Романтический взгляд реалиста

 

Кулидж О.
Крестовые походы /
Пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.:
ЗАО «Изд-во “Центрполиграф”»,
2002. — 221 с. — (Популярная история).

Оливия Кулидж родилась в 1908 г. в Лондоне. Получила образование в Оксфордском университете, где изучала классическую филологию и философию. Писательница наиболее известна своими переложениями для детей греческих и римских мифов, также из-под ее пера вышли истории о Цезаре и Галльской войне, Александре Македонском, Троянской войне и других эпизодах древней истории. О. Кулидж — детская писательница, и, действительно, слог ее легок, а написанное ею скорее похоже на волшебную сказку, чем на изложение реальных событий.
Книга Оливии Кулидж «Крестовые походы» — это сборник одиннадцати рассказов, объединенных одной темой, однако не связанных друг с другом. Рассказы расположены в хронологическом порядке от призыва на Клермонском соборе в 1095 г. до смерти папы Пия II в 1464 г., последнего крестоносца, по мнению автора.
Читая рассказы Кулидж, вряд ли можно составить полное представление об истории крестовых походов. Несмотря на то, что книга вышла в серии «Популярная история», после ее прочтения не создастся ощущение понимания этой эпохи, оказавшей огромное влияние на все Средневековье. Небезынтересное повествование не снабжено комментариями, а его герои появляются на страницах внезапно, читатель неожиданно переносится из Константинополя в Клермон, оттуда в Малую Азию, потом в небольшой городок в Австрии, в Марсель, в Анкону. Текст Кулидж иллюстрирует историю, а не рассказывает ее.
Стоит отдельно сказать о жанре повествования. Эти небольшие истории явно хотели бы продолжить традицию Р.Л. Стивенсона, В. Скотта и Дюма-отца, однако оказались их более блеклыми копиями. Четкая хронология, в которой расположены рассказы, идет в ущерб жанру, а жанр, в свою очередь, нарушает строгость, заданную точной датировкой событий.
В книге показаны лишь небольшие эпизоды истории крестовых походов. Наиболее полно описывается Первый, однако, как это ни странно, куда-то исчезают осада, взятие и оборона Антиохии — сюжет, как бы специально созданный для использования в художественном произведении. Рассказ вдруг ни с того ни с сего обрывается, и сразу начинается следующий. Неудачный Второй крестовый поход вообще остался за рамками повествования, а от Третьего сохранилась только история, связанная с пленением Ричарда Львиное Сердце.
В книге я не нашла прямых оценок событий. Решила ли автор таким образом обойти все острые углы? В введении к своей книге Кулидж пишет, что такой подход «позволяет нам взглянуть на крестовые походы с точки зрения реалиста... История — это рассказ о событиях, а не о том, что мы о них думаем». Значит, автор этих рассказов не только способна точно описать реалии многовековой давности, но еще оказалась в состоянии сочинить текст, не оценивая описываемых фактов. Однако Оливии Кулидж не удалось избежать интерпретации событий, ибо она писала некое художественное произведение, а не составляла хронологическую таблицу.
Итак, что же такое крестовые походы, по мнению Кулидж? Крестовые походы — это христианская миссия, к которой призвал папа Урбан II, это святое дело Петра Амьенского, это люди, шедшие к Граду Божиему, дабы защитить его от неверных, это благородный король Ричард Львиное Сердце, это Людовик Святой, это папа Пий II. Получается, что не было ни дикой резни и грабежей в Иерусалиме в 1099 г., ни захвата земель на восточном побережье Средиземного моря, ни поборов, которые в этих землях осуществлялись, ни провала крестоносцев в середине XII в., ни конфликтов между европейскими монархами, вылившихся в Третий крестовый поход, ни разгрома Византийской империи.
В рассказах Кулидж крестовые походы предстают перед нами как прекрасная романтическая эпоха. Что ж, ее книга, конечно, не может заменить учебник истории, однако такая интерпретация событий тоже имеет право на существование.
На мой взгляд, эта книга будет интересна школьникам, изучающим историю Средних веков. Она написана для детей, и хотелось бы верить, что этот сборник рассказов может помочь шестиклассникам немного выйти за рамки школьного курса, а знакомство с иным пониманием проблемы подвигнет их на собственные изыскания.

Анастасия ГОЛОВАТЕНКО

TopList