Радость разрушения
Теоретически в основе социалистической веры
лежит тот же утилитаристический альтруизм —
стремление к благу ближнего; но отвлеченный
идеал абсолютного счастья в отдаленном будущем
убивает конкретное нравственное отношение
человека к человеку, живое чувство любви к ближним,
к современникам и их текущим нуждам. Социалист —
не альтруист; правда, он также стремится к
человеческому счастью, но он любит уже не живых
людей, а лишь свою идею — именно идею
всечеловеческого счастья. Жертвуя ради этой идеи
самим собой, он не колеблется приносить ей в
жертву и других людей. В своих современниках он
видит лишь, с одной стороны, жертв мирового зла,
искоренить которое он мечтает, и с другой стороны
— виновников этого зла. Первых он жалеет, но
помочь им непосредственно не может, так как его
деятельность должна принести пользу лишь их
отдаленным потомкам; поэтому в его отношении к
ним нет никакого действенного аффекта;
последних он ненавидит и в борьбе с ними видит
ближайшую задачу своей деятельности и основное
средство к осуществлению своего идеала. Это
чувство ненависти к врагам народа и образует
конкретную и действенную психологическую основу
его жизни. Так из великой любви к грядущему
человечеству рождается великая ненависть к
людям, страсть к устроению земного рая
становится страстью к разрушению, и верующий
народник-социалист становится революционером.
В основе революционизма лежит тот же мотив,
который образует и движущую силу
социалистической веры: социальный оптимизм и
опирающаяся на него механико-рационалистическая
теория счастья. Согласно этой теории,
внутренние условия для человеческого счастья
всегда налицо, и причины, препятствующие
устроению земного рая, лежат не внутри, а вне
человека — в его социальной обстановке, в
несовершенствах общественного механизма. И так
как причины эти внешние, то они и могут быть
устранены внешним, механическим приемом. Таким
образом, работа над устроением человеческого
счастья с этой точки зрения есть по самому своему
существу не творческое или созидательное, в
собственном смысле, дело, а сводится к расчистке,
устранению помех, т.е. к разрушению. Эта теория —
которая, кстати сказать, обыкновенно не
формулируется отчетливо, а живет в умах как
бессознательная, самоочевидная и молчаливо
подразумеваемая истина — предполагает, что
гармоническое устройство жизни есть как бы
естественное состояние, которое неизбежно и само
собой должно установиться, раз будут отметены
условия, преграждающие путь к нему; и прогресс не
требует собственно никакого творчества или
положительного построения, а лишь ломки,
разрушения противодействующих внешних преград.
«Радость разрушения является также созидающей
радостью», — говорил Бакунин; но из этого
афоризма давно уже исчезло ограничительное
«также» — и разрушение признано не только одним
из приемов творчества, а вообще отождествлено с
творчеством или, вернее, целиком заняло его
место. Здесь перед нами отголосок того руссоизма,
который вселял в Робеспьера уверенность, что
одним лишь беспощадным устранением врагов
отечества можно установить царство разума.
Революционный социализм исполнен той же веры.
Чтобы установить идеальный порядок, нужно
«экспроприировать экспроприирующих», а для
этого добиться «диктатуры пролетариата», а для
этого уничтожить те или другие политические и
вообще внешние преграды. Таким образом,
революционизм есть лишь отражение
метафизической абсолютизации ценности
разрушения. Весь политический и социальный
радикализм русской интеллигенции, ее склонность
видеть в политической борьбе и притом в наиболее
резких ее приемах — заговоре, восстании, терроре
и т.п. — ближайший и важнейший путь к народному
благу, всецело исходит из веры, что борьба,
уничтожение врага, насильственное и
механическое разрушение старых социальных форм
сами собой обеспечивают осуществление
общественного идеала.
Если смотреть на проблему человеческой культуры
как на проблему механическую, то и здесь нам
останутся только две задачи — разрушение старых
вредных форм и перераспределение элементов,
установление новых, полезных комбинаций из них. И
необходимо совершенно иное понимание
человеческой жизни, чтобы сознать
несостоятельность одних этих механических
приемов в области культуры и обратиться к новому
началу — началу творческого созидания.
Психологическим побуждением и спутником
разрушения всегда является ненависть, и в той
мере, в какой разрушение заслоняет другие виды
деятельности, ненависть занимает место других
импульсов в психической жизни русского
интеллигента. Мы уже упомянули в другой связи,
что основным действенным аффектом
народника-революционера служит ненависть к
врагам народа. Мы говорим это совсем не с целью
«опозорить» интеллигента или морально осуждать
его за это. Русский интеллигент по натуре, в
большинстве случаев, мягкий и любвеобильный
человек, и если ненависть укрепилась в его душе,
то виною тому не личные его недостатки, и это
вообще есть не личная или эгоистическая
ненависть. Вера русского интеллигента обязывает
его ненавидеть; ненависть в его жизни играет роль
глубочайшего и страстного этического
импульса и, следовательно, субъективно не может
быть вменена ему в вину. Исходя не из
узкоморалистических, а из более широких
философских соображений, нужно признать, что
когда ненависть укрепляется в центре духовной
жизни и поглощает любовь, которая ее породила, то
происходит вредное и ненормальное перерождение
нравственной личности. Повторяем, ненависть
соответствует разрушению и есть двигатель
разрушения, как любовь есть двигатель творчества
и укрепления. Разрушительные силы нужны иногда в
экономии человеческой жизни и могут служить
творческим целям; но замена всего творчества
разрушением, вытеснение всех
социально-гармонизирующих аффектов
дисгармоническим началом ненависти есть
искажение правильного и нормального отношения
сил в нравственной жизни.
Из статьи: С.Л. ФРАНК.
Этика нигилизма//Вехи.
Интеллигенция в России:
Сборники статей
1909—1910. М., 1991. |