Когда сомневаешься в ответе...

Методы «угадывания» при выполнении
тестовых заданий по истории

Сегодня все чаще для выявления знаний учащихся используется тестирование, которое пришло и на уроки истории.
Педагог из г. Миасса Л.А. Косолапова разработала методику, которая позволит ребятам мобилизовать все полученные знания и ответить на вопрос даже в том случае, когда, как им кажется, ответа они не знают...

1. Логический метод

При выполнении тестового задания этим методом необходимо проведение логической мыслительной операции.

Пример 1. Согласно министерской реформе Александра I:
а) министры назначались Государственным советом и были ответственны перед ним;
б) министры избирались служащими министерства;
в) министры назначались императором и были ответственны перед ним.
Решение (ход логического рассуждения)
а) если министры были ответственны перед Государственным советом, то этим Государственный совет ограничивал бы власть императора (именно исполнительную власть), а мы знаем, что до начала XX в. в России был абсолютизм, т.е. император обладал всей полнотой власти. Не верно;
б) избрание министров служащими министерства говорит об ограничении власти царя и наличии самоуправления в высших эшелонах исполнительной власти (где никогда не бывает самоуправления). Не верно;
в) этот вариант отвечает духу абсолютной власти императора. Верно.

Пример 2 .Какие статьи Парижского трактата 1856 г. в наибольшей степени подрывали национальные интересы России:
а) нейтрализация Черного моря;
б) потеря части Бессарабии;
в) лишение права покровительствовать дунайским княжествам?
Решение (ход логического рассуждения)
Здесь важен анализ этих статей относительно перспективы развития России:
а) нейтрализация Черного моря больно ударяет по экономическим интересам России — потерян самый выгодный торговый путь; по политическим интересам России — она больше не может контролировать черноморский регион; по престижу России.
б) потеря части Бессарабии — несомненно, территориальный конфуз, но, с другой стороны, это не этническая родина восточных славян, не исконно русские земли, там проживают молдаване, цыгане и другие народности. Это, однако, создает определенные трудности в управлении — опасность национальных и социальных конфликтов;
в) если Россия лишится права покровительствовать дунайским княжествам, то в финансовом, военном, политическом отношении Россия не пострадает и почти ничего не теряет, максимальная потеря — со стороны самих княжеств — уважения, разочарование в поддержке России.

2. Метод ключевого слова

Выявляется ключевое слово, от которого зависит правильный выбор ответа (ответов).

Пример 1. Какая категория населения относилась к полупривилегированному сословию:
а) мещане;
б) казаки;
в) дворяне?
Решение. Ключевое слово здесь полупривилегированный. Необходимо определить, что это такое. Это значит имеющий льготы, преимущества перед другими сословиями, занимающий наиболее выгодное положение на социальной лестнице; можно рассмотреть, в чем конкретно выражены эти привилегии (освобождение от налогов).
а) мещане — городские жители, которые платят подати и несут воинскую повинность, т.е. не имеют льгот;
б) казаки несут пограничную службу и вследствие особенно опасного места проживания и особенного характера службы освобождены от податной повинности;
в) дворяне — как опора трона и самодержавия — освобождены от всех повинностей в пользу государства, в частности от воинской и податной повинностей.
Из этого вытекает, что полупривилегированное положение (льготы наполовину) имеют казаки.

Пример 2. Когда в России возникли первые мануфактуры:
а) в XVII в.;
б) в XVIII в.;
в) в начале XIX в.?
Решение. Здесь ключевое слово первые. У школьников может появиться ассоциативная связь — карта XIX в. пестрит знаками промышленного развития. Здесь важно направить мысль по нужному руслу: когда зарождались мануфактуры, они были еще далеки от фабрик по облику, объему и характеру работ, внешне еще походили на крупные ремесленные мастерские. Зародились первые мануфактуры еще до «модернизации» России, т.е. до Петра I, значит, в XVII в.

3. Оперирование теоретическим материалом

При этом методе важно отработать механизм рассуждений при выборе правильного ответа, оперируя теоретическими знаниями.

Пример 1К. онституция Никиты Муравьева предполагала:
а) введение в России парламентской республики;
б) введение в России конституционной монархии;
в) утверждение в России новой династии.
Решение. Конституция Н. Муравьева была разработана Северным обществом, которое по своей программе и направленности считалось умеренным: не предлагало разрушать существующий строй, а лишь реформировать его; предлагало те варианты политического устройства, которые реально было воплотить в российской действительности. Поэтому варианты а) и в) неверны, так как требуют радикальных изменений тогдашнего политического устройства. Это не соответствует программе Северного общества. Правильный ответ б) — институт монархии будет сохранен, но подвергнут реформированию.

4. Использование знания дат и хронологии

Здесь необходимо знание не только основных дат, но также последовательности исторических событий.

Пример 1. В каком году был принят Устав о цензуре, названный впоследствии чугунным:
а) в 1812 г.;
б) в 1826 г.;
в) в 1856 г.?
Решение. Можно отталкиваться от конкретного знания того, что этот Устав был принят при Николае I, следовательно, необходимо вспомнить годы его правления — это 1825—1855 гг. Значит, варианты а) и в) отпадают. Правильный ответ б).

Пример 2. После кого вступил на императорский престол Александр I:
а) Екатерины II;
б) Петра III;
в) Павла I?
Решение. Здесь необходимо помнить последовательность сменяющих друг друга монархов. Действия учеников должны состоять из нескольких логических операций: сначала определить, что Александр Павлович царствовал после Павла I как сын; потом воспроизвести ассоциативную связь: 1801 год — год вступления Александра I на престол и год заговора против Павла I. Правильный ответ в).

Пример 3. При каком императоре происходило подавление Польского восстания:
а) при Александре I;
б) при Николае I;
в) при Александре II?
Решение. Главное условие здесь — знать дату Польского восстания — 1831 г. Даты правления: Александра I (1801—1825 гг.), Николая I (1825—1855 гг.), Александра II (1855—1881 гг.), — значит, Польское восстание произошло в период правления Николая I.

5. Метод исключения заведомо неверных ответов

Здесь важно определить, какие варианты ответов являются точно неправильными, т.е. по каким-то параметрам не подходят как правильный ответ (хронология, последовательность, географические несоответствия и другое).

Пример 1. В чем заключался главный замысел М.И. Кутузова, когда он оставлял Москву в 1812 г.:
а) сохранить русскую армию;
б) спасти Петербург;
в) навязать Наполеону зимнюю кампанию?
Решение. Совершенно очевидно, что вариант б) неверен, поскольку Кутузов, оставив Москву, повернул на юг, к Калуге. Выбираем варианты а) и в).

Пример 2 .Кто был ближайшим другом Павла I:
а) А.А. Аракчеев;
б) А.В. Суворов;
в) Г.А. Потемкин?
Решение. Суворов и Потемкин ко времени восшествия на престол Павла I умерли и не могли быть его друзьями; можно также вспомнить отношения между Екатериной II и этими людьми — правильный ответ а).

Пример 3. Во время правления Александра I был учрежден Государственный совет. Какой властью он обладал:
а) законодательной;
б) исполнительной;
в) совещательной?
Решение. Если бы Государственный совет обладал законодательной или исполнительной властью, то это привело бы к ограничению власти императора, а император в России обладал абсолютной властью, был полным самодержцем. Правильный ответ в).

6. Понятийный метод

Используется при работе с вопросами по понятиям. Главное условие — необходимо знать значение каждого понятия, например, что социальная лестница — это порядок расположения, структура; революция — это процесс слома существующей системы и т.д.

Пример 1. Что предполагала политика военного коммунизма:
а) введение продразверстки на продовольственные излишки;
б) установление права на труд;
в) установление 8-часового рабочего дня?
Решение. Военный — ключевое слово, его предлагается сделать опорным. Значит, это политика военного времени, что предполагает чрезвычайные меры по отношению к населению, меры жесткие и внеэкономические. Кто-нибудь из учеников может также вспомнить, что политика военного коммунизма реализовывалась в годы Гражданской войны, что тоже отражает характер жизни населения. Варианты б) и в) — это права демократического характера, в условиях Гражданской войны их реализовать невозможно. Продразверстка — сбор продовольствия (в основном хлеба) в пользу государства — это чрезвычайная мера, поскольку преследует цель ввести нормативное распределение продовольствия в военных условиях. Правильный ответ а).

Пример 2. Что такое военные поселения:
а) особый вид войск;
б) временное поселение военных;
в) особый вид общины?
Решение. Примерный ход рассуждений: вариант б) предполагает поселение военных в определенном месте на определенное время и не предписывает никакого другого занятия, кроме службы. Вариант а) не отражает сущности военных поселений; особым видом войск могли быть гусары, драгуны, бомбардиры и пр., т.е. вид войск зависит от рода вооружения, средств передвижения, выполняемых функций.
Сущность военных поселений заключается в том, что воины одновременно являются земледельцами, пашут землю, живут в деревне, следовательно, находятся в общине. Вариант в) более всего и подходит как правильный.

7. Ассоциативный метод

Этот метод опирается на закрепленные в сознании учеников ассоциативные связи, допустим Сталин — репрессии, Бухарин — НЭП, Хрущев — разоблачение культа личности Сталина.

Пример 1. О каком событии всемирной истории Павел I запретил всякое упоминание:
а) о введении в Англии в 1215 г. Великой хартии;
б) о Французской революции;
в) о падении Византийской империи в 1453 г.?
Решение. Учащимися могут быть отработаны ассоциативные связи: Павел не любил Францию и французов, преклонялся перед Пруссией. Следовательно, правильный вариант б).

Пример 2. А.Н. Голицын, М.М.Сперанский, Е.Ф. Канкрин — что объединяет эти имена:
а) они участники восстания декабристов 1825 г.;
б) они высшие сановники империи при Николае I;
в) они офицеры, участвовавшие в подавлении Польского восстания в 1831 г.?
Решение. М.М. Сперанский может ассоциироваться с конституционным проектом при Александре I, кодификацией законов в 1830-е гг., Е.Ф. Канкрин — с денежной реформой в те же годы, значит, они не могли быть участниками заговора 1825 г. (знание дат и хронологии, метод 4) или офицерами, участвующими в подавлении Польского восстания. Правильный ответ б).

8. Визуально-ассоциативный метод

Опирается на зрительную память учащихся, задействует механизмы зрительной памяти.

Пример 1. В каком регионе Российской империи была сосредоточена основная часть промышленного производства:
а) в центральной части России;
б) в Прибалтийском регионе;
в) в Белорусском регионе?
Решение. Если на уроках регулярно используются наглядные пособия и карты, то у учеников может запечатлеться в памяти следующая картинка: карта России (например, XIX в.) и в центре скопление значков, обозначающих развитие различных промышленных отраслей — текстильной, металлургической, машиностроительной, топливной и т.д. Правильный ответ а).

9. Интуитивный метод

Этот метод применяется, когда учащиеся еще не освоили другие методы или они неприменимы вследствие недостаточного знания теоретического материала, дат, понятий. Однако этот метод требует непосредственного контроля, так как опирается на психические способности учеников. Интуиция — чувство на грани сознательного и подсознательного, поэтому применить к интуиции какой-либо механизм невозможно.

10. Комбинированный метод

Предполагается использование одновременно нескольких методов для нахождения правильного ответа.

Пример 1. Когда началось восстание декабристов:
а) 14 декабря 1825 г.;
б) 29 декабря 1825 г.;
в) 6 марта 1826 г.?
Решение. Можно использовать метод ключевого слова, это слово декабристы, значит, событие произошло в декабре, следовательно, подходят варианты а) и б). Далее можно использовать метод знания дат — когда конкретно произошло восстание декабристов: 14 или 29 декабря. Здесь часто используется интуитивный метод.

Пример 2. Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е гг.:
а) М.М. Сперанский;
б) В.П. Кочубей;
в) А.Х. Бенкендорф?
Решение. Метод ключевого слова — это слово кодификация, т.е. систематизация нормативно-правовых актов. Метод, использующий теоретические знания, и метод исключения заведомо неверных ответов: вариант в) — неправильный ответ, так как А.Х.Бенкендорф возглавлял III отделение. В.П. Кочубей был членом Негласного комитета еще при Александре I. М.М. Сперанский разрабатывал проект конституции, т.е. занимался правотворческой деятельностью, значит, скорее всего, именно он в 1830-е гг. занимался кодификацией законов. Правильный ответ а).

Людмила КОСОЛАПОВА,
учитель истории и обществоведения,
гимназия № 19, г. Миасс

TopList