информационные технологии

Владимир ЯРУГА

Таинственная паутина

Учителю истории об Интернете

От чернильницы к компьютеру

До второй половины XIX в. основу информационных технологий составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация осуществлялась путем отправления различных пакетов, писем, депеш.
Продуктивность информационной обработки была крайне низкой, в случае необходимости письма копировались вручную; финансовые и бухгалтерские расчеты также осуществлялись с помощью весьма примитивных приспособлений (счеты и т.п.).
На смену ручной информационной технологии в конце XIX в. пришла механическая. Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты — всё это послужило базой для принципиальных изменений в обработке информации.
В 1940—1960-е гг. появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин, портативных диктофонов. Подобные приспособления повысили эффективность и скорость обработки документов.
Появление во второй половине 1960-х гг. больших ЭВМ в вычислительных центрах позволило сместить акцент на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования электронной, или компьютерной, технологии.
Как известно, для эффективного управления необходимы как минимум три важнейших компонента обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в «вязкой среде» — в бумажном море документов, которое становится с каждым годом всё шире и глубже.

Кто бы мог подумать, что тщедушному японцу, который в 1947 г. «предал» свою семью, не пожелав выращивать рис, мы будем обязаны сверхплоским экраном своего телевизора?!
Хотя во всем мире торговая марка Sony ассоциировалась с именем Акио Мориты, сам он любил повторять: «История нашей компании — история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты». И действительно, Ибука изобретал гениальные аппараты, а Акио их гениально продавал. Но мы забегаем вперед...
На дворе стоял 1947 год, когда приятели в полуразрушенном войной универмаге основали мастерскую по ремонту радиоприемников. Называлась она «Токио телекоммюникейшнз инженеринг компани». По счастливой случайности в том же году американская компания «Белл телефон» изобрела первый в мире транзистор. Морита и Ибука сразу оценили возможности его применения. Будущие хозяева электронной империи с годовым оборотом в 33 миллиарда долларов с трудом наскребли по сусекам 25 тысяч, чтобы выкупить лицензию на право использовать новинку. Сделка состоялась, и уже в 1955 г. они выпустили первый в мире полностью транзисторный приемник, а через два года — его компактный вариант.
Изобретение в Японии понравилось; вскоре его оценили на рынках Америки и Европы. Тогда-то о «Sony» (друзья выбрали для своей компании новое имя) узнал весь мир.
Всего через пять лет после истории с приемниками японцы удивили мир, создав первые транзисторные телевизоры. Руководил научными разработками, конечно, Ибука. В 1967 г. под его началом был создан новый цветной кинескоп, известный с тех пор как «Сони-Тринитрон».
Пожалуй, не менее значимое изобретение друзей-японцев — плеер Walkman. Вкратце история создания этой теперь уже культовой вещицы такова. Ибуке и Морите приходилось много путешествовать. И их страшно раздражал звук, который раздавался из вечно дребезжащих динамиков в самолетах. Однажды Ибуке пришло в голову смастерить маленький, помещающийся в нагрудный карман магнитофончик, чисто воспроизводящий звук. Сказано — сделано. Но инженеры «Sony» восприняли идею Walkman в штыки. Никто не верил, что люди будут покупать магнитофон, на который нельзя записывать.
Никто, кроме Мориты. Именно благодаря ему Walkman стал продаваться по всему миру. Поэтому «человеком, подарившим миру Walkman», всегда называли не того, кто его сконструировал, а того, кто сумел убедить покупателей приобретать плейер.
Не менее занимательна история с компакт-дисками. Первоначально идея их производства принадлежала «Philips». Но голландцы не сразу поверили в их успешное тиражирование и обратились к «Sony» с предложением объединить усилия. Морита сразу загорелся, но почему-то решил, что компакты должны отвечать запросам любителей классической музыки. После специального опроса выяснилось, что самое популярное в Японии классическое произведение — Девятая симфония Бетховена, которая длится 74 минуты. Вот почему все компакты рассчитаны на 74 минуты звучания, точнее, на 74 минуты и 33 секунды.

Компакт-диски (CD-ROM), изначально разработанные для любителей высококачественного звучания, прочно обосновались теперь на рынке компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности они с успехом применяются в качестве носителей информации. Попутно отметим, что наличие привода CD-ROM на компьютере позволяет не только использовать диски с программами, но и слушать музыку.
Привод компакт-дисков не похож на обычные дисководы только потому, что на эти диски трудно записывать информацию. Низкая скорость передачи (около 150—300 Кбайт/с) обуславливает необходимость правильной организации данных на самом оптическом диске. Кстати, на один компакт-диск можно вместить 150 000 страниц текста.
И еще немного истории. Музыкальные оптические компакт-диски пришли на смену виниловым («грампластинкам») в 1982 г., примерно в то же время, когда появились первые персональные компьютеры фирмы IBM. Эти устройства явились результатом плодотворного сотрудничества двух гигантов электронной промышленности — японской фирмы «Sony» и голландской «Philips».
Спецификация CD-I (Interactive) была предложена в 1988 г. Этот стандарт определял использование дискового плеера без подключения его к компьютеру. Устройством отображения в данном случае мог стать, например, обыкновенный телевизор. Разумеется, использовался и его стандартный звуковой канал. Кроме этого, CD-I предлагала несколько уровней качества воспроизведения аудио- и графической информации.
В 1993 г. изобрели новые компакт-диски, на которых можно было хранить 72 минуты высококачественной видеозаписи вместе со стереозвуком.
В конце 1994 г. были выпущены так называемые музыкальные мультимедийные компакт-диски. Записанную музыку можно было прослушивать на аудиоплейере, а доступ к мультимедиа-информации (и музыке) возможен на приводе, подключенном к персональному компьютеру.
Чтобы понять, как возникла отечественная индустрия мультимедийных компакт-дисков, бросим взор на историю фирмы «Коминфо».

Общество «Коминфо» было образовано в сентябре 1991 г. группой молодых и энергичных людей: программистов, художников, менеджеров. С самого начала они занялись исследованием и подготовкой интерактивных графических программ, используя оригинальную технологию обработки, сжатия и хранения изображений, цифровых видео- и аудиофрагментов.
Разработки программистов «Коминфо» обеспечивают произвольный контекстный поиск, интеграцию звука и графики, видео и анимации.
Вначале деятельность фирмы была направлена на создание мультимедийных программ для Запада, так как у нас в то время компьютеров почти не было. Ориентации на западный рынок способствовало и участие компании в нескольких компьютерных выставках в Ганновере, на Франкфуртской книжной ярмарке, в международной выставке дисков в каннском Дворце фестивалей.
Долгое время программные продукты отечественной фирмы говорили только на иностранных языках. Но в «Коминфо» лелеяли мечту о создании русских мультимедиа-продуктов.
Специалисты фирмы обратили внимание на то, что огромной популярностью иностранных туристов пользуются наши памятники истории и культуры. Она стала создавать первые мультимедиа-диски в сотрудничестве с ведущими российскими музеями, в первую очередь с Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль». При его содействии фирмой была разработана программа-путеводитель.
С августа 1992 г. началось коммерческое распространение англоязычной версии программы «Московский Кремль». Сначала программа была выпущена на одной дискете. Потом вышли приложения к ней — видео и аудио, еще на одной дискете воспроизводились интерьеры кремлевских палат и соборов. А чуть позже появились дискеты, посвященные работам Фаберже и династии Романовых.
Англоязычная основа серии в первоначальном варианте состояла из четырех дискет, так называемых floppy-book. Затем были изданы четыре серии — «Московский Кремль» из 4 дискет, «Пасхальные яйца Фаберже» из 3, «Династия Романовых» из 3; на «Петергоф» ушло аж 5.
Но это было только начало. Со временем объем информации вырос настолько, что переиздания пришлось переводить на лазерные носители. Сейчас некоторые мультимедийные продукты издаются на нескольких компакт-дисках.
Первый CD-ROM «Московский Кремль» на английском языке вышел в августе 1994 г. — о российском рынке мультимедиа тогда можно было только грезить. Хотя массового появления российских пользователей CD-ROM не предвиделось, в компании была начата работа и над русской версией путеводителя. С тех пор фирма выпустила CD-ROM «Московский Кремль» на немецком и японском языках.
Другой диск — путеводитель «Петергоф». В нем содержится информация на двух языках — английском и русском. Здесь представлены великолепные фотографии петергофских дворцов и каскадов, видеофрагменты с изображениями дворцовых интерьеров и фонтанов. Обстоятельный рассказ об истории и достопримечательностях знаменитой императорской резиденции дополняли интерактивные планы парков и дворцов Петергофа.
Диск «Династия Романовых» посвящен истории России на протяжении трех столетий — от воцарения Михаила Романова до отречения Николая II. Здесь повествуется об обстоятельствах жизни и правления каждого из восемнадцати монархов Дома Романовых, об их семьях, а также о современниках царей: государственных деятелях и военачальниках. Это своего рода электронная энциклопедия, содержащая около 800 статей, 30 минут видеозаписи, хронологию российской истории и карты.
Детский диск «Коминфо» назывался «Словарь в картинках». Он был призван помочь ребенку на начальном этапе изучения английского и немецкого языков. Словарь включал тысячу наиболее употребительных слов, отобранных по специальной методике. Имеются и забавные картинки, на которых изображены различные предметы и ситуации, возникающие в жизни каждого малыша: походы в цирк и зоопарк, игры и праздники, помощь по дому и прогулки в парке. Диктор четко произносит название объекта, изображенного на картинке, и тут же рядом появляется написание слова.
Слово можно прочесть и услышать на русском, английском или немецком языках.

С чем у нас ассоциируется слово энциклопедия? С книжкой большого формата, каких сейчас много в продаже? Но мы уже знаем мультимедийные энциклопедии. Одна из них, например, — «История искусств».
Огромная тема, конечно. Тут разработчикам даже выбирать не приходится, раскрывать ее вширь или вглубь: как ни крути, а надо представить внушительный объем материала. Допустим, две тысячи шедевров мирового искусства. Эти две тысячи должны быть действительно «самыми-самыми». И еще — необходимо разложить это всё по эпохам, жанрам и стилям, по странам и авторам. Рассказать о каждом стиле, о каждом авторе — хотя бы кратко.
Авторы позаботились, чтобы наша встреча с искусством была легкой и приятной. На экране — географическая карта. Движением курсора можно «высветить» ту или иную страну, и щелкнув кнопкой вывести на экран галерею картин, архитектурных сооружений, костюмов, скульптур.
В окошке галереи может оказаться множество маленьких пиктограмм, но ориентироваться в них помогает подсказка вверху экрана, которая отображает название картины под курсором. Щелкнув на любом из экспонатов галереи, можно раскрыть окно с увеличенным изображением шедевра.
Есть еще несколько возможностей — нажатием правой кнопки мыши получить сведения об авторе, а повторным щелчком левой — список других его работ. С первого раза не всё ясно, но чуть-чуть наловчиться — и можно быстро найти то, что хочешь.

Обучающих и справочных программ по истории пока что не так много. В первую очередь, конечно, нужно выделить компакт-диск «Брокгауз и Ефрон. Биографии. Россия».
Это мультимедийная версия некоторых статей лучшей российской энциклопедии начала XX в. На диске есть биографии деятелей российской истории и культуры; а также пятьдесят четвертый и пятьдесят пятый полутома, посвященные комплексному описанию России (российской истории, культуры, науки). Текст приводится в современной орфографии.
Этот диск может быть очень ценным подспорьем при составлении рефератов по истории: статьи энциклопедии отличаются подробностью. Текст можно копировать в буфер обмена компьютера. Перелицевать статьи данной энциклопедии в халтурные рефераты трудно, поскольку они написаны языком и стилем, которые сейчас можно встретить только у потомков русских эмигрантов первой волны.
Дизайн программы и упаковки выдержан в стиле прототипа и заслуживает самой высокой оценки.
Любопытен компьютерный учебник «История России: XX век». Авторы ориентируются на тенденцию, предполагающую представление материала в виде живых лекций — связных иллюстрированных рассказов, озвученных профессиональным диктором и смонтированных с соблюдением законов кинематографии. В учебнике «История России: XX век» текст лекций вообще не предъявляется пользователю (он доступен только поисковой системе). Это избавляет детей от необходимости читать объемные тексты с экрана монитора. Весь материал, в том числе и небольшие текстовые статьи (персоналии, определения терминов, комментарии-примечания), вмонтированы в живые лекции. Лекции можно останавливать в любой момент, возобновлять, «отматывать» назад, как пленку на видеомагнитофоне.
В Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике уже несколько лет ведется работа по созданию баз данных на электронных носителях. Готовятся базы данных «Генералы — участники Бородинского сражения», «Офицеры — участники Бородинского сражения», «Офицеры, награжденные за Бородинское сражение». Кроме того, создается справочно-информационная система на электронных носителях «Отечественная война 1812 г. Источники и историография».
Остановимся подробней на базе данных «Офицеры — участники Бородинского сражения». Текстовая информация содержится в офицерских формулярных списках, несколько напоминающих современные листки учета кадров.
Формулярные списки дают немало сведений о русском офицерстве эпохи Отечественной войны 1812 г.: фамилии, имена и отчества офицеров, названия воинских частей, в которых они служили, их возраст на момент заполнения формуляра, сословие, откуда родом, собственность, семейное положение, аттестация; сведения о военной карьере (прохождение службы, участие в боевых действиях, ранения, награды). В формулярах имеются и сведения об образовательном уровне, об отпусках, записи о дисциплинарных и уголовных наказаниях; указывается также, находился ли в плену данный офицер.
Вполне очевидно, что эти данные дают представление об основных социальных характеристиках российского офицерства эпохи Отечественной войны 1812 г.
Сейчас большинство офицерских формулярных списков участников Отечественной войны 1812 г. хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве.

Каково же будущее компакт-дисков?
Согласно опросу общественного мнения, проведенного в Великобритании, к 2005 г. компакт-диски могут стать историей. Опрос проводился фондом «Mori»; по его данным, 37% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет уверены, что через пять лет совсем перестанут покупать компакт-диски.
Главная угроза исходит, разумеется, от Интернета. 33% пользователей сети полагают, что к 2005 г. смогут составить «коллекцию виртуальных записей», основанную главным образом на том материале, который они найдут в Сети. Утешением для рекординговых компаний может послужить то, что только 14% из всех опрошенных когда-либо пробовали сами загружать музыку из Интернета.

Из истории Сети

Историю Интернета можно отсчитывать с конца 1950-х гг. Можно точно назвать дату, когда в США было принято решение, в результате которого и появилась первая глобальная сеть. Это произошло в 1958 г. Правда, понятия Интернет тогда еще не существовало. И никто не собирался обустраивать работу ученых с помощью компьютерной сети. Это был, так сказать, побочный эффект, который сегодня задним числом выдают за цель и достижение. Истинная же цель была гораздо важнее — настолько важнее, что для ее достижения действительно было не жаль миллиардов долларов.
Вот как обстояло дело.
В 1949 г. в СССР успешно испытали первую атомную бомбу. В 1952 г. не менее успешно была испытана водородная бомба. В 1956 г. военное руководство в США впервые заговорило о необходимости разработки системы защиты от ядерного оружия, но первые запросы остались без внимания.
В 1957 г. в СССР был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Для кого-то это великое научное достижение, а для кого-то — нечто совсем иное. Американцы поняли всё правильно: отныне в СССР есть, чем доставить бомбу им на головы. В результате в 1958 г. было, наконец, принято правительственное решение о создании глобальной системы раннего оповещения о пусках ракет. Сегодня такие системы строят на базе спутниковых комплексов, вращающихся на полярных орбитах, но тогда можно было только развернуть сеть наземных станций на вероятных маршрутах приближения ракет.
А вот еще факт. Согласно закону всемирного тяготения, плоскость траектории баллистических ракет проходит через точку старта, точку цели и (обязательно!) через центр земного шара. Мысленно разрежьте глобус такой плоскостью, и вы увидите, что Америка ожидает основную массу ракет со стороны Северного Ледовитого океана. Вот на этих безжизненных просторах и пришлось создавать систему раннего оповещения.
В конце 1950-х гг. началась разработка системы NORAD (North American Aerospace Defence Command). Предотвратить атаку она, конечно, не могла, но могла дать минут пятнадцать на то, чтобы зарыться в землю.
Система NORAD получилась грандиозной. Ее станции протянулась от Аляски до Гренландии через весь север Канады. Сразу возникла новая проблема: как обрабатывать результаты наблюдения воздушных объектов (ведь на Севере летают не только ракеты), как согласовать действия многочисленных постов, как выделить из множества сигналов те, которые представляют угрозу и как привести в действие систему оповещения. Всё это могут делать люди, но людям на принятие и согласование решений нужны часы, а здесь счет шел на секунды. Огромную систему нужно было компьютеризировать, а компьютеры объединить в единую разветвленную сеть.
Стоимость системы NORAD измерялась десятками миллиардов долларов. В рамках такого бюджета нашлись те несколько миллиардов, которые были использованы для создания глобальной компьютерной сети, обрабатывающей информацию со станций наблюдения.
В СССР на развертывание системы NORAD решили дать относительно недорогой и эффективный ответ. Эту систему легко миновать, если разместить стратегические ракеты где-нибудь в Карибском море, например на Кубе, — тогда их траектория будет совсем иной. Соответствующие решения были приняты в начале 1960-х. А в США, соответственно, началось «закапывание под землю». Были созданы сложнейшие подземные убежища в Вашингтоне, а в Колорадо Спрингс, что в Скалистых горах, началось строительство командного центра NORAD. В 1964 г. в недрах горы Шайенн возник целый город с трехэтажными сооружениями. Со всей страны к нему потянулись компьютерные и другие линии связи, соединившие центр со станциями наблюдения, рабочими постами и правительственными органами.
Сеть системы NORAD не долго оставалась внутриведомственной. Сразу после запуска началось подключение к ней служб управления авиаполетами — это логично, ведь всё равно система контролировала воздушное пространство на огромных просторах.
Сначала подключились военные, но уже в середине 1960-х гг. активно шло подключение гражданских авиационных служб. Сеть неуклонно расширялась и развивалась, она вбирала в себя метеорологические службы, службы контроля состояния взлетных полос аэродромов и другие системы, как военные, так и гражданские.
Вот так и получилось, что задолго до создания проекта ARPANET в США уже действовала глобальная компьютерная сеть Министерства обороны.

Первая очередь системы NORAD была завершена в мае 1964 г., но к тому времени уже стало известно о существовании в России ядерных зарядов мощностью 50 мегатонн. Несмотря на то, что гора, в которой разместился центр управления, выбиралась очень тщательно (она представляет собой единый скальный массив), стало ясно, что и у нее нет шансов выдержать мощный удар. А выход из строя центра управления однозначно вызывал (в те годы) крах всей глобальной системы. В итоге многомиллиардная затея с разработкой и строительством подземного центра управления оказывалась бесполезной.
Поэтому во второй половине 1960-х гг. перед Пентагоном встала проблема разработки такой структуры глобальной Сети, которая обеспечивала бы устойчивую работу даже в случае поражения одного или нескольких узлов.
Экспериментировать с системой, на которой базируется национальная безопасность,— дело невозможное. Бумаги на любое испытание нужно согласовывать годами. Вот если бы у Министерства обороны была другая глобальная сеть, содержащая несколько узлов, да к тому же работающих в неустойчивой среде, она стала бы прекрасным полигоном. А что может быть лучше для этой цели, чем университетские компьютеры и вычислительные центры научных организаций? Это же идеальный полигон, который даже не надо создавать — он уже есть!
Вот истинная причина участия Министерства обороны США в том проекте, который породил Интернет. Вот как родилась сеть ARPANET. Как видим, у Министерства обороны США не было ни малейшего желания обеспечить научные круги удобным средством для обмена научной и технической документацией — решались совсем другие задачи.
В то время шла дорогостоящая и бесславная война во Вьетнаме. Мог ли Пентагон в эти годы финансировать то, что нужно научной общественности? Не мог! Было желание получить за гроши удобный полигон для испытаний, который можно держать под постоянным контролем. Вот этим делом и занялось агентство DARPA.
Как только проблема устойчивости и выживания сети при выходе из строя ее узлов была решена, работа DARPA немедленно прекратилась. Это произошло в 1983 г. — после внедрения протокола TCP/IP. Свою задачу Пентагон выполнил — и тихо удалился.

Итак, одна из первых компьютерных сетей была создана почти 30 лет тому назад по заказу исследовательского подразделения Министерства обороны США.
Поначалу сеть ARPANET объединяла несколько мощных ЭВМ в организациях военно-промышленного комплекса, учебных и научно-исследовательских центрах. Сеть располагала достаточно большим количеством терминалов, пользователи которых могли выполнять свои программы на удаленных компьютерах.
Оперативный характер такой деятельности и возможность доступа к высокопроизводительным процессорам предопределили успех вычислительных сетей. В настоящее время число крупных (глобальных) компьютерных сетей перевалило за 50 000, а количество небольших (локальных) вычислительных сетей исчисляется сотнями тысяч.
На первых порах, когда разные сети базировались на разных вычислительных платформах, т.е. использовали несовместимые технические и программные средства, когда еще не были приняты стандарты на передачу данных, межсетевое общение было затруднено. Серьезный сдвиг в преодолении этих барьеров произошел в 1974 г., когда был разработан уже упоминавшийся межсетевой протокол обмена информацией TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol).
Однако прошло еще почти 10 лет, пока этот протокол не был принят в обязательном порядке на всех узловых компьютерах сети ARPANET. К тому моменту к ARPANET присоединилось несколько сотен других сетей, и услуги вычислительного характера начал постепенно вытесняться услугами информационного плана.
В 1983 г. сеть ARPANET передали Национальному научному фонду (NSF). С тех пор сеть стала называться NSFNET, и началось подключение к ней зарубежных узлов.

Ранние глобальные сети представляли собой группы компьютеров, связанных между собой прямыми соединениями. Основной проблемой того времени была надежность и устойчивость системы. Нужна была такая сеть, которую нельзя вывести из строя даже атомной бомбардировкой.
Конечно, «атомная бомбардировка» — понятие условное. Сеть, состоящую из прямых соединений, могут вывести из строя мыши, перегрызшие провода, похитители, стащившие жесткий диск из узлового компьютера, хакеры, заславшие вирус. Существуют тысячи причин, по которым обычное разгильдяйство может вызвать последствия, сопоставимые с атомной бомбардировкой.
Эксплуатация сети в научном и университетском окружении должна была стать для нее самым суровым испытанием, какое только можно придумать. В борьбе со множеством непредсказуемых случайностей университетские круги рано или поздно должны были найти простое и эффективное решение. Так оно и произошло.
Решением проблемы стало внедрение в 1983 г. упомянутого уже протокола TCP/IP. С этого времени отсчитывают второй этап развития Интернета.

Строго говоря, TCP/IP — это два протокола, один из которых (TCP — Transport Control Protocol) отвечает за то, как представляются данные в Сети, а второй (IP — Internet Protocol) определяет методику адресации, то есть отвечает за то, куда они отправляются (и как доставляются). Собственно говоря, только с появлением IP-протокола и появилось понятие Интернет.
Долгое время Интернет обслуживал потребности специалистов. Обмен технической документацией и сообщениями электронной почты — это все-таки не совсем то, что нужно рядовому потребителю. Революционное развитие Интернета началось только после 1993 г. — с увеличением в геометрической прогрессии числа узлов и пользователей.
Появилась служба World Wide Web (WWW), основанная на пользовательском протоколе передачи данных HTTP и на особом формате их представления HTML. Документы, выполненные в этом формате, получили название web-страниц.
Одновременно с введением концепции WWW была представлена программа Mosaic, обеспечивающая отправку запросов и прием сообщений в формате HTML. Эта программа стала первым в мире web-браузером, то есть программой для просмотра web-страниц. После этого Интернет превратился в распределенную по миллионам серверов единую базу данных, навигация в которой не сложнее, чем просмотр обычной мультимедийной энциклопедии.

День нынешний

Сегодня Интернет — это крупный комплекс, включающий в себя локальные сети и автономные компьютеры, соединенные различными средствами связи, а также программное обеспечение, которое позволяет организовать взаимодействие всех этих средств на основе единого транспортного протокола TCP и адресного протокола IP.
Опорную сеть Интернета представляют узловые компьютеры и каналы связи, объединяющие их между собой. Узловые компьютеры также называют серверами.
На каждом из узлов работают так называемые маршрутизаторы, способные по IP-адресу принятого TCP-пакета автоматически определить, на какой из соседних узлов пакет надо переправить. Маршрутизатором может быть программа, но может быть и отдельный специально выделенный для этой цели компьютер.
Маршрутизатор непрерывно сканирует пространство соседних серверов, общается с их маршрутизаторами — и потому знает состояние своего окружения. Он знает, когда кто-то из соседей закрыт на техническое обслуживание или просто перегружен. Принимая решение о переправке проходящего ТСР-пакета, маршрутизатор учитывает состояние своих соседей и перераспределяет потоки так, чтобы пакет ушел в том направлении, которое в данный момент наиболее оптимально.
Локальные сети, работающие на основе своих протоколов (не TCP/IP, a других) подключаются к узловым компьютерам Интернета с помощью так называемых шлюзов. Шлюзом может быть специальный компьютер, но это может быть и программа. Шлюзы выполняют преобразование данных из форматов, принятых в локальной сети, в формат, принятый в Интернете, и наоборот.
Интернет столь многолик и многообразен, что если спросить несколько разных людей о том, что в нем главное, то они, скорее всего, дадут разные ответы.
Один может сказать: Интернет — это всемирное объединение разнообразных информационных сетей, основанных на любых физических принципах и использующих любые каналы связи, от телефонных до спутниковых и волоконно-оптических.
Другой скажет, что каналы связи — это не главное, поскольку они существовали давным-давно, когда никакого Интернета и в помине не было. А то, что множество сетей можно объединить в одну, так это уже сто лет как делается в телефонии, энергетике и на транспорте. Поэтому главная особенность Интернета состоит в том, что это не просто сеть, а всемирная информационно-справочная служба. Его можно рассматривать как хитросплетенную паутину, состоящую из сотен миллионов взаимосвязанных документов. Начав читать один документ, можно из него перейти в другой, потом — в третий; и так далее.
Третий скажет, что оба подхода однобоки. За ними не видно человека и его потребностей. Один действительно любит копаться в документах, а другому подавай новейшие компьютерные игры. Третьему же не надо ни того, ни другого — он хочет общаться с людьми по всему свету и не платить при этом сумасшедшие деньги за телефонные звонки. Так что главное в Интернете — совокупность доступных с его помощью сервисов (эти сервисы называются службами).
Потребителю Интернет представляется как множество служб, больших и малых. Их даже нет смысла перечислять, поскольку каждый день создаются новые и отмирают старые.
Четвертый человек может сказать, что всё перечисленное не так уж важно. От всех других видов сетей Интернет отличается автоматизацией. Деятельность всех служб обеспечивается компьютерами и программами — они и составляют суть Интернета. Для тех, кто поставляет информацию, — одни программы, а для тех, кто ее получает, — другие.
Можно вообще забыть и о каналах связи, и о службах, а думать только о своем компьютере. Сколько на нем жестких дисков? Один? Два? Забудьте об этом. Представьте себе, что Интернет — это миллион жестких дисков, подключаемых к вашему компьютеру. Какая вам разница, что к своим жестким дискам компьютер обращается с помощью внутренних шлейфов, а к чужим — с помощью внешних линий связи? Главное — те программы, с помощью которых это можно сделать. Никто не возьмет из Сети больше, чем позволят программы. Не будь у клиента специальных программ — не было бы и Интернета, хоть трижды соедини все компьютеры планеты между собой.
Пятый человек может сказать, что все эти рассуждения неконкретны, а Интернет на самом деле — это совокупность протоколов, которым всё подчиняется. Ну как бы работали в едином комплексе самые разные модели компьютеров, разнообразные каналы и линии связи, десятки тысяч программ и сотни служб? С этой точки зрения Интернет — это именно совокупность единых стандартных протоколов. Они и составляют его лицо.
Скажем прямо: все приведенные выше высказывания правильные, но ни одно из них не характеризует Интернет полностью. Его надо рассматривать шире и глубже.

Когда люди имеют дело с особо сложными явлениями, они предпочитают раскладывать их на простые элементы. В использовании Интернета, конечно, нет ничего сложного, но как явление он весьма непрост — из-за запутанности связей, которые то возникают, то исчезают.
1. Пользовательский уровень. Представим себе, что мы сидим за компьютером и работаем во Всемирной сети. На самом деле мы работаем с программами, установленными на нашем компьютере. Назовем их клиентскими программами. Их совокупность и представляет собой пользовательский уровень.
Наши возможности в Интернете зависят от состава этих программ и от их настройки. То есть на пользовательском уровне наши возможности работы в Интернете определяются составом клиентских программ.
На таком уровне Интернет представляется огромной совокупностью файлов с документами, программами и другими ресурсами. Чем шире возможности программ, тем шире и наши возможности. Есть программа для прослушивания радиотрансляций — можем слушать радио; есть программа для просмотра видео — можем смотреть кино, а если есть почтовый клиент — можем получать и отправлять сообщения электронной почты.
2. Уровень представления. А что дает нам возможность устанавливать на компьютере программы и работать с ними? Конечно же, это его операционная система. Она выступает посредником между человеком, компьютером и программами.
На втором уровне и происходит адаптация модели компьютера и его операционной системы к нуждам пользователя Интернета. Выше этого уровня характеристики компьютера важны, ниже — уже безразличны. Всё, что происходит на нижележащих уровнях, одинаково относится ко всем типам компьютеров.
Если взглянуть на Интернет с этого уровня, то это уже не просто набор файлов — это огромный набор «дисков».
3. Сеансовый уровень. Давайте представим себе компьютер с тремя жесткими дисками. У компьютера есть три владельца. Каждый настроил операционную систему так, чтобы полностью использовать свой диск, а для других пользователей сделал его скрытым. Свою работу они начинают с регистрации — вводят имя и пароль при включении компьютера.
Если спросить одного из них, сколько в компьютере жестких дисков, то он ответит, что только один, и будет прав — в своем персональном сеансе работы с компьютером он никогда не видел никаких иных дисков. Того же мнения будут придерживаться и двое других. Такой же взгляд на Интернет открывается с высоты сеансного уровня.
Подключение к Интернету и наличие необходимых клиентских программ еще не означает, что нас в Сети ждут. То есть связаться с приятелем, конечно, можно, но со штаб-квартирой ЦРУ нас не соединят. Надо либо иметь соответствующие права, либо знать заветное слово. А если нет ни того, ни другого, то и некоторых секторов Интернета в наших сеансах не будет.
4. Транспортный уровень. Предположим, что заветное слово у нас имеется, и мы можем отправить запрос на получение файла с игрой (картинкой, статьей, музыкой). А как этот запрос должен кодироваться? Это зависит от сети. Внутри университетской сети действуют одни правила, вне ее — другие. Эти правила называют протоколами.
Интернет потому и считается всемирной сетью, что на всем его пространстве действует единый транспортный протокол — TCP. На тех компьютерах, через которые к Интернету подключены малые локальные сети, работают упоминавшиеся уже шлюзы. Шлюзовые программы преобразуют потоки данных из формата, принятого в локальных сетях или на автономных компьютерах, в единый формат.
Таким образом, если взглянуть на Интернет с этого уровня, то можно сказать, что это глобальная компьютерная сеть, в которой происходит передача данных с помощью протокола TCP.
5. Сетевой уровень. А что, если соединить между собой пару компьютеров и пересылать между ними данные, нарезанные на пакеты по протоколу TCP? Это тоже будет Интернет?
Нет, это будет интранет — разновидность локальной сети. Такие сети существуют — их называют корпоративными. Они удобны тем, что все пользовательские программы, разработанные для Интернета, можно использовать и в интранете.
Интернет отличается от локальных сетей не только единым транспортным протоколом, но и единой системой адресации.
Подведем итог. Если взглянуть на Интернет с пятого уровня, то можно сказать, что это всемирное объединение множества компьютеров, каждый из которых имеет уникальный IP-адрес.
6. Уровень соединения. Дело подходит к тому, чтобы физически передать сигналы с одного компьютера на другой, например с помощью модема. На этом уровне цифровые данные из пакетов, созданных ранее, накладываются на физические сигналы, генерируемые модемом, и изменяют их (принято говорить — модулируют).
Как и все операции в компьютере, эта операция происходит под управлением программ. В данном случае работают программы, установленные вместе с драйвером модема.
При взгляде с шестого уровня Интернет — это совокупность компьютерных сетей или автономных компьютеров, объединенных всевозможными средствами связи.
7. Физический уровень. При взгляде с самого низкого уровня Интернет представляется как всемирная паутина проводов и прочих каналов связи. Сигнал от одного модема (или иного аналогичного устройства) отправляется в путь по каналу связи к другому устройству. Физически этот сигнал может быть пучком света, потоком радиоволн, пакетом звуковых импульсов и т.п. На физическом уровне можно забыть о данных, которыми этот сигнал промодулирован. Люди, которые занимаются Интернетом на этом уровне, могут ничего не понимать в компьютерах.

Персональные компьютеры совершенствуются всё быстрее и быстрее. Причиной интенсивного развития информационных технологий является возрастающая потребность в быстрой и качественной обработке информации.
Одной из наиболее перспективных областей исследования является разработка так называемых нейрокомпьютеров, основанных на молекулах ДНК определенного вида водорослей и способных хранить громадные объемы информации при минимальных размерах носителей этой информации.
В последнее время получили распространение виртуальные технологии, которые позволяют с большой точностью моделировать физические явления, процессы, предметы, а также их взаимодействие. Такие технологии используются в различных областях деятельности человека.
Компьютеры уже прочно вошли в современный мир, во все сферы человеческой деятельности и науки, породив потребности в программном обеспечении. Конечно, в первую очередь это связано с развитием электронной вычислительной техники и с ее быстрым внедрением в различные сферы человеческой деятельности.
Объединение компьютеров в сети позволило значительно повысить производительность труда. Компьютеры используются как для производственных (или офисных) нужд, так и для обучения.
Компьютерная сеть — это объединение автономных персональных компьютеров для совместного использования вычислительных ресурсов (процессора, памяти и периферии — например, дорогостоящего лазерного принтера). Компьютерную сеть в пределах сравнительно небольшой территории обычно называют локальной; сети, охватывающие большие пространства, — глобальными.
Локальная сеть обычно организуется и работает в пределах одной фирмы (организации) и объединяет компьютеры на рабочих местах — для более быстрого и качественного обмена информацией. Каждая организация, эксплуатирующая более десятка ПК, старается объединить их в локальную сеть с целью уменьшения бумажного документооборота и повышения эффективности деятельности своих подразделений. Естественно, что почти каждая такая сеть должна иметь выход на внешних заказчиков.
Глобальная сеть — это чаще всего самостоятельная (в техническом и юридическом отношении) структура, и другие фирмы подключаются к ней для работы за определенную плату.
Протокол TCP/IP не является единственным стандартом передачи данных в сетях. Поэтому между двумя сетями, использующими для внутреннего общения разные протоколы, необходимы серверы-посредники, называемые шлюзами. Ситуация напоминает смену колес у вагонов на границе двух стран, железнодорожные пути в которых имеют разную ширину колеи.
Любой протокол обмена информацией между двумя абонентами представляет собой набор соглашений, в которых оговариваются различные технические характеристики и программные средства, участвующие в приеме и передаче данных. Это скорость передачи данных, средства контроля и устранения ошибок, форматы заголовков, способы адресации абонентов, методы сжатия и распаковки информации и многое другое. Часть таких соглашений обеспечивается аппаратными возможностями модемов, другие — обслуживающими программами.
Два компьютера, оборудованные модемами и снабженные соответствующим программным обеспечением, могут связаться друг с другом, подобно абонентам, разговаривающим по телефону.

На протяжении почти десятилетия развитие сетевых технологий шло малозаметно для широкой публики: услугами сетей в основном пользовались программисты и военные. Но затем, опираясь на их опыт, многие организации стали создавать системы компьютерной связи между своими подразделениями, предприятиями, разнесенными на большие расстояния.
К примеру, в конце 1980-х гг. Национальный научный фонд США организовал 5 вычислительных центров, базирующихся на супер-ЭВМ, и сотням научных лабораторий и университетов, которым потребовался доступ к этим компьютерам и которые уже имели свои локальные сети, пришлось объединиться в единую сеть.

Развитие сферы сетевых услуг привело к массовому появлению серверов, ориентированных на предоставление информации по определенной тематике. Появились, например, информационные центры в крупных зарубежных библиотеках, которые перевели большую часть своих фондов в электронный формат и продолжают оперативно вносить в эти архивы новые поступления. Это особенно ценно для российских читателей, так как многие отечественные библиотеки влачат жалкое существование. Но библиотечное дело — только капля в информационном океане. Перечень услуг, предоставляемых серверами Интернета, достигает нескольких тысяч наименований.
Несколько десятков тысяч компьютерных сетей, связанных между собой и объединяющих несколько миллионов пользователей, образуют всемирную паутину World Wide Web (сокращенно WWW). Организационному ее становлению содействовало появление универсальных сетевых навигаторов — браузеров (от английского browse — пролистывать), таких как Netscape Navigator или Microsoft Internet Explorer.
Браузер — это программа, которая запускается на компьютере и обеспечивает работу с Сетью. Браузеры обеспечивают доступ к любому пункту сети по двухразрядному адресу IP, который для удобства разделяют на байтовые компоненты — 192.34.101.23. Так как человеку числовыми адресами пользоваться неудобно, то в навигаторах адрес источника информации задается символьным кодом URL (Uniform Resource Locator), по которому сама сеть Интернет осуществляет поиск адреса IP. Существует довольно много разных форматов URL.
Термин гипертекст, применяемый в последнее время в сочетании с прилагательным мультимедийный, обозначает документ, содержащий текстовые, звуковые и изобразительные фрагменты. Особенностью такого документа является наличие выделенных ключевых слов, всякого рода кнопочек и иконок, щелчки по которым воспроизводят фрагменты, которые могут и не входить в состав данного документа, а находиться в памяти другого компьютера.
Выделенные поля, активизация которых позволяет отобразить следующие кадры, представлены в гипертекстовом документе ссылками на соответствующий фрагмент в пределах файловой системы данного компьютера или адресами URL для вызова недостающих компонентов из Сети.
Принцип гипертекста в том или ином виде реализуется в различных справочных системах, в частности в системе помощи Windows всех версий (Help-система).
Для описания гипертекстовых документов в Интернете используется специальный язык HTMLHyperText Markup Language. Таким образом, можно сказать, что гипертекст — это многостраничная информация различного вида, связанная многочисленными ссылками.
Несмотря на то, что современные навигаторы «понимают» наиболее распространенные протоколы, в сетях постоянно возникают новые изобразительные средства. Навигаторы начинают «разбухать», но угнаться за валом нововведений не могут. Поэтому в 1994 г. возникла идея создания алгоритмического языка интерпретирующего типа, на котором можно было бы писать «проигрыватель» документа любого формата.
В мае 1995 г. в компании «Sun Microsystems» появился язык Java, интерпретаторы которого были реализованы на большинстве вычислительных платформ Сети. На этом языке пишутся приложения для Интернета — апплеты, которые могут исполняться на любом компьютере, снабженном Java-интерпретатором.
Сегодняшний Интернет — это сообщество сетей, в которое входит более 2 миллионов компьютеров во всем мире. И если вы подключены к сети, являющейся частью Интернета, то вы имеете доступ к ресурсам любого из них.

Появление Интернета не только ознаменовало новую эпоху в развитии коммуникации. Сеть позволяет человеку расширить свои познания в любой, даже самой немыслимой, сфере деятельности или исследований. А так как развитию Интернета, с одной стороны, способствовали коммерческие организации, фирмы, использующие Сеть для обмена деловой информацией и публикации рекламы, а с другой — студенты, помещающие на всеобщее обозрение множество материалов развлекательного характера, то здесь много полезного для себя найдут все — от бизнесменов до любителей со вкусом отдохнуть.
Спектр услуг в Сети просто необозрим; упомянем самые известные и доступные.
Один из видов информационных услуг, которые предоставляют компьютерные сети, — электронная почта (E-mail). Отправитель и получатель имеют дело с посредниками (провайдерами), выполняющими функции местных отделений почтовой связи. Сервер посредника включен постоянно, и на его винчестере официально зарегистрированным абонентам выделены почтовые ящики для временного хранения входящей и исходящей переписки.
Одновременно с регистрацией в местном «почтовом отделении» абоненту сообщается уникальный (для местного сервера) электронный адрес и выдается специально настроенное программное обеспечение, которое позволяет автоматически установить связь с посредником, за несколько минут получить поступившую корреспонденцию и отправить сообщения. На сеанс связи с провайдером можно выйти в любое удобное время. Если поступления долго остаются невостребованными, сервер возвратит их отправителю.
Другой вид информационных сетевых услуг — телеконференции — напоминает подписку на электронную газету, в которой появляются сведения по определенной тематике — новости, заметки, ответы на вопросы, отклики на предшествующие публикации и т.п. Авторы этой весьма разнообразной и оперативной информации — сами пользователи Сети, объединенные общими интересами.
Многие провайдеры предоставляют своим абонентам перечень конференций, в которых можно участвовать за умеренную плату. При этом вы будете регулярно получать электронные письма с заголовками статей по соответствующей тематике. Заголовки сопровождаются идентификационными номерами, указаниями на объем статьи и иногда краткой аннотацией.
За дополнительную плату, пропорциональную размеру статьи, вы можете заказать нужную публикацию. Только делать это нужно оперативно, так серверы обычно хранят содержимое очередного выпуска около десяти дней.
Телеконференции по способу работы очень похожи на электронную почту — с тем лишь отличием, что ваше письмо может прочитать огромное количество людей, а вы в свою очередь сможете поинтересоваться тем, что пишут совершенно незнакомые люди.
Конференции подразделяются по темам; название конференции состоит из нескольких слов, разделенных точками, каждое последующее из которых сужает тему. Вот стандартное обозначение некоторых групп телеконференций Usenet:

comp — конференции, где обсуждается всё, что связано с компьютерами и программированием;
news — обмен новостями, вопросы развития системы телеконференций;
rec — отдых, хобби, увлечения;
sci — всё, что связано с наукой;
soc — вопросы общественной жизни;
talk — группа конференций для любителей поспорить или просто поговорить на любую тему.

Сегодня всякий компьютер, полноценно подключенный к Интернету, имеет доступ к новостям Usenet, но новости Usenet распространяются и по другим сетям.
Существует еще Internet Real Chat (реальное общение в Интернете).
Представьте себе десятки тысяч людей, которые собрались в Интернете поговорить, обсудить конкретные темы или просто потрепаться. С друзьями и с незнакомыми людьми. И всё это происходит в реальном времени.
Для того чтобы поучаствовать в беседе, нужно просто подключиться к выбранному каналу. Каждый канал имеет название, которое более или менее отражает тему разговоров (например, на канале Warez идет обмен ворованными программами).

Упоминавшаяся уже всемирная паутина (WWW), гипертекстовая система навигации в Интернете, — наиболее продвинутый и интересный ресурс. От обычного гипертекста WWW отличается главным образом тем, что позволяет устанавливать ссылки не только на соседний файл, но и на файл, находящийся в компьютере в другом полушарии Земли. От пользователя не требуется никаких усилий — компьютер установит связь самостоятельно.
Информация на WWW может включать в себя текст, рисунки, таблицы, звук, мультипликацию и многое другое. Благодаря своим широким возможностям, красоте и простоте в использовании всемирная паутина завоевала огромную популярность во всем мире.
Интернет-технологии развиваются очень быстро и всё более облегчают поиск и сбор информации. Существуют, конечно и некоторые недостатки, неудобства. К таким недостаткам относится некоторая засоренность Сети заведомо бесполезными сведениями; отсутствие единой программы, систематизирующей информацию и доступ к ней, также нередко осложняет работу.
Надо надеяться, что эти и другие недостатки вскоре будут исправлены.

Попытаемся заглянуть в ближайшее будущее Интернета, отметив наиболее перспективные тенденции, существующие сегодня.
Еще недавно поисковый сервер AltaVista — очень мощная и быстрая поисковая система компании DEC — гордо объявил на фронтальной странице: «Мы отслеживаем изменения более чем на 70 000 серверов во всем мире». По некоторым прогнозам, если количество пользователей будет расти так же быстро, как сейчас, то к концу первого десятилетия XXI века существующего пространства адресов просто не хватит на всех желающих.
Эту проблему (да и не только эту) призван решить новый стандарт Интернет-протокола.
Полный список только поисковых и навигационных систем сети будет включать в себя ссылки более чем на 120 независимых серверов.
Еще совсем недавно телефон был наиболее популярным и широко используемым средством связи. Сейчас любой человек может общаться с собеседником, подключившись к Интернету. Всё, что нужно для этого, — звуковая карта, микрофон и колонки. Причем переговоры обходятся значительно дешевле, чем телефонные.
Сегодня очень активно ведется разработка аппаратных и программных средств для создания шлюза Интернет — обычный телефон.
Системы видеоконференций уже существуют и работают. Они становятся достаточно эффективным способом проведения собраний в рамках большого предприятия.
Практически каждая более или менее крупная фирма создает свою корпоративную сеть для собственных нужд.
В последнее время стало очень популярным еще одно порождение Интернета. Это Intranet — корпоративная сеть, построенная на Интернет-технологии.
В сфере аудиотехнологий еще одна достаточно интересная «игрушка» — Real Audio. Эта система позволяет передавать по сети «живой звук» и может использоваться для широковещательных трансляций.
Интерес представляют и попытки создания «электронных денег». Эта проблема почти решена. Уже сейчас через сеть с помощью кредитной карточки можно заказать билет на самолет, забронировать номер в гостинице или просто купить CD-ROM с понравившейся игрой.
Интернет развивается, и, надо надеяться, скоро выявятся новые возможности Сети.

Основные термины

Автономный режим (offline). Если пользователь не входит в Сеть, а имеет дело лишь с банком данных, хранящимся, например, на СD-RОМ его персонального компьютера, говорят, что он работает в автономном режиме.
Бит (bit). Это самая маленькая единица измерения данных. Бит может иметь одно из двух значений: либо 0, либо 1. Более крупные единицы измерения объема информации — байт, мегабайт и т.д. Один байт равен 8 битам, один мегабайт — 1024 байтам.
Банки данных. Так называют компьютерные подборки информации, как правило, относящейся к определенной теме.
Брандмауэр (firewall). Это специальная программа, которая образует границу между сетями, перекрывая свободный доступ из Интернета в локальную сеть.
Виртуальная реальность. Так называют искусственный, мнимый мир, созданный программистами.
Вирусы. Это программы или фрагменты программ, причиняющие огромный вред. «Прицепившись» к другим программам или файлам, они искажают информацию, удаляют файлы и т.п.
Всемирная паутина. Это информационная служба, являющаяся составной частью Интернета. Называется так потому, что ее страницы переплетены друг с другом, подобно нитям паутины.
Гиперссылки (hyperlinks), ссылки (links). Это слова на страницах всемирной паутины, выделенные подчеркиванием или цветом и отсылающие к другим главным страницам или web-узлам.
Гипертекст (hypertext). Так называется система просмотра текстовой, графической и другой информации на экране монитора при помощи гиперссылок, которые связывают друг с другом страницы гипертекстового документа.
Главная, или домашняя, страница (homepage). Это первая страница web-узла, на которой коротко раскрывается содержимое узла и указываются ссылки, помогающие перейти на другие его страницы.
Глобальные компьютерные сети (Wide Area Network, WAN). Так называют сети, которые опоясывают весь земной шар, — например, сети крупных промышленных корпораций, имеющих филиалы в разных странах мира.
Группа новостей (newsgroup). Так называется тематический электронный бюллетень в сетевой службе, который служит своего рода доской объявлений.
Доменная система имен (Domain Name System, DNS). Это система, которая переводит в цифровую форму текстовые сетевые адреса пользователей Интернета. Адреса содержат специальный код — так называемый домен, который показывает, к какой локальной сети подключен пользователь.
Закладка (bookmark). Это «метка» пользователя. С ее помощью можно записать в память персонального компьютера адреса тех web-страниц, которые вы чаще всего посещаете.
Имя пользователя. Это условное наименование, которое присваивает себе клиент Интернет-провайдера (оно же обычно фигурирует и в электронном почтовом адресе).
Компьютерная сеть. Она возникает, если как минимум два компьютера соединены вместе и обмениваются информацией.
Локальные компьютерные сети (Local Area Network, LAN). Если расстояние между взаимосвязанными компьютерами невелико (обычно до 300 м), то говорят о локальной сети.
Маршрутизатор (router). Это специальное устройство для соединения различных локальных сетей. Маршрутизаторы контролируют данные, пересылаемые из одной сети в другую. Они просматривают адреса получателей, указанные на пакетах данных, и направляют эти пакеты по назначению.
Модель клиент/сервер. Это разделение труда между компьютерами. Компьютеры, предоставляющие услуги пользователям других компьютеров, называются серверами. Компьютер, который пользуется услугами другого компьютера, называется клиентом.
Модем. Это устройство, которое позволяет компьютеру выходить в Интернет и обмениваться данными с другими компьютерами при помощи телефонных линий.
Мультимедиа. Так называют совокупность различных типов информации — текста, речи, музыки, цветных и черно-белых диапозитивов, а также мультипликационных и видеофильмов.
Онлайновая служба. Это замкнутая локальная сеть, которая предлагает пользователям собственные материалы, а также обеспечивает им выход в Интернет.
Онлайновый режим (online). Когда пользователь выходит в Интернет, например получает информацию из какого-либо банка данных, говорят, что он работает в онлайновом режиме.
Пакет данных. Это способ передачи информации в Интернете. Любая информация при отправлении «разрезается» на части и «раскладывается» в пакеты объемом не более 1500 знаков каждый. Чтобы такой пакет не попал мимо цели, он содержит поле адреса, в котором указаны имя файла и инструкции о последующих действиях.
Пароль. Это тайный код, используемый для недопущения посторонних к услугам Интернет-провайдера или, например, для защиты секретной информации.
Программы-фильтры. Это программы, которые отслеживают в Интернете узлы, содержащие нежелательные понятия, и автоматически закрывают доступ к ним.
Протокол передачи гипертекста HTTP (Hypertext Transfer Protocol). Это набор правил и процедур, регулирующих взаимодействие между серверами и компьютером пользователя.
Протокол передачи данных ТСР/IР. Это «общий язык», который понимают все компьютеры, подключенные к Интернету. Включает протоколы IР (Internet Protocol), задача которого — правильно адресовать пакеты данных, и ТСР (Transmission Control Protocol), используемый для «раскладки» данных в такие пакеты. Когда они доходят до получателя, протокол ТСР вновь собирает из них сообщение.
Система глобального поиска. Это программа, позволяющая искать и находить в Интернете материалы по той или иной теме.
Телеконференции. Это работающие при группах новостей «совещания на расстоянии», когда люди обсуждают те или иные вопросы, общаясь через звук и изображение.
Точка доступа, точка присутствия (Point of Presence, POP). Это точка выхода во Всемирную сеть, которую предоставляют своим клиентам Интернет-провайдеры.
Файл-сервер. Это установленное в локальной сети устройство для хранения файлов, доступных всем пользователям. Файл-серверы обладают большим объемом памяти и предназначены исключительно для управления файлами коллективного пользования.
Хакер (hacker). Этим английским словом обычно называют компьютерного взломщика. Хакер проникает в чужой компьютер, чтобы получить хранящуюся там информацию или каким-то образом изменить ее.
Хост-компьютер, или мэйнфрейм (host, mainframe). Это компьютер, выполняющий роль главной ЭВМ вычислительного центра. Такие компьютеры применяются в основном в больших учреждениях и крупных коммерческих фирмах, однако доступ к ним могут получить и рядовые пользователи.
Чат (chat). От английского слова болтать. Делать это в сети позволяет программа трансляции разговоров Internet Relay Chat (IRC). В отличие от обмена сообщениями при помощи электронной почты такие разговоры происходят в реальном времени, хотя тоже ведутся в письменной форме.
Шлюз (gateway). Это специальный компьютер, который обеспечивает обмен данными между разными сетями. Шлюз переводит информацию с языка протокола ТСР/IР на язык локальной сети, после чего передает ее соответствующему компьютеру.
Электронная почта (Е-mail). Позволяет пользователям Сети отправлять сообщения с одного компьютера на другой.
Языки программирования. Это формализованные языки, придуманные для того, чтобы облегчить работу программистам. Позволяют писать программы на одном из языков, а затем переводить их при помощи вспомогательной программы на язык, понятный машине. После этого программа готова к работе. Существует множество языков программирования, предназначенных для различных компьютеров, а также для решения разных задач.
Archie. Это прикладная служба, которая помогает находить файлы, хранящиеся на анонимных FTP-серверах в Интернете. Так называемые пауки (spiders) этой службы постоянно прочесывают FТР-серверы, разбросанные по всему миру. Они выискивают информацию о массивах данных FТР и направляют сведения в банк данных.
Downloading. Это английское слово обозначает перенос информации (в виде файлов) в компьютер пользователя из другого компьютера, онлайновой службы или электронного бюллетеня.
FТР (File Transfer Protocol). Так называется протокол передачи файлов с одного компьютера на другой по сети.
GIF (Graphic Interchange Format). Так называемый формат графического обмена — один из типов файлов, в которых сохраняется изображение.
Gopher. Это система, которая через одно лишь меню пользователя предоставляет в его распоряжение самые разные источники информации. Gopher дает прозрачный, то есть скрывающий сложные сетевые механизмы, доступ к массивам данных — независимо от того, в каком разделе Интернета они находятся и содержат ли тексты, изображения или мультимедийные элементы.
HTML (Hypertext Markup Language). Так называется язык гипертекстовой разметки, используемый во всемирной паутине. Это набор кодов, который вводится в документ для обозначения, например, связей между его частями. Команды HTML обеспечивают соединение сайтов и главных страниц паутины при помощи гиперссылок, а кроме того указывают web-браузеру способ расположения текстовых, графических и мультимедийных массивов данных.
Internet. Это всемирная компьютерная сеть, состоящая из множества локальных сетей.
Internet-кафе. Это кафе, магазин или любое место отдыха, где имеется компьютер, подключенный к Всемирной сети.
Internet-провайдер. Так называется фирма, которая обеспечивает (обеспечить по-английски — provide) доступ в Интернет. Провайдер обычно не предоставляет клиентам никаких собственных материалов, а имеет лишь свою страницу во всемирной паутине.
Intranet-сеть. Это корпоративная локальная сеть, создаваемая фирмой для того, чтобы обеспечить связь между ее сотрудниками на рабочих местах и различными филиалами этой фирмы.
ISDN (Integrated Services Digital Network). Это система связи, позволяющая передавать информацию в цифровой форме. У ISDN-связи есть два преимущества: время передачи данных резко сокращается, а скорость связи значительно увеличивается, достигая 64 000 бит/сек.
Java. Так называется один из языков программирования, отличающийся от других прежде всего тем, что Java-программы могут выполняться на любой программно-аппаратной платформе без дополнительных изменений в ней. Такие программы очень компактны, их можно быстро передавать по сети. Программы, написанные на языке Java, называют Java-приложениями или Java-апплетами.
РРР (Point to Point Protocol). Так называется протокол серийной передачи данных, используемый в Интернете с 1991 г. Он позволяет проверить, не повреждены ли присланные нам пакеты данных и все ли они дошли до места назначения. Если какие-то пакеты испорчены, протокол РРР потребует, чтобы их прислали еще раз.
SLIP (Serial Line Internet Protocol). Это протокол серийной передачи данных, позволяющий совместить протокол ТСР/IР с модемом и обычной телефонной линией. Благодаря серийному протоколу мы можем подключиться к Интернету через модем и передавать информацию со скоростью 9600 бит/сек и выше.
Telnet. Так называется программа, которая позволяет подключаться к другим компьютерам в Интернете и запускать на них программы. При этом на вашем компьютере видны результаты работы этих программ.
Usenet (Usernet Work). Так называется пользовательская сеть, поддерживающая группы новостей и телеконференции. Возникла в 1979 г., когда два американских университета начали обмениваться с ее помощью информацией.
URL (Uniform Resourse Locator). Это универсальный указатель источника — точный адрес в Интернете, служащий для определения местонахождения документа и доступа к нему.
Web-адрес. Это сетевой адрес, начинающийся с букв http://www.
Web-браузер. Это специальная программа, которая позволяет путешествовать по всемирной паутине. Самые популярные из таких проводников по WWW — Netscape, Exploler и Mosaic. С помощью меню web-браузера можно попасть почти в любой уголок Интернета.
Web-узел, web-сайт. Это основной элемент WWW — определенное место, или адрес, всемирной паутины, обратившись к которому можно найти материалы по какой-либо конкретной теме. Содержит не менее двух страниц; существуют узлы, насчитывающие сотни и даже тысячи страниц. Связанные между собою web-сайты и образуют всемирную паутину.

ЛИТЕРАТУРА

Евсеев Г., Пацюк С., Симонович С. Вы купили компьютер. М., 1998.
Золотов В. Протоколы Internet. СПб., 1998.
Кост Р., Штайнер Й., Валентин Р. Word 97: Справочник. М., 1998.
Крейг Х. Персональные компьютеры в сетях TCP/IP. Kиев, 1997.
Лоу Д. Компьютерные сети для «чайников». М., 1996.
Мир Internet (журнал).
Нанс Б. Компьютерные сети. М., 1996.
Персональный компьютер: Школьная энциклопедия / Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. М., 1997.
Рудометов В. Устройство мультимедийного компьютера. М., 2000.
Свиридов Ю. Создание мультимедийных приложений. М., 2001.
Стен Ш. Мир компьютерных сетей. Киев, 1996.
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя: Краткий курс. М., 1997.
Фролов А.В., Фролов Г.В. ПК шаг за шагом. М., 1998.

TopList