В финале «Семейной хроники» Сергей Тимофеевич Аксаков прощается со своими «тихими» персонажами:
«Вы не великие герои, не громкие личности, в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще...
Но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, так же любопытна и поучительна
для нас, как мы и наша жизнь, в свою очередь, будем любопытны и поучительны для потомков».
Аксакову-отцу и двум его сыновьям в отличие от скромных предков суждено было стать личностями «громкими».
Впрочем, «громкими» — наверное, слишком сильно сказано. Для нас, ленивых и нелюбопытных потомков, для многих (если не для большинства) имя Аксаков ассоциируется лишь с «Аленьким цветочком».
Сказка Востока и Запада
«Цветочек», который, — как это ни грустно для
патриотических сердец, — лишь пересказ
апулеевского «Амура и Психеи», хотя и переданный
будто бы какой-то аксаковской ключницей, — можно
счесть аллегорическим изображением судьбы
семьи.
Западное чудовищество можно было
расколдовать лишь восточным «поцелуем», и потому
имя Аксаковых как расколдовывателей глубоко
символично в истории духовной жизни России.
Потомки древнего рода, они ведут свое начало от
знатного варяга Шимона (в крещении — Симона)
Африкановича. Варяг Шимон-Симон был потомком
норвежского короля Гакона Слепого.
Это — Запад. А с Востока у Сергея Тимофеевича
была бабушка — пленная турчанка, жена
суворовского офицера, да и фамилия оттуда же: оксак
по-татарски — хромой.
Даже родились отец и двое его сыновей почти на
границе Европы и Азии — в Уфимской губернии.
Странные соприкосновения Запада и Востока, будто
сошедших с места в судьбе семьи, дойдут в истории
их славянофильства до фарса: истового «русича»
Константина Сергеевича, одевавшегося в «исконно
народную одежду» и таким образом гулявшего при
честных московитянах, оные честные в своей массе
считали то ли безумным французом, то ли диким
персианином.
С.Т.Аксаков
был всего на два года моложе Пушкина. Его тоже
однажды в Петербурге, «в гроб сходя»,
благословлял Державин (интересно, скольких он
еще, сходя, благословил?). Творчество Сергея
Тимофеевича высоко ценили Гоголь и Тургенев,
Достоевский и Чехов, — но всегда он оставался на
периферии, на обочине столбовой дороги русской
словесности. Неблагодарность потомков?
...На четвертомм году жизни «Багров-внук» уже умел
читать. На десятом его повезли в Казанскую
гимназию. В 1804-м открывали местный университет,
студентов набирали из успевающих
гимназистов — Сергей Аксаков стал студентом в
13 лет. Пробовал в оны годы силы на литературном
поприще, но сильнее были увлечения театром и
декламацией.
Младший сын — Иван — писал потом об отце: «Сергей
Тимофеевич любил жизнь, любил наслаждение, он был
художник в душе и ко всякому наслаждению
относился художественно; страстный актер,
страстный охотник, страстный игрок в карты, он
был артистом во всех своих увлечениях... Он был
подвержен всем слабостям страстного человека,
забывал нередко весь мир в припадке своего
увлечения».
Главной страсти Сергея Тимофеевича мы обязаны
уникальными произведениями — «Записками об
уженье рыбы» и «Записками ружейного охотника
Оренбургской губернии». Книгами настолько
мирными, что никак они не вписываются в контекст
разоблачительной словесности государства
Российского.
На первый взгляд — справочники, пособия для
начинающих охотников и рыболовов, ан есть что-то
в «пособиях», заставляющее относиться к ним как к
фактам литературного процесса.
Книги С.Т.Аксакова появились на заре российской
«бури и натиска», что ударили прежде всего по
патриархальным ценностям. Розанов обвинял
русскую классику в разрушении этих самых
ценностей, Дома и Семьи, прежде всего «Отцов и
детей» и «Грозу». Книги Аксакова были, напротив, сагами
о Доме. Биограф Гоголя П.А.Кулиш в шутку звал
Аксакова-отца «министерством общественной
нравственности».
Наверное, совсем не случайно в 1834 году в доме
Аксакова на Сивцевом Вражке воцарился настоящий
культ Гоголя. До этого, с конца 1820-х, на
«Аксаковских субботах» бывали разного рода
литераторы: например, Загоскин и Шаховской,
«доставшиеся в наследство» еще с
кратковременного периода петербургской
деятельности Сергея Тимофеевича.
Кружок, сложившийся в начале 1830-х, объединялся
уже вокруг Аксакова-цензора, устроившегося в
Цензурный комитет по протекции знатного и
старейшего праславянофила — адмирала
А.С.Шишкова.
Но с оным ведомством у семьи отношения не
заладились сразу. Сначала — у отца: за
«попустительство авторам» цензору С.Т.Аксакову
объявили строгий выговор, «высочайшее
неудовольствие» и наконец (после истории с
Иваном Киреевским и его журналом «Европеец»)
вообще отставили от должности (хотя дети
пострадают поболе). Семья жила на доходы от
уфимских по местий.
Зато можно было приветить автора «Ревизора» —
тот пользовался в доме особым почетом. Его на
Сивцевом буквально боготворили: и ел Николай
Васильевич особую пищу, для него приготовленную,
и мог позволить себе общаться лишь с тем из
гостей, с кем хотел...
Аксаковым — немногим в России — довелось быть
почти единственными слушателями второго тома
«Мертвых душ». Только от Аксакова знаем мы и о
третьем томе, где Павел Чичиков и Степан Плюшкин
пережили бы религиозное возрождение. Тем
интереснее, что серьезным оппонентом идеологии
первого тома «Душ» стал старший сын Аксакова —
Константин Сергеевич.
Странно и диковинно племя российских
славянофилов.
Константина Аксакова в «простом национальном»
костюме простые русские люди на улицах Москвы
1840-х, как уже упоминалось, считали чужеземцем; по
словам язвительного Чаадаева, ряженого
мыслителя принимали за перса.
В детстве братья Аксаковы — Костя и Ваня —
утащили у мамы письмо ее подруги, писанное
по-французски. Зверски расправились с
ненавистными западническими письменами:
истыкали письмо булавками, а потом торжественно
сожгли.
Что это? Детский «патриотизм» — отклик на
отцовскую дружбу со врагом всего европейского —
адмиралом Шишковым?..
Взрослый К.С.Аксаков говорил, что в то время как
«западное человечество» двинулось «путем
внешней правды, путем государства», русский
народ пошел путем правды внутренней. Поэтому
отношения между народом и государем в России,
особенно в России допетровской, основывались «на
взаимном доверии и на обоюдном искреннем желании
пользы».
Польза — слово по-достоевски ущербное, но
Константин Сергеевич — тоже вполне
по-достоевски — договаривал: «Однако нам скажут
— или народ, или власть могут изменить друг
другу. Гарантия нужна!.. Гарантия не нужна!
Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра;
пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет
добра, чем стоять с помощью зла».
Из-за столь горячего протеста против правовых
отношений между народом и правительством над
К.Аксаковым подшучивали, однако — все его и
любили.
«Могучее существо, с громким голосом,
откровенное, чистосердечное, талантливое, но
чудаковатое», — историк С.Соловьев. За
атлетическое телосложение М.Погодин называл
Аксакова-среднего «печенегом, кочевником
степей». Одновременно видели в нем и всё детское,
«младенческое». Подросток-великан...
В 15 лет стал студентом филологического
факультета Московского университета. Вошел в
знаменитый кружок Станкевича, где близкими
друзьями его стали Белинский, Кетчер, Тургенев,
Катков... (Сколь разойдутся пути сих друзей!)
Кружок распался в 1840-м, сразу после смерти
идеалиста Станкевича. Тогда-то Аксаков и
сблизился с «первославянофилами»: Хомяковым,
Киреевским, Самариным.
Нежно любимый всеми Костя Аксаков остро
переживал тогдашний разрыв между «славянами» и
«западниками» — вчерашними друзьями.
П.В.Анненков кудревато описал: «Первый
почувствовавший несообразность положения людей,
изловчающихся как можно приличнее и ласковее
наносить друг другу если не смертельные, то очень
тяжелые раны, был благороднейший и
последовательнейший Константин Сергеевич
Аксаков».
С «другом-врагом» Герценом Аксаков простился
прямо на улице, выскочив из экипажа: «Трогательно
распрощался с ним навсегда, не признавая в нем
более товарища на жизненном пути».
С Грановским дело было еще замечательнее.
К.С.Аксаков приехал к нему ночью, разбудил его,
«бросился к нему на шею и, крепко сжимая в своих
объятиях, объявил, что приехал исполнить одну из
самых горестных и тяжелых обязанностей своих ... в
последний раз проститься с ним как с потерянным
другом...
Напрасно Грановский убеждал его смотреть
хладнокровнее на их разномыслия, говорил, что,
кроме идей славянства и народности, между ними
есть еще другие связи и нравственные убеждения,
которые не подвержены опасности разрыва, —
К.С.Аксаков остался непреклонен и уехал от него
сильно взволнованный и в слезах».
Константин Аксаков почти всё время жил с
родителями. Лишь в 1838-м отправился за границу, но
тут же вернулся. Совершенно «славянофильское»
неумение жить самостоятельно — вынудило.
Зато в Первопрестольной он чувствовал себя
превосходно. Любовь к древней столице и вызвала к
жизни почти все названия славянофильских
изданий: «Москвитянин», «Московский сборник»,
«Москва», «Москвич», которые последовательно
запрещались, хотя уж в них-то православие и
народность были налицо...
Третий Рим был для семьи Аксаковых символом
утраченной силы Древней Руси, хотя в оценках
русской истории братья не сходились.
У Константина Сергеевича понимание своей миссии
породило формы внешнего, довольно
экстравагантного протеста: он носил сапоги,
косоворотку, мурмолку (меховую шапку с плоской
тульей) и терлик (длинную шубу с короткими
рукавами), а также отпустил длинную бороду,
которую весной 49-го полиция приказала ему сбрить
(!).
Добавим: отказаться от растительности на лице
повелели и Аксакову-отцу. А бороды у Аксаковых
были замечательные: густые, широкие.
«Аксаков с мурмолкой в руке свирепствовал за
Москву, на которую никто не нападал, — язвит
Герцен в “Былом и думах”, — и никогда не брал в
руки бокал шампанского, чтоб не сотворить тайно
моление».
Хотя К.Аксаков пробовал силы в разных
литературных и публицистических жанрах, можно
сказать, что в отличие от отца и младшего брата он
своего жанра так и не нашел, уйдя из жизни очень
рано — в 43 года.
Могучий физически человек, Константин Сергеевич
не смог пережить смерть отца. В 1860 г. его
отправили лечиться за границу, где он и скончался
от скоротечной чахотки.
«При таком удивительном преобладании в
К.Аксакове духовной натуры над физической
становится понятная поразительная смерть этого
человека, не в переносном, а в буквальном смысле
умершего от тоски», — пишет биограф.
Он умирал на острове в Средиземном море. Русского
священника не было — исповедь принимал грек,
еле-еле говоривший по-французски. Словно злая
насмешка небес: жегший в детстве записки на
ненавистном языке, Аксаков теперь исповедовался
на нем в последний раз... Священник-грек был до
такой степени потрясен исповедью, что потом
приставал ко всем с вопросом: кто этот великий
праведник?
Страшный удар уготовила судьба и праху
Константина Сергеевича. Он был похоронен на
кладбище Симонова монастыря. Могилу С.Т.Аксакова
перенесли на Новодевичье, а останки сына были
уничтожены в 1930-х вместе с погостом. Впрочем,
остался он в той самой земле, за которую так болел
душой.
«Поздний» славянофил Иван Аксаков будто бы
подвел итог под деятельностью своих соратников.
После смерти А.С.Хомякова он писал: «Теперь для
нас наступает пора доживанья, не положительной
деятельности, а воспоминаний, доделываний».
Ивану Сергеевичу, как и отцу, выпала долгая жизнь.
Человек он был необычайно деятельный. Правовед
по образованию, в мрачном 1848 году Аксаков стал
чиновником особых поручений при Министерстве
внутренних дел и тут же выхлопотал себе
командировку в Бесссарабию — по делам
раскольников, а затем в Ярославль — для ревизии
городского управления, введения единоверия и
изучения секты бегунов.
Впечатления от реальной жизни, которых едва ли
хватало старшему брату, заставили Ивана
Сергеевича пересмотреть многие положения
«старших» славянофилов. В отличие от них он видел
то, что происходило в России на самом деле.
В марте 1849 г. был арестован Юрий Самарин. Аксаков
горячо возмущался арестом, о чем написал родным и
друзьям. Перлюстраторы не дремали — за
несвоевременные мысли в кутузку попал и Иван
Сергеевич.
Правда, содержался он в палатах III отделения и, по
вежливому приглашению Дубельта, написал записку
царю. Николай ознакомился весьма внимательно и
наказал шефу жандармов Орлову: «Призови, наставь,
благослови и выпусти».
Благословив, выпустили, но Аксаков продолжал
оставаться неугодным человеком. В 1852 г. он вышел в
отставку (в 29 лет) и окончательно посвятил себя
журналистике.
Всё, что начинал издавать Аксаков, практически
сразу же запрещалось. Дольше всех продержалась
его газета «День» (не везет в России этому
названию).
С закрытием газеты Аксаков углубился в дела
московского Славянского комитета, первоначально
созданного «старшими» славянофилами во главе с
Погодиным исключительно как благотворительное
общество. Но мало-помалу его участники стали
заниматься и вопросами политическими.
Особенно заметно это стало в годы балканских
кампаний. Тогда-то и проявился талант Ивана
Сергеевича — публициста и оратора. Дошло до того,
что его кандидатуру даже предложили на
болгарский престол.
Достоевский писал Аксакову: «Умри, например, Вы, и
кто же останется, чтобы проповедовать русское
направление?»
Похороны Ивана Сергеевича стали событием
общественным — он удостоился чести быть
похороненным в Троице-Сергиевой лавре, что
выпадало мало кому из мирских деятелей.
В некрологе газета «Неделя» писала: «Определяя
характер Аксакова, нельзя руководствоваться
какими-то обыденными классификациями. Его нельзя
причислить ни к консерваторам, ни к либералам, ни
к радикалам... Он считался славянофилом, но и это
определение ... не вполне ему соответствовало...
Это была слишком исключительная натура, совсем
особенное явление в нашем общественном мире».