Помню, как подростком впервые попал в
маленький латвийский город Цесис. Узкие улочки
средневекового Вендена, бывшего цитаделью
магистра Ливонского ордена, выводили к огромному
собору Святого Яна, своими готическими
вертикалями неудержимо устремлявшемуся в небо. В
то воскресное утро в соборе было немноголюдно.
Старенький патер, мучимый насморком, читал
проповедь. Из стрельчатых окон-витражей лились
на узорный пол, на скамьи для прихожан потоки
золотистого света. В притворе собора на стене
бросились в глаза памятные доски XII—XV вв., где
готическими буквами были выбиты имена
крестоносцев — строителей собора и
благотворителей — знатных горожан Вендена, да в
углу сиротливо притулившийся бюст Мартина
Лютера, который, как мне объяснили позднее,
оказался здесь по причине закрытия
разграбленной местной кирхи. Советская власть
таким необычным образом сумела помирить
католиков с протестантами.
И вот здесь, в притворе католического собора, мне
представилось, что толща времени, разделяющая
меня и жителей средневекового Вендена-Цесиса,
истончается, делается проницаемой, и я не то
чтобы вижу их, бюргеров в добротных суконных и
шелковых одеждах, торжественно рассаживавшихся
в воскресный день на тех же самых скамьях, на
которых только что сидел и я, а ощущаю их
присутствие, чувствую, что их жизнь становится
мне ближе и понятней. Кажется, тогда я и решил
стать историком.
Многие наши поступки, определяющие дальнейший
жизненный путь, начинаются с таких вот
«пустячков» — непроизвольных мыслей и
неподконтрольных чувств.
Сколько наших подопечных — детей и подростков —
ходит и ездит на экскурсии по разным
историческим местам. Усадьбы, музеи, храмы,
мемориалы... Но что остается в их сердцах и умах от
этих «мероприятий»? Знание о том, что в этом доме
жил, положим, полузабытый герой Отечественной
войны 1812 г., а вот этот особняк посетил когда-то
Пушкин? Ну и что? А может быть, эти маршруты, эти
походы и прогулки важны не только потому, что
расширяют кругозор детей, заставляют запомнить
слова «барокко», «псевдоклассицизм», «модерн», а
еще и потому, что наделяют их небольшим, но очень
важным опытом общения, подвигают их совершить
усилия по созданию внутренней атмосферы и
самовоспитывающей среды? Как потом сложится их
жизнь
и достигнет ли кто-то из них этого неуловимого,
бесполезного, но манящего другого измерения —
мира высокой культуры, — неизвестно. Но все равно
внутри, в душе, в памяти обязательно останется
неизгладимый след, маломощный, но не выключаемый
маячок, резонирующий на «пустячки» — «барокко»,
«модерн», «Кусково», «Спасское-Лутовиново»...
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |