МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ ИСТОРИИ

Методическая разработка уроков
по вспомогательным историческим дисциплинам
в курсе «История Отечества»
7-й класс

Разработку этих уроков мы получили из г. Кольчугина Владимирской области от учителя истории С.В. Захаровой, вот что она пишет:
«На своих уроках я часто сталкивалась с тем, что учеников интересует, как историки узнали о дате события, почему в “Повести временных лет” указаны такие странные даты, что такое пуд, фунт, сажень и т.д. Обычно в учебниках вспомогательным историческим дисциплинам уделяют мало внимания, ограничиваясь упоминанием об их существовании и определениями этих дисциплин.
Данная работа содержит методические разработки уроков по хронологии, метрологии, генеалогии, геральдике, сфрагистике, ономастике, палеографии.
По моему мнению, данные уроки целесообразно проводить в начале курса «История Отечества». Это помогает вызвать интерес учеников к предмету, а затем поддерживать его, опираясь на полученные знания, в течение всего курса.
Имитируя процесс познания исторической действительности, играя, сотрудничая, делая маленькие открытия, дети постепенно начинают понимать, что постижение прошлого — важная и совсем не скучная часть их интеллектуальной жизни».

Вспомогательные
исторические дисциплины

Цели. Ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как к науке; познакомить учеников с методами исторического исследования и с языком исторической науки; показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей, сформировать понимание того, что восстановление достоверной картины прошлого возможно только на основе комплексного использования различных источников; обучить детей некоторым приемам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей школьников; воспитывать чувство сопричастности прошлому как основу становления исторического сознания.

Урок 1. Хронология и метрология

Цели урока. Познакомить учащихся с понятием хронология, рассказать об особенностях хронологии разных эпох; научить вести отсчет лет от сотворения мира; расширить кругозор детей, сделать более понятными читаемые ими книги, а также пословицы и поговорки, в которых, например, упоминаются пуд соли, фунт изюма, пядь земли, объяснив понятие метрология.
На доске эпиграф:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин

Изучение темы

Вопросы

а) Как мы узнаем о жизни людей в прошлом?
б) Какие исторические источники вам известны?
в) Какие исторические науки, занимающиеся изучением источников, вы знаете?

История — это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. Этим занимается вспомогательная историческая дисциплина хронология — наука о системах исчисления времени. В начале третьего тысячелетия непросто представить, что наши предки совсем иначе определяли, какой у них идет год.
Читаем в летописи: «В лето 6621. Бысть знамение в солнци в 1 час дня; бысть видити всем людем: остася солнца мало ... месяца марта в 19 день, а луны в 29».
Конечно, вы поняли, что здесь рассказано о солнечном затмении. Ученые-астрономы подтверждают: действительно, это редкое явление имело место в тот год и в тот день.
Но что это за «лето 6621»? Согласно летописи, речь идет о временах Великого князя Киевского Владимира Мономаха, т.е. о начале XII в. Но, чтобы понять, чему соответствует названный в летописи год, нужно знать, что хронология той поры имела свои особенности.
До 1700 г. отсчет лет осуществлялся от мифической даты — сотворения мира. Христианские вероучители утверждали, что акт сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до Рождества Христова. Новая эра начиналась с Рождества.
Как считать? Ответ: 6621 г. — 5508 г. = 1113 г. Это и будет годом описанного затмения солнца.
А почему такой отсчет лет был до 1700 г.? Да потому, что в 1700 г. царь Петр I произвел реформу календаря, издав такой указ:

1736. — Декабря 20. Именный. — О праздновании Новаго года.
Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того добраго и полезнаго дела, Указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7-й день того же 1700 года.

А какой год по старому летоисчислению был в момент петровской реформы? Посчитайте.
Ответ: 5508 г. + 1700 г. = 7208 г. Но!
1. Надо учитывать, что год начинался не с 1 января, а с 1 сентября, т.е. 4 месяца надо всегда особо учитывать. Зная год и месяц события по счету от сотворения мира, мы должны отнимать цифру 5508 не во всех случаях, а только тогда, когда в документе говорится о событиях с января по август, а с сентября по декабрь надо вычитать уже 5509 лет, учитывая те самые «переходные месяцы».
2. Не всегда в источниках пишут месяц, иногда встречаются глухие указания — в лето такое-то. Условились, что в таких случаях при переводе дают двойную дату. Например, лето 7179 будет означать 1670—1671 гг.
3. Иногда помогает астрономия. Ученые-астрономы составили таблицы всех солнечных затмений. И это помогло историкам определить время похода князя Игоря Святославича на половцев, описанного в «Слове о полку Игореве». Поход Игоря описан в летописях. Однако летописцы привели разные годы — 6693 и 6694, а число и месяц — 1 мая — указано во всех летописях. В «Слове о полку Игореве» говорится о затмении солнца, а, согласно астрономическим данным, затмение произошло 1 мая 1185 г. Таким образом, исследователи утвердились в том, что поход состоялся в 1185 г., или, сосчитайте от сотворения мира: 5508 г. + 1185 г. = 6693 г.
4. Но и это еще не все сложности в хронологии. Случалось в науке и такое, что точной дате событий русской истории соответствуют памятники письменности других народов. Так было, например, с печально знаменитой битвой на Калке, когда русские князья потерпели жестокое поражение от монголо-татарского войска. Летописи указывали противоречивые даты битвы — от 6731 до 6734 г., да и месяцы и дни назывались разные (30 и 31 мая, 16 июня).
В «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина приведено не дошедшее до нас известие, что битва произошла в пятницу, а пятницей были 31 мая 1223 г. и 16 июня 1224 г. Какую же дату предпочесть?
Изучая арабские источники той же эпохи, ученые обнаружили упоминание о битве на Калке под 620 г. мусульманского календаря. При переводе на наше летоисчисление получалось 16 июня 1223 г.
5. Но и это еще не все трудности хронологии.

Вопросы и задания

1. Сколько лет новогодней елке в нашей стране?
2. Посчитайте год своего рождения от сотворения мира.
3. В каком году произошло это событие?
«В лето 6635. По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде... В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета ... на осень побил мороз всю рожь, и был голод всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».
«В лето 6748. Правитель Швеции Биргер, услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и всю область новгородскую. Собрал он воинов множество, наполнил корабли и пришел в реку Неву... И пришел вскоре князь Александр, и была сеча великая со шведами. Побили множество бесчисленное шведов, и самому Биргеру возложил Александр печать на лице острым своим копьем. Явились в полк Александра шесть храбрых мужей: Гарвило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Миша, Сава и Радмир...»

История движется не только во времени, но и в пространстве. А как определить расстояние? Это всегда интересовало людей. Как же это делалось, скажем, в Киевской Руси, какие меры длины тогда были в ходу? Скупы на сей счет данные источников. Здесь на помощь историкам приходит метрология. Метрология — наука о мерах веса, длины, объема, площади.
Оказывается, расстояния можно определять в... днях. Пройденный путь от одного пункта до другого оценивали по числу дней, необходимых всаднику или пешеходу, чтобы преодолеть это расстояние.
Конечно, кони, всадники, рельеф местности — все неодинаково, поэтому такой подход был приблизителен, но он существовал много столетий.
Известны и своего рода спортивные (с нашей точки зрения) способы измерения расстояний. Так, в описании одного далекого путешествия не раз говорилось о «вержении камня». Это — близкое расстояние, когда до цели взрослый мужчина может добросить камень. Подсчитали, что имеется в виду расстояние примерно 42 м.
Измеряли расстояние также перестрелами — куда долетит стрела, пущенная сильной и умелой рукой. Но вы сами часто встречаетесь с такими мерами длины и веса, как:

верста = 2160 м; верста путевая = 500 сажень;
сажень = 216 см; верста межевая = 1000 сажень;
аршин = 72 см; четверть = 18 см;

вершок = 4,5 см.

Эти меры длины были в ходу до XVIII в. В конце XVIII — начале XIX в. специальные правительственные комиссии занялись упорядочением мер и весов. На больших дорогах стали ставить столбы — указатели расстояний в верстах, их можно увидеть близ Бородина. Длину сажени определили в 213 см. Сохранились более мелкие деления на четверти и вершки. К 1833 г. относится изготовление эталонов метрических мер длины в России.

Рис.1

Рис.2

Рис.1
Рис.2

Задание 1

Положите на лист в тетради ладонь с расставленными пальцами и обведите ее контуры.
Учитель вместе с учениками выполняет это задание и наносит разметку (рис. 1). Затем производится объяснение по иллюстрациям с мерами длины и веса (рис. 2, 3).

Рис.3

Рис.3

Задание 2

А теперь с помощью рук покажите меры длины, которые уcлышите в отрывках:

1. Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.

Н.А. Некрасов

 

2. Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трех сажень...

 

3. ...Он ведь мечет все палицу тяжелую,
Он ведь мечет-то палицу сорока пудов.

Сколько килограммов весила палица богатыря Ильи Муромца?

4. «В сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, ростом всего ...».
С помощью рук покажите, какого роста была эта девочка.

Домашнее задание

1. Выучить определение понятий хронология и метрология.
2. Подобрать пословицы и поговорки, в которых упоминаются изученные на уроке меры веса и длины.
3. Посчитать от сотворения мира даты: Ледовое побоище, отмена крепостного права, война с Наполеоном.

Светлана ЗАХАРОВА,
учитель истории,
г. Кольчугин,
Владимирская область

TopList