмосфера почему-то не возникала. В чем же дело? Может быть, слишком много длинных диалогов и так называемой психологии? Или недостаточно того, что сейчас называют «экшн», т.е. драк, погони, батальных сцен? Вообще, как влияет массовое искусство на наших детей, на познание ими исторического прошлого?
Видеофильмы, компьютерные игры, популярные романы на исторические темы пользуются бешеным спросом у людей всех возрастов. Зададимся вопросом — почему? Почему не издаются такими же массовыми тиражами, а значит не пользуются спросом, научные и научно-популярные книги по истории, написанные учеными? Каждый ответит сразу:
«Да потому, что романы и фильмы рассказывают об истории увлекательно и интересно, в них действуют живые люди, с ними происходят разные события, а научная книга скучна и монотонна, там перечисляются сухие факты, и написана она малопонятным и невыразительным языком».
Все правильно. Историк ненасытен в обнаружении все новых сторон и деталей изучаемого им прошлого.
Он, как шахтер, спускается в шахту исторического познания, чтобы выдавать на гора всё новые факты.
Но все дело в том, что помимо теоретического и практического отношения к миру, людям важно еще одно отношение — ценностное, для которого главное — эстетическая и эмоциональная сторона. Ценностное отношение всегда стремится схватить предмет или явление в его целостности, не только узнать, но и пережить.
Это обстоятельство и используют писатели и кинорежиссеры, драматурги и постановщики. Только вот беда: в кривых зеркалах массовой культуры ценностные отношения беззастенчиво искажаются, из них начисто исчезает важнейший компонент — нравственные установки и принципы, и история почти всегда сводится или к «экшну», или к скабрезному анекдоту. Так было и с фильмом про Наполеона. Весь антураж этого кино служил одной цели — показать императора французов как удачливого вояку и героя-любовника...
Мы же призваны воспитывать вкус. Вкус к истории. Какой благородный и возвышенный сюжет для исторической драмы!

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList