Рабы или «царские люди»?
Известно, что в исторической науке
существуют запутанные вопросы. Речь не о
пресловутых «белых пятнах» — закрытых для
изучения по разным причинам, прежде всего
идеологическим, темах, периодах или отдельных
фактах. Бывает и так, что сама историческая
реальность настолько сложна, а источники,
отражающие ее, так фрагментарны и неполны, что
для вынесения определенного суждения требуются
усилия многих поколений исследователей. Хотя и
здесь часто примешиваются идеологическое
давление, влияние иллюзорных построений и
утопических идей.
Древневосточное общество обычно изображают в
виде пирамиды, основанием которой служит класс
рабов, или, пользуясь устоявшейся терминологией,
класс «основных непосредственных
производителей». Мы не будем сейчас обсуждать
вопрос о том, существовали ли классы в эпоху
древности, и в особенности на Востоке: его нужно
рассматривать отдельно, тем более что единой и
достаточно обоснованной точки зрения в нашей
науке пока не выработано. Обратимся сначала к
старой, унаследованной от советских времен
схеме, рисующей нам однозначную и знакомую
картину: повсеместно в Древнем Египте,
Месопотамии, Китае рабы и только рабы работали на
полях и в мастерских, строили гигантские
ирригационные сооружения, города,
величественные храмы и пирамиды. Эта точка
зрения до сих пор встречается на страницах
школьных и даже вузовских учебников по истории
Древнего мира, несмотря на то, что отечественные
востоковеды давно доказали ее
несостоятельность.
|
Так называемый штандарт
из царской гробницы в Уре.
Ок. 2600 г. до н.э. Фрагмент |
Рабство на Древнем Востоке, бесспорно,
существовало. Суть проблемы заключается в
другом. Какие разновидности рабов можно
выделить? Чем они отличались друг от друга?
Насколько многочисленны были рабы? Какую роль
они играли в общественном производстве? И,
наконец, насколько четкой и определенной была
грань между рабством и свободой? Попытаемся
ответить на эти вопросы, опираясь на концепции
таких авторитетных исследователей Древнего
Востока, как Л.С.Васильев, А.А. Вигасин, В.А.
Якобсон и др.
Разновидностей рабов было несколько, и они
значительно отличались друг от друга не только
по условиям жизни, но и по правовому статусу. Одно
дело — долговые рабы, и совсем другое —
обращенные в рабство военнопленные-чужеземцы;
рабы, находившиеся в личной собственности
рядового общинника или знатного вельможи, и рабы
«государственные», которые трудились в царских
хозяйствах или были подарены (переданы во
владение) храмам и тем же вельможам.
Число долговых рабов было разным — в данном
случае многое зависит от страны и эпохи, но в
целом их количество не было чрезмерно большим.
Долговое рабство получило распространение не
везде. Оно было довольно быстро изжито в Египте.
Упоминания о порабощении египтян содержатся
только в памятниках Раннего (XXXIII—XXIX вв. до н.э.) и
Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н.э.) царств, причем это
явление, судя по всему, уже тогда осуждалось.
Кроме того, непонятно, идет ли речь собственно о
долговом рабстве или о порабощении
соплеменников во времена ожесточенных войн
между номами.
Совершенно другая ситуация складывалась в
Двуречье. Там долговое рабство было частым
явлением, особенно во времена смут, нашествий
кочевников и распада централизованного
государства, а это происходило периодически.
Тогда многие свободные общинники разорялись и
были вынуждены обращаться к купцам и
ростовщикам, отдавая в залог под высокие
проценты свои дома, земельные участки, финиковые
рощи. За неуплату должники продавали в рабство
членов семьи, а потом и самих себя.
Приблизительно так же обстояло дело и в Китае,
где прослойка крупных земельных собственников
(так называемые «сильные дома») прибирали к рукам
землю обнищавших и разорившихся крестьян, а их
самих превращали в арендаторов или лишали личной
свободы. Как и в Двуречье, в Китае долговое
рабство процветало во времена больших
социальных потрясений: войн, народных восстаний
и смены династий.
Однако, как только централизованная
государственная власть после смут вновь
набирала силу, положение менялось — в стране
начинал устанавливаться порядок, водворялось
спокойствие. В Китае правители новой династии
возвращали крестьянам их наделы или отдавали
пустоши. Устраивались грандиозные, в масштабах
всей страны, переделы земли с целью восстановить
относительное социальное равенство и
максимально ослабить крупных землевладельцев. В
Двуречье центральная власть в принудительном
порядке снижала долговой процент, запрещала или
ограничивала куплю-продажу земли. В знаменитых
Законах Хаммурапи срок долгового рабства, как
известно, ограничен тремя годами. По истечении
этого срока должника отпускали на свободу,
независимо от того, расплатился он с кредитором
или нет.
Государство преследовало собственную выгоду:
эти меры предотвращали рост частной
собственности и, с другой стороны,
препятствовали уменьшению числа
налогоплательщиков. Но так или иначе, долговое
рабство было ограничено, долговой раб не был в
полном смысле рабом уже потому, что рано или
поздно его приходилось отпускать на свободу.
Следует заметить, что о долговых рабах
заботилась и их община, которая обычно старалась
выкупить их в соответствии с неписаным законом
круговой поруки. Таким образом, долговые рабы не
могли играть сколько-нибудь заметной роли в
общественном производстве.
Гораздо более важным источником рабства были
захватнические войны. Именно
чужеземцы-военнопленные, на которых не
распространялись этические нормы, связывавшие
единоплеменников, могли стать полной
собственностью, «вещью» своих хозяев. Однако и в
данном случае дело обстояло совсем не просто.
|
Мальчик — домашний слуга.
Древнеегипетская скульптура |
В IV—III тыс. до н.э., а в некоторых странах и
много позже, сохранялся древний, унаследованный
от первобытности обычай сразу же убивать пленных
воинов или приносить их в жертву богам. В плен
угоняли лишь женщин и детей, способных перенести
трудный путь на чужбину, а также
умельцев-ремесленников. Так на протяжении
длительного времени поступали ассирийцы. Только
в период правления Тиглатпаласара III (745—727 гг. до
н.э.) начали практиковаться массовые депортации
населения завоеванных стран. Интересный
материал о судьбе пленных чужеземцев содержится
в надписях на гадательных костях, относящихся к
эпохе Шан (XVII—XI вв. до н.э.) — первого
древнекитайского государства. Шанцы регулярно
устраивали военные походы на окрестные племена,
помимо прочего — с целью захвата пленных (за что
историки окрестили их «охотниками за головами»),
и совершали массовые ритуальные убийства в честь
духов предков, иногда до полутора тысяч человек
одновременно. Правда, перед этим пленных,
очевидно, использовали на тяжелых работах
(строительстве, расчистке полей и т.д.).
Что же происходило с рабами-чужеземцами, когда
этот жестокий обычай стал уходить в прошлое?
Поговорим сначала о тех, кто попадал к частным
лицам. Простые общинники не имели возможности
держать много рабов, да в этом и не было
необходимости. Поэтому в данном случае речь идет
самое большее о двух-трех рабах. Такое рабство
неизбежно имело патриархальный, «домашний»
характер: общинники не могли выделить пленным
особое хозяйство и не могли использовать их на
ответственных полевых работах, потому что для
этого требовался надсмотрщик. Рабы оказывались в
положении младших членов семьи. Девушки и
молодые женщины часто становились наложницами
хозяина. Мальчиков брали в таком возрасте, чтобы
они сумели привыкнуть к новому образу жизни и
новому дому. Конечно, рабам и рабыням поручали
самую тяжелую и грязную работу. Они ухаживали за
скотом, пряли и ткали, лепили горшки, готовили
пищу, мололи зерно между двух камней. Мальчики
погоняли волов, пололи, жали, вязали снопы. Пахоту
и сев им не доверяли.
Таким образом, и на поле, и в доме рабы находились
под постоянным наблюдением хозяев. Но не следует
забывать, что рабов и хозяев часто связывали
родственные отношения, что они жили под одной
крышей, одевались и питались примерно одинаково
(поскольку уровень жизни в целом был весьма
низким), делили невзгоды и радости. Дистанция
между рабами и хозяевами гораздо острее
ощущалась в домах знати и зажиточных людей.
Однако и вельможи использовали своих рабов
прежде всего в качестве личных слуг.
Следует заметить, что патриархальные рабы не
были полностью бесправны. В соответствии с
Законами Хаммурапи раб мог выступать в суде и
давать показания, даже затеять судебный процесс,
оспаривая свое рабское состояние (правда,
случаев выигранных процессов такого рода не
зафиксировано). Своих детей от рабыни господин
мог признать законными детьми, и тогда после его
смерти они имели право участвовать в дележе
имущества. Если господин не признавал их
законными детьми, они вместе с матерью после его
смерти получали свободу. За различные
провинности рабов наказывали гораздо строже,
чем, скажем, свободных, но, тем не менее,
наказывали их по приговору суда, а не по личному
произволу хозяина. Конечно, Законы
Хаммурапи — уникальное для Древнего Востока
явление, в них проявилось ярко выраженное
стремление защитить права личности. Вместе с тем,
весьма примечательно, что в ту эпоху в рабе
все-таки видели личность, а не вещь.
|
Полевые работы.
Росписи погребальной часовни
писца Ун-Су. XVIII династия |
Возвращаясь к вопросу о роли рабов-пленных в
производственной деятельности, нужно принимать
во внимание тот факт, что их численность далеко
не всегда была одинаковой. Это зависело от
активности завоевательной политики государства.
Например, в Египте эпохи Древнего царства рабов
было мало и стоили они дорого, поэтому даже
знатные сановники гордились тем, что имеют
двух-трех рабов. Чем успешнее велись войны, тем
большим был приток рабов. Когда в эпоху Нового
царства (XVI—ХI вв. до н.э.) Египет превратился в
могущественную военную державу, количество
военнопленных возросло настолько, что рабы
появились даже у привратников и садовников.
Сходная ситуация складывалась в Нововавилонском
царстве при Навуходоносоре II, в Китае в эпоху
расцвета династии Хань. Рынки рабов были
переполнены, цены на них падали. В такие времена
рабский труд более активно и широко
использовался в производственной деятельности.
Однако основная масса военнопленных все-таки
попадали не к частным лицам, в восточных
деспотиях главными рабовладельцами были цари.
Они использовали рабов в своих обширных
хозяйствах, дарили их сотнями и даже тысячами
храмам и знати. Рабов давали в виде награды особо
отличившимся воинам. Но рабы, полученные от царя,
в отличие от тех, что покупались на свои средства,
не принадлежали полностью хозяевам. Эти рабы
были государственными, поэтому в научной
литературе их часто сопоставляют со
спартанскими илотами. Вельможа, владевший
сотнями «царских» рабов, не имел права
распоряжаться их жизнью или продать их. Таких
рабов можно было лишиться в том случае, если
вельможа, например, попадал в опалу и лишался
должности.
И, наконец, самое важное: рабы-илоты, оказавшиеся
в царских, храмовых или вельможеских хозяйствах,
сливались с гораздо более многочисленной
категорией так называемых царских людей, т.е.
зависимых подневольных работников. Эта
категория, о которой обычно не упоминают
школьные учебники, заслуживает особого внимания.
Именно царских людей, наряду со свободными
общинниками, современные историки-востоковеды
считают главными тружениками, именно они играли
решающую роль в производственной деятельности —
в строительстве, в сельском хозяйстве и в
ремесле.
Количественное
соотношение между свободными общинниками и
царскими людьми зависело от того, насколько
сильна была царская власть, в какой степени она
могла поглотить земли общин и превратить прежде
свободных общинников в зависимых работников. В
Древнем Египте, по мнению большинства
исследователей, свободных общинников не
осталось вообще. Во всяком случае, данных о том,
что они существовали, пока не обнаружено.
Работники подразделялись на отряды, которые
трудились на полях, в ремесленных мастерских, на
строительстве, при перевозке тяжестей, погрузке
судов и т.д. Были также «рабочие отряды» пастухов,
рыбаков и птицеловов. Отряды часто
перебрасывались с одной работы на другую. Орудия
труда, посевное зерно, тягловый скот — все
выдавалось в централизованном порядке «сверху».
Урожай, пойманная рыба и птица, ремесленные
изделия поступали на склады царя, храмов и
вельмож. За свой труд работники получали пайки. В
этом отношении они близки рабам, более того,
жилось им зачастую намного хуже, чем настоящим
рабам, выполняющим обязанности слуг в доме
богатого вельможи. Вместе с тем, «царские люди»
имели свои дома и семьи, кроме того, как уже
говорилось, их нельзя было купить или продать.
Следовательно, рабами в традиционном смысле
слова — «говорящими орудиями» — их назвать
нельзя.
Египет не является исключением. В данном случае
необычно одно: только на берегах Нила рабочие
отряды продержались очень долго. Они исчезли
лишь в Поздний период истории Египта (1075—332 гг. до
н.э.), когда древняя цивилизация переживала закат.
В те времена зависимым работникам стали давать
земельные наделы и брать с них налог натурой. В
других странах Древнего Востока такие
«тоталитарные» порядки обычно существовали на
ранних этапах формирования централизованной
государственности. В Китае — в эпоху Шан, в
Двуречье — отчасти в годы царствования
Нарам-Суэна, внука Саргона Великого, а в
наибольшей степени — во времена третьей
династии Ура. Затем общинный сектор
восстанавливался, царских людей оставалось
достаточно много, но практика рабочих отрядов
отмирала. Государству было гораздо выгоднее
получать налоги, нежели регулярно обеспечивать
тысячи работников пайками и одеждой.
Хотелось бы еще раз напомнить, что слой царских
людей пополнялся не только за счет рабов, в него
входили попавшие в зависимость общинники,
нередко беглецы из других стран, а в некоторых
странах — прежде всего в Китае и Ассирии —
осужденные преступники. Среди царских людей рабы
не выделялись в особую категорию, они
оказывались в одном положении с остальными и
имели те же права.
Итак, на Древнем Востоке граница между рабством и
свободой была весьма размытой. Между этими двумя
состояниями было множество промежуточных
ступеней. Только в античном мире
противопоставление рабства и свободы выступает
в своем классическом варианте. Однако самое
важное, на наш взгляд, — это тот факт, что рабы в
традиционном смысле этого слова никогда не были
на Востоке основными производителями. Рабский
труд не был определяющим для экономики
древневосточных обществ, даже в те времена, когда
численность рабов резко возрастала, он явно
уступал по значению труду зависимых работников и
(или) свободных общинников. Именно царские люди и
свободные общинники составляли тот самый нижний
слой пирамиды, за счет которого развивались,
достигали расцвета и могущества древневосточные
цивилизации.
Валерия ХАЧАТУРЯН,
кандидат филологических наук,
заведующая Центром теории
и сравнительной истории цивилизаций
Института всеобщей истории РАН
Советуем прочитать
Васильев Л.С. История Востока. 2-е изд. Т. 1.
М., 2001.
Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в
ранней древности //Вестник древней истории. 1973. №
4.
Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или
азиатский способ производства? М., 1971.
Меликашвили Г.А. Об основных этапах развития
древнего ближневосточного общества // Вестник
древней истории. 1985. № 4.
Коростовцев М.А. О характере
древневосточного общества // Народы Азии и
Африки. 1966. № 3.
Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем
мире в зеркале отечественной историографии. М.,
1992.
Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. 2-е
изд. М., 1977.
|