Урок педагогической философии
|
Лауреат Всероссийского конкурса
«Учитель года России — 2003»
Игорь Карачевцев
|
С 26 сентября по 5
октября 2003 г. в Москве проходил финал
Всероссийского конкурса «Учитель года России —
2003», который в четырнадцатый раз собрал лучших
преподавателей страны и еще раз показал, как
богата наша Россия талантливыми, мудрыми,
творческими педагогами.
Всего в финале конкурса приняли участие
80 учителей из разных регионов страны, среди
которых 18 — историки и обществоведы. Пятеро из
них вышли в финал по итогам первого тура и трое
стали победителями в номинациях: «Инновационные
формы обучения» — Саликов Валерий Юрьевич,
учитель истории и общественно-политических
дисциплин МОУ средняя школа № 36 города
Тамбова.
«Патриотическое и гражданское воспитание» —
Шаров Сергей Олегович, учитель истории и
обществознания МОУ лицей гуманитарных наук
города Саратова.
«Учитель-исследователь» — Карачевцев Игорь
Альбертович, учитель истории и обществознания
гимназии № 166 города Санкт-Петербурга. Он же стал
обладателем «хрустального пеликана» и первым
историком — победителем в конкурсе «Учитель
года России».
Нелегко пришлось
конкурсантам в борьбе за победу. Ведь всего за
двадцать минут нужно было дать урок истории.
Однако участникам конкурса удалось «остановить
мгновение»: не только блеснуть педагогическим
мастерством, но и ввести детей в увлекательный
мир истории.
Валерий Саликов, используя художественные
образы, сумел за двадцать минут уложить в головы
детей несколько упрощенную, но весьма изящную
схему медленного нарастания международной
напряженности на пороге XX в. А помогли ему в этом
музыка Рихарда Вагнера и тщательно подобранные
цитаты из классиков.
Сергей Шаров провел двадцатиминутный урок
граждановедения на тему «Понятие социальных
групп». В начале занятия ученикам 11-го класса был
показан отрывок из исторической хроники о
дореволюционной России. Цель урока заключалась в
том, чтобы выяснить значение существующих
социальных групп в современном обществе и
показать их реальную значимость. С. Шаров дал
определение гражданских отношений в российском
обществе. Ученики самостоятельно выделили
характерные черты пяти социальных групп:
вынужденные переселенцы, пикетчики, учителя,
европейцы и пенсионеры. Дальше урок развивался в
форме диалога. Вопрос учителя: какая из
вышеперечисленных групп вызывает у вас
негативные чувства? Ответ класса: пикетчики и
вынужденные переселенцы. Пикетчики будоражат
общество и создают много шума. Однако учитель
наводит ребят на мысль, что и они могут стать
пикетчиками и отстаивать свои права. А
вынужденные переселенцы — это такие же граждане
страны, как и мы. И никто из нас не может
зарекаться, что когда-то не попадет в их число.
Ребята сами пришли к выводу, что если в
государстве есть такие социальные группы, как
вынужденные переселенцы, значит, в нем не все в
порядке и нужно искать пути решения острых
социальных проблем.
Игорь Карачевцев по
иронии судьбы давал свой двадцатиминутный урок
истории последним «Я увидел двадцать блестящих
уроков и просто не мог удержаться чтобы не учесть,
не позаимствовать несколько удачных находок...
Так что моя заслуга лишь в том, что я постарался
объединить все лучшее, что сделали другие». Свою
же педагогическую философию Игорь Альбертович
излагает следующим образом: «Любить своих
учеников и свое дело, искать истину, вести
постоянный диалог с книгой, друг с другом, с самим
собой, а также диалог с миром, его прошлым,
настоящим и будущим, воспитывать детей в духе
свободы и творчества, приучать их к
ответственности за сохранение нашей великой
культуры — таковы слагаемые педагогической
философии учителя.
И еще — каждый день идти на урок с желанием
понять своих учеников и быть понятым ими».
Александр ГОРДИЕВСКИЙ,
Инна БОНДАРЕВА |