«Она
не была королевой, императрицей... Она добилась
более высокого почета — стала властительницей
дум поколения, пережившего такое
всемирно-историческое событие, как Великая
французская революция».
К сказанному о Жермене де Сталь А.А.Аникстом
стоит добавить, что вслед за тем она вступила в
нешуточную схватку с другим властителем дум
эпохи — кумиром и демоном Европы, Бонапартом.
И — победила, благословив М.И.Кутузова в свой
приезд в Россию в 1812 г.
Между тем судьба женщины, которой «можно было
доверить судьбу империи», писательницы,
определившей развитие европейской литературы на
двадцать лет, философа, публициста, историка,
дипломата (не без женского интриганства и
мстительности), была, по сути, трагична. Быть
может, это участь всех великих женщин?..
Парижские салоны начались в большом зале
Луврского дворца. Потом салонами стали называть
просто выставки.
Но тот салон, о котором идет речь, появился на
свет очень давно — во времена Перикла, а
возможно, и раньше. Главное — чтобы была Хозяйка.
Обворожительная, умная, владеющая искусством
поддержать беседу. Аспазия, Маргарита
Наваррская, Зинаида Волконская...
Несмотря на все попытки наших состоятельных
современников-соотечественников возродить это
слово в его исконном значении (в противовес
«салону мебели» и «салону-парикмахерской»),
стоит признать, что салоны навсегда ушли вместе с
Серебряным веком. Их — увы! — утраченное время
увековечил Пруст.
Салон — не пиршество интриг и сплетен, как это
явлено у Толстого, а прежде всего собрание
единомышленников, говорящих на одном языке.
Конечно, можно говорить и на языке сплетен, особо,
ежели язык этот столь поэтичен, как французский...
Слава парижского салона мадам де Сталь
приходится на самые тяжелые годы в истории
Франции. Великий банкир и политик Жак Неккер,
отец родившейся в 1766 г. Жермены, дважды спасал
свое отечество от финансового краха. И трижды был
вынужден уходить с поста главного финансиста
страны в отставку.
Жермена Неккер боготворила своего отца, но и он
беседовал с нею — еще девочкой — на равных и учил
думать. В возрасте пятнадцати лет Жермена
написала замечания к отцовскому «Отчету» о
финансах Франции, который и стал причиной первой
отставки Неккера.
В последний раз его позвали спасать страну в
1789 г., когда было уже поздно. Он потребовал
созыва Генеральных штатов с преобладанием
представителей третьего сословия. Не послушали
— упрямый Неккер опять подал в отставку.
Известие об этом стало поводом к возмущению
парижан в десятых числа июля. Через три дня была
разрушена Бастилия...
14 июля станет воистину роковым и для Жермены де
Сталь. В этот день в 1817 г. она уйдет из жизни...
Салон матери госпожи Неккер посещали Вольтер и
Руссо, и напрасно хозяйка заставляла юную
Жермену ложиться спать вовремя: как тут заснешь,
когда у тебя дома салон, а знаменитые гости
собираются уже за полночь (хотя авторов
«Орлеанской девственницы» и «Новой Элоизы»
девочке уже не суждено было застать в живых).
На стороне дочери был отец, который, как и все
отцы, ее баловал. Но зато и совершенно серьезно
относился к рано проявившимся способностям
Жермены. Первым ее литературным опытом, если не
считать слабых подражательных драм и повестей,
стала работа о творчестве автора «Эмиля».
Критическое эссе о Руссо предопределило
сложность литературной судьбы госпожи де Сталь:
сейчас трудно сказать, что важнее в ее наследии —
собственно беллетристика или
культурологические труды, не утратившие своей
ценности по сей день. Но сложности были и в
другом.
Нетрудно догадаться, что положение «дочери
такого человека» ко многому обязывает. И лишает
главного: возможности выйти замуж по любви.
Шведский посланник барон де Сталь-Голстейн был
малообразованным светским львом намного старше
Жермены. Переговоры о браке шли шесть лет и
закончились к удовлетворению обеих сторон:
французской и шведской. Были учтены все интересы,
кроме сердечной склонности двадцатилетней
девушки.
Впрочем, поскольку политический характер этого
брака не был ни для кого секретом, супруги
довольно скоро перестали вмешиваться в личную
жизнь друг друга. Тем более молодой госпоже де
Сталь-Голстейн теперь предстояло заменить в
качестве хозяйки салона свою недавно ушедшую из
жизни мать.
В салоне де Сталь приветствовали 1789 год.
Неосмотрительно надеялись, что к власти придут
богатые образованные люди, способные управлять
страной. Однако вскоре начался террор.
Жермена де Сталь многих спасла от гильотины, но
самой ей удалось эмигрировать в Лондон только
благодаря заступничеству депутата Конвента
Манюэля, решившегося подать голос и в защиту
другой гражданки — Марии-Антуанетты.
До границы мадам де Сталь сопровождал еще один
ярый якобинец — Тальен (впоследствии глава
заговора 9 термидора).
Другая женщина была бы рада, что спаслась от
террористов, и постаралась поскорей забыть о
кошмаре, творящемся на родине, — но не Жермена де
Сталь.
Приехав в замок Коппе на берегу Женевского озера,
где отдыхал от дел ее отец, она начала работу над
книгой «О влиянии страстей на счастье отдельных
личностей и наций». Волновали ее зависть,
тщеславие, честолюбие, но главное — любовь:
«Остальные страсти гораздо более естественны,
чем эта, ибо любовь — та страсть, где меньше всего
эгоизма».
Страсти разрывали на части безлюбую Францию,
и книга носила скорее политический характер.
Когда «Страсти...» увидели свет в 1796 г.,
выяснилась, что дочь банкира еще и талантлива. А
такого, как известно, не прощают. Ни женщины, ни —
особенно — мужчины. Они-то и вступили в
критическое сражение с мадам де Сталь. Сражались
не то что на равных, а жестоко: как она посмела?
В тот момент лишь немногие близкие поддерживали
ее, и прежде всего человек, не только разделявший
политические и культурные идеалы Жермены, но и
бывший ее возлюбленным на протяжении десяти лет.
Бенжамен Констан |
Труды Бенжамена Констана о религии и политике
известны хуже, чем его роман «Адольф» — одна из
первых в Европе попыток нарисовать образ
разочарованного молодого человека, который в
России будет назван лишним.
С Констаном Жермена познакомилась, когда в
1794 г. смогла наконец вернуться в Париж и вновь
открыть салон.
Благодаря ее усилиям и связям получил разрешение
вернуться во Францию в 1795 г. Талейран, и опять же
госпожа де Сталь помогла ему стать в 1797 г.
министром иностранных дел.
Однажды в обществе своей подруги, красавицы
Р.Рекамье, Жермена спросила Талейрана:
— Если бы мы обе тонули, кого бы прежде стали
спасать?
(Ох уж эти женские провокации...) Но лукавый
политик увернулся:
— О, я уверен, что вы обе отлично умеете плавать!
Талейран, обязанный карьерой этой женщине, еще
раз увернется, точнее, отвернется от нее, когда де
Сталь окажется в опале и в изгнании. А о Констане
писательница узнает (на свете много добрых и
словоохотливых людей), что на протяжении всей их
дружбы он тайно был влюблен в Рекамье...
Вообще-то, ситуация, когда умная, даже талантливая, но брошенная женщина обращается к изящной словесности, чтобы излить всю желчь и всю досаду, ничем хорошим для оной словесности не кончается: лишь растут полочки слезливых дамских романов (их, впрочем, и мужчины пишут, так что дело не в разделении полов). Но два главных романа Жермены де Сталь — «Дельфина» и «Корина, или Италия» — этой участи во многом избежали...
Любви нас не природа учит, А Сталь или Шатобриан... |
Так говорит в пропущенной строфе I главы своего
романа создатель Татьяны Лариной, которая тоже воображалась
Дельфиной.
Сталь и Рене Шатобриан, автор «Гения
христианства» и автобиографического романа
«Рене», действительно учили любви — потому и
считались родоначальниками (по крайней мере во
Франции) нового литературного направления —
романтизма.
В какой-то степени мадам де Сталь можно считать
провозвестницей феминизма (задолго до явления в
мужском обличье Авроры Дюдеван и суфражисток
1860-х). Но это еще не политика, а нравственность:
она добивалась свободы от общественных
условностей и сама старалась жить именно так.
«Почему общество гораздо более сурово осуждает
провинности, объясняющиеся чрезмерной
независимостью характера, неумеренностью
натуры, излишней восторженностью, нежели эгоизм,
равнодушие и притворство?»
Вопрос вопросов. Над ним чацкие всех времен и
народов голову сломали...
В «Корине», романе более зрелом, написанном под
впечатлением визита в Италию, проблематика уже
другая: что выбрать героине —
поэтессе-импровизатору — славу или любовь? Мадам
де Сталь горестно резюмирует (нельзя не сказать
об отменной афористичности ее прозы): «Для
женщины слава — лишь блистательный траур по
счастью».
Самой писательнице такая слава выпала: ее
«удостоил Наполеон гонения, монархи —
доверенности, Европа — своего уважения» (Пушкин).
Хозяйка салона и первый консул встретились
впервые 16 декабря 1797 г. Историческая встреча.
Через пятнадцать лет Жермену де Сталь будут
принимать с триумфом в Лондоне как
«победительницу» Наполеона...
Подобно многим, де Сталь поначалу видела в
корсиканце надежду страны, восторгалась
переворотом 18 брюмера. Но уже в
литературно-публицистической книге «О
литературе, рассматриваемой в связи с
общественными установлениями» (1800) она не только
не упомянула первого консула среди выдающихся
политиков прошлого и настоящего, но и дерзко
сказала о «неплодотворности засилья военных у
власти».
Постепенно ее салон стал центром оппозиции
будущему императору. А когда в 1802 г. вышла
«Дельфина», Бонапарт вдруг ударился в
литературную критику: «Это метафизика чувства,
творение беспорядочного ума»... И вполне логичное
резюме: «Я не в силах больше терпеть эту женщину».
Госпоже де Сталь запрещено жить в Париже. Потом
ее высылают за пределы страны — в Швейцарию. Она
ездит по Европе: в Германии — встречи с Гёте,
Шиллером, Шлегелем... Италия — вдохновение для
второго романа.
Но она еще и авантюристка: во время прусского
похода Наполеона де Сталь тайком приезжает в
местечко под Парижем. Об этом доносят воюющему
императору, и он находит время распорядиться о
вторичной высылке опальной писательницы.
Еще больше оскорбила Бонапарта книга де Сталь «О
Германии», которая, по словам Гёте, пробила
китайскую стену предрассудков между двумя
соседними народами. Мысль о том, что в
раздробленной на мелкие княжества Германии
человеческому гению дышать вольней, чем в
благополучно-имперской Франции, выводит
Бонапарта из себя: он приказывает уничтожить
весь тираж. Война!
Франсуа Рене
|
А с женщинами воевать не стоит, даже если ты
Наполеон... Жермена недаром же была дочерью
отважного политика — она предпринимает
чрезвычайно смелую по тем временам (1812 год!)
поездку в далекую северную Россию.
Нашей стране, как и Северо-Американским Штатам,
мадам де Сталь предсказывала великую
будущность...
Визит ее был культурным и политическим событием.
Она встречается с Александром I и способствует
скорейшему подписанию договора между Россией и
Швецией (формально она остается женой шведского
посла). В Петербурге состоялась и символическая
встреча де Сталь и только что назначенного
главнокомандующим Кутузова
Вот как описывает это событие Федор Глинка в
своих записках о 1812 годе.
«Госпожа Сталь, гонимая Наполеоном за резкие и
смелые отзывы и находясь тогда в Петербурге,
явилась к Кутузову, преклонила перед ним чело и
возгласила своим торжественным голосом:
“Приветствую ту почтенную главу, от которой
зависит судьба Европы”. Полководец наш ловкий и
на поле битв, и в обращении светском, не
запинаясь, отвечал: “Сударыня! Вы дарите меня
венцом моего бессмертия!”
Некоторые это иначе высказывают, но тут дело не в
словах, а в том, что дочь того Неккера, который до
1789 г. почитался решителем судьбы Франции, как
будто бы свыше вызвана была на берега Невы
вестницею о новом жребии и Франции, и Европы».
Когда в 1813 г. договор России со Швецией вступил в
силу, были сведены на нет все успехи Наполеона на
севере Европы. Не приведи Бог увидеть женскую
месть...
И вот — триумф. Наполеон — на Эльбе.
Неожиданно Жермена де Сталь проявляет подлинно
христианское милосердие: узнав о готовящемся
покушении на пленного тирана, делает всё, чтобы
обезопасить его... В который раз она
демонстрирует благородство и великодушие,
несвойственное большинству мужчин, окружавших
ее.
Салон вновь возродился, но бурбоновская
реставрация не удовлетворяла эту женщину.
Она — вновь в оппозиции, опять интригует: хочет
возвести на престол того, кто спустя годы и
займет его — Луи-Филиппа, а тогда еще Филиппа
Эгалитэ.
И публицистика, как никогда гневная: «Произвол
власти, религиозная нетерпимость, придворная
аристократия, не имеющая за собой никаких заслуг,
кроме родословного древа, народ, невежественный
и бесправный, армия, низведенная до простого
механизма, стеснение печати, отсутствие всякой
гражданской свободы — и взамен полицейские
шпионы и купленная журналистика, которая бы
восхваляла этот мрак».
Понятно, почему декабристы так высоко ценили
публицистику госпожи де Сталь. Но были в нашем
отечестве и критики-зубоскалы, от которых
французскую писательницу защищал Пушкин: «М-м
Сталь — наша!»
Он очень любил ее строки о России из книги
«Десять лет изгнания» и писал так: «Взгляд
быстрый и проницательный, замечания решительные
по своей новости и истине ... всё приносит честь
уму и чувствам необыкновенной женщины...
Г-жа Сталь оставила Россию, как освященное
убежище, как семейство, в которое она была
принята с доверенностью и радушием. Исполняя
долг благородного сердца, она говорит об нас с
уважением и скромностью. Будем же и мы благодарны
знаменитой гостье нашей: почтим ее славную
память, как она почтила гостеприимство наше».
Почтим и мы.