Можно ли научить патриотизму?
С 17 по 22 ноября 2003 г. в
Москве на базе Центра детско-юношеского туризма
и краеведения Министерства образования РФ
пройдет VII Всероссийская олимпиада по школьному
краеведению.
Я встретилась с руководителем программ
«Родословие» и «Земляки» Федеральной программы
туристско-краеведческого движения «Отечество»
Натальей Александровой. Она рассказала об
истории возникновения движения «Отечество» и
мероприятиях, проводимых в его рамках.
Туристско-краеведческое движение существует в
нашей стране уже более десяти лет. О его
значимости свидетельствует тот факт, что
Программа движения утверждена на федеральном
уровне. Воплощает ее в жизнь Центр детско-юношеского
туризма и краеведения при Министерстве
образования РФ. Кроме ежегодной олимпиады этот
центр проводит конференции, конкурсы, экспедиции,
слеты и т.д.
Что касается Олимпиады, то она проводится с 1997 г.
и в этом году будет проходить в седьмой раз.
Последние несколько лет ее тематика
определяется как историко-культурное и
природное наследие родного края.
Участие в Олимпиаде, по мнению Натальи
Анатольевны, полезно для старшеклассников,
собирающихся поступать на исторические
факультеты и специальности, связанные с
экологией, а также в те российские вузы, которые
занимаются региональным краеведением и
региональной историей. Более того, лауреаты
олимпиад имеют право поступать в профильные вузы
без вступительных экзаменов — им нужно пройти
только собеседование.
Положение об Олимпиаде утверждается
Министерством образования. С ним можно
ознакомиться в региональных центрах юных
туристов, которые обычно занимаются
краеведческим образованием детей.
Чтобы принять участие в Олимпиаде, необходимо
подготовить исследовательскую краеведческую
работу и отправиться в Москву. Там с присланными
материалами работают рецензенты, которые
отбирают самые лучшие.
Второй тур Олимпиады — очный. Он проходит в форме
защиты своей исследовательской работы на
конференции, где она оппонируется и обсуждается
участниками и организаторами Олимпиады.
Следующий этап — работа в музее, с экспонатами,
подобранными по определенной теме. Результатом
должно стать небольшое исследование (эссе),
например, года два тому назад этот тур проводился
в Государственном историческом музее, где
предлагалось на музейных материалах раскрыть
темы о декабристах или о династии Романовых. Темы
соответствуют специфике секций. Например,
участники секции «Родословие» и «Земляки»
должны знать, как составляются родословные,
пишутся биографии. Здесь-то и должно проявиться
владение практическими знаниями. Следующий этап
— атрибуция музейного предмета. Участнику
предоставляется их три или пять, после чего он
должен описать каждый экспонат, сделать на него
«научный паспорт» по определенной схеме. Для
атрибуции участникам предлагаются только
подлинники. Оценка зависит от того, насколько
правильно предмет описан. Считается, что этот
навык необходим, ведь чаще всего юные краеведы
работают при школьных музеях.
Четвертый тур — викторина. На последней,
например, участникам было предложено 20 вопросов:
10 в форме тестов и 10, на которые надо было дать
развернутый ответ. Викторина, как правило, носит
историко-краеведческий характер, вопросы
задаются на знание истории, культуры, экологии.
Здесь участник должен показать свою эрудицию.
Каждый этап
оценивается в балльной системе. Индивидуальный
результат высчитывается исходя из общего балла.
Разнообразие форм проверки знаний и навыков
участников позволяет отнестись к каждому из них
достаточно объективно. Не может не радовать, что
количество первых, вторых и третьих мест не
лимитировано. Т.е. каждый участник, сумевший
показать глубокие знания и практические навыки,
может рассчитывать на первое место. А вот
количество участников Олимпиады ограничено: не
более двух человек от региона по каждой секции.
Помимо Олимпиады ежегодно проводится
Конференция. По ее результатам выпускаются
сборники, которые содержат публикации
школьников и их наставников. Конференция
проводится весной, в апреле. Для участия в ней
необходимо отправить исследовательскую работу
до 1 февраля.
Всероссийский конкурс краеведческих
исследовательских работ учащихся проводится с
2001 г. В нем два этапа — заочный (работа
присылается в Москву) и очный (защита работы и ее
обсуждение).
Конкурс и Конференция более доступны, чем
Олимпиада. Последняя важна в основном для тех,
кто стремится поступить в профильный вуз.
Конкурс же и Конференция интересны своей
массовостью, в них может принимать участие любой
ребенок, даже учащийся младших классов.
Прием работ на Олимпиаду и
Конкурс проводится по следующим направлениям (соответствующим
секциям туристско-краеведческого движения
«Отечество»): «Родословие», «Летопись родного
края», «Земляки», «Исчезнувшие памятники России»,
«Археология», «Исторический некрополь России»,
«Природное наследие», «Литературное
краеведение», «Этнография», «Культурное
наследие», «Военная история России» и др.
Наталья Александрова, помимо деятельности в
рамках проводимых Конкурса и Олимпиады,
занимается с детьми в историко-краеведческом
кружке, разрабатывает обучающие программы. Ее
воспитанники исследуют историю различных родов,
составляют родословные, пишут биографии.
Отраден сам факт, что в нашей стране существует
историко-краеведческое движение. Участвуя в нем,
школьники учатся работать с источниками, писать
научные работы, выступать с докладами. Хотя те,
кто их обучает и проводит конференции,
экспедиции, олимпиады, подчас занимаются этим,
опираясь исключительно на свой энтузиазм. При
том, что краеведение — одна из немногих
возможностей научить ребенка патриотизму. А это
— более чем важно.
Анастасия ГОЛОВАТЕНКО |