Если собираешься
убивать, ты должен быть точно уверен, Фраза из американской
кинокартины |
Размышлять о противостоянии светлого и тёмного
начал людям пришлось немало. В древних сказаниях
глазастые и клыкастые чудовища нагло
проглатывали честных мореплавателей с большими
усами. Чтобы спасти бедного старика от жениного
произвола, золотая пушкинская рыбка не однажды
попалась в невод со зловонными водорослями, хоть
и была волшебной. Да и то — хватило её сказочного
терпения только на три желания; а старухе после
барских роскошеств пришлось вернуться к своему
законному разбитому корыту — с чего, собственно,
история и началась.
Правда, с джиннами дело обстоит иначе: эдакому
седобородому исполнителю человеческих мечтаний
всё равно, что за чудак освободил его из
многовекового бутылочного заточения. Разбойник
ты или обыкновенный школьник — везуха
гарантирована: джинн слушается и повинуется
всегда.
Сейчас, когда неприятных событий на поверку
оказалось больше, чем хотелось бы, возникает
вопрос: кто этот странный джинн, который так
усердно помогает нехорошим людям в их
нечеловеческих поступках? Но — поиски вряд ли
удовлетворят обывательское любопытство, а
домыслы в конце концов иссякнут. Остаются только
факты.
...В Антарктиде, у берегов Земли Виктории, на
полуострове Росса, есть базальтовая гора,
заботливо укрытая тамошними ледниками. В
действительности же это вулкан, который в 1841 г.
обнаружил английский военный моряк и полярный
исследователь Джеймс Кларк Росс (15 апреля 1800 г.,
Лондон, — 3 апреля 1863 г., Эйлсбери). Имя 3262-метровой
глыбе Росс дал в честь одного из экспедиционных
судов.
Сегодня вулкан Террор считается потухшим. Однако
от бездействия лавы проблема терроризма
существовать не перестала.
Само слово террор происходит от латинского terror — страх, ужас. Казалось бы, чту ещё, кроме перевода, надобно, чтобы объяснить явление. Но простому смертному, как правило, свойственно оправдывать собственное нелицеприятное поведение — хотя бы ради успокоения своей же совести: и недовольство тем, как устроен быт (или мир в целом), — отличный предлог начать его изменять, причем наиболее дерзкими способами.
Как-то ничем не примечательному греку по имени
Герострат стало скучно. Его однообразная жизнь
точь-в-точь походила на жизни многочисленных
горожан-соседей. И так ему стало обидно за свою
паршивенькую участь, что решил Herostratos побороть
серую неизбежность, которую придумали для него
олимпийские судьбовершители. Амбиций хватило, а желание
немедленно прославиться завершило ход мыслей
нерадивого бунтаря.
Герострат сжёг храм Артемиды в Эфесе — одно из
семи чудес света. Этой же ночью появился на
свет Александр Македонский.
До рождения Иисуса Христа оставалось 356 лет.
...Много позже, а точнее, в декабре 1980 г.,
стремление к славе побудило американского
сумасшедшего Марка Дэвида Чапмэна застрелить
участника культовой группы 1960-х гг. «Beatles» Джона
Леннона — талантливого певца и автора не одного
десятка классных рок-н-рольных композиций.
Знакомые Марка Чапмэна могли обозначить его как
человека, ни к чему и никогда не испытывающего
страсть. Это был стеснительный мальчик с
признаками раннего ожирения, вполне
доброжелательный и общительный, но, видимо, себе
на уме. К юности по неясным причинам у него
возникли большие проблемы в общении с девушками;
но с женитьбой подобные неприятности вроде бы
исчезли. Судя по всему, Марк умел зарабатывать
деньги, так что вскоре после свадьбы семейство
Чапмэнов перебралось в комфортные гонолульские
апартаменты с видом на океан.
Тем не менее, когда в мозгах бардак, никакие
распрекрасные жизненные условия не помогут с ним
справиться. И одним чудным вечером на океанском
пляже Марк Дэвид совершает попытку покончить с
собой, протянув какой-то шланг от выхлопной трубы
своего авто в салон. Меньше чем через час
самоубийцу-неудачника привели в чувства и, не
задавая лишних вопросов (впоследствии окажется,
что зря), отпустили пожить.
Спустя буквально три дня Чапмэн берёт на работе
расчёт, срывается в Солт-Лейк-Сити, где плачется
по телефону своей бывшей приятельнице,
неожиданно бросает трубку — и прибывает в
Нью-Йорк. Там он покупает иллюстрированный
альбом о Джоне Ленноне и обнаруживает, что есть
такой музыкант, да и поёт этот очкастый Леннон не
так уж плохо.
Вскоре Марк знает про Джона почти всё: где тот
живёт, как распланированы гастроли, кто его
жена...
Чапмэн становится настоящим поклонником, он
околачивается возле отеля, в котором остановился
кумир, едет за бывшим битлом в Лас-Вегас,
слоняется там по музыкальным заведениям в
поисках своего Джона. И по прошествии двух недель
безуспешных инвестигаций возвращается обратно в
город безумных небоскрёбов, где, сам не понимая
зачем, покупает пистолет 38-го калибра, тщательно
набивает руку в стрельбе и улыбается,
придерживая под мышкой тот самый леннонский
альбомчик в картинках.
Чапмэн наконец дождался возвращения гастролёра
— и тут же поселился неподалёку от него, в отеле,
а уже через три дня под предлогом взять автограф
выпустил в Джона Леннона пять пуль.
Полиции, от которой несчастный толстяк прятаться
и не собирался, Марк Дэвид Чапмэн поведал обо
всём — с посекундными подробностями, но
вразумительных объяснений от него не добились до
сих пор:
— Никакой психологии и никакой интерпретации! Я
не потерплю этого. Было так, как я рассказал!..
Но эта история скорее о закомплексованном
музыкальном фанате и его маниях, нежели о
настоящем террористе с парой идей в голове.
...На протяжении всего своего существования
человек разрешал споры: иногда при помощи звуков,
напоминающих речь, иногда и многозначительного
жеста было достаточно. Чаще — когда ни того ни
другого не хватало, а добиться желаемого
результата надо бы прямо сейчас, — в ход шли
кулаки, деревянные дубинки, огонь. Несколько
столетий — и научились затачивать камни. Ещё
время — появились лук, стрелы, копья, ножи, рапиры
и сабли.
Вор резал знатного господина, чтобы украсть
несколько золотых. Два юных сеньора дрались на
шпагах из-за возлюбленной. Племя ходило на племя,
сражаясь за чужие земли.
После изобретения Бертольда Шварца
(швейцарского католического монаха, вдруг
придумавшего порох) убивать стало проще, быстрее
— и наверняка. Поводы для убийств люди находили,
как правило, без промедления, цели преследовали
обычно незамысловатые — а события при этом
случались совсем уж страшные. Например,
охранительный (белый) террор и
правительственно-революционный (красный) во
времена Великой французской революции, когда
ради сбережения власти якобинцы устраивали
бесчисленные казни, сжигали целые селения и
отрубали головы после короткого и неправедного
суда.
Дальше — больше. В 1919 г. Э.Резерфорд впервые
изучил ядерную реакцию. Впоследствии факт
разработки ядерных реакторов, ядерных же бомб и
ракет показал, что и уничтожение человека, и
заражение ни в чём не провинившейся природы (с её
ядовитыми пауками и растениями-ловушками) может
запросто носить чересчур массовый характер.
Чего стоит один Чернобыль? Несчастный случай?
Вспомним про Хиросиму и Нагасаки...
К концу XVIII в. православная Грузия устала от
воинственного соседства с Турцией и Персией, а её
защитники уже не справлялись с набегами
вооруженных людей, всё чаще и чаще спускавшихся с
гор напомнить о себе.
Перед смертью старый грузинский царь советовал
своему сыну, Ираклию II, отдаться на поруки
российскому императору. Наследник, будучи
послушным сыном и просто здравомыслящим
человеком, вскоре испросил у Великой Екатерины
поддержки. Так между Россией и
Картли-Кахетинским царством 24 июля 1783 г. в
Георгиевской крепости был заключен одноимённый
трактат. А к 1801 г. Грузия вошла в состав
Российской империи.
Но — для того, чтобы помогать собратьям по вере,
налаживать с ними экономические и прочие
отношения, нужна была связующая наши территории
дорога, которую, вопреки всем желаниям, можно
было строить только через горы, скрывавшие в себе
природную непредсказуемость и неизвестных
обитателей.
Там, в горах, многочисленными аулами жили люди,
соблюдавшие неведомые нам законы местных духов и
ислама, говорившие на непривычных наречиях,
воровавшие друг у друга скот, не имевшие ни
определенной территории, ни общего государства;
они враждовали, мирились, союзничали, устраивали
сходки, чтобы разрешить застарелые споры из-за
кровной мести, — и чаще всего не подпускали к
себе чужака ближе, чем на расстояние выстрела.
Примерно в таких условиях русским солдатам
пришлось прокладывать тот самый тракт, который
теперь известен нам как Военно-грузинская
дорога.
В 1816 г. Александр I назначил генерала Ермолова
наместником на Кавказе. Генерала современники
прозвали проконсулом.
Алексей Петрович Ермолов — опытный вояка,
внимательный наблюдатель — уже спустя несколько
недель послал царю бумагу со смелым предложением
начать наступательные военные действия,
объяснив своё резкое решение
независимо-враждебным поведением части горских
народов. Сами тамошние жители, воспринявшие
нововведения на своей земле более или менее
сносно, называли обидчиков и набежчиков чеченами.
Через год русские войска двинулись от прежней
пограничной линии, до того момента охраняемой
нарядами бойких казаков и пролегавшей по реке
Терек, к самому подножию Кавказа. Сопротивление,
которое оказали нашей армии защитники гор —
любители партизанских вылазок и внезапных
ночных нападений, вызывало и уважение наших
солдат, и раздражение командующих.
Тогда генерал Ермолов впервые на Кавказе
применил весьма жестокую тактику выжженной
земли, смысл которой заключался в том, чтобы
расчищать путь войскам, уничтожая всё, что
попадается под руку, в том числе и стариков с
детьми.
Солдаты ермоловской армии сооружали
всевозможные укрепления и гарнизоны. Так на реке
Сунже появилась крепость Грозная (1818); так позже
возникли Внезапная и Бурная.
Обычное дорожное строительство вылилось в
тягучую изматывающую войну (1817—1864). Сменяли друг
друга российские цари и генералы; бок о бок с
рядовыми солдатами воевали поэты и писатели;
легендарный Гази-Мухаммад пытался собрать все
горские народы в единое государство, а его боевой
товарищ и последователь Шамиль навязывал людям
самопальные законы — из крови и насилия. Они, как
могли, лепили на своей родной земле имамат.
С тех пор прошло почти двести лет, но
территория современной Чечни (и Западного
Дагестана) по-прежнему остаётся местом, мягко
говоря, нестабильным; местом, где не действуют ни
мирные законы, ни правила самых тяжких военных
режимов.
Туда привозят людей — обращая их в рабов. Иногда
за них хотят получить выкуп — и для пущего
устрашения перед домашней видеокамерой отрубают
пленникам пальцы, уши — всё, что берёт ножевой
клинок, зигзаг двуручной пилы или лезвие топора.
Красивые стильные молодые высокие парни в
камуфляже (кто посмелее — без темных масок) и
порой в наркотическом кайфе, продирающие своими
атлетическими фигурами родной Кавказ.
Грозненская студентка, поющая в разрушенном ДК Ave
Maria. Груз-200. Проклятия русской женщины —
отправляющей, ожидающей, потерявшей сына, отца,
брата, мужа, возлюбленного. Озлобленные вдовы
чеченских боевиков в ингушских лагерях беженцев
— чёрные от траура и от готовности мстить.
Смеющийся семилетний мальчишка с неподъёмным
папиным АКМ. Стихийные антивоенные демонстрации.
Бесконечные зачистки чеченских сёл. Вдруг
обнаруженные тайники с оружием. Фугасы, гранаты,
растяжки... Приказы полевых командиров — на смеси
вайнахского и русского языков, начинающиеся со
слов «Именем Аллаха», а именем этим могут ведь и
казнить. Известный суд над полковником
Будановым, изнасиловавшим и после убившим
чеченскую девушку. Чеченская девушка-камикадзе
за рулём грузовика, напичканного взрывчаткой.
Православный батюшка, освящающий русскую
военную технику перед очередным боем. Наёмники
из Украины. Снайперши «белые колготки» из
Прибалтики. В качестве справедливого
наказания за плёвую оплошность — «направить
солдата срочной службы, Ф.И.О., в
Северо-Кавказский военный округ». А взрывы домов?
А «Норд-Ост»?..
Ведь недавно! Ведь вот-вот...
Всё это мы видим по ТВ, знаем из газет и
радиопередач, читаем в сети Internet. Мы, участники.
Мы — свидетели. Мы — наблюдатели и
провокаторы. Мы — ни в чём не повинны и от нас
всё зависит.
— Но что это? — Как-то спросили мы нашего
приятеля Гурама из, казалось бы, дружественной
нам, российским подданным, Абхазии.
— Слушай: не лезьте туда, — знаючи и печально
улыбнулся Гурам, — это — Кавказ.
— Ну хорошо, — поддались мы его горской мудрости,
— предположим — мир. Что тогда?
Гурам ответил не сразу — он потёр руки, закурил
дешёвую папироску и прищурился:
— А ничего... То же самое...
Странное дело — эта зеноновская задачка про
черепаху и Ахилла: почти сказка, почти
неправдоподобно; невозможно, в конце концов.
Человек не в силах догнать черепаху, которая с
трудом тащится впереди, в поле его зрения.
Необъяснимая вещь — эта наша нынешняя война:
одни устраивают засады на своей земле, борясь с
оккупантами, и разыгрывают пьесы с захватом
заложников — на чужой, а другие безуспешно
расставляют им ловушки.
Как известно, парадоксы анализу не подлежат. Но...
Давным-давно тысячи воинов нашили на свои
одежды кресты и двинулись из западной части
Старого Света в Сирию и Палестину. Они
захватывали крупные города и смешные, почти
пустые селения. Они убивали и насиловали,
поджигали и грабили, воздвигали новые
королевства и назначали своих правителей, вычищая
прежние территории от «неверных». Так когда-то
сопереживатели католической веры называли
мусульман.
Вряд ли хоть малая доля этих крестоносных
воителей с должным вниманием и необходимым
чаянием прочла Библию, но все как один заучили
наизусть поверхностно понятые ими слова Иисуса
Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на
землю; не мир пришел Я принести, но меч...» (Евангелие
от Матфея). И Слово Божие стало для них не
откровением, а поводом, которым можно прикрыть
свои земные злодейства.
Совсем немного времени спустя уже другие люди (в основном испанцы и — в особенности — честный ревнитель Божий, Торквемада) решили сражаться с различными ересями, по их мнению, наверняка возникавшими в головах непутёвых сограждан. Обозвали свой лихой суд Инквизицией — и принялись сжигать на кострах самых красивых женщин, обвиняя их в ведьмовстве и зеленоглазии, и неугодных кому-то мужчин, возможно, сношающихся с Дьяволом, деля имущество замученных пытками бедняг между собой.
Религия — это созидающий способ постижения
чего-то более совершенного, чем даже семи пядей
во лбу человек. И назови ты Бога Господом,
Аллахом, Буддой, Иеговой — только стиль
поклонения и обряды будут разниться.
Ислам — не воинственная вера. Христианство — не
смирительная рубашка для человеческих страстей.
Буддизм — не только созерцание, а последнее не
есть бездействие и голое наблюдательство. Убивая
под прикрытием имени Бога, люди иной раз пытаются
заполнить брешь в себе; однако тем самым
усиливают внутреннюю пустоту и отдаляются от
настоящего Знания, не зря занесённого в нашу
жизнь пророками и предтечами, мессиями и
просветлёнными. Это просто, как восход и вода в
стакане, да и было объяснено, перетолковано не
один раз, не одним теологом.
Конец второго и начало третьего тысячелетий
разразились какой-то непонятной агрессией и
нетерпимостию.
Известные всему миру талибы несколько суток
подряд в афганской провинции Биамин палили из
миномётов по красивым, огромным статуям Будды
(выбитым в тамошних скалах в III—IV вв.), пока от них
не остались выбоины и ямы. Вот уж действительно
пример того, как иным становится совсем уж нечего
делать.
В плену, во время первой чеченской кампании, и
на то есть видеоподтверждения, был обезглавлен
российский солдат Евгений Родионов — за то, что
после долгих часов пыток не согласился снять
свой нательный крест и принять ислам.
«На войне как на войне», — поётся в песне.
Да, в боях смертельно ранят; да, в плену вызнают
диспозиции войск противника; да, есть предатели и
герои, перебежчики и симуляторы, глупые
командиры и чересчур умные рядовые; да, один
денщик может привести лошадь на водопой, но и
целый драгунский эскадрон не заставит её пить.
Поэтому случай с ныне причисленным к лику святых
Евгением (да и таких случаев — больше одного)
лучше оставить без комментариев.
«Джихад!» — направо и налево кричат люди с оружием в руках и с тоннами пластида на своих засекреченных складах, хотя джихад в переводе с арабского означает «усердие», «устремление», «усилие» (не на-силие!) — и об этом знают люди, по-настоящему читающие Коран, а не выхватывающие из общего контекста отдельные слова и их сочетания.
Функционируют секты с подозрительными
сверхзадачами в своих уставах («Аум Синрикё»,
Япония, конец 1980-х — начало 1990-х гг.); лихо работают
отдельные люди с дурацкой ненавистью (казнённый
Тимоти Маквэй, устроивший в 1995 г. взрыв в
Оклахома-Сити); множатся целые организации,
которые принято называть террористическими,
истребляющие людей по какому-то отдельно взятому
признаку — будь то национальность («Арийская
республиканская армия», США), вера, цвет волос
(РНЕ, Россия), образ жизни (всяческие
антиглобалисты с их навязчивыми акциями
протеста), — неважно — это всего лишь предлог...
Всем им и каждому в отдельности честнее было бы
сказать, что мы, мол, убиваем и протестуем, потому
что нам за это платят немалые деньги, содержат
нас и наши семьи, снабжают наркотиками, — и почём
зря не впутывать в свои дела Бога (Гунуд Аллах,
Gund Allah, Воины Аллаха, Египет).
Однако — не всё так просто, как может показаться при первом приближении к уже как больше века обозначенной проблеме.
1. Фактор «человек»
Известные собственными названиями и
голливудскими кинозарисовками государственные
службы (ЦРУ, ФБР, ФСБ и т.д.) позавидовали бы той
слаженности и упорности, с которыми действуют
настоящие террористические образования — будь
то пара человек под общим идейным стягом... Или —
здоровенная Корпорация Зла, разнесённая по
всему свету, дабы показать мирянам, что она
всё-таки существует, что её следовало бы ох как
бояться и что у неё есть свои великие соображения
по поводу того, как дулжно жить и кем хорошо бы
умереть.
Такие организации, если их грубо описать, в своём
человеческом выражении наверняка имеют:
а) духовного лидера — того, кто точно знает,
как должен выглядеть мир после некоторых (обычно
силовых) преобразований;
б) красноречивого идеолога — который ясно,
без особых заумствований объяснит, почему их
организация обязана быть именно такой, зачем её
участники будут вести себя именно так и чего они
добьются этим своим поведением;
в) умного стратега — человека, который
придумывает, как бы посильнее запугать неугодные
идее режимы, государства, страны (просто людей,
противных своими особенными проявлениями), а
также разрабатывает общую схему той или иной
акции устрашения;
г) находчивого методиста, кто подробно
распишет план действий, учтя все имеющиеся
возможности организации — от навыков и
количества участников до оружейного и денежного
арсеналов;
д) собственно исполнителей — людей порядком
героических, весьма смелых в своей готовности
погибнуть (порой не за так), но в основном
подневольных, действующих сообразно приказу.
Случается, что один и тот же персонаж умело
совмещает в себе качества духовника, идеолога,
стратега и даже иногда методиста, — он-то
и заказывает всю эту невесёлую музыку,
которую наизусть заучивают и наигрывают
захватчики, подрывники, камикадзе, шахиды (как их
ни назови) и под которую вынуждены плясать мы —
заложники и данники скорбных ситуаций.
Любопытно, что любители систематики и
психологии совсем недавно касту террористов
условно расчленили; составляющие разложили
по полочкам и выявили 12 психоэмоциональных типов
(а к некоторым из них в доказательство и примеры
из жизни подыскали):
1) Миссионер — беспощадный фанатик, фигура
пугающая одним только упоминанием (Усама Бен
Ладен, Джохар Дудаев);
2) Мститель — человек, вставший на тропу войны
почти вынужденно: из-за убитого родственника или
просто из-за в целом неудавшейся жизни («чёрные
вдовы», подростки, закидывающие гранатами да
камнями мирные демонстрации);
3) Сценарист-режиссёр — хладнокровный и
уравновешенный лидер, спокойненько принимающий
решения по поводу запуска того или иного
угрожающего механизма (Аслан Масхадов, Шамиль
Басаев);
4) Нарцисс — самоуверенный (до мании величия)
боевой командир, которому в сущности на всё и на
всех наплевать (Хаттаб, Арби Бараев, Радуев,
Троцкий);
5) Омега (или Ущербный) — личность слабая,
неуверенная в себе, легко попадающая под влияние
более значительных персонажей и
самоутверждающаяся посредством насилия над
обычно случайными и обычно неповинными ни в чём
людьми (небольшие бандитские группировки);
6) Садист — страстный убийца и разрушитель,
испытывающий эмоциональное удовлетворение от
чужих страданий;
7) Мазохист — человек, вечно испытывающий
чувство вины за то, что в принципе появился на
этот свет; вся его пугающая деятельность есть
всего лишь оправдание стремления к самоубийству;
8) Актер (или Истерик-позёр) — любитель
публики и эффектного хода, ревнитель славы и
главной роли (тот же Герострат или Нерон);
9) Игрок (он же Авантюрист) — рисковый тип,
а ставки исчисляются человеческими жизнями, в
том числе и собственной (Камо, Че Гевара);
10) Технарь — его не волнует, кого и зачем он
станет убивать, он интересуется тем, как всё
пройдет: грубо говоря, сколько и какой взрывчатки
понадобится, чтобы убить такое-то (как можно
большее) количество народу;
11) Зомби — идеальный исполнитель, делающий
всё, что ему прикажут;
12) Отморозок (или Зверь) — туп
эмоционально и безразличен ко всему
происходящему, работает за хозяйскую косточку и
свою шкуру бережёт, посему, как правило, на
поверку оказывается труслив: не может быть
камикадзе — подчас самосохранение для него куда
как важнее награды за поврежденные кожные
покровы.
Разумеется, любая система порой сбоит, ибо человек — существо, во-первых, непредсказуемое, а во-вторых, имеющее в загашнике такие запасы физической силы и интеллекта, о которых может и сам не подозревать. Поэтому вышеупомянутые структура и типология весьма и весьма условны. Тем легче говорить о вещах, относящихся к людям, и об играх, в которых люди участвуют.
2. Фактор «ситуация»
За примерами в трудоёмкую экспедицию
отправляться не обязательно. Достаточно где-то
подсмотреть, что-то подслушать, как-то додумать и
вспомнить.
Возможно, не будь у нас средств массовой
информации, мы бы пребывали в младенческом
неведении и наивно полагали, что все
неприятности вертятся только в поле нашего
зрения, в радиусе нашего слуха и случаются только
с нами. Современному человеку ничего не стоит
произнести на первый взгляд безобидную и скучную
фразу: хорошо, что меня там не было, — всего
лишь констатирующую какие-то его нежелания и
смутные настроения по поводу той или иной
ситуации.
Но ведь фраза эта перевернула весь более-менее
жизнелюбивый смысл давнего высказывания хорошо
там, где нас нет, — слова, которые, так или
иначе, выдают в говорящем здоровый интерес к
миру, в принципе далёкому и обычно неизведанному.
Информационная фигура стала объёмной,
несколькомерной — и едва ли теперешний житель в
состоянии абстрактно лицезреть свою особу вне
города, вне страны, вне мира, — вырванную
несоразмерно маленьким куском из галактической
глыбы.
В непоправимую апатию и в разного рода
депрессии обычно впадают люди, которым уже
нечего терять (неизлечимо больные, смертники,
сильно пожилые), — или они настолько переживают
за себя и боятся за свои жизни, что им, в сущности,
наплевать на свое окружение. Первым —
простительно. Состояние вторых зачастую
спровоцировано сюжетами, в которых люди
выступали в качестве непосредственных
свидетелей или сторонних наблюдателей.
Вспомним, что стряслось с американцами после 11
сентября 2001 г.: кабинеты психологических
консультаций ломились от посетителей,
фармацевты не успевали выпустить нужное
количество транквилизаторов, психотерапевтам
самим понадобился курс восстановительного
лечения.
Надо думать, что и нам — на нашем континенте и в
нашей стране, — пришлось совсем невесело от
известий про Будённовск, про взрывы в московских
подземных переходах, про Норд-Ост. Да, города
продолжали функционировать: горел свет, из
кранов текла вода, люди прибывали на работу,
беседовали и ели в многочисленных клубах,
смотрели кино, покупали картошку в магазинах. Но
всё это доводилось до упорного автоматизма, до
безликости, поэтому трудно было не заметить: что-то
произошло — рядом, и это что-то не так
просто изъять из наших соучастливых мозгов.
Банально, — но почти ни разу устроители
террористических актов так и не смогли добиться
того, о чём так долго кричали в своих требованиях
(независимости, крупных денежных сумм с
гарантией свободы, просто перелететь через
какую-нибудь границу). Постращать народ — это у
них хорошо получается. Как известно, у страха
глаза велики. Однако человек, которого хотят
запугать, может стать не только тварью дрожащей,
но и злым, истеричным, мстительным, — и в этих
своих проявлениях преуспеть: на беду вымогателям
и, конечно же, себе не в пользу.
Террористическая палитра, как это ни печально,
настолько разнообразна, насколько бывает
оригинальной придумка и оперативным — недобрый
умысел.
При желании любое противовольное насилие можно
обозвать терактом, а любому
убийце-захватчику-мучителю навесить мигающий
ярлык террорист. Тем не менее в феномене
терроризма есть свои особенности, трудно
уловимые в теории и неоспоримые на практике.
Итак...
Причина террористической деятельности — это
так или иначе обозначенный конфликт
(разногласие), который для части людей неустраним
с помощью нормальных, мирных способов (договоров,
переговоров, встреч, саммитов, соревнований за
выигрыш, споров).
Основная цель (любого уважающего себя) террориста
— перетянуть весь мир на свою сторону, а
несговорчивых загасить.
На поверку претензий к миру оказывается уйма,
поэтому и виды терроризма постоянно
множатся.
Дальше террористы-зачинщики выбирают способ
действия — и всё шито-крыто:
1) диверсия призвана произвести наиболее
сильный психологический эффект. Это и взрывы
зданий (жилых домов, аэропортов, банков, гостиниц,
государственных учреждений), транспорта, дорог, и
распыление ядовитых газов. Сами диверсанты могут
работать издалека, применяя ручные гранаты,
заранее минируя нужные им объекты, — и быть
простыми смертниками, увешанными взрывчаткой
или баллонами с газом;
2) похищение видных людей — хороший способ
попытаться осуществить свои (вероятно,
политические) требования, под сурдинку выбить
средства для своей деятельности и вдобавок
привлечь внимание общества, попугать политиков,
военных руководителей;
3) покушение и последующее убийство
направлены на устрашение и запугивание
определённой группы лиц (например, банкиров): мол,
смотрите, как мы (такая-то террористическая
организация) поступаем с такими, как вы, смотрите
— и делайте выводы;
4) цель ограбления банальна — просто-напросто
заполучить средства для пущего развития своей
нехорошей деятельности;
5) хайджекинг или захват транспортного
средства (будь то самолёт, поезд, корабль или
автомобиль) — за последние семьдесят с лишним
лет одни из самых распространённых и страшных
террористических операций. Люди, загнанные в
очень ограниченное пространство, от бессилия
начинают паниковать, полностью зависят от
настроения захватчиков и действия спецслужб. К
сожалению, часто такие захваты осуществляют
террористы-камикадзе, не оставляющие ни себе, ни
другим выбора: они лишь демонстрируют свою
неумолимую позицию;
6) захват зданий (государственных учреждений,
больниц, школ, концертных залов, иных центров
развлечения) и людей, находящихся в них
(заложников);
7) кибертерроризм — довольно продвинутый,
интеллектуальный и дорогостоящий (попробуй-ка
перекупи умного и серьёзного программиста)
способ террористической деятельности, связанный
с «нападением» на компьютерные сети
правительств, научно-исследовательских и
медицинских организаций, военных ведомств и
авиакомпаний, банков и бирж...
Помимо перечисленных, традиционных
терроризмов, уже старательно описанных в
аналитических изданиях (в отношении таковых
давно уже разработаны антитеррористические
операции), существует ещё несколько так
называемых перспективных (возможных) способов
террористической деятельности:
1) биологический — связан с применением
вирусов и бактерий (споры сибирской язвы,
например), поражающих людей, заражающих питьевую
воду, продукты питания и т.д.;
2) химический — основан на применении
одноимённого оружия; оба первых способа дёшевы в
разработке и просты;
3) экологический — предполагает полное
уничтожение промышленности с тем, чтобы
воспрепятствовать научно-техническому
прогрессу и «соорудить» мир без дымящих и
выхлопных труб, без пластиковых пакетов и
облучающих мониторов, например;
4) космический, судя по всему, должен
применяться для устранения спутников
государства-оппонента (или создания помех), а
также для захвата иных космических аппаратов с
целью обеспечить террористическую организацию
высокоточной информацией о противнике;
5) ядерный — маловероятный способ, поскольку
применение ядерного оружия (будь то взрыв самой
маленькой бомбы или целого реактора) влечет за
собой как абсолютный хаос в международной
политике, так и, смерть, мутации в мире живых
существ.
Итак...
Мы имеем дело чуть ли не с самой основной
проблемой современного человечества, связанной
одновременно с наличием научно-технических
разработок и с отсутствием хоть каких-нибудь
положений кодекса чести. Обыкновенные убийцы и
невероятные маньяки-одиночки были всегда —
достаточно просмотреть газеты позапрошлого
(девятнадцатого) века, чтобы увериться, что в
криминальной хронике почти ничего не изменилось.
Однако террорист не выходит один на один со своей
жертвой; он редко работает сам по себе. Стадное
чувство (ведь один в поле не воин) заставляет
собирать единомышленников, искать верных
помощников, вступать в широкомасштабный союз и
наращивать свою силу за счёт слабостей неверного
противника, которым в основном оказываются
люди мирные, вовсе не разбирающиеся в тонкостях
политики собственной страны.
Обида на свою участь — ещё не повод хвататься за
гранату. (В конце концов, если тебе не нравится то,
что ты делаешь, займись чем-нибудь другим.) А
когда обиженных становится слишком много,
получается толпа, работающая не мозгами, а
численностью, идущая за яростным вождём, но не
управляемая извне. И покуда толпа ищет
пресловутого джинна — того, кто исполнит её
заветное желание, — она перебьёт всех на своём
пути.
Каким образом бороться с терроризмом — пока
неясно. Мы приняли эту игру как данность, и раз в
нас стреляют — мы можем только отстреливаться. Пока
гром не грянет — мужик не перекрестится. Но
откуда этот гром берётся?
Если причина — бедность, голод и социальная
неудовлетворённость, — то есть всех не накормишь
и не приголубишь. А оденешь одного — другой
обидится, позавидует, — и всё начнётся по новой.
Воспитание и образование тоже не панацея:
известно, что Террорист № 1 Усама Бен Ладен
много и с удовольствием читает, а Дудаев был
первоклассным лётчиком — профессионал, одним
словом.
Первое, что приходит в голову и лежит на
поверхности объяснения, — это внутренняя
установка в человеке, его моральный кодекс — те
правила совести, которые он ни при каких
обстоятельствах не сможет нарушить. Часть из них
(основная) изложена в библейских заповедях,
другие (более конкретные) человек в состоянии
придумать сам — и соблюдать.
Например, у чеченцев не принято просить подаяние,
и если в семье был попрошайка, то он даже через
несколько поколений после будет позорить свой
род и вызывать устойчивое отвращение соседей. В
Абхазии сначала едят дети, а потом уже за столом
устраиваются старшие. На Таиланде ни один юноша
не пройдёт мимо девушки, не сказав, как она
сегодня чудесна и какие у неё яркие глаза; а
тайская женщина непременно помашет рукой
незнакомцу и для него пропоёт что-нибудь
приятное.
Подобные, в общем-то необязательные
семейно-родовые уставы, уличные жесты в какой-то
мере округляют углы, делают жизнь более лёгкой,
светлой и не позволяют совершать поступков, за
которые потом надо будет долго и упорно краснеть
— причём не только тебе, но и твоим близким,
далёким, окружающим.
Поэтому убийство (пусть и идейное) — всё-таки не
норма; это не есть основная потребность человека.
Даже в нашем уголовном кодексе, который прошит
всевозможными лазейками, позволяющим лихо уйти
от закона, убийство оправдывается, только если
оно являет собой вынужденную оборону.