«И стали станом на Онузе...»
Как показывают всё новые и новые
открытия историков, в исторической науке
невозможно поставить точку. Она предполагает
скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся
окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а
возможно, и полностью опровергнутся.
Так и данная публикация о возможном
местонахождении упоминаемой в летописях
Онузы не только уточняет спорный до сих пор
вопрос, но и оставляет его открытым…
|
Здесь могла находиться
таинственная Онуза
|
«Той же зимою пришли с восточной стороны на
Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем
Батыем, и придя, сначала, стали станом на Онузе, и
взяли ее и сожгли. И оттуда послали своих послов:
женщину-чародейку и двух мужчин с ней к
рязанским князьям, требуя себе десятой части по
всем... Князья же рязанские ... ответили послам
Батыевым: “Коли нас не будет, то все ваше
будет”».
Так рассказывает Никоновская летопись о
событиях 1237 г. — нашествии хана Батыя на Русь.
В Тверской летописи в том же году упоминается
некая Нуза: «Окаянные татары зимовали около
Черного леса и отсюда пришли лесами на Рязанскую
землю во главе с царем их Батыем. И сначала пришли
и остановились у Нузы, и взяли ее, и стали здесь
станом».
|
Поединок перед битвой
русских с ордынцами.
Миниатюра из летописи |
Названия Нуза, Нузла, Нухля, Онуза
встречаются во многих летописях, связанных с
татарским нашествием, начиная с Новгородской (XIV
в.). Они, по-видимому, обозначают одно и то
же место — древнерусское поселение,
расположенное на границе Рязанского княжества,
первым встретившее татарские войска. О его
судьбе мы узнаем из летописей — татары
захватили Онузу и сожгли.
Исследователи по-разному определяли ее
местонахождение. Одни считали, что она была
расположена на реке Узе, притоке Суры, другие
помещали ее к юго-западу от Воронежа, третьи
располагали в бассейне одноименной реки в южной
части Рязанского княжества. Возможно, последние
исследования тамбовского археолога Сергея
Ивановича Андреева станут ответом на этот
вопрос.
В 1940 г. сотрудником Тамбовского областного
краеведческого музея археологом
М.Г. Верховых было открыто городище у села
Никольского Знаменского района Тамбовской
области. Оно находилось на мысу правого берега
реки Цны и было защищено двумя рядами валов и
рвов. Окрестные жители называли это место Никольской
горой, так как оно располагалось на
возвышенности, над поймой. Верховых предположил,
что нашел древнее мордовское поселение,
однако до 2000 г. исследования там так и не
проводились. К началу 90-х гг. XX в. памятник
практически уничтожили — по территории городища
пролегла автомобильная дорога и был вырыт карьер
для добычи песка. Оставшаяся часть постепенно
размывалась дождями и захламлялась мусором.
Поэтому приехавший в Тамбов из Липецка археолог
Андреев, вскоре ставший главным специалистом
Тамбовской инспекции по охране
историко-культурного наследия, понял, что если в
ближайшее время не провести археологических
изысканий на месте Никольского городища, то от
древнего памятника вообще ничего не останется.
|
Раскоп на Никольской горе
|
Археологические работы на городище
начались в июле 2001 г. Остатки двух рвов были
еще видны. Андрееву удалось выявить третий
внешний ров, невидимый на поверхности. Он,
очевидно, был некогда создан для того, чтобы
увеличить амплитуду высот укреплений и
затруднить врагам подход к поселению.
Древнее городище с деревянными стенами, рвами и
валами представляло coбой хорошо защищенную
крепость. Его общая площадь составляла около 0,7
гектара и была окружена посадом площадью до 1,5
гектаров. Недалеко от городища были открыты три
селища, которые существовали одновременно с ним
и не были защищены такой мощной системой
укреплений. Первый раскоп археологи заложили в
сохранившейся части городища. Однако во время
исследования окрестностей на территории посада
были обнаружены человеческие кости и богатый
культурный слой. Так как посад был уже сильно
разрушен в результате эрозии почвы и продолжал
разрушаться быстрорастущими оврагами,
на месте предполагаемого могильника
заложили второй раскоп.
Археологи не ошиблись. У подножия молодого
оврага в 100 метрах к северу и северо-востоку от
городища находился грунтовой могильник,
состоящий из пяти погребений. Там покоились
останки мужчины, двух женщин и двух детей.
Внимание исследователей привлекло женское
захоронение: костяк был накрыт дубовой доской, а
вокруг него в определенной последовательности
лежали камни разных размеров. Одно из детских
захоронений тоже вызывало вопросы. В нем было
найдено пять рыболовных грузил. У Андреева
создалось впечатление, что покойника опустили в
могилу, завернув в рыболовные сети.
Исследования показали, что первоначально
поселение, очевидно, возникло на месте второго
раскопа, о чем говорит более насыщенный
культурный слой и более древняя керамика. С
течением времени его перенесли на защищенную
укреплениями территорию, а на месте старого
поселка стали производить захоронения.
Результаты раскопок полностью опровергли
предположение Верховых о древнемордовском
характере Никольского городища. Археологи нашли
неизвестное ранее укрепленное древнерусское
поселение, поскольку обнаруженные ими предметы
типичны для Руси.
|
Миниатюра из летописи,
изображающая занятия
древних русичей
|
Самыми распространенными находками были
остатки керамических сосудов, изготовленных как
на гончарном круге, так и вручную. Обнаружены
также венчики от 284 сосудов и днища с гончарными
клеймами в виде кругов, пентаграмм, свастик.
Орнаменты на посуде отличались большим
разнообразием: гребенчатые штампы, волны и линии
в различных комбинациях. Один из фрагментов
керамики имел поливу желтовато-зеленого цвета с
обеих сторон. Среди археологических находок —
несколько ножей, серп, подвесные замки, гвозди от
подков, шила, пряжки и несколько наконечников
стрел. Отдельного упоминания заслуживает серьга
в виде знака вопроса с шариком в петле, сделанная
из медной проволоки и посеребренная, а также
обломок железного колчанного крючка.
Примечательно, что среди найденных предметов —
ручки византийских амфор и булгарских кувшинов,
осколок темно-синего византийского стеклянного
браслета и фрагменты стеклянного сосуда. Все это
указывает на то, что поселение имело торговые
связи с другими народами.
Второй год раскопок на Никольском городище
(2002 г.) принес еще более интересные результаты.
Перед археологами развернулась практически
полная картина быта древнего поселения. Были
открыты остатки домов и хозяйственных построек.
К примеру, два раскопанных дома некогда имели
гигантский подпол, площадью примерно 16 кв. м и
глубиной 1,5 м. В одном из домов была обнаружена
большая глинобитная печь. Рыболовный крючок и
грузила говорят о занятиях рыболовством, а
небольшой тигелек и остатки шлака позволяют
предположить, что в поселке существовала
литейная мастерская. Три прясла, в том числе
одно из розового шифера, который добывали на Руси
исключительно в районе Киева, свидетельствуют о
ткачестве, а наконечник рала и косы — о
сельскохозяйственных работах. Множество бытовых
мелочей дополняют картину: ножи и брусок, на
котором их точили; дверные петли, замки и ключи от
них; костяная ручка, возможно, от ложки; кресало с
кремнем для добывания огня; весовой грузик из
свинца. Особо трогательной находкой оказался
маленький детский браслет. Но далеко не все
было таким спокойным и мирным в древнем
селении. Об этом говорят наконечники стрел
и метательного копья, детали конской упряжи,
кольцо от кольчуги. Кроме того, один из местных
жителей нашел неподалеку от Никольской горы
древний кинжал.
|
Еще один археологический
раскоп на горе
|
На основании анализа раскопок Андреев
делает заключение о том, что городище появилось,
по всей видимости, в середине XII и
просуществовало до середины ХIII в. Несмотря на
то, что сохранившаяся его часть
чрезвычайно мала, археологу удалось точно
установить, почему оно прекратило свое
существование. На всей исследованной территории,
которая составляет в общей сложности около 600 кв.
м, встречались обгоревшие кусочки дерева и
угольки. В заполнении внешнего и среднего рвов
были найдены обугленные деревянные плашки; в
столбовых ямах, оставшихся от конструкции
деревянных укреплений (стен), — множество
углей. Это позволяет утверждать, что древняя
крепость погибла в огне.
Согласно историко-географическим атласам,
граница Рязанского княжества во время похода
хана Батыя проходила по реке Оке, затем по
низовьям реки Цны, поворачивая на юго-запад в
район рек Лесного и Польного Воронежа. Однако
материалы археологических раскопок
доказывают, что Никольское городище,
расположенное почти на 100 км юго-восточнее, было
пограничным населенным пунктом Рязанского
княжества. Об этом говорят как особенности
самого укрепленного поселения, так и отдельные
находки типично рязанских предметов. Среди
последних — булавки рязанского типа и донышко
сосуда с клеймом рязанских Рюриковичей, похожим
на греческую букву w («омега»). Таким образом,
открытие Андреева позволяет раздвинуть границы
Рязанского княжества почти на 100 км.
Если Никольское городище было приграничным
укрепленным пунктом Рязанского княжества, то,
возможно, оно и являлось той самой летописной
Онузой, которая первой встретила
татаро-монгольское нашествие. На этот факт
указывает, в первую очередь, время существования
поселения и следы пожара, от которого, очевидно,
оно и погибло.
Некоторые современные рязанские исследователи
полагают, что Нузлой или Онузой следует считать
как некое древнерусское поселение, так и реку, на
которой оно стояло, а также область вокруг,
отделенную значительным пространством от ядра
Рязанского княжества. Этой рекой они называют
Цну, а поселением — Темгеневское городище,
расположенное в ее низовьях. По их мнению,
Батый стал здесь лагерем и отправил послов в
Рязань. Рязанские князья отказали в уплате дани,
выслали войско против монголов и «сотворили с
ними брань», но были побеждены.
|
Здесь было обнаружено
древнее городище
|
Известно, что битва рязанцев с Батыем
произошла где-то в верховьях реки Воронежа.
Однако если предположить, что Темгеневское
городище — это Онуза, то для встречи с рязанскими
войсками татаро-монголам пришлось оттуда
двинуться на юг, что не имело большого смысла,
поскольку к востоку от них лежала незащищенная
Рязань. Поэтому данная версия вызывает некоторые
сомнения.
Как говорится в летописях, войско Батыя пришло с
востока, и местонахождение Темгеневского
городища как будто соответствует этому. Однако
древние летописцы могли использовать слово восток
в гораздо более широком значении — в
противоположность западу — и указать таким
образом не на конкретный маршрут
татаро-монголов, а на земли, откуда они вообще
пришли — из восточных степей.
Поздние летописные источники свидетельствуют,
что татары шли на Русь дорогами, носившими
названия сакмы. В известиях Тамбовской
ученой архивной комиссии (ИТУАК. Тамбов, 1892. Вып.
XXXIII. С. 49) приводится «Выписка в Разряде» — о
построении новых городов и черты 1681 г., в
которой говорится об основных сакмах: «И в те
времена Ординские цари и Нагайские Мурзы с
татары приходили в Росийския места войною
Сакмами: по 1-й, из-за Волги, на Царицынской и на
Самарской перевозы, и через реку Дон на Казанской
броде и на урочище Казар, где ныне город Воронеж,
на Рязанския и на Коломенския и иныя места; по
2-й, перешед реку Волгу, а Дону реки не дошед,
промеж рек Хопра и Суры, через реки Лесной и
Польной Воронеж, на Ряския и на Рязанския и на
Шацкия места, которою Сакмою и Батый в войну
на Русь шол». Любопытно, что Никольское городище
находится вблизи Ногайской сакмы, по которой,
согласно документам Paзpяда, Батый мог идти на
Русь.
Если рассматривать версию о том, что монголы
пришли на Рязань действительно с востока
(востока как стороны света), то и в ней есть
разумное объяснение существования Никольского
городища как летописной Онузы. По картам видно:
на пути монгольского войска должны были
встать дремучие леса, расположенные в нижнем и
среднем течении реки Цны. Они были совершенно
непроходимы для конницы. К тому же в лесном
массиве пряталась мордва, которая защищала
свою территорию как неприступную крепость (этому
лесу вполне подходит название Черный,
которое мы встречаем в летописях), поэтому
вполне вероятно, что конное войско завоевателей
немного повернуло на юг, чтобы обойти лес, и вышло
на лежащее в верхнем течении Цны Никольское
городище — Онузу. Она защищалась, но была взята и
сожжена. На ее месте Батыем был устроен лагерь.
|
Находки на месте
предполагаемой Онузы
|
Во время раскопок на территории городища не
были найдены предметы, напрямую указывающие на
стоянку монгольских войск. Единственное, что
может подтвердить присутствие
татаро-монголов, — это находка маленького
осколка серебряного зеркала, совершенно
нетипичного для Руси и, как видно,
принадлежавшего кочевым племенам, а также пряжки
от конской упряжи монгольского типа. При
раскопках было обнаружено всего несколько
наконечников стрел, которыми могли
пользоваться как русские, так и монголы.
Поскольку стрелы представляли большую ценность
для войска и тщательно собирались после каждого
сражения, то, возможно, археологам достались
только те наконечники, которых по каким-то
причинам не заметили древние воины.
Итак, древняя пограничная крепость, известная
ныне как Никольское городище и, возможно,
встречающаяся в летописях как Онуза, была
уничтожена, и жители на долгое время покинули
окрестные места. Новое заселение опустевшей
территории началось не сразу. Люди стали
возвращаться сюда лишь через несколько веков. В
XVI—XVII столетиях здесь стали строиться засечные
черты Русского государства, воздвигались новые
мощные крепости. Был построен Тамбов — центр
одной из будущих губерний. Все южнее и южнее
отодвигалась граница государства и постепенно
места, где некогда происходили жестокие битвы
с батыйскими полчищами, оказались в самом сердце
России.
Анастасия КЛИМКОВА
Фото автора |