Символика Хабаровского края

Урок по региональному компоненту
в 6-м классе

Представляем урок учителя истории из Комсомольска-на-Амуре Е.М.Подлесных, рассказывающий о гербах Хабаровского края.
Однако подобное занятие можно провести в любом регионе России.

Технологическая карта

Первый герб Хабаровска.

Современный герб Хабаровска.

Первый герб Хабаровска.
Современный герб Хабаровска.

Тема занятия
Символика Хабаровского края

Программное обеспечение
Программа по региональному компоненту. Материал городского краеведческого музея «Символика Хабаровского края», 1997.
Н.Наволочкин. Амурские вести. Хабаровское издательство, 1974.
Всемирная энциклопедия по истории. М.: Просвещение, 1990.
Детская энциклопедия по истории России.
Энциклопедический словарь юного историка. M.: Педагогика-пресс.

Тип занятия
Урок опережающего обучения

Форма учебной деятельности
Камеральная

Цели занятия
1. Углубить знания по геральдике.
2. Обобщить факты прошлого и настоящего.
3. Развивать умение учащихся актуализировать полученные знания.
4. Воспитывать чувство причастности к малой Родине, месту, где ты живешь.
5. Воспитывать общую культуру, ввести ребят в мир ценностей, дать научные знания, помочь раскрыть творческие способности учащихся.

Проблема урока

Активизировать знания о развитии геральдики, о создании гербов Хабаровского края.

Структура урока
Основная часть урока посвящена игре «Умники и умницы».

Средства обучения
1. Вербальные (вступительное и заключительное слово учителя о развитии геральдики).

2. Наглядные (схемы, гербы, словарные слова, опорные конспекты, энциклопедии, Указ, орден Шелкового умника).

Методы и приемы
Наглядные, словесные, наглядно-иллюстрированные, активные (частично-поисковые), пантомима.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель. Ребята!
На уроке речь пойдет об одной из интереснейших наук — геральдике. Геральдика — наука о гербах. Гербы являются как бы визитной карточкой, которая может рассказать очень многое о странах, городах, людях.
Слова герб, герольд и законы геральдической символики появились в Средние века, но наукой доказано, что геральдика уходит корнями в первобытные времена, когда племена имели так называемые тотемы с изображениями животных и растений. Позже — это монеты Афин, печати Древнего Египта, императорские жезлы и многое другое.
Еще в древние времена рыцари имели герб, девиз, которые раскрывали причастность к роду. Сейчас каждое государство имеет свою символику: герб, флаг, гимн, которые отражают историю страны, ее законы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Описание государственного герба, флага, гимна зафиксировано в основном законе нашей страны — Конституции.

II. Постановка задачи

Учитель. Сегодняшний урок необычен тем, что большая часть нового материала подготовлена вами. Основное содержание урока мы раскроем, участвуя в игре «Умники и умницы». Подведем итоги того, что изучали в классе, и того, что вы изучили сами, покажем эти знания, а в конце игры определим лучшего знатока символики Хабаровского края.
Объясняю условия игры. Все вы, сидящие в классе, являетесь теоретиками. Вам задают вопросы, и кто правильно отвечает на вопрос, получает орден Шелкового умника и становится участником агона.
Всего агонов будет три, четвертый — финальный.
Победит тот, кто в финале первым ответит на два вопроса.
Мы живем на Дальнем Востоке. Многие из нас коренные жители Хабаровского края. Наш край — наше богатство, мы должны изучать, знать и любить историю своего края. Как писал Константин Георгиевич Паустовский: «Без чувства своей страны — особенной, очень дорогой и милой в каждой мелочи — нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему».
А сейчас прошу внести гербы Хабаровска, Хабаровского края, герб Комсомольска-на-Амуре, герб нашей школы, флаг Хабаровского края.
Звучит торжественная музыка. Конкурс «Умники и умницы» начинается.

Вопросы для выбора участников первого агона
1. От какого латинского слова произошло слово геральдика? (Геральдус — глашатай.)
2. В Средние века существовал обычай, связанный с геральдикой. Что это за обычай? (Оглашать перед началом турнира герб рыцаря и его право участвовать в турнире.)
3. Что такое геральдика? (Наука о гербах, часть истории.)
4. Когда в России начала развиваться геральдика? (Вторая половина XVII в.)
5. Что является азбукой геральдики? (Законы геральдики.)

Три участника выбирают дорожки. Проводится мини-конкурс «Собери портфель первоклассника». За 20 секунд необходимо записать все, что туда следует положить.
Ареопаг определяет места, занятые участниками. Они выбирают дорожки.

Учитель. Напоминаю правила!
На красной дорожке нельзя ошибаться, неверно ответил на вопрос — возвращаешься к теоретикам.
Желтая дорожка — возможна одна ошибка.
Зеленая дорожка — возможны две ошибки.
Но! Побеждает тот, кто первым ответит верно на два вопроса.

III. Ход игры «Умники и умницы»

I АГОН

1. (Красная дорожка) Когда и кем был основан военный пост Хабаровка? (1858 г.; Дьяченко.)
1. (Желтая дорожка) В честь кого был назван этот военный пост? (Е.П. Хабарова.)
1. (Зеленая дорожка) B каком году поселение Хабаровка получило статус города и стало областным центром Приморской области? (1880  г.)

2. (Красная дорожка) Какой герб и когда был утвержден как герб Хабаровки (Первый герб Хабаровска; 5 июля 1878 г.)
2. (Желтая дорожка) Дайте описание первого герба Хабаровска. («В серебряном щите лазуревый столб (совр. — лазоревый), между двух черных сопок, с червлеными (красными) пламенами. Щит увенчан древнею царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою».)2. (Зеленая дорожка) Опишите символику первого
герба Хабаровска. (Черные сопки с красными пламенами — камчатские вулканы, так как Хабаровка стала центром обширной Приморской области, куда входили Нижнее Приамурье, Приморье, Сахалин, часть Охотского побережья, Камчатка.)

3. (Зеленая дорожка) Кем и когда был утвержден второй герб города Хабаровска? (1 февраля 1912 г., Правительственный сенат.)
3. (Желтая дорожка) Когда Хабаровка была переименована в город Хабаровск? (17 июля 1909  г.)

4. (Зеленая дорожка) Дайте описание второго герба города Хабаровска. («В золотом щите геральдический вилообразный лазуревый крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой. В вольной части щита — герб Приморской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною кроною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою».)

Победителя первого агона усаживают на почетное место.

Вопросы для выбора участников второго агона
1. Назовите основные составные части герба Средних веков. (Щит, шлем, корона, нашлемник, щитодержатель, девиз.)
2. Мех каких животных использовался при оформлении гербов? (Горностая, белки.)
3. Как называлась эмаль, используемая в геральдике для изображения гербов? Сколько было основных цветов? (Финифть; пять.)
4. Назовите основные цвета геральдики. (Красный, голубой, зеленый, пурпурный, черный.)

Определены три участника второго агона.
Для выбора дорожки проводится мини-конкурс: кто интереснее и наиболее похоже изобразит птицу, живущую в дальневосточных лесах, которая считается символом мудрости? (Сова.) (15 секунд на исполнение)
Ареопаг определяет места, занятые участниками.

II АГОН

1. (Красная дорожка) Назовите автора второго герба города Хабаровска. Какую должность он занимал и с какого времени? (Александр Васильевич Плюснин, с 1914 г. — голова Городской думы.)
1. (Желтая дорожка) Когда и кем был утвержден третий герб города Хабаровска? (13 августа 1991 г., Президиумом Хабаровского городского совета народных депутатов.)
1. (Зеленая дорожка) Назовите девиз третьего герба города Хабаровска. («Чужого нам не надо, но и своего не отдадим».)

2. (Желтая дорожка) Кто автор третьего герба города Хабаровска? Где хранится эталон этого герба? (Хабаровский художник Сергей Логинов, хабаровский краеведческий музей им. Градекова.)
2. (Зеленая дорожка) Когда и кем утвержден герб Хабаровского края и под каким девизом он выполнен? (Постановлением главы администрации Хабаровского края В.И. Ишаева 14 июля 1994 г.; «У России нет окраин».)

3. (Желтая дорожка) Почему медведь и тигр — главные фигуры герба? (Эндемики Приамурской земли, виды животных, встречающиеся только в определенных районах.)
3. (Зеленая дорожка) Кто автор герба Хабаровского края? (Хабаровский художник Сергей Логинов.)

4. (Зеленая дорожка) Опишите символику третьего герба города Хабаровска. (Медведь и тигр не являются щитодержателями, они — главные фигуры нового герба, эндемики Приамурской земли. Червленые глаза и языки, высунутые из пасти, с точки зрения законов геральдики говорят о том, что медведь и тигр являются «вооруженными» защитниками города.)

Победитель второго агона занимает почетное место.

Вопросы для выбора участников третьего агона

1. Что с точки зрения геральдики обозначают червленые глаза и червленые языки, высунутые из пасти зверя? («Вооруженные» защитники.)
2. Сколько цветов используется художниками в геральдике? Сколько оттенков различает человеческий глаз? (Около 100; более 1000.)
3. Какой металл использовался в оформлении герба? (Золото, серебро.)
4. Какое основное правило используется в геральдике при наложении эмали? (Финифть — на металл, металл — на финифть.)

Три участника третьего агона приглашаются к дорожкам. Ареопаг определяет места, занятые участниками.

III АГОН

1. (Красная дорожка) Дайте описание герба Хабаровского края. («В центре щита, серебра (белого) цвета, на почетном месте, изображена мощная естественная фигура устойчиво сидящего на задних лапах черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно удерживает (прижимает к груди) исторический герб Хабаровска.
Голова медведя с раскрытой пастью, червленым глазом и высунутым червленым языком повернута к восходу “лучезарного солнца”, на восток (в прямом восприятии).)

1. (Желтая дорожка) Что отражает герб Хабаровского края? (Природу, климатическую особенность и направленность традиций населения Дальнего Востока.)
1. (Зеленая дорожка) Почему в центре герба — мощная фигура медведя? Что она символизирует? (а) медведь — страж и защитник; б) хранитель древнейшей истории наших предков; в) культ медведя существовал у народов Приамурья; г) эндемик Хабаровского края.)

2. (Красная дорожка) Что вам говорит выражение «У России нет окраин»? (Девиз герба.)
2. (Желтая дорожка) Когда основан город Комсомольск-на-Амуре? Когда утвержден герб Комсомольска-на-Амуре? В честь какой даты? (10 мая 1932 г.; герб утвержден к 35-летию города — 14 июля 1967  г.)
2. (Зеленая дорожка)Вы — московский художник, автор герба Комсомольска-на-Амуре. Представьтесь. (Борис Старис.)

Учитель. Мы приветствуем трех финалистов нашего конкурса. Нам предстоит из трех победителей выбрать самого главного Умника. Для выбора дорожки вам необходимо выполнить задание. Покажите, пожалуйста, пантомиму Посвящение в рыцари.

Участники надевают заранее подготовленные доспехи рыцаря и показывают посвящение.
Ареопаг определяет места, занятые участниками.

ФИНАЛЬНЫЙ АГОН

1. (Красная дорожка) Дайте описание герба нашего города.1. (Желтая дорожка) Когда и кем
утвержден герб школы № 4? Кто автор герба? (Август 1988 г., директором В.Д. Капитоновой. Авторы: Любарская Лилия Борисовна, Назарова Галина Игоревна.)
1. (Зеленая дорожка)Дайте описание герба нашей школы и расскажите, что он символизирует. (Ель — символ экологического направления работы школы; раскрытая книга — символ знаний; солнце — символ жизни.)

2. (Красная дорожка) Какой девиз нашей школы? («Красота спасет мир» — Ф.М. Достоевский.)
2. (Желтая дорожка) Есть ли гимн нашей школы? Кто его автор? Год принятия гимна? (Есть. Музыка А.И. Дрейлинга, слова — И.Г. Каблуковой. 1989 г.).
2. (Зеленая дорожка) Когда гимн прозвучал впервые? Кто его исполнил? (25-летие нашей школы, хор «Школьные годы», 2000 г.)

Определяется победитель конкурса.
Ареопаг зачитывает Указ, облачает победителя в соответствующую одежду.
В честь победителя звучит гимн школы в исполнении ребят (можно запись).

IV. Итоги урока

1. Словарная работа
Разъяснить совместно с ребятами значение слов: символика, геральдика, тотемы, эталон герба, статус, финифть, эндемики, герольд, конституция.
2. Подведение итогов (оценки в журнал по количеству орденов).

Учитель. Спасибо всем за работу на уроке!

Урок по региональному компоненту хорошо провести после темы «В рыцарском замке», которая вызывает большой интерес у ребят.

 Е.М. ПОДЛЕСНЫХ,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 4, г. Комсомольск-на-Амуре

Урок по региональному компоненту хорошо
провести после темы «В рыцарском замке»,
которая вызывает большой интерес у ребят.

TopList