В конкурсе приняли участие около 400 работ
школьников, преподавателей и студентов пяти
государств (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан,
Эстония). Россия была представлена работами из
двадцати двух регионов, в том числе пяти
республик (Башкортостан, Дагестан, Карелия, Марий
Эл, Татарстан), трех краев (Красноярский,
Приморский, Хабаровский), двенадцати областей
(Амурская, Архангельская, Белгородская,
Владимирская, Ленинградская, Московская,
Мурманская, Нижегородская, Псковская,
Ростовская, Смоленская, Тамбовская), Москвы и
Петербурга.
Жюри конкурса под председательством сенатора
Л.Б.Невзлина, в которое вошли известные педагоги,
историки, журналисты (А.Е.Гербер, А.Г.Асмолов,
И.А.Альтман, Д.И.Полторак) отметило 25 лучших
работ, авторы которых получили дипломы и ценные
подарки.
Детские работы отличаются большим
разнообразием, личностным отношением к теме,
пониманием важности ее для наших дней.
Некоторые сочинения и рефераты свидетельствуют
о том, что школьники овладели навыками работы с
документами, умеют отбирать наиболее интересные
и убедительные из них. Такие умения проявили,
например, Антон Петров (школа № 2
поселка Шарыпова, Красноярский край), Мария
Бульба (школа № 15 Таганрога), Снежана
Караева (гимназия № 1 Мончегорска).
Яркое впечатление оставляют повествования о тех,
кто пришел на помощь отверженным, — о тех, кто
спасал евреев.
Первый приз жюри присудило ученику Х
класса средней школы поселка Ивня Белгородской
области Александру Лысенко за работу «Русский
характер». Она посвящена подвигу русской
женщины П.А.Барановой, которая спасла во время
войны двух еврейских девочек. К работе приложены
фотографии, письма и другие документы.
Немало работ, в которых школьники обращаются к
современности, пытаются проанализировать связь
Холокоста с современными проявлениями
ксенофобии, национального экстремизма,
антисемитизма, терроризма.
Жюри также отметило первым призовым местом
и работу ученицы XI класса тамбовской школы № 2 Екатерины
Гордеевой — «Проблема антисемитизма в
средствах массовой информации» (работа
публикуется ниже — под иным названием; см. с. 11).
Екатерина удачно представила взгляд современной
молодежи на роль средств массовой информации в
освещении проблем ксенофобии и антисемитизма.
Работа написана хорошим языком.
Второе место жюри присудило Полине
Щербине — ученице средней школы № 14
Владивостока — за работу «Уроки Холокоста и
современная Россия». Школьница пишет, в
частности, о том, как современные учебники
рассказывают о Холокосте.
Жюри также отметило второй премией
работу Веры Журавлевой (ученицы Х
класса экономической гимназии г. Кировска,
Ленинградская область) за работу «Воспитание
национальной толерантности у гимназистов».
Работу отличает научность и логичность
изложения.
Представительница Украины Анна Митяй (Х
класс, школа № 1 г. Богуслава, Киевская область)
отмечена второй премией за удачное
исследование историко-правового механизма
обеспечения права людей на жизнь — сквозь призму
Холокоста. Автор опиралась на значительный круг
специальной литературы; ей удалось сделать
оригинальные наблюдения и выводы.
Третье место жюри присудило ученице Х
класса Марии Мухиной (лицей № 87, Нижний
Новгород) за работу «Истоки Холокоста»,
а также Виталию Школьному (Х класс,
Белая Церковь, Киевская область) за исследование «Как
стать палачом: молодые исполнители зла» и Валерию
Кузьмичу (VIII класс, г. Бобруйск) за
работу-рассуждение «Память и имя».
Поощрительные призы за оригинальность
подходов к теме и практическую значимость
результатов исследования присуждены ученице
XI класса сосковской школы «Мигдал-Ор» Юлии
Лещинской за разработку оригинального
сайта по истории Холокоста и ученице X класса
Таллинской еврейской школы (Эстония) Лилии
Бородкиной за работу «Холокост в
истории моей семьи».
На конкурс поступило немало рисунков, авторы которых попытались рассказать об ужасах фашизма и Холокоста изобразительным языком (некоторым юным художникам из Волгодонска всего 9—12 лет). Отметим также короткометражный документальный фильм «Я ненавижу фашизм», отснятый учениками московской Школы самоопределения (№ 734) и видеоматериалы о спектаклях и мемориальных церемониях.
Среди работ учителей наибольший интерес представили методические разработки уроков, программы по воспитанию толерантности, описания методик проведения внеурочных занятий. Хочется выделить две необычные работы. По жанру они приближаются к эссе. Первая из них выполнена С.В.Лагуновой (Архангельская область). Она попыталась отметить ступени, приближающие школьников к пониманию темы; учительнице помогла в этом книга «Передайте об этом детям вашим...». В работе приведены письменные отзывы учеников о проведенных уроках. Отзыв о книге «Передайте об этом детям вашим...» написан и учительницей московской школы О.Е.Степченко.
К сожалению, иногда преподаватели,
участвовавшие в конкурсе, не вполне ощущают
педагогическую уместность использования
материала о Холокосте. Но многим удалось вполне
органично включить этот материал в ткань урока.
Тут стоит упомянуть разработку занятия «Нации
и межнациональные отношения» (учительница Л.Х.Караковская,
московская школа № 624). Один из пунктов плана
своего урока «Национальный конфликт и пути его
преодоления» учительница раскрывает на примере
политики нацистского правительства в Германии.
Заслуживает высокой оценки и работа учительницы
той же школы Н.В.Беловой «Трагедия Бабьего
Яра. История и современность».
...Первый конкурс завершен. Тема, разумеется, не
исчерпана. Ниже публикуется Положение о Втором
конкурсе.