Рабство в окружении демократии
Алексис де Токвиль
о положении афроамериканцев в XIX веке
Самая
известная книга о США принадлежит французскому
аристократу. Алексис де Токвиль (1805–1859) родился в
семье убежденных роялистов, но по своим взглядам
был умеренным либералом. В возрасте 25 лет он
отправился в свое знаменитое путешествие по
Соединенным Штатам, результатом которого стала
его книга «Демократия в Америке». Токвиль вместе
со своим другом и единомышленником де Бомоном
посетили многие места Северной Америки. В
Вашингтоне они изучали работу федерального
правительства, встречались со многими
знаменитыми американцами, даже с индейцами-шоктавами.
Они задавали бесчисленное множество вопросов
людям разного социального положения,
индивидуального опыта, разной степени
образованности. Все эти обширные сведения,
переработанные, глубоко обдуманные, пропущенные
через свой личный опыт, Токвиль использует для
того, чтобы понять, как «устроена» Америка, какие
побуждения движут американцами, что составляет
душу этого предприимчивого и свободолюбивого
народа. На страницах своей книги он приходит к
выводу, что республиканские учреждения в Америке
больше подходят северным, чем южным штатам, что
рост культуры среди американцев не означает
роста числа выдающихся людей в этой стране. Он
прозорливо подметил, что, хотя происхождение и
хорошее воспитание имеют некоторое значение в
Америке, основным мерилом достоинства человека
являются деньги. Изучая положение негров на Юге,
Токвиль обратил внимание на пагубные
последствия рабства.
Зададимся вопросом: стал ли Токвиль после своего
пребывания в Америке «стопроцентным»
американцем? Наверное, нет. Он всегда смотрел на
Америку глазами аристократа, который признавал
неизбежность введения представительной
демократии и республиканских институтов власти,
но постоянно помнил о богатом историческом и
культурном наследии Европы и Франции, созданном
отнюдь не жаждущей равенства толпой, а
выдающимися умами, которые по праву входили в
утонченную элиту христианской цивилизации.
По моим наблюдениям, сейчас в некоторых частях
Соединенных Штатов начинают отменяться законы,
разделяющие две расы. Однако нравы остаются
неизменными. Рабство отступает, но предрассудки,
которые оно породило, сохраняются.
Разве в той части Союза, где негры стали
свободными людьми, они сблизились с белыми? Нет
сомнения, что любой человек, побывавший в
Соединенных Штатах, заметил нечто
противоположное.
У меня сложилось впечатление, что расовые
предрассудки сильнее проявляются в тех местах,
где рабство отменено, чем в тех, где оно еще
существует. Но наибольшая нетерпимость
проявляется там, где рабство никогда не
существовало.
Правда, в северных штатах закон разрешает белым
вступать в брак с неграми, но общественное мнение
считает это позором, и было бы трудно привести
пример подобного брака.
Почти во всех штатах, где рабство отменено, негры
получили право голоса. Но негр может прийти на
избирательный участок лишь с риском для жизни.
Негр может жаловаться на притеснения, но
разбирать его жалобу будет белый судья. По закону
он может быть присяжным, но предрассудки
препятствуют действию этого закона. Дети негров
не могут учиться в одной школе с детьми
европейцев. В театрах ни за какие деньги он не
может купить себе право сидеть рядом со своим
бывшим хозяином. В больницах негры лежат в
отдельных помещениях. Чернокожим позволяют
молиться тому же Богу, которому молятся белые, но
не в одном храме с ними. У них есть свои
священники и свои церкви. Хотя двери рая для них
не закрыты, неравенство сохраняется и на краю
могилы. Негров хоронят в стороне от белых, и даже
смерть, настигающая в равной степени всех, не
уравнивает их в правах с белыми.
Итак, негры свободны и объявлены равными белым,
но они не пользуются одинаковыми с ними правами,
не разделяют их удовольствий, трудов и страданий,
они даже не могут быть похоронены рядом с белыми.
Ни при жизни, ни после смерти чернокожие не могут
сблизиться с белыми.
На Юге, где все еще существует рабство, белые
меньше сторонятся чернокожих, им случается
вместе работать или развлекаться, у них
существуют определенные формы общения. Законы,
касающиеся негров, там суровы, но обычаи
проникнуты мягкостью и терпимостью.
На Юге хозяин не боится возвышать раба, так как
знает, что при желании он всегда может поставить
его на место. На Севере же четких границ,
отделяющих униженную расу от белых, не
существует, и белые из страха возможного
смешения с чернокожими всеми силами стремятся
держаться подальше от них.
У американцев, живущих на Юге, природа, время от
времени вступая в свои права, восстанавливает
равенство между белыми и чернокожими. На Севере
гордыня заглушает даже самые бурные
человеческие страсти. Американец с Севера, быть
может, и согласился бы вступить в любовную связь
с негритянкой, если бы по закону она не могла
надеяться взойти на его брачное ложе. Но
поскольку она может стать его супругой, он
испытывает к ней отвращение и избегает ее.
Таким образом, создается впечатление, что в
Соединенных Штатах по мере освобождения негров
растут предрассудки, выталкивающие их из
общества. В то время как неравенство
упраздняется законом, оно укореняется в нравах.
Но если мое описание взаимоотношений двух рас,
живущих в Соединенных Штатах, соответствует
действительности, то почему американцы отменили
рабство на Севере страны? Почему оно сохраняется
на Юге и по каким причинам там ужесточаются
условия содержания рабов? Ответ прост. В отмене
рабства в Соединенных Штатах заинтересованы не
чернокожие, а белые.
Впервые негры были привезены в Виргинию году в
1621-м. В Америке так же, как и повсюду в мире,
рабство зародилось на Юге. Оттуда оно постепенно
распространялось по стране. Однако чем дальше на
Север, тем меньшим было количество рабов.
Возникли колонии, и по истечении века всех
удивило одно необычайное обстоятельство: в
провинциях, где рабов не было, население,
богатство и благосостояние росли быстрее, чем в
тех, где они были. Но ведь жители первых провинций
были вынуждены сами обрабатывать землю или
нанимать работников, тогда как жители вторых
имели в своем распоряжении бесплатных
работников. Следовательно, жизнь в одних местах
требовала труда и расходов, в других же можно
было жить в праздности, к тому же ничего не тратя.
В выигрыше, однако, были первые провинции.
Это казалось необъяснимым, тем более что все
эмигранты принадлежали к одной, европейской расе,
имели одинаковые привычки и культуру, жили по
одинаковым законам, а различались очень
незначительно.
Шло время. Американцы от берегов Атлантического
океана с каждым днем проникали все дальше в
западную глушь. Там они находили новые земли и
новые климатические условия, им приходилось
преодолевать различные препятствия. Смешивались
народы: южане попадали на Север, северяне — на Юг.
И несмотря на такое разнообразие обстоятельств,
всюду повторялось одно и то же: колонии, в которых
не существовало рабства, становились населеннее
и богаче, чем те, где оно существовало.
Постепенно возникло понимание того, что кабала
не только жестока по отношению к рабу, но и
гибельна для хозяина.
Окончательно это было доказано, когда американцы
поселились на берегах Огайо.
Река, которую индейцы обычно называли Огайо, или
Прекрасная Река, несет свои воды по самой
изумительной долине, в которой когда-либо жил
человек. По обоим берегам Огайо тянутся холмы с
неистощимо плодородной почвой; там умеренный
климат и здоровый воздух. Вдоль каждого берега
проходит граница обширного штата: вдоль
извилистого левого тянется граница штата
Кентукки; штат, расположенный на правом берегу,
носит то же название, что и река. Эти два штата
различаются лишь в одном: в Кентукки разрешено
иметь рабов, а в Огайо запрещено.
Таким образом, путешественник, плывущий по
середине Огайо туда, где она впадает в Миссисипи,
находится как бы между свободным обществом и
рабовладельческим. И стоит ему поглядеть вокруг,
как он сразу поймет, какое из этих общественных
устройств способствует процветанию
человечества.
Левый берег реки малонаселен, время от времени
там можно видеть группы рабов, беззаботно
бредущих по полупустынным полям; часто
встречается девственный лес. Общество, кажется,
пребывает в спячке, а человек предается
праздности, в то время как природа живет бурной
жизнью.
|
Сбор урожая сахарного тростника.
Ф. Хольцлхубер. Акварель |
Что же касается правого берега, то с него
доносится неясный шум, свидетельствующий о
работе где-то вдалеке промышленных предприятий,
на полях видны богатые всходы. Земледельцы живут
в красивых домах, свидетельствующих об их вкусе и
старании. Все дышит достатком, человек выглядит
богатым и довольным: он трудится.
Штат Кентукки был основан в 1775 г., а штат Огайо
двенадцатью годами позже. Для Америки двенадцать
лет — это больше, чем пятьдесят лет для Европы. В
настоящее время в Огайо живет на 250 тысяч человек
больше, чем в Кентукки.
Нетрудно понять, что рабовладение и свобода
ведут к различным последствиям. Ими можно
объяснить многие расхождения, существующие в
жизни античного и современного общества.
На левом берегу Огайо работа является уделом
рабов, на правом же ее рассматривают как средство
достижения благосостояния и прогресса. На левом
берегу труд презираем, на правом — уважаем. На
левом берегу невозможно найти белых рабочих, так
как белые боятся походить на рабов, работают
только негры. На правом берегу не найдешь ни
одного бездельника, белые берутся за всякую
работу со свойственной им активностью и
сообразительностью.
Итак, в Кентукки разработка природных богатств
доверена ленивым и невежественным людям, в то
время как трудолюбивые и просвещенные предаются
безделью или переезжают в Огайо, где они могут
найти применение своим способностям, не
испытывая при этом стыда.
Правда, в Кентукки хозяева ничего не платят рабам
за работу, но рабский труд не приносит им больших
прибылей. Платя деньги белым рабочим, они бы с
лихвой окупили свои расходы.
Свободному рабочему надо платить, но он работает
быстрее, чем раб, а скорость выполнения работы —
это один из важных элементов экономии. Белый
продает свои услуги, но их покупают только в
случае их необходимости. Чернокожий не может
требовать никакой платы за свою работу, но его
нужно постоянно кормить, о нем нужно, будь он
болен или здоров, заботиться в течение всей его
жизни, и в молодые и в зрелые, наиболее
производительные, годы, и в годы его детства и
старости, бесполезные для хозяина. Таким образом,
и белый и чернокожий работают не бесплатно:
свободный рабочий получает зарплату; раба
воспитывают, кормят, одевают, за ним ухаживают. На
содержание раба хозяин тратит деньги постепенно,
небольшими суммами, незаметно. Рабочему его
зарплата выдается сразу, отчего создается
впечатление, что обогащается только получатель.
В действительности же раб стоит дороже рабочего,
а его работа менее производительна.
Влияние рабства проявляется и в другом: оно
оставляет глубокий след в душах хозяев, придавая
определенную направленность их мыслям и
склонностям.
Природа наделила людей, живущих на обоих берегах
Огайо, энергичным и предприимчивым характером,
но на каждой стороне реки люди по-разному
используют свои качества.
На правом берегу главной целью белых, живущих
плодами своих трудов, стало материальное
благосостояние. Родные края дают им широчайший
простор для применения способностей, их энергия
всегда находит себе цель, а их страсть к
обогащению выходит за пределы обычного
человеческого корыстолюбия. Томимые желанием
разбогатеть, они отважно вступают на любой путь,
который открывает перед ними судьба. И
независимо от того, становятся ли они моряками,
пионерами, фабрикантами или землевладельцами,
они одинаково упорны в труде и преодолении
опасностей, присущих этим профессиям.
Разнообразие их талантов восхитительно, а их
жажда наживы близка к героизму.
Американцы, живущие на левом берегу Огайо, равно
презирают как работу, так и всякое дело, для
успеха которого она необходима. Они живут в
праздности и достатке и обладают вкусами ничего
не делающих людей. Деньги не имеют для них
большой цены, они не столько стремятся к
богатству, сколько к веселью и удовольствиям и
тратят на них энергию, которой их соседи находят
другое применение. Они страстно любят охоту и
войну, умеют обращаться с оружием, им нравятся
физические упражнения, требующие большой силы и
ловкости. С юных лет они привыкают рисковать
своей жизнью в поединках. Так рабство не просто
мешает белым обогащаться, оно лишает их самого
стремления к этому.
В результате непрерывного двухвекового
воздействия этих противоположных причин в
английских колониях Северной Америки возникли
удивительные различия в деловых качествах южан и
северян. Сегодня только на Севере есть корабли,
промышленные предприятия, железные дороги и
каналы.
Эти различия можно заметить, не только сравнивая
жителей Севера и Юга, но и жителей Юга между собой.
Почти все те, кто в южных штатах Союза занимается
предпринимательской деятельностью, стремясь
извлечь выгоду из рабского труда, приехали сюда с
Севера. Северяне ежедневно прибывают в южные
штаты, поскольку в них не так сильна конкуренция.
Здесь они находят возможности, оставшиеся не
замеченными местными жителями. Они
приспосабливаются к рабовладельческой системе,
хотя и не одобряют ее, и им удается извлечь из нее
большую выгоду, чем ее создателям и сторонникам.
Если бы я хотел продолжить это сравнение, я легко
доказал бы, что почти все различия в характере
жителей Юга и Севера Америки возникли вследствие
существования рабства.
То, что происходит на Юге Союза, чудовищно, но в то
же время это естественное следствие рабства.
Когда извращается природный порядок вещей, когда
человечество стонет и тщетно бьется в сетях
законов, не следует, по-моему, гневно клеймить
наших современников, руками которых творятся эти
беды. Все возмущение должно быть направлено
против тех, кто возродил в нашем мире рабство
после более чем тысячелетнего существования
равенства. Впрочем, какие бы усилия ни
прикладывали южане для того, чтобы сохранить
рабство, им это не удается. Теснящееся в одной
точке земного шара, несправедливое с точки
зрения христианства, пагубное с точки зрения
экономической политики, рабство, сохраняющееся в
окружении демократической свободы и
современного просвещения, не может существовать
долго. Оно падет под ударами рабов или по воле
хозяев. И в том и в другом случае следует ожидать
глубоких потрясений.
Если негры не будут освобождены, они сами силой
добьются свободы. Если же она будет им дарована,
то они не замедлят употребить ее во зло. |