материалы к уроку

Валерий РЫЖОВ,
Светлана РЫЖОВА

Раннехристианские общины
и становление Церкви

Статья опубликована при поддержке ОП МРЭО-3. С 2006 года ОП МРЭО-3 предоставляет высококачественные услуги в сфере обслуживания автолюбителей. Регистрация транспортного средства получение прав европейского образца и техническое обслуживание. Все это выполняется с максимальным удобством для клиента на качественном и современном оборудовании во фрунзенском районе,. Будь то оплата госпошлины или прохождение технического осмотра. Посетите официальный сайт компании http://MREO3.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний


ЦЕЛИ УРОКА

1. Углубление и обобщение знаний учащихся, формирование проблемного восприятия информации.
2. Обретение учащимися собственной позиции; формирование умения анализировать и обобщать факты, навыков самостоятельно делать умозаключения и выводы.

ПЛАН УРОКА

I. Мотивационная беседа.
II. Возникновение христианства.

1. Равнодушие палестинских иудеев к христианству и успех нового учения в еврейской диаспоре и у прозелитов, причины такого положения дел.
2. Сведения о Христе и первых христианах, которые содержатся в светских источниках I—II вв. н.э.
3. Разрыв христианства с иудаизмом.

III. Борьба идей в общинах первых христиан.

1. Влияние эллинизма и язычества на формирование христианского богословия.
2. Учение Филона Александрийского и его влияние на авторов некоторых канонических текстов Нового завета.
3. Эволюция взглядов вследствие изменения социального состава христианских общин и стремления лидеров многих из них к компромиссу с властью.
4. Попытки переосмысления и рационализации христианских идей, их синтеза с восточными культами и учениями античных философов (гностицизм, монтанианство, манихейство, арианство). Гностическое течение в иудаизме (Каббала).
5. Влияние апостола Павла на формирование структуры современной Церкви.
6. Процесс канонизации христианских писаний; синоптические Евангелия и Евангелие от Иоанна.
7. Апокриф «Откровение Еноха» и его влияние на формирование учения о Сатане.
8. Противоречия в христианской теории добра и зла и попытки их разрешения: учение Пелагия о спасении путем совершения добрых дел и учение Августина о Божественном предопределении.
9. Небиблейские влияния в христианстве: Коран и тезис о непорочном зачатии Марии.

IV. Заключение.


Мотивационная беседа

Общеизвестно, что противоречия, которые веками накапливались между Римом и Константинополем, в 1054 г. привели к официальному расколу христианского мира на две большие части: на католический Запад и православный Восток. Пропасть между западными и восточными христианами вскоре стала настолько велика, что в 1204 г., захватив Константинополь, крестоносцы в свое оправдание объявили православных греков такими еретиками, что «самого Бога тошнит», а швед Ботвид в 1620 г. издал серьезное исследование «Христиане ли русские?»
Однако скоро противоречия разорвали на части и католический мир: в XIII в. крестоносцы из Северной и Центральной Франции и Германии отправились не к Святой земле, а на Юг Франции, где в крови потопили движение еретиков-катаров, осмелившихся утверждать, что Христос — не человек и не сын Божий, а Ангел, явившийся, чтобы указать единственный путь к спасению через полное отрешение от материального мира.
В XV в. чешские еретики-гуситы (требовавшие по большому счету всего лишь равноправия мирян и священников) отразили пять крестовых походов, в которых приняли участие лучшие рыцари Германии, а в XVI в. движение Реформации раскололо западный мир на две части, которые оказались вовлечены в длительные и ожесточенные религиозные войны, результатом чего стало появление в целом ряде европейских стран независимых от Рима протестантских церковных организаций.
Конечно, разделение политически, экономически и культурно неоднородных стран Западной и Восточной Европы было неизбежно, да и в деле Реформации политика и экономика играли огромную роль.
Вот как, например, писал о Реформации Л.Гумилев: «Каждый человек выбирал симпатичный ему стереотип поведения ... т.е. каждый европеец либо шел, говоря грубо, “в капитализм”, как об этом писал Вебер, либо оставался дома, становясь добрым, “отсталым” жителем страны с феодальными пережитками».
Однако имели место и идеологические различия. Причиной их являлись противоречия в официальных догмах, появившихся еще в первые века существования христианства. Вопросов было много, а ответы на них находились вне компетенции человеческого разума.
В самом деле, возможно ли на церковном соборе решить, от кого исходит Святой Дух — только от Бога-Отца (православная догма) или еще и от Бога-Сына (католическая точка зрения)?
Существовал ли Бог-Сын вечно (т.е. равноправен ли он Богу-Отцу?) Или, будучи созданным Богом-Отцом, Христос является существом более низкого порядка? (Арианство).
Является Бог-Сын единосущным Богу-Отцу — или Он только подобносущен Ему? В греческом языке эти слова различаются всего одной буквой — йотой, из-за которой и спорили ариане с христианами и которая вошла в поговорки всех стран и народов («не отступить ни на йоту»).
Имеет ли Христос две природы, божественную и человеческую (ортодоксальное христианство) — или же только одну, божественную (монофизиты)? И это не считая других, менее значимых вопросов, с которыми столкнулись христианские богословы.
В процессе осмысления и попыток найти логически непротиворечивое разрешение этих проблем в христианской среде стали появляться многочисленные еретические течения. Официальная Церковь не сумела найти ответы на каверзные вопросы ересиархов, но с помощью властей ей удалось (во имя сохранения единства верующих) жестоко подавить несогласных и утвердить каноны и догмы, даже обсуждение которых вскоре стало считаться страшным преступлением и на Западе, и на Востоке.
На этом уроке мы вспомним историю возникновения христианства, поговорим о борьбе идей в ранних христианских общинах, об истории появления канонических текстов священных книг, об апокрифах, на которых оказались построены целые разделы официального богословия, а также о некоторых противоречиях вероучения, которые позже сыграли большую роль в движении Реформации.

Возникновение христианства

В начале новой эры в далекой восточной провинции Рима появилось новое учение, своеобразная «ересь иудейской веры» (Жюль Ренар), создатель которого вскоре был казнен римлянами по приговору духовных властей Иерусалима.

Вопросы.
1. Почему власти Иерусалима настаивали на казни человека, который проповедовал, казалось бы, безобидное учение об отказе от земных благ во имя Царства Небесного и в чьей невиновности был уверен даже римский прокуратор Понтий Пилат?
2. Как Вы думаете, имело ли учение Иисуса Христа успех в среде правоверных иудеев?

Проповедь нового учения грозила обострением и без того крайне нестабильной ситуации в Иудее. Христос казался опасным светским властям этой неспокойной имперской провинции (т.к. непримиримое движение сопротивления Риму, возглавляемое различными религиозными сектами и пророками, сопровождалось мятежами, происходившими зачастую под лозунгами всеобщего равенства и социальной справедливости) и вызывал раздражение у правоверных иудеев, которые готовы были признать его пророком, но не Сыном Божьим.
В результате успехи христианства на исторической родине Христа оказались минимальными, а смерть нового мессии не привлекла особого внимания современников не только в далеком Риме, но даже в Иудее и Галилее.

Вопрос.
Известны ли Вам иные, помимо Библии, свидетельства об Иисусе Христе и первых христианах?

Свидетельства светских источников о Христе чрезвычайно скудны. Ставший римским историком еврейский священник Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» лишь однажды между делом сообщает о некоем Иакове, который «был братом Иисуса, которого называли Христом».
Справедливости ради следует сказать, что в другом отрывке из этого произведения (знаменитом «свидетельстве Флавия») об Иисусе говорится именно то, что требуется и будет требоваться христианским философам всех времен и народов:

«В то время жил Иисус, мудрый человек, если его вообще можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился к ним живой, что предсказывали Божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем».

Единственным недостатком процитированного отрывка является то, что появился он в тексте «Иудейских древностей» лишь в IV в., и еще в III в. хорошо знакомый с трудами Иосифа Флавия религиозный философ Ориген ничего не знал о столь блестящем доказательстве пришествия Мессии.
Первые римские свидетельства о Христе и христианах принадлежат Тациту, который в первой четверти II в., описывая пожар Рима 64 г. (по преданию, устроенный Нероном), рассказывает о том, что в поджоге обвинили христиан и многих из них казнили.
Тацит также сообщает, что человек, носивший имя Христа, был казнен во время правления императора Тиберия и прокуратора Понтия Пилата.
Гай Светоний Транквилл во второй четверти II в. сообщил, что император Клавдий изгнал из Рима иудеев за то, что они устраивали смуту «под предводительством Христа», а при Нероне казнили много христиан, распространявших «новые вредные обычаи».
Однако вернемся на Восток. В точном соответствии со словами Иисуса, отечество не признало своего пророка.

Вопрос.
Как Вы думаете, у кого имело успех учение, призывавшее верующих не к активной борьбе, а к ожиданию страшного суда, который уничтожит власть угнетателей?

Христианство было весьма благожелательно принято в еврейской диаспоре, представители которой, в отличие от иудейских евреев, первыми страдали при любом антиримском выступлении в Иерусалиме.
Евреи диаспоры были относительно независимы, довольно равнодушны к предписаниям ортодоксального иудаизма и более свободны в восприятии различных религиозных и идейных течений окружающего языческого мира.
Еще легче воспринимали христианские идеи прозелиты — люди неиудейского происхождения, перенявшие еврейские обычаи.

Вопросы.
1. Существовало ли понятие «ереси» в общинах первых христиан?
2. Когда произошел полный разрыв христианства с иудаизмом?

В ранних христианских общинах не было единодушия в вопросах веры; практиковались различные обряды. Тем не менее общины всё еще не обвиняли друг друга в ереси, поскольку не существовало централизованного руководства, а также доктрин, опираясь на которые можно было бы установить, какие именно взгляды являются еретическими.
Основные противоречия возникли тогда, когда пришлось искать ответ на вопрос, войдут ли в царство Мессии только иудеи — или же оно доступно каждому.
Лидеры многих общин в Иерусалиме требовали от новообращеных обрезания, т.е., прежде чем стать христианином, человек должен был стать иудеем.
Окончательный разрыв христианства и иудаизма произошел в 132—135 гг., после восстания иудеев под руководством Бар-Кохбы, к которому не примкнули христиане.
То, что христианство отделилось от синагоги, разумеется, не означало, что оно не сохранило многочисленных элементов иудаизма, например, еврейскую Библию. Иудейскими корнями объясняется также непреодолимое отвращение к иконам, которое испытывали христиане первых веков новой эры — ведь закон Моисеев строго запрещает изображать Бога в каком бы то ни было виде.
Первые христиане издевались над безрассудством идолопоклонников, преклонявшихся перед творениями собственных рук — перед теми мраморными или бронзовыми фигурами, которые, «будь они одарены умом и способностью двигаться, сами должны были бы встать со своих пьедесталов, чтобы преклониться перед творческим дарованием художника».
Эту точку зрения разделяли и сторонники ислама. После окончательной победы иконопочитателей (в VIII в.) иудеи и мусульмане даже некоторое время называли христиан идолопоклонниками.

Борьба идей в общинах первых христиан

Не могли не оказать влияния на христианство и присущие евреям диаспоры элементы язычества, эллинизма.
Прежде всего здесь следует сказать об учении Филона Александрийского (20 г. до н.э. — 40 г. н.э.), который попытался соединить ветхозаветную мифологию с учениями греческих стоиков, платоников и пифагорейцев. Именно он сформулировал учение об абсолютном Боге (в отличие от традиционного иудаистского толкования единого Бога как Бога для избранного народа).
Он же заложил основы учения о Троице: Богу служат две силы — Логос (Слово, Ангел Господень, первосвященник и первородный Сын Бога) и мировой дух (Святой Дух).
Такие канонические писания, как Евангелие от Иоанна и послания апостола Павла, невозможно правильно понять без знания учения Филона Александрийского.

Вопросы.
1. Как Вы думаете, представителем какого направления философской мысли был Филон Александрийский?
2. Каков был социальный состав первых христианских общин? Изменялся ли он со временем?

Ранние христианские общины состояли из бедняков и проповедовали отказ от земных благ во имя вечной жизни в царстве грядущего Мессии. Однако с ростом численности последователей Христа и постепенным изменением их социального состава христиане должны были отказаться от учения о том, что Царство Божье открыто лишь для бедных и угнетенных, поскольку в таком виде оно, с одной стороны, отпугивало от нового учения зажиточных верующих, а с другой — своей революционностью вызывало раздражение властей. Стремление лидеров христианских общин примириться с властью вызывало недовольство части христиан.
Против компромисса выступили и представители ряда гностических направлений в христианстве.

Вопрос.
Что Вам известно о гностицизме?

Гностицизм — это религиозно-философская концепция. Ответственность за все несправедливости и несчастья мира возлагалась на сотворившего этот мир — Демиурга (ремесленника). Его считали не очень крупным демоном.
Гностики утверждали, что Адам был сотворен Демиургом как игрушка, но мудрый Змей просветил его и помог добиться свободы, за что Демиург мучит потомков Адама и Евы.
Людей, которые почитали Змея, побудившего Еву познать добро и зло, а Бога, желавшего оставить людей в невежестве, считали злым демоном, называли офитами.
Гностики стремились к согласованию различных дохристианских представлений и христианской идеи спасения души. Они проповедовали учение о совершенном божестве и духовном мире, где всё зло относилось к материальному миру, обществу и государству. Спасение для гностиков означало освобождение от греховной материи, что выражалось и в отрицании существующих порядков.
Яркий представитель гностической школы Маркион и его последователи отрицали преемственность Ветхого и Нового заветов, считая иудаизм поклонением Сатане. Апеллес, ученик Маркиона, полагал, что Единое Начало — Нерожденный Бог — сотворило двух главных ангелов, первый из которых создал мир, второй же — «огненный» — враждебен первому ангелу и Богу.
Следовательно, мир как творение доброго ангела благостен, но подвержен ударам злого ангела, которого Маркион отождествлял с Яхве Ветхого завета.

Бог Ветхого Завета Евангельский Бог
Увещевает к смешению полов
и размножению до пределов Ойкумены
Запрещает даже одно греховное
взирание на женщину
Обещает в награду землю Обещает в награду небо
Предписывает обрезание
и убийство побежденных
Запрещает и то и другое
Проклинает землю Благословляет землю
Раскаивается в том, что создал человека Не меняет своих симпатий к человеку
Предписывает месть Предписывает прощение кающегося
Обещает иудеям господство над миром Запрещает господство над другими людьми
Позволяет ростовщичество Запрещает присваивать незаработанные деньги
Появляется в виде темного облака
и огненного смерча.
Появляется в виде неприступного света
Запрещает касаться Ковчега Завета
и даже приближаться к нему,
т.е. принципы религии — тайна
для массы верующих
Призывает к себе всех
Проклятие «висящему на дереве»,
т.е. казнимому
Крестная смерть самого Бога

Кстати, в эпоху Просвещения Библия как исторический источник подверглась критике, установившей, что даже Пятикнижие обращено к двум разным богам: Элоим («Единственные») и Яхве («Я есть сущий»), проявляющемуся в огненных смерчах.
Во II в. н.э. Маркион сформулировал более десяти различий между Богом Ветхого завета и евангельским Богом. Вот некоторые из них (см. табл.).
Кроме того, в Ветхом завете утверждается, что Яхве одинок, христиане же верят в троичность Бога.
Т.е., Яхве, бог Моисея, с точки зрения гностиков, отнюдь не Элоим, к которому воззвал распятый Христос. Более того, Христос, указывали они, обращаясь к иудеям, которые называли себя богоизбранным народом и детьми Господа, прямо сказал: «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы меня, потому что я от Бога исшел и пришел... Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн. 8. 42—44).
Итак, получается, что Иисус счел иудейского Яхве дьяволом, которого он незадолго перед этим отогнал от себя в пустыне.
Другое свидетельство против тождественности Яхве и Элоима — тот факт, что в Ветхом завете Сатана упомянут в книге Иова не как соперник, а как сотрудник Бога: Бог и Сатана совместно осуществляют жестокий эксперимент над беззащитным Иовом. Более того, Сатана назван здесь среди «сынов Божьих». А вот Христос в Евангелии отказывается от общения с Сатаной.
Гностическим течением в иудаизме была Каббала («Полученное по преданию учение»), возникшая во II—III вв. н.э. Бог, согласно Каббале, наскучив одиночеством, решил создать себе равных. Мир и люди есть его эманация, назначение их — совершенствование до уровня божества.
Бог не помогает своему народу, ибо «помощь — это позорный хлеб», подачка. Люди должны достичь совершенства самостоятельно.
В противоположность гностикам, пытавшимся понять и логически разрешить стремительно накапливающиеся противоречия, христианский писатель и богослов Тертуллиан (ок. 160 — после 222 гг.) утверждал идею бессилия разума перед верой. В конце жизни он сблизился с монтанистами.
Учение Монтана возникло в середине I в. Монтанисты вели аскетический образ жизни и, проповедуя мученичество, желали приблизить конец света (и, следовательно, царство Мессии).
Это весьма часто толкало их к противостоянию с представителями светской власти и официальной Церкви. Военную службу, например, монтанисты объявили несовместимой с христианским вероучением.
Были еще последователи Мани, учение которого представляло синтез христианства с буддизмом и культом Заратустры. Манихеи рассматривали мир как область борьбы света и тьмы, но, в отличие от христиан, они считали мир тьмой, пленившей частицы света (души).
Элементы манихейства долгое время сохранялись в Европе в таких еретических учениях, как павликианство, богомильство и уже упоминавшееся нами движение катаров (альбигойская ересь).

Вопрос.
Как Вы думаете, что явилось причиной формирования централизованной церковной организации?

В процессе борьбы с находящимися в меньшинстве общинами, стремившимися сохранить традиции ранних христиан, постепенно укреплялись направления, склонные приспосабливать религию к целям правящих классов. В результате этой борьбы и родилась земная Церковь в современном понимании этого слова: вместо демократических общин в ряде стран появилась авторитарная религиозная организация.
В результате, когда в IV в. Арий попытался противопоставить рационализм своего учения мистицизму церковных догм («Безумцы, ратующие против меня, берутся истолковать бессмыслицу»), спор закончился не просто принятием резолюции, осуждающей отступника, а отравлением Ария во дворце святого и равноапостольного императора Константина, а также жестокими гонениями на сторонников ересиарха.

Вопросы.
1. Взгляды какого апостола были положены в основу официальной христианской идеологии?
2. Когда были написаны первые Евангелия? Когда начался и когда закончился процесс канонизации книг Нового завета?
3. В чем различия между Евангелиями?

Возникновение Церкви позволило объединить учения разных общин, взяв за основу направление, намеченное апостолом Павлом. Это означало полный разрыв с иудаизмом и компромисс с властью.
В процессе становления христианской Церкви и были определены канонические писания, вошедшие в Новый завет.
Процесс канонизации начался в конце II в. н.э. и закончился приблизительно к IV в. Начиная с этого времени священными книгами христианства были объявлены 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния святых апостолов, послания апостолов и соборные послания, а также Откровение Иоанна Богослова.
Целый ряд книг не попал в канон, среди них Евангелия от Иакова, от Фомы Блаженного, от Филиппа, Марии Магдалины. А в XVI в. протестанты отказались считать священными даже некоторые из канонических книг.
Канонические Евангелия были написаны не только в разное время, но и предназначались для чтения в разных аудиториях. Евангелие от Марка — самое раннее из них, оно написано не раньше 70 г. и не позже 80 г. н.э. и послужило источником для Евангелий от Матфея (80—100 гг. н.э.) и от Луки (около 80 г. н.э.). Эти три Евангелия обычно называют синоптическими.
Евангелие от Марка написано для христиан нееврейского происхождения, поэтому автор постоянно объясняет читателям еврейские обычаи и переводит отдельные выражения.
Евангелие от Луки написано для людей, воспитанных в традициях эллинистической культуры, автор его признает, что он не был свидетелем описываемых событий. На основании анализа текста данного Евангелия можно сделать вывод, что он не был ни жителем Палестины, ни иудеем. Кроме того, судя по языку и стилю автора Евангелия от Луки, он являлся самым образованным из евангелистов, и, возможно, был врачом или, по крайней мере, имел какое-то отношение к медицине. Евангелие от Луки принято называть социальным, поскольку в нем сохранилось характерное для раннехристианских общин отрицательное отношение к богатству.
Евангелие от Матфея обращено к иудеям, создано оно либо в Сирии, либо в Палестине.
Евангелие от Иоанна заслуживает особого внимания, так как оно резко — и по форме, и по содержанию — отличается от синоптических. Евангелиста не слишком интересуют факты, и свой труд он посвятил разработке основ христианского вероучения. Иоанн полемизирует с гностиками, одновременно используя понятия их учения. Время написания Евангелия датируется периодом после 100 г., но не позднее второй половины II в.

Вопрос.
Мы закончили разговор о канонических книгах Нового завета. Как Вы думаете, оказали ли влияние на доктрины христианского богословия апокрифы и тексты, заимствованные из священных книг других религий?

Учение о Дьяволе как об ангеле, восставшем и низвергнутом с небес, содержится в апокрифе «Откровение Еноха», который датируется 165 г. до н.э. По Ветхому же завету, и добро, и зло в одинаковой степени исходят от Яхве: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло — Я, Яхве, делающий это» (Книга Исайи. 45. 7; 44. 6—7).
К апокрифу «Откровение Еноха» восходит учение Иринея Лионского, который во II в. н.э. ввел дьявола в церковную догматику. Дьявол, по теории Иринея, создан подобно другим ангелам, он обладает свободной волей и мог бы творить одинаково доброе и злое, но злоупотребил своей свободой ввиду присущей ему гордыни. Демоны, помощники и сотрудники дьявола, произошли от сожительства падших ангелов со смертными женщинами.
Татиан, богослов II в., писал, что «тело дьявола и демонов состоит из воздуха или огня. Будучи почти телесным, дьявол и его помощники нуждаются в пище».
Ориген утверждал, что демоны «жадно глотают» жертвенный дым. На основании расположения и движения звезд они предвидят будущее, обладают потаенными знаниями, которые охотно открывают женщинам.
Согласно другому апокрифу, матерью демонов является первая жена Адама — Лилит.

Вопрос.
Как Вы думаете, зачем христианским философам понадобилось учение о Дьяволе?

Дьявол христианским философам понадобился затем, что без его присутствия трудно было объяснить существование зла на земле. Однако, признав существование Сатаны, богословы столкнулись с еще одним, пожалуй, главным, противоречием христианства: если Бог, создавший мир, благ, откуда же появились зло и Сатана? Ведь если Бог вездесущ, значит, он присутствует и в Дьяволе, и, значит, несет моральную ответственность за все проделки Сатаны. Следовательно, Бог — источник зла и греха, и нет смысла его почитать.
В самом деле, теория, согласно которой Сатана был сотворен чистым ангелом, но возмутился против Бога, несовместима с принципами всеведения Бога (который должен был предусмотреть все нюансы поведения своего творения) и всемогущества Бога (ибо, имея возможность прекратить деятельность Сатаны, он почему-то этого не делает).
Теория, согласно которой Дьявол нужен и выполняет возложенную на него задачу, означает признание компромисса между Богом и Сатаной, что вроде бы неприемлемо для искренне верующих христиан: ведь Христос не пошел на такой компромисс и отогнал Сатану, искушавшего его в пустыне.
В результате Блаженный Августин (родоначальник христианской философии истории, 354—430 гг.) выдвинул концепцию о предопределении, согласно которой люди обречены на спасение или гибель вне зависимости от их поступков, а по предвидению Божию в силу его всеведения (позже об этой теории вспомнили женевские протестанты во главе с Кальвином).
Творчески развив учение Августина, средневековый богослов Готшальк заявил, что источником зла является божественное провидение, а Иоганн Скот Эригена утверждал, что зла в мире вообще нет, предложив принимать очевидное зло за добро.
Теория добра и зла зашла в тупик, и католическая Церковь вернулась к учению Пелагия о спасении души путем совершения добрых дел.

Вопрос.
Итак, учение о Сатане христианскими богословами было заимствовано из неканонического источника. А откуда же появился в теологии тезис о непорочном зачатии?

В Евангелии от Луки описана сцена Благовещения: «И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве и родишь сына...».
В Евангелии от Матфея сообщается о добрачной беременности Марии: «по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого».
Евангелия от Марка и от Иоанна данный вопрос обходят стороной. Ни в канонических произведениях, ни в апокрифах не встречается словосочетание «непорочное зачатие». Как это ни парадоксально, тезис о непорочном зачатии был заимствован христианскими богословами из священной книги ислама — Корана, причем относительно недавно: еще в XII столетии святой Бернар осуждал учение о непорочном зачатии, считая его неразумным нововведением.

Заключение

Возникновение христианства, безусловно, явилось одним из наиболее важных переломных моментов в мировой истории. В жестоком и беспощадном мире проповедь милосердия и самоотречения во имя высших целей звучала более революционно, чем призывы самых радикальных бунтарей.
Однако попытки высокопоставленных деятелей Церкви присвоить себе монопольное право на истину в последней инстанции дорого обошлись человечеству. Добившись признания у властей, иерархи самой миролюбивой и человечной религии скоро превзошли в жестокости своих прежних гонителей, уничтожили остатки античной культуры и с помощью инквизиции сумели достичь того, о чем и не помышляли самые страшные тираны: взять под контроль сознание населения огромных стран.
Деятелями Церкви были забыты слова Иоанна Златоуста о том, что паству надо пасти не огненным мечом, а отеческим терпением и братской лаской, что христианам надлежит быть не гонителями, а гонимыми (так как Христос был распят, но не распинал, был бит, но не бил).
Злоупотребления высших иерархов, которые начали со спекуляции землей и должностями (в том числе императорскими) и закончили «спекуляцией небом» (продажа индульгенций), дискредитировали высокие идеи христианства.
Понадобились сотни лет, реки крови и усилия миллионов людей, чтобы приблизить земную Церковь к первоначальным идеалам христианства.

ЛИТЕРАТУРА

Гече Г. Библейские истории. М.,1988.
Гиббон Э. Закат и падение римской империи. T. V. М., 1997.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Л., 1990.

TopList