Поэзия старой усадьбы
Из книги барона Николая Врангеля
«Помещичья Россия»
Николай Николаевич Врангель (1882—1915)
— один из выдающихся первооткрывателей русской
усадебной культуры. Разными путями люди приходят
к своему призванию. Его старший брат, барон Петр
Врангель, известен нам как один из вождей Белого
движения, командующий Вооруженными силами Юга
России в 1920 г. Барон Н. Врангель пришел к своему
призванию историка искусства через домашнее
воспитание, через увлечение его родителей
коллекционированием фарфора, мебели, ковров,
портретной миниатюры. Затем — увлечение русским
историческим живописным портретом, служба в
Эрмитаже, большая работа, связанная с
устройством выставок. В 1902 г. он начал серию
поездок по провинциальным городам и поместьям с
целью отыскания и изучения произведений
искусства. Только в 1909 г. он посетил 25 усадеб.
Результатом его многолетних изысканий стала
работа «Помещичья Россия», увидевшая свет на
страницах журнала «Старые годы» в 1910 г.
Конечно, барон Врангель только начал тему
изучения русской усадьбы XVIII—XIX вв., уделив
основное внимание отдельным значительным
памятникам — остаткам «дворянских гнезд». Но
дело первопроходца — сдернуть завесу равнодушия
и непонимания, открыть материк, воспользоваться
же плодами его усилий — наша забота,
свидетельство меры нашей ответственности и
памятливости.
|
Павильон «Березовый домик»
в усадьбе Кузьминки (не сохранился).
Фото начала XX в. |
Белые дома с колоннами в тенистой чаще
деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми
силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду;
старые нянюшки, снимающие пенки с варенья;
жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и
злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей
барыни; Митька-казачок, таскающий длинные чубуки
для раскуривания гостям; мухи — летающие,
жужжащие, назойливые, кусающиеся, скучные,
противные мухи, мухи, засиживающие окна, и стены,
и книги, и всё; петухи, кричащие на задворках;
мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся
хозяева-помещики; бабушки в чепцах, никому не
нужные, штопающие чулки; старые лакеи; босоногие
девки, сенные девушки; крепостные актрисы,
живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы,
художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри,
в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и
кресла, приветливые круглые столы, развалистые
бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым
басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки,
и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до
бесконечности. И опять мухи — сонные, злые,
назойливые, липнущие, кусающие и засиживающие
всё. Вот она, крепостная Россия прошлого, от
которой остались только мухи и домашняя
скотинка, старые нянюшки, хозяйская воркотня и
быль и небылица о крепостной жизни, о роскоши, о
красоте быта, о чудачестве дедушек и бабушек. Вот
крепостная Россия обжорства и лени, добродушного
послеобеденного мечтания, чесания пяток на ночь
и игры на гитаре при луне. Вот страна «Евгения
Онегина», потом «Мертвых душ», потом «Детства» и
«Отрочества», потом «Оскудения» Сергия Атавы.
Вот помещичья Россия от Петра Великого и до
Царя-Освободителя, полтора века особой жизни,
культуры, занесенной из чуждой страны,
сделавшейся родной и опять чуждой.
|
Граф
П.А.Строганов.
Вуаль. Марьино |
[Старая повесть о самодурах-помещиках,
засекающих крестьян, о тех же помещиках, в часы
досуга занимающихся меценатством так же охотно,
как ловлей зайцев и лисиц, как заказом вкусного
обеда или поркой провинившихся девок.] Странное
дело, но в этой повести о прошлом какая-то
особенная, может быть, только нам одним, русским,
понятная своеобразная прелесть; прелесть
грубого лубка, чудо простонародной русской речи,
сказка песен, пропетых в селе, ухарство русской
пляски. Всё — на фоне античных храмов с
колоннами, увенчанными капителями ионического,
дорического или коринфского ордеров. Пляска
русских босоногих малашек и дунек в «Храме
Любви», маскарад деревенских парней в костюмах
богов и богинь древности. Или где-нибудь в
Саратовской или Симбирской губернии —
девки-арапки с восточными опахалами на фоне
снежных сугробов. Что может быть нелепее и
забавнее, печальнее и умнее?
Русское самодурство, главный двигатель нашей
культуры и главный тормоз ее, выразилось как
нельзя ярче в быте помещичьей России.
Безудержная фантазия доморощенных меценатов
создала часто смешные, чудаческие затеи, часто
курьезные пародии, но иногда и очаровательные,
самобытные и тем более неожиданные волшебства.
Вся эта культура, весь этот быт, все это прошлое,
столь близкое по времени, теперь с каждым годом,
кажется, будто удаляется на несколько столетий. И
как чужда, непонятна и далека казалась людям
екатерининского века быль их прадедов времен
Алексея Михайловича, так навсегда безвозвратно
ушел быт крепостной России, живший полтора
столетия. И потому, быть может, нежно ласкает и
манит нас старая повесть о дедушках и бабушках,
об арапах и крепостных, о мебели красного дерева
и о домах с колоннами на берегу сонных прудов?
|
Графиня
П.А.Строганова
Вуаль. Марьино |
В России никогда не было своей
последовательной, наследственной культуры. Все
созданное варягами, пришедшими княжить в Россию,
было уничтожено татарским игом. Потом опять
новая смешанная культура Востока и Запада, пышно
расцветшая в царствование первых Романовых, была
вырвана с корнем тем, кого потомство окрестило
именем Великого Преобразователя России. И через
полтора столетия помещичья крепостная культура,
давшая столько нежных и красивых цветков
искусства, сменилась опять новой, совсем другой
жизнью, которая до сих пор еще не улеглась в
определенное русло. Естественно, что и искусство,
не имевшее предков, развивалось в России так же
случайно, неожиданно и капризно. Но «крепостной
период» в истории нашей живописи, и главным
образом архитектуры и прикладного искусства, дал
много весьма занимательного, характерного, а
иногда даже и подлинно красивого. Конечно, не в
смысле grand art (великого искусства — фр.), но
все же интимного, так ярко и цветисто рисующего
дух и вкусы своего времени. А эта картина быта уже
свидетельствует о том, как живо и жизненно
запечатлевали художники в своих созданиях свои
робкиe мечты.
В этой массе среднего уровня, в бесконечном
количестве любопытных и дорогих нам, но все же
заурядных в смысле художественном помещичьих
усадьбах, встречаются иногда и создания высокого
мастерства. Понятно, это редкость. Только крупные
помещики времени Екатерины, а главным образом ее
фавориты, могли создать волшебные сказки из
своих имений, не только не уступающих, но даже
превосходящих грандиозными затеями то, что было
сделано в эту же эпоху на Западе. Русские люди
всегда были самодурами, а в искусстве
самодурство не раз помогало им. Но, по странной
насмешке судьбы, созданное столь быстро
распалось еще быстрее.
|
Гостиная. Полотняный Завод
|
Фантастические дворцы Потемкина, имения
князя Зубова, дворец Завадовского, подмосковное
Ноево Дмитриева-Мамонова, дворцы елизаветинских
любимцев Разумовских — все погибло.
Разорены и обветшали торжественные дома с
античными портиками, рухнули храмы в садах, а
сами «вишневые сады» повырублены. Сожжены,
сгнили, разбиты, растерзаны, раскрадены и
распроданы бесчисленные богатства фаворитов
русских Императриц: картины и бронза, мебель и
фарфор и тысячи других великолепий. По странной
игре судьбы, любимцы Государынь не оставили
мужского потомства, дошедшего до нас. Вспомните
Шувалова, Румянцева, Разумовских, Потемкина,
Зорича, князя Зубова, Александра Ланского,
Мамонова, Завадовского. А для них строили дворцы
Ринальди и Деламот, Менелас и Кваренги; им
дарились лучшие портреты Государынь,
присылались лучшие художники и служили сотни
тысяч крепостных. Даже в фаворитизме у нас не
сохранилось традиций.
Но не
одна судьба зло подшучивала над Россией. Русские
люди делали все возможное, чтобы исковеркать,
уничтожить и затереть следы старой культуры. С
преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с
усердным вандализмом несколько поколений свело
на нет все, что создали их прадеды.
Ведь культурным было русское дворянство от
Екатерины Великой и до освобождения крестьян,
берегло и любило красоту жизни. А потомки
надругались над тем немногим, о чем могли бы
говорить с гордостью, и, Бог весть, придет ли день,
когда снова об этом вспомнят?
Всюду в России: в южных губерниях, на севере и в
центре — можно наблюдать тот же развал старого,
развал не только денежный, но развал культурный,
невнимание и нелюбовь к тому, что должно украшать
жизнь. Тогда как в Европе из рода в род много
столетий переходят и хранятся имения и сокровища
предков, в России наперечет несколько поместий,
находящихся двести лет в одной семье. И нет ни
одного примера дошедшей до нас целиком
сохранившейся помещичьей усадьбы XVII в. Только в
Покровском княгини
Шаховской-Глебовой-Стрешневой часть дворца еще
дореформенной Руси. Даже от Петра, от Анны
Иоанновны, даже от Елизаветы дошли до нас жалкие
остатки; нет имения, целиком сохранившегося с тех
времен.
От Екатерины лучшее также погибло, и только эпоха
Александра I еще ярко и жизненно глядит из усадеб
дворянских гнезд. Но и тут Грузино Аракчеева —
полуразвалившееся, обкраденное, Так, быть может, ничего
и не осталось от волшебных чудачеств крепостной
России; быть может, не стоит и говорить о том, что
у нас есть?
Нет, еще стоит. Еще можно спасти дорогие остатки
старины, сохранить и уберечь от окончательной
гибели красивые воспоминания, плесневеющие в
грязных деревнях, в провинциальной глуши
отдаленных губерний. Еще стоит подумать, прежде
чем рушить дома, прежде чем продавать скупщикам
картины и предметы убранства. В России еще есть
старое искусство, пока целы Дубровицы, Кузьминки,
Архангельское, Останкино, Кусково, Петровское,
Марьино, Ольгово, Белая Колпь, Быково,
Покровскoe-Стрешнево, Полотняный Завод, Очкино,
Диканька, Суханово, Андреевское, Воронцовка,
Ивановское, Братцево, Никольское-Гагарино и
Никольское-Урюпино, Большие Вязёмы, Дугино,
Яготин, Каченовка, Корсун, Гомель, Отрада, Белая
Церковь... |