попытка портрета

Олег ФОМИН

«Святой сатанист» Алистер Кроули

Краткая promemoria не способна воссоздать жизнь одного из самых непонятых людей ушедшего столетия. И всё же — походя — оброним намёк относительно того, к чему с такой лёгкостью клепают ярлык «сатанизма».
Обычно основателем «современного сатанизма» принято считать вовсе не Антона Шандора Лавея (автора абсурдной «Сатанинской Библии»), а Эдварда Александра (Алистера) Кроули, называвшего себя Зверем 666, Великим Зверем, To Mega Therion.
Его же впоследствии называли «самым великим, самым загадочным и, быть может, единственным подлинным магом Европы XX века». Сомерсет Моэм написал о нём роман — «Маг». Увы! В русском переводе выпущены наиболее интересные места. Видимо, недальновидный издатель (или не понимающий смысла книги переводчик) полагал, что читателю будет неинтересна вся эта оккультная лабуда.
Впрочем, и здесь своя правда. Хотите читать интересные книжки — учите язык и смотрите в подлинник.

Трудно даже осмыслить, какое колоссальное влияние на культуру (точнее, контркультуру) ушедшего столетия оказал Алистер Кроули. Его физиономия присутствует на обложке битловского «Сержанта Пеппера» отнюдь не случайно. Точно так же, как неслучайно «Роллинг Стоунз» посвятили его идеям альбом «Их Сатаническое Величество». Ещё менее случайно гитарист «Лед Зеппелин» Джимми Пейдж приобрёл в безвозбранное пользование усадьбу Кроули — неподалёку от озера Лох-Несс...
Перечисление это можно продолжать до бесконечности. Сюда попадут совершенно непохожие друг на друга и «Кинг Кримсон» («Мунчайлд» — точная цитата из Кроули), и Стинг, и «Псайхик ТВ», и «Коил», и ещё очень-очень многие другие.

До чего доводит протестантизм! Отец Кроули принадлежал к одной из радикальнейших кальвинистских сект — Плимутские братья. Насмотревшись в детстве папашиных бесчинств, он решительно откидывает западное христианство. Однако это не означает отрицания христианства вообще.
Парадоксально — но одна из интереснейших книг «сатаниста» Кроули называется «Сердце Святой Руси». Автор искренне восхищается православием, древними московскими храмами, но ругает, как чуждые духу Руси, европейский Петербург и московский храм Христа Спасителя.
Кроули с восторгом принял германский национал-социализм и сталинский национал-большевизм, распознав в них проявления хаоса, необходимого, чтобы смести старый мир и учредить мир новый, где «every man and every woman is a star».
Однако пафос кроулианского учения даже не в этом утверждении, а скорее в самоценном отрицании. Хаос хорош сам по себе, чтобы омрачать его какими-либо человеческими установлениями.

О Кроули сегодня вспоминают не только как о маге, но и как о небезынтересном поэте, драматурге, художнике.
Отец Кроули был богатым пивоваром. Поэтому, оставшись в 12 лет сиротой, малютка Алистер не особенно грустил. Состояние позволило ему не только поступить в Лондонский университет, а затем и в Кембридж, но и путешествовать по всему миру, печатать за свой счет стихи, издавать журнал «Равноденствие».
Подобно итальянскому традиционалисту Эволе, которого довольно часто сравнивают с Кроули, он увлекался альпинизмом, покоряя вершину за вершиной. Также он добился значительных успехов в игре в шахматы. Его даже прочили в будущие шахматные короли.
Кроули и впрямь стал гроссмейстером. Только не шахматным, а гроссмейстером восстановленного им (во многом выдуманного заново) Ордена Тамплиеров Оста (OTO).
Но прежде, чем создать собственный орден, Кроули вступает в знаменитый Golden Down in the Outer (Орден Золотой Зари), куда входили известнейшие персоналии тогдашней Англии, да и и не только Англии: автор культового до сего дня «Графа Дракулы» — Брэм Стокер; нобелевский лауреат — поэт Уильям Батлер Йейтс; популярнейший (тогда) фантаст-эзотерик Бульвер-Литтон, описавший в своём романе «Раса, которая нас подсидит» подземную страну, именуемую в закрытых инициатических обществах Востока и Запада Агартхой; Мод Гонн — вдохновительница Ирландской освободительной армии — и многие другие.
В Ордене практиковалась церемониальная магия, серьёзно исследовались сакральные науки. Про Золотую Зарю до сих пор ходят легенды, причем порой весьма небезобидного свойства. Согласно одной из них, капище ложи в Берлине посещали два человека (или не вполне человека), теснейшим образом связанные с историей Третьего Рейха. Один из них — отец, Карл Хаусхофер, — был учителем Гитлера (только ему Гитлер позволял кричать на себя) и создателем немецкой геополитики. Другой — сын, Альбрехт Хаусхофер, — покушался в 1945 г. на жизнь фюрера, за что поплатился своей.
Много, много загадок связано с Золотой Зарёй...
Кстати, ни для кого из посвященных не секрет, что именно Золотая Заря кардинальнейшим образом повлияла на формирование праворадикальных режимов Запада в XX веке.

Вот в такой среде оказался молодой Кроули. Здесь он быстро занял достаточно высокое положение, но от него следовало ждать чего-то большего. Чего именно, пока никто не знал.
В 1904 г. Кроули вроде бы общался с демоном Айвассом, который объявил ему наступление эона Гора и продиктовал состоящую из трёх глав и 220 стихов крайне неоднозначную и неоднородную по содержательному составу «Книгу Законов».
Главный из законов: «Делай, что хочешь, это и будет всем твоим законом»...
Кроули томит то же, что и русского человека: Воля. Свое гностическое учение, претендующее на то, чтобы стать новой мировой религией, Кроули именует именно учением о воле, телемизмом.
Кроулианский magick (именно в таком, староанглийском начертании) — не просто магия, но именно религия — со своими праздниками, обрядами, духовенством. Казалось бы, беспросветный сатанизм. «Делай, что хочешь»...
Но то, что звучит дико для западного либерального христианства, против которого и восстает Кроули, для православия — с его «имей в себе любовь и делай, что хочешь» — почти норма.
Да, Кроули порядком набезобразил. «Чернокнижие», «нехорошие» обряды, справлявшиеся в раблезианском «аббатстве Телема», девушки, сходившие с ума после маго-эротических практик, — конечно, этого достаточно, чтобы упечь Кроули в нижние круги Дантова ада. Но распорядившись так, мы уподобляемся англосаксонским моралистам. Сам же «святой сатанист» остаётся нам непонятен.

Есть и такая версия: Кроули не был магом. Зато был веселым человеком, мистифицировавшим дегенератов конца времен так, что никому мало не показалось. Что же до «телемского аббатства», то — по слухам — Кроули с дружком наезжали туда поразвлечься.
Одним словом, никакого сатанизма. Обычное свинство. Однако всё это уже не имеет никакого значения. Так или иначе: наследие Кроули существует. И миф о Кроули уже важнее самого Кроули.
Кроули плох, но отрицает он еще худшее. Таким образом, его отрицание оказывается отрицанием отрицания, то есть утверждением.
Напоминаем: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

TopList