Москва немыслима без РоссииБеседа с заведующим кафедрой
|
Москва.
|
— В начале 1980-х гг., я помню, как мы переживали, что у нас нет ни одного исторического или краеведческого общества, нет ни одного периодического издания. Затем появились великолепные издания — альманах «Памятники Отечества» и журнал «Наше наследие». Помните, как возник Советский фонд культуры, начавший многие краеведческие программы? В этом бесспорная заслуга гласности и перестройки: с конца 1980-х гг. началось возрождение краеведения. Стали возникать краеведческие общества, но, видимо, нарушена была преемственность с теми, дореволюционными, обществами, и теперь такие организации не самое главное в краеведческом движении. В начале 1990-х гг. появилось большое количество краеведческих изданий. Особенно в таких городах, где сохранились традиции, — в Москве, Петербурге, Ярославле, Костроме. Сегодня мы насчитываем краеведческих периодических изданий около 100. Географически охват их очень широк — от Калининграда до Камчатки и от Архангельска до Белгорода. Тогда краеведение находилось в руках музейных и архивных работников, которые, так сказать, «сидят» на источниках. Со второй половины 1990-х гг. движение пошло вширь, многие начали писать о своей малой родине что угодно и как угодно. Качество публикаций резко снизилось. Нынешний период я бы назвал периодом осмысления прежних ошибок. Особенно характерно для краеведческого движения последнего десятилетия то, что краеведческие общества оказались нежизнеспособными. Изучение региональной истории отлилось в новые формы. Возникло, например, такое направление, как вузовское краеведение. Если в 1920—1930-е гг. вузов у нас почти не было, то сейчас в районном городе может возникнуть несколько университетов или академий. Конечно, появление таких вузов — явление для высшего образования в целом не очень хорошее, но для краеведения — это положительный фактор, потому что все-таки студенты там получают некоторые навыки профессиональной работы историка. А в Санкт-Петербурге работает кафедра, которая готовит специалистов-краеведов, да и наша кафедра существует уже 5 лет, в Воронеже очень мощная краеведческая школа, то же самое можно сказать и про Екатеринбург, Иркутск, Тверь, а в Пензе во главе краеведения стоит не вуз, а музей. Одним словом, есть разные формы, модели организации этой работы. От чего все мы, краеведы, сейчас страдаем, так это от разобщенности и отсутствия информации. В 1920-е гг. существовало Центральное бюро краеведения, во главе его стоял непременный секретарь Академии наук академик С.Ф. Ольденбург, а в 1930-е гг. — Смидович, заместитель председателя Верховного совета СССР.
— Давайте перейдем к теме «краеведение и наша школа», потому что школа всегда была и будет главным инструментом просвещения и воспитания, и в частности просвещения исторического. Она формирует на массовом уровне историческое сознание общества. Какая школа — таким будет историческое сознание будущих поколений. В школе есть такой предмет — краеведение, в Москве — москвоведение. Выполняет ли, на ваш взгляд, этот предмет свои функции обучения детей массовой исторической специальности?
Нижний Новгород.
|
— Это сложный вопрос. Не имея знатоков
своего города, я уже не говорю о
краеведах-преподавателях или
москвоведах-преподавателях (хотя у нас в
институте готовят уже несколько лет
специалистов-москвоведов) — трудно должным
образом организовать обучение этому предмету.
Старшее поколение помнит, что прежде в каждой
школе был краеведческий кружок, в котором
собирали минералы, хранились гербарии, кто-то
приносил монеты, собирали фронтовые письма — т.е.
это неупорядоченное собирательство
свидетельствовало о влечении к краеведческой
работе. Конечно, и речи тогда не могло быть о
собирании материалов по истории храмов и усадеб,
но был некий энтузиазм. В наше время, в 1990-е гг.,
школьники во многом были лишены возможности
изучать и проявить любовь к своему городу, к
своему дому, улице. Такого материала нет ни в
курсе отечественной истории, ни на уроках
литературы, хорошо, если преподаватель попадется
умный и любящий свою малую родину.
Сейчас принято критиковать московское
правительство, но против факта не пойдешь: в
преддверии 850-летнего юбилея Москвы было принято
административное решение ввести в полторы
тысячи столичных школ предмет москвоведение.
Хотя это и было административным, начальственным
решением, но тем не менее от него польза была
большая. Школьники, которые не знали историю и
культуру своего города (в начале 1990-х гг. не было
почти никаких путеводителей по Москве, описаний
столичных памятников), вдруг ощутили вкус к
краеведческой работе. Они начали дома
лихорадочно искать старые фотографии, письма,
книги, спрашивать у родителей, кем была бабушка,
чем занимался дедушка. Учителя истории или
литературы, как правило, вели москвоведение, и в
этом заключен большой положительный эффект:
большая история оказалась сопряженной с
локальной. У нас за 5 лет сформировались люди,
которые хорошо знают свой город. В моем
поколении, которое училось в школе или вузе в
1950—1970-х гг., такого отношения и знаний абсолютно
не было. А теперь свободно изучай, собирай,
записывай воспоминания, занимайся конкурсами... А
некоторые учителя чертыхаются, зачем-де нам на
москвоведение лишние часы дают. Потом прошел
юбилей, и после этого Московский комитет по
образованию предложил отдать москвоведение на
усмотрение директора школы: хотите изучать
москвоведение — пожалуйста, хотите учить
мировую художественную культуру или другой
факультатив — вводите это...
— И что получилось?
— Получилось то, что года два назад в одной трети московских школ проходили москвоведение, а сегодня только четверть столичных школ изучают этот предмет. Но тем не менее москвоведение сохранилось. Есть корпорации учеников и учителей, которые уже имеют свои традиции изучения местного края, принимают участие в конкурсах (а конкурсов много сейчас). И, мне кажется, это очень важно, что мы растим патриотов своего города, своей области, в конечном счете — патриотов России. И в этом отношении опыт Москвы оказался очень ценным. Есть сейчас регионы, которые смотрели на Москву, брали с нее пример и тоже вводили в каждой школе историю и культуру родного края.
— Но все это должно быть обеспечено программами, учебниками, учительскими кадрами. Как это сделать?
Нижний Новгород.
|
— Конечно, нужны кадры, учебные пособия,
рабочие тетради, хрестоматии, атласы и т.д. И надо
сказать, что в 1997 г., когда было принято решение о
введении нового предмета, Московский комитет
образования совместно с издательством
«Московские учебники» и Мосгорархивом создали
издательский центр «Москвоведение», на который
возложили задачу разработать учебное пособие
для разных категорий школьников. Была создана
концепция преподавания москвоведения в
общеобразовательной школе, привлечены самые
лучшие вузовские краеведы, учителя и
методисты-практики. В этой работе приняли
участие председатель общества «Старая Москва» В.
Муравьев и председатель Общества изучения
русской усадьбы Л. Иванова, патриарх
москвоведения академик РАО С. Шмидт. В течение
двух-трех лет вышло в свет четыре учебных
пособия, с иллюстрациями, с методической частью:
«Здравствуй, Москва» для 2—4-х классов, для 5—7-х и
8—9-х, и даже 11-й класс получил книгу
«Москва-столица».
И хотя сейчас москвоведческий энтузиазм пошел на
спад, но, тем не менее, издательский центр
«Москвоведение» существует, учебные пособия
переиздаются, все школы получали эти учебники
бесплатно. Это большая заслуга Москвы.
Чем замечательно москвоведение? Как история
любого города, оно немножко консервативно,
основывается на традициях, на следовании
примерам лучших людей. Это может быть купечество,
меценаты, военные, которые что-то делали на благо
ближних. Например, мы издаем серию «Патриоты
Москвы и России»...
— Я знаю, у вас сейчас выходят в этой серии две книги — «Ангел Москвы. Великая княгиня Елизавета Федоровна» и «Алексей и Прасковья Уваровы, хранители московской старины».
— А еще в этой серии выходят книги «П.Д. Барановский» и «Дмитрий Донской». Все они были москвичами, гражданами Москвы. Вторая серия, которая готовится к выпуску, называется «Москва в защите Отечества». Это «Москва периода Смуты», «Москва и Куликовская битва», «Москва и Отечественная война 1812 г.», «Подвиг Москвы в 1941 г.». В провинции часто обвиняют нашу столицу в эгоизме, не любят ее за разгульную и сытую жизнь. Но давайте будем объективными и вспомним историю: Москва и горела ради России, и страдала ради России, а Россия иногда, когда Москва была превращена в пепел, спасала свою Первопрестольную. Нужно видеть в Москве маленькую клеточку огромного российского организма, понимать, что Москва немыслима без России, а Россия немыслима без Москвы.
— Давайте помечтаем: каким бы вы хотели видеть москвоведение в школе?
— Москвоведение сегодня — это на девяносто пять процентов исторический центр Москвы, но ведь почти все москвичи живут за его пределами. Это огромная проблема, потому что исторический центр действительно погружен в историю, а что сейчас собой представляют Строгино, Бибирево, Выхино? Хотя сами названия этих спальных районов говорят нам, что это были известные села, со своей историей, со своими жителями, но сейчас всего этого нет. Зато в этих районах есть страшный быт, исписанные и разбитые подъезды...
— Эта болезнь именуется беспочвенностью. Дети, подростки не знают своей родословной. Да что там родословная! Они о своих родителях часто ничего не знают.
— И вот собираются школьники, мы им говорим: «Вы
знаете, где родилась ваша бабушка»? Почти никто
не знает. Совсем плохо. А у кого дома сохранились
какие-то фотографии, допустим, 1920-х гг.? Несколько
рук всего лишь. А ведь все это было. А в Европе вы
задайте такие вопросы в школе — обязательно лес
рук. И тогда мы предлагаем им сделать
генеалогическое древо своей семьи.
Увлекательнейшая вещь! Многие школьники этим
занимаются. Это тоже краеведение. Начинать нужно
с семьи, со своего дома, со своей местности, со
спального района, а потом уже или параллельно с
этим, конечно, преклоняться перед великими
святынями центра Москвы.
Мы вскоре выпустим серию книжек. Первая книжка об
экскурсиях, чтобы сами ребята могли пройти по
известным маршрутам, чтобы они сами умели
составлять экскурсии в районах, где они живут,
чтобы они могли расспросить людей, которые
являются великим кладезем информации. Ветераны
уходят, но остаются люди, которые помнят, что на
этом месте было: какой был храм, усадьба, какие
были обычаи.
Затем выходит очень интересная книга
Котельникова и Рогачева «Краеведение
московского квартала». В ней изложена методика —
как собирать гербарий, как изучать природу, как
написать историю своей школы.
— Вы распределяете по школам эти книги?
— Мы просто готовим эти издания, а большие тиражи по 10—20 тысяч экземпляров идут в московские школы и в библиотеки.
— На своей кафедре вы готовите краеведов. Каким, по-вашему, должен быть профессиональный краевед?
— Мы готовим специалиста, который мог бы быть и преподавателем вуза, и музейным работником, и архивистом, и экскурсоводом, и специалистом-исследователем, знающим хорошо источники, способным написать историю села, города, музея, историю меценатства и благотворительности, т.е. вооруженного современной методикой работы с многочисленными источниками. У нас представлено очень сильное экскурсионное направление. В историко-архивном институте мы открыли специализацию, которая называется Исторический туризм. Сейчас начался туристический бум, и многие специалисты и руководители городского хозяйства понимают, что финансовое благополучие Рязани, Казани, Твери, Владимира, Москвы во многом зависит от развития туризма, от привлечения богатых туристов; естественно, не следует забывать и своих сограждан, не столь состоятельных, но не хватает культуры в организации дела, специалистов, и вот таких людей мы собираемся готовить, это социально востребовано. Важно, чтобы человек знакомился со своей большой родиной — Россией, и малой родиной — Москвой.
Беседовал
Алексей СОКОЛОВСКИЙ