|
Выжимка винограда.
Роспись из погребения
писца Нахта (Фивы) |
В первые вопрос о социальной
структуре древневосточного общества, о
рабовладении на Востоке был остро поставлен в
советской исторической науке во второй половине
1920-х гг. Как ни странно, связано это было с
китайской революцией 1925—1927 гг. Теоретики III
Интернационала пытались понять, что собой
представляет китайское общество того времени и
каким образом его нужно изменить, чтобы в
результате получился искомый коммунизм.
Началась борьба двух теоретических концепций,
объяснявших исторический процесс. Одна,
сталинская, схема, трансформируя марксистские
концепции, провозглашала пятичленную «лестницу»
формаций (первобытность — рабовладение —
феодализм — капитализм — социализм)
обязательной для всего мира. Другая развивала
идеи Маркса об «азиатском» способе производства.
Сквозь это понятие проступали черты такой
социальной организации, где государство в
условиях отсутствия частной собственности на
землю и поглощения личности общинным
коллективом выступало как высшая абсолютная
власть над подданными, как восточная деспотия.
В этом случае, рабство в традиционном смысле и
не могло существовать: подданные такого
государства находятся в состоянии поголовного
рабства. Все — рабы, каждый — раб перед лицом
вышестоящего властителя. Такое государство
возвышается над обществом, подавляя его собой.
Ученых-востоковедов, которые пытались применить
эти взгляды Маркса к исторической реальности и
на основе анализа источников создать рабочие
теории развития древневосточных обществ, в 1930-е
гг. ждала печальная участь. Дискуссия об
«азиатском» способе производства была прикрыта,
само упоминание этого понятия исчезло со страниц
научной печати на долгие тридцать лет. Причина
ясна: то, что описывал Маркс, и то, что вставало со
страниц трудов востоковедов, было слишком похоже
на то, что происходило в стране «победившего
социализма». Но, тем не менее, научная мысль даже
в таких условиях не переставала накапливать
факты и анализировать прошлое. Свидетельство
этому — фрагмент статьи выдающегося советского
востоковеда И.М. Лурье (1903—1958). Возражения И.С.
Кацнельсона дают представление о системе
аргументации его оппонентов и о той атмосфере в
научной среде, в которой приходилось работать
многим ученым того времени.
Дорогой раб
|
Пленный ливиец.
Фргамент рельефа |
Текст, к сожалению, сохранился не полностью,
но содержание все же ясно: это часть протокола
процесса по обвинению горожанки Иритнефрет
(Иринефер) в том, что она присвоила чужих рабыню и
раба.
Приведенный папирус дает некоторое
представление о стоимости рабыни в начале или
середине царствования Рамсеса II. Эта стоимость
определена в тексте в размере 4 дебен и 1 кит
серебра. Весовое выражение цены рабыни — 373 г
серебра — не может, разумеется, дать
представление о ее реальной стоимости, ибо
ценность серебра не является неизменной
величиной. Для того чтобы была ясна
действительная ценность серебра, уплаченного за
рабыню, необходимо уяснить себе тогдашнюю
покупательную способность денежной единицы — 1
дебена серебра (= 10 кит = 91 г). Лучше всего это было
бы сделать по сравнению со стоимостью земли,
однако именно для этого времени таких данных еще
нет. Поэтому придется прибегнуть к сравнительной
стоимости хлеба.
Исходя из известного нам для времени Рамсеса II
соотношения стоимости меди и серебра и принимая
для этого времени стоимость 1 хар (72 л) полбы как
равную 1 дебену меди, мы получим, что стоимость
рабыни, указанная в тексте (41 кит серебра),
соответствует стоимости 29 520 л полбы.
Приведенный материал указывает, что сумма,
уплаченная Иритнефрет за рабыню, весьма велика.
Однако для того чтобы сделать из этого факта
какие-либо выводы, следует прежде всего решить,
нормальна ли указанная в тексте стоимость
рабыни. К сожалению, сравнительный материал для
времени XIX династии отсутствует, а прямого
указания на этот счет в тексте нет.
Покупательница рабыни — Иритнефрет — жена
начальника округа, именовавшаяся «горожанкой»,
по своему общественному положению относится к
средним слоям чиновничьей знати. Совершенно
естественно было бы предположить, что для нее
покупка рабыни должна быть вполне доступной.
Однако из текста мы узнаем иное. Свидетельствуя
перед судом о том, что рабыня была ею куплена за 41
кит серебра, Иритнефрет указывает те предметы,
которыми она уплатила торговцу Райа. Из перечня
этих предметов мы узнаем, что только часть их,
стоимостью в 22 1/3 кит, принадлежала самой
Иритнефрет, остальные же, на сумму 18 2/3 кит, ей
пришлось занять у шести разных лиц. Это дает нам
право заключить, что приобретение рабыни
превышало возможности бюджета отнюдь не бедной
семьи начальника округа, жена которого оказалась
вынужденной сделать долги. Возможно, что в данном
случае речь идет о рабыне, обладавшей особой
квалификацией. Косвенным подтверждением этому,
как мне кажется, может служить замечание
Иритнефрет, что она заботилась о своих одеждах.
Этим она, по-видимому, хочет объяснить суду
причины, побудившие ее купить рабыню: ее купили,
вероятно, для того, чтобы она ткала одежды для
хозяйки дома.
Все сказанное дает основание считать, что даже во
времена частых и удачных военных походов
египетских царей в Азию, в результате которых в
Египет поступала богатейшая добыча, некоторые
категории рабов стоили чрезвычайно дорого,
почему трудно предполагать большое
распространение в Египте рабского труда.
Этот вывод может быть подтвержден данными других
текстов.
Во всяком случае, даже меньшая и, как можно
думать, дешевая цена раба — 2 дебена серебра —
все же достаточно велика: таким образом, и при XXI
династии раб стоил дорого. Большой она
продолжает оставаться и в последующее время.
Приведенный нами материал, говорящий о стоимости
рабов в Древнем Египте, разумеется, чрезвычайно
скуден и отрывочен. Однако то обстоятельство, что
случайно сохранившиеся тексты от разных времен
(от XIII, XII, XI—X и VIII вв. до н.э.) совершенно
одинаково констатируют дороговизну рабского
труда, заставляет думать, что рабский труд не
составлял в Египте универсальную основу
хозяйства, как, скажем, это было в Греции или в
Риме.
Фрагменты из статьи
И.М. ЛУРЬЕ
«Стоимость раба в Древнем Египте» //
Вестник древней истории». 1938. № 4. С. 65—71. |