портретВладимир ШУХМИНКнязь Вяземский:
|
Черт ли в тайнах идеала, В романтизме и в луне, — Как усатый запевала Запоет о старине! С одного
хмельного духа Не Москва, что ныне чинно, Но двенадцатого года Но пятнадцатого года |
«Воспоминание о 1812 годе» написано Вяземским уже в чужую эпоху — в 1860-х. А о ту пору самоирония была несвойственна литераторам. Речь идет даже не только о полностью лишенном чувства юмора авторе «Войны и мира»... Эпоха была патетической, когда охотней выясняли, кто свой, а кто — нет.
Вяземский в 1860-х был чужим в кубе.
«Кунсткамерный гиппопотам» (по его собственному
определению), старик (ему семьдесят), князь
(отягчающее обстоятельство), друг Пушкина
(которого критик Писарев только что сбросил со
всех пьедесталов) — словом, Вяземский был
идеальной мишенью — литературной и политической
— для племени младого.
К тому же с 1855 г. Петр Андреевич на посту товарища
министра народного просвещения возглавляет
цензурное ведомство. А вот такого не прощали
никому — ни Тютчеву, ни Гончарову. Что уж
говорить о мастодонте Вяземском.
Никто не расслышал, да и не слушал трагическое:
Я пережил и многое, и многих...
«Я пережил их... Это не заслуга, но это право на
сочувственное внимание ваше», — говорит
старый писатель на своем юбилее.
Какое уж сочувственное внимание! Улюлюкают.
Юморист Курочкин пишет о «русско-французской
фельетонной деятельности» Вяземского. Словно
эхо крика бородинского казака: «Куда врезался,
проклятый француз!»
Ну ладно бы Курочкин — мальчишка,
радикал-зубоскал. Но ведь некую чужеродность
чувствовали и свои, и гораздо раньше — в 1838-м.
«Сейчас прочел я Вяземского... Зачем он прежде не
вздумал писать по-бусурмански? Не во гнев ему
будь сказано, он гораздо лучше пишет
по-французски, нежели как по-русски... Подумаешь,
что он взрос на улице St. Honore, а не у Колымажного
двора».
Автор сей патриотической инвективы — как ни
странно, П.Я.Чаадаев.
Официальный московский сумасшедший, он едва ли
не знал обстоятельства происхождения «старого
допотопного москвича» Петра Андреевича.
А.И.Вяземский |
Отец писателя, Андрей Иванович Вяземский, из
потомков Мономаха, из приближенных Грозного,
значительной карьеры не сделал. При Екатерине
был наместником провинциальных губерний, а при
Павле ушел в отставку сенатором. Для князя —
маловато.
Зато совершил Андрей Иваныч подвиг сердца — и
очень в русском вкусе: в Ирландии влюбился в
замужнюю Дженни Куин, урожденную О’Рейли,
добился ее развода с мужем и увез в Россию, где в
1792 г., на том самом Колымажном дворе, возле Кремля,
на Волхонке, она и родила ему наследника.
Конечно, Ирландия особости судьбы и положения
Вяземского в литературе не прояснит. Тем более
что мать-иноземка скоро умерла, и воспитывал
Петрушу отец.
Существует много мифов об изнеженности
аристократов. Но если вспомнить про пытки
геометрией княжны Марьи у того же Толстого,
поневоле признаешь, что во многом это — именно
мифы.
Маленького Петра Андреевича, впечатлительного и
нерешительного, отец оставлял на ночь в большом и
темном парке одного — чтобы не боялся темноты.
Бросали на середину пруда — плавать учили.
Практиковались телесные наказания.
«Да, милостивые государи, — увлеченно вспоминает
товарищ министра просвещения, — меня секли
ремнем и после несколько раз розгами».
Однако княжеская педагогика успеха не принесла:
упрямые кельтские корни всё же сказались.
«Родитель мой хотел сделать из меня математика,
судьба сделала меня стихотворцем».
«Дом наш был для меня живою школою». Муж сводной
сестры Вяземского — Николай Михайлович
Карамзин. Именно автор «Истории государства
Российского» станет после смерти старого князя
Андрея наставником и опекуном Петра Вяземского.
В стенах отчего дома юноша будет завербован во
стан западников-карамзинистов. Позднее, в
«Арзамасском обществе безвестных людей», он
сведет знакомство с главным действующим лицом
эпохи, чьим именем она и будет названа...
Здесь когда-то Пушкин жил, Пушкин с Вяземским дружил... |
Но сначала Пушкин — Вяземский потом.
Странная двусмысленная литературная репутация:
друг гения. «Ангел мой Вяземской» или «пряник мой
Вяземской» — Петр Андреевич постоянный
адресат Пушкина, главный его литературный критик
и судия: «Твоя проза обеспечит судьбу стихов
моих».
«Согретый вдохновенья Богом ... роскошным слогом
живописал нам первый снег» — это Пушкин о том
самом стихотворении Вяземского, строку из
которого знают даже те, кто о Вяземском не слыхал.
Эпиграф к «Онегину»:
По жизни так летит горячность |
молодая |
И жить торопится, и чувствовать |
спешит! |
«Кто плотит за шампанское? —
осведомляется ссыльный Пушкин. — Жаль, если я».
«Плотит» Вяземский: «Я был, так сказать, подавлен
дарованием и успехами двух друзей моих». Двух
друзей Вяземского можно числить в любом
сочетании: Пушкин и... Карамзин, Жуковский,
Батюшков...
Вяземский — неизменно третий. У него почетная
роль второго плана — друг. «Бездарность,
талантливый — новые площадные выражения в нашем
литературном языке. Дмитриев правду говорил, что
“наши новые писатели учатся языку у
лабазников”».
Отказываясь от оценок, Петр Андреевич меж тем
спешит добавить: «Но я никогда и не думал
сделаться писателем: я писал, потому что
писалось».
«Литературная судьба Вяземского отмечена
какой-то неустроенностью, которую он сам
сознавал, настойчиво говоря о себе как о
литераторе, распавшемся по мелочам и не нашедшем
своего места», — пишет Л.Я.Гинзбург в
предисловии к «Старой записной книжке», шедевру
русской эссеистики (или мемуаристики?), быть
может, главному произведению Вяземского.
Он думал быть дипломатом: начал службу в
Варшаве на рубеже 1810—1820-х гг. Вместе с прочими
либеральными чиновниками подал записку об
отмене в Польше крепостного права и вообще часто
рассуждал (а политическое чутье у Петра
Андреевича было отменным), что Россия управлять
этой провинцией не умеет.
Нет, революционером Вяземский — человек
мужественный, ополченец 1812-го — не был.
Освобождения русских крестьян резонно опасался.
Однозначно относился к злосчастному 14 декабря:
«Всякая принадлежность к тайному обществу есть
уже порабощение личной воли своей тайной воле
вожаков. Хорошо приготовление к свободе, которое
начинается закабалением себя».
Вместе с тем ненавидел правительство Николая I —
со взаимностью. Кстати, эпиграммы и гражданские
стихи Вяземского по резкости часто превосходят
многое из написанного канонически опальными
поэтами.
Своего он добился: снискал монаршую немилость.
Дошло до того, что в отчаянии писал А.Тургеневу в
Англию: «Я для России уже пропал. Сделай
одолжение, отыщи мне родственников моих в
Ирландии».
Семья, нужда. И раздраженные строки в том же
письме: «Неужели можно честному русскому быть
русским в России? Разумеется, нельзя; так о чем же
жалеть?.. Любовь к России, заключаящаяся в желании
жить в России, есть химера, недостойная
возвышенного человека».
Тогда же написан и знаменитый «Русский Бог»:
Портрет Вяземского,
|
Бог холодных, Бог голодных, Нищих вдоль и поперек, Бог имений бездоходных — Вот он, вот он, русский Бог. Бог
пришельцев, иноземцев, Бар, служащих, — как лакеи, — |
Русский аристократ униженно просит
доходного места. И вот — характерный жест царя.
Поди-ка послужи по финансовой части.
Служит. Знаменитый поэт из круга Карамзина,
гениальный журналист («Журнальная деятельность
была по мне. Не было недостатка в досаде, зависти
и брани прочих журналистов»), лучший
литературный критик 1820—1830-х («Ради Бога, прозу-то
не забывай: ты да Карамзин одни владеете ею», —
умоляет Пушкин), Вяземский в течение четверти
века — финансист.
«Счеты, бухгалтерия, цифры для меня тарабарская
грамота» — меж тем дослужился до директора
банка.
Глухо звучит ропот былого публициста:
«Правительство наше признает послаблением,
пагубной уступчивостью советоваться с
природными способностями и склонностями
человека при назначении его на место... Человек на
своем месте ... делается силою, самобытностью, а
власть хочет иметь одни орудия, часто кривые и
неудобные, но зато более зависимые от его воли».
Ему бы с его «нераслышанной некрасовщиной»
(Л.Гинзбург) в эмиграцию — в отличие от Пушкина
был выездным.
Впрочем, последние два десятилетия жизни
Вяземский и проведет почти безвыездно в
Баден-Бадене, где умрет в возрасте 86 лет.
Смерть его в России будет почти никем не
замечена: 1878 год. Не до старого князя, пережившего
свой золотой век.