Когда-то я оказался в обществе
высокоинтеллектуальных физиков, или, как принято
было их называть в те давние советские времена,
«технарей». Зашла речь об известной исторической
личности. Один из собеседников высказался резко
негативно. В разговор вступил другой. Он полагал,
что у этой личности были свои положительные
стороны и вообще та эпоха, в которую жила и
действовала эта личность, была замечательна, что
не могло не отразиться в положительном смысле на
этой личности. Вдруг один из гостей встал и
демонстративно вышел из комнаты. После я поинте-ресовался
у него: чем вызван его резкий и, в общем, не очень
вежливый поступок. «Терпеть не могу историю!
Какая это наука: сегодня ее толкуют так, завтра
эдак! Поди разберись, где там правда, а где ложь», —
был ответ.
Его можно было понять: в ту эпоху господствовали
жесткие идеологические оценки. Но вот
идеологический диктат был отменен, «единственно
верное учение» рассыпалось в прах, и что же?
Восторжествовал «научный и единственный» подход
к хотя бы основным событиям истории?
Как бы не так! Плюрализм мнений и подходов
ширится, словно река в половодье. Так может быть,
прав мой давний собеседник?
На взгляд «технаря», все верно: история не наука,
потому что исторический процесс не может быть
верифицирован, то есть к нему нельзя применить
некую шкалу неподвижных эталонных оценок. Да,
история имеет дело с бесконечно многообразными и
бесконечно глубокими объектами — с душой
человека и с его идеями.
Об этой особенности истории размышлял
Достоевский. «Нет, не многомиллионные массы, —
говорил он в «Дневнике писателя», — творят
историю. И не материальные силы, и не интересы,
которые кажутся столь непоколебимыми, так и не
деньги, не меч и не власть, а всегда поначалу
вовсе незамечаемые мысли — иногда совершенно
незаметных людей».
Так что же, история не способна быть точной
наукой? Она и есть точная и строгая дисциплина,
только ее точность и строгость сложная.
Вот об этой сложности и призваны рассказывать мы
нашим детям.
...А те спорщики скоро помирились, сойдясь во
мнении, что император Николай I (речь тогда шла
именно о нем) был непростой и противоречивой
личностью. Как ни странно, в спорах иногда
рождается истина.
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |