У Ганса Христиана Андерсена есть рассказ-притча
«Калоши счастья». В Копенгагене, на Восточной
улице, как-то вечером собралась интеллигентная
компания.
А что обычно делают интеллигентные люди,
собравшись вместе? Начинают вести умные
разговоры. Так было и в этом случае: один советник
юстиции стал высказывать
ту мысль, что в давние-давние времена, в эпоху
Средневековья его предкам жилось куда лучше, чем
его соотечественникам в развращенный и
меркантильный XIX в.
Не слушая возражений, он вышел в прихожую,
нечаянно надел волшебные калоши счастья, которые
перенесли его прямиком в XVI столетие...
Воспитывает ли история? Может ли история научить
чему-то?
Признано, что государственных мужей, политиков
да и простых людей она ничему не учит. Казалось бы,
вот очевидные уроки истории, вот здесь наши
предшественники оступались, совершали
непоправимые ошибки, а вот тут есть примеры
верных решений, героических поступков, идеалы
гражданского самопожертвования,
государственной мудрости. Но нет... Люди
постоянно наступают на одни и те же грабли.
Мне всегда казалось, что путь человека, его
развитие так индивидуальны, обусловлены таким
несметным количеством и разнообразием
обстоятельств, что любая универсальная схема,
прописанная в книге, где заранее обозначен
маршрут, — не более чем благое пожелание, повод
для умного и милого разговора интеллигентных
людей. И наши дети — с разными темпераментами,
способностями, основными чертами характера,
живущие в разных семейных, социальных,
национальных, религиозных обстоятельствах — не
могут следовать каким-то абстрактным прописям
или образцам, даже самым высоким и прекрасным,
изложенным в учебнике или в книге для чтения по
истории. Каждому — свой воспитатель.
Учат не уроки истории сами по себе, а учим мы с
помощью этих уроков, рассказывая о людях и
деяниях прошлого. Мне видятся две воспитательные
цели, важные и актуальные для всех: помочь
каждому настроиться на свой лад и помочь каждому
почувствовать живую и личную связь с нашими
предками, создавшими великую цивилизацию,
утонченную и разнообразную, совершенную и
возвышенную культуру.
...А андерсоновский советник юстиции, помыкавшись
в Средневековье, оказался снова в родном и милом
ему XIX веке. «Всю дорогу он вспоминал пережитые им
ужасы и от всего сердца благословлял счастливую
действительность и свой век, который, несмотря на
все его пороки и недостатки, все-таки был лучше
того, в котором ему только что довелось побывать».
Да, как ни крути, а личный опыт определяет все.
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |