Живой язык истории
Басовская Н.И.
Цель истории — история:
Сб. статей. — М.: РГГУ, 2002. — 536 с. — (Серия «История
и память»).
Главная особенность этой книги в том, что под
одним переплетом автор собрала и серьезные
научные исследования, адресованные коллегам-специалистам
по европейскому Средневековью, и популярные
работы, написанные для студентов и школьников, и
полемические статьи, посвященные проблемам
исторического образования в вузе и школе.
Начнем с последних: в одной из них автор
справедливо спрашивает читателя-собеседника:
«Что вообще такое — книга для чтения? А учебник
тогда — для чего?». Очень своевременный вопрос —
можно согласиться, что, к сожалению, лишь
немногие школьные (да и вузовские) учебники по
истории можно читать как полноценные книги.
Конечно, история как наука всегда зависела от
чьих-то интересов, но в ХХ в. ее цинизм перешел все
границы. Поэтому и возникло парадоксальное с
точки зрения здравого смысла противопоставление:
учебник — книга для чтения.
Отметим, что в последнем разделе своего труда
Басовская пытается преодолеть это противоречие,
повествуя об исторических персонажах и событиях
живым литературным языком. И лишь потом делает
выводы. Это — самый лучший способ заинтересовать
историей юного читателя. Кстати, так делал
Плутарх, а вслед за ним несколько столетий —
учителя истории, опирающиеся на его
жизнеописания. В наше время этой традиции
следует Гаспаров в его «Занимательной Греции»,
после которой читать обычный учебник по истории
Древнего мира просто невозможно.
Опытный педагог и серьезный ученый, Н. Басовская
лучше, чем кто бы то ни было понимает ситуацию: в
нескольких статьях своей книги она показывает
как медиевистика после знаменитых высказываний
Сталина о «пользе» истории, превратилась в
советском обществе из увлекательнейшего чтения
в предельно скучное проецирование марксистских
«законов» на некую абстрактную историческую
квазиреальность, в которой ничего, кроме
мракобесия и предрассудков, не было и не могло
быть. Автор воздает должное героическим усилиям
советских медиевистов (представителей науки,
которой «нет и быть не должно»), которые не просто
выстояли, но и написали замечательные книги и
даже воспитали учеников. К ним Наталия Ивановна с
гордостью и вполне справедливо причисляет и себя.
Скорее всего, продвинутый учитель найдет время
прочесть первый раздел книги, посвященный
теоретическим проблемам современной
медиевистики и конкретным вопросам
средневековой истории Англии и Франции, тем
более в нем рассказывается как раз о тех событиях
и лицах, которые в наших школьных и вузовских
учебниках — «проявления общих закономерностей»
и «типичные представители». Но для школьного
преподавателя интереснее и, главное, полезнее
окажутся очерки, адресованные студентам и
школьникам, подробные рассказы об опыте
уникального для советской эпохи студенческого
кружка по изучению средневековой истории (это
просто готовая методичка, да еще высочайшего
качества!), уже упоминавшиеся рассуждения
педагога и ученого в одном лице (редкое сочетание!)
об учебниках, гуманитаризации образования, месте
в нем истории.
...Предисловие к своей книге Н. Басовская начинает
парадоксальным отрицанием практической пользы
истории. Объясняя, впрочем, потом, что она имела в
виду — историю нельзя рассматривать только
как руководство к действию. Ее надо изучать и
обдумывать. Не как Маркс и марксисты, а как, если
хотите, Плутарх...
Ю. БОРИСОВ |