Экскурсия в средневековый Новгород

Изучение Новгородской республики
в школьном курсе истории России

(6-й класс)

История Новгородской феодальной республики — одна из наиболее ярких страниц русского Средневековья. Изучение политического строя, культуры Новгородской земли, занятий ее жителей является главным содержанием занятий по этой теме.

Новгород. Ярославово дворище и Торговище. Фрагмент
Новгород.
Ярославово дворище
и Торговище.

Фрагмент

Для проведения урока, посвященного Новгородской республике, можно взять материал одноименного параграфа учебника «История государств и народов России» А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной (любое издание). Учителю полезно также воспользоваться научной литературой (в том числе книгами крупнейшего отечественного исследователя средневекового Новгорода академика РАН В.Л. Янина).
Урок, посвященный Новгороду, следует (согласно примерному плану) после темы «Владимиро-Суздальское княжество», поэтому целесообразно построить занятие на сопоставлении этих двух крупнейших русских государств периода феодальной раздробленности.
В начале урока необходимо проверить знания по предыдущей теме. Для этого учащиеся в тетрадях составляют таблицу, которую на классной доске заполняет вызванный ученик (см. с. 28).
Каждый пункт таблицы необходимо комментировать, поэтому к доске уместно вызвать слабоуспевающего ученика, чтобы привлекать к работе других учащихся.
Часть таблицы, посвященная Новгородской республике, заполняется в течение урока, а не при проверке домашнего задания. Для активизации работы класса можно использовать сведения из дидактических карточек.
Приступая к изучению новой темы, необходимо пользоваться настенной картой «Феодальная раздробленность Руси в XII — середине ХIII в.». Перед объяснением новой темы учитель рассказывает учащимся о природном, политическом, культурном своеобразии Новгородской земли, о ее отличии от других русских земель. При этом учитель сам не делает выводов, а лишь намечает их. Обобщение материала учащиеся должны сделать самостоятельно в конце урока.
После показа учителем на карте территории Новгородской земли учащиеся могут охарактеризовать природные условия данного региона. Поэтому в соответствующую графу сравнительной таблицы учитель вместе с учениками записывает то, что в Новгородской земле неблагоприятный климат, заболоченные земли, множество лесов.
К выводу о занятиях новгородцев учащиеся также могут прийти самостоятельно. Учитель только должен напомнить классу, что занятия населения напрямую зависели от природных условий. Следовательно, если средневековый человек не может заниматься земледелием, он ищет другие способы выживания. Новгородцы занимались торговлей и ремеслами.
С особенностями торговли и ремесел в Западной Европе учащиеся уже познакомились при изучении курса истории Средних веков. Поэтому необходимо рассказать о своеобразии данных занятий в Новгороде.
Географическое положение Новгородской земли вблизи Балтийского моря давало возможность местным купцам активно торговать с западом, в том числе с немецкими городами, сбывая там различную продукцию. В связи с тем, что под властью Новгорода находились обширные земли, заселенные карелами, коми и другими народами и племенами, которые платили русским налог в виде пушнины, именно меха были основой торговли новгородцев.
Важно подчеркнуть, что в средневековом мире сахар еще не изготавливался из свеклы и, конечно же, не было электричества. Особым спросом пользовались мед и воск, из которого изготавливались свечи. Этим и были богаты русские земли.
Учитель обращает внимание на иллюстрацию (с. 105 учебника) — репродукцию картины Н.К. Рериха «Ладьи». Именно на таких ладьях-ушкуях плавали по северным морям новгородские купцы.
Новгородские ремесла можно охарактеризовать кратко, так как они в целом тождественны ремеслам, распространенным в других древнерусских городах, и знакомы ученикам по предыдущим урокам. Важно отметить лишь то, что продукция новгородских плотников, кузнецов, гончаров, ткачей, кожевников, оружейников, бондарей имела сбыт не только в соседних княжествах, но и далеко за пределами русских земель.
Часто у учащихся возникает вопрос о том, как при неплодородных землях новгородцы могли прокормить себя. Для ответа учащиеся должны прочитать страницу 105 учебника, где указано, что хлеб «привозили из Ростово-Суздальской земли».
Далее наиболее сложная часть урока — объяснение политического строя в средневековом Новгороде. Здесь учителю необходимо опираться на знания учащихся, полученные ими в 5-м классе на уроках истории Древнего мира. Именно там при изучении Римской цивилизации впервые вводится термин республика (от латинского res publica — общественное дело). Учитель приводит учащихся к мысли, что власть в Новгороде не находилась в руках князя, а ею обладало вече — народное собрание. Подробное разъяснение сути народного собрания на Руси не нужно, так как оно знакомо учащимся по прошлым урокам. Важно лишь подчеркнуть, что вече в Новгороде являлось главным органом власти: решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя и т.д.
Необходимо разъяснить состав новгородского вече, определив социальное положение бояр, купцов, ремесленников. При характеристике данных сословий стоит совершить краткую воображаемую экскурсию в средневековый Новгород, коротко рассказав о его ремесленных кварталах, их отражении в топонимике, об объединении купцов «Иваново сто», о положении бояр. Вполне возможно и переключение изложения данного материала с учителя на учащихся, т.е. прочтение его учениками и последующий устный ответ. Нужно подвести ребят к выводу о том, что бояре, владея несметными богатствами, имели возможность кардинально влиять на политическую жизнь Новгорода.
Роли и функции посадника, тысяцкого и епископа исследуются учащимися на уроке самостоятельно по материалу страницы 108 учебника.
О новгородском князе следует сказать особо. Подчеркивается, что князя вместе с дружиной вече приглашало из других русских земель, а его наследники не имели права на власть. Функции князя ограничивались выполнением обязанностей начальника военных отрядов на случай войны. Князь не имел права вмешиваться в дела управления городом. Ему не разрешалось иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю, осуществлять правосудие. Для того чтобы подчеркнуть слабость княжеской власти в Новгороде, нужно отметить, что князья прибывали в город из Суздаля, Смоленска, Чернигова, часто по решению вече изгонялись, что позволило Новгородской республике избежать дробления.
После заполнения соответствующих граф сравнительной таблицы нужно перейти к рассказу об особенностях новгородской культуры. Здесь следует остановиться на двух темах: новгородская берестяная грамота и архитектура храмов.

Новгород. Ярославово дворище и Торговище. Фрагмент
Новгород.
Ярославово дворище
и Торговище

Фрагмент

Говоря о бересте, учитель может вместе с учащимися обозначить связь между распространением грамотности и занятиями новгородцев, в особенности торговлей. Очевидно, что занятия торговлей, в том числе международной, требуют определенных знаний, что и подтверждают многочисленные археологические раскопки, проводившиеся под руководством известных ученых А.В. Арциховского и В.Л. Янина.
Опыт показывает, что шестиклассники увлеченно слушают рассказ учителя об археологических исследованиях, в особенности материал о бересте и рисунках новгородского мальчика Онфима (с. 108 учебника).
При подготовке рассказа о новгородской архитектуре можно использовать соответствующие главы книги известного отечественного искусствоведа Л.Д. Любимова «Искусство Древней Руси» (М., 1974). Основная мысль должна сводиться к тому, что небольшой размер новгородских церквей, простота декора обусловлены отсутствием сильной княжеской власти. Средства на храм давал не князь, они строились на пожертвования прихожан: купцов, бояр, ремесленников. Однако все эти факторы не повлияли на выразительность архитектуры древнего Новгорода, что подтверждают фотографии, приведенные в учебнике (с. 104 и 109), где изображены церкви Параскевы Пятницы и Спаса на Нередице. Весьма кстати было бы упомянуть о судьбе церкви XII в. — Спаса на Нередице — жемчужине новгородской архитектуры, разрушенной фашистами в годы Великой Отечественной войны и восстановленной силами отечественных реставраторов и историков.
Конец урока должен быть посвящен выводам по изученной теме. Поставленный в начале урока вопрос о своеобразии Новгородской республики решается самими учащимися на основе составлявшейся таблицы. Именно это и будет закрепляющим звеном данного комбинированного урока.

Владимиро-Суздальское княжество Новгородская
республика
Природные условия

Пригодные для
хлебопашества земли,
наличие рек и лесов

 
Занятия

Земледелие,
скотоводство, рыболовство,
добыча соли, бортничество,
ремесла, торговля

 
Политический строй
Сильная княжеская власть  
Известные правители

Князья Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое Гнездо

 
Культура

Успенский собор во Владимире,
церковь Покрова на Нерли.
Икона Владимирской
Божьей Mатери — палладиум Руси.
Многочисленные монастыри —
центры образования
и составления летописей

 

Безусловно, уровень прохождения, а главное, усвоения темы может быть различным. В этом случае некоторые моменты могут быть опущены или изучены учащимися самостоятельно. При этом необходимо продумать оптимальное для этой сложной темы домашнее задание. Оно должно включать более глубокое знакомство учащихся c текстом параграфа учебника. Это будет основой домашнего усвоения темы, на этой основе можно продумать определенные творческие задания.
Известный отечественный методист Г.И. Годер детально проработал задания по творческой реконструкции прошлого, при которых ученики cocтавляют рассказы от своего имени, где описывают исторические события, становясь их участниками (Годер Г.И. Методика преподавания истории в пятом классе. М., 1985). Поэтому в домашние задания можно включить подготовку рассказа на тему «Я — житель средневекового Новгорода». Опыт показывает, что периодическое выполнение учениками таких творческих заданий способствует повышению интереса к предмету.
Для лучшего усвоения географического положения русских княжеств в эпоху феодальной раздробленности на данном уроке, завершающем тему, необходимо задать на дом выполнение контурной карты соответствующего содержания.
Известные методисты Е.В. Агибалова и Г.М. Донской настоятельно предостерегают учителей от использования чрезмерного количества письменных заданий и записей в тетради, что понижает интерес учащихся к предмету. Вместе с тем в работе со слабоуспевающими учащимися умеренное количество письменных заданий приведет к формированию и развитию знаний по истории, будет способствовать росту уровня мышления и тренировке памяти. При домашней работе над темой «Новгородская республика» возможен анализ вопроса 2 (с. 111 учебника), где предлагается вспомнить главные черты республики и их проявления в Новгороде.
В целом структура урока, методика его построения могут применяться и в работе с учебником А.А. Преображенского и Б.А. Рыбакова и другими ныне действующими учебниками.

Марат САФАРОВ,
учитель истории школы № 1691

TopList