Многие ученые отмечали, что на рубежах эпох
появляются совершенно новые виды психических
связей между людьми. Но никто из историков не
предпринимал попыток как-нибудь объяснить, а тем
более классифицировать эти явления; ими
занимались по преимуществу специалисты в
области научного психоанализа.
Одна из характерных черт той эпохи, что
обозначилась в конце ХIХ столетия, —
повышенный интерес к психологии. Лихорадочное
развитие промышленности, ускорение темпа жизни и
усиление всеобщей конкуренции — все это
предъявляло новые требование к нервной системе
человека. Увлечение спиритизмом, которое волной
прокатилось по Европе и Америке, дало необычные
плоды: люди начали искать внепространственных
контактов. Среди ученых стал популярным термин психическая
инфекция.
Трел впервые ясно поставил вопрос о
полунормальных людях. В течение десяти лет
быстро развилось учение о психоневрозах и
пограничных состояниях — в связи с учением Шарко
о психогенном происхождении истерии, а также под
влиянием открытий Ламброзо, исследовавшего
феномены гениальности и преступности.
Наметившиеся тогда идеи привлекли внимание
многих крупных ученых. Это были Мёбиус,
Штрюмпель, Кох, Дежерин, Бабинский, Фрезе,
Ковалевский, Бехтерев, Кащенко; потом к ним
присоединились Ганнушкин, Ясперс, а еще позже —
Юнг и Фрейд.
Мёбиус, автор так называемых патографий
выдающихся людей, приводит интересные случаи
аномальных совпадений в биографиях Руссо, Гёте,
Шопенгауэра, Шумана.
...Однажды Шуман остановился в венской гостинице.
Ему дали ключ от номера 306. В этом номере он
находит письмо, адресованное Роберту Шуману,
проживающему в номере 306. Шуман ошеломлен —
никто ведь не знал, что он в Вене, и тем более, что
он попадет именно в этот номер. В письме ему
предлагалось немедленно покинуть город, поехать
в Прагу и купить там на рынке хромого гуся.
Оказалось, что в этой комнате жил его
однофамилец. Поняв это, Шуман всё же
воспользовался письмом как руководством к
действию. Он поехал в Прагу и купил одноногого
гуся...
А вот еще один факт, записанный психиатрами.
Король Швеции Карл ХII победил в четырех крупных
сражениях Великой Северной войны: при Нарве, при
Даугаве, при Клишове и Головчине. И проиграл
только в одном — в Полтавской битве. Перед всеми
победными сражениями у короля и его сподвижника
Реншильда случались задержки стула. Из-за
непредвиденных запоров у обоих командиров атаки
королевского эскадрона задерживались на
несколько часов.
Перед Полтавским сражением король решил не
тратить время на обильные завтраки, выступить
молниеносно и, как известно, поплатился за это
поражением.
Подобные события столь невероятны, что
случайность здесь полностью отпадает; надо
искать другие причины. Юнг в связи с этим писал об
аказуальных, или телепатических, совпадениях,
которые указывают на наличие некоторых окон,
соединительных ходов между несколькими мирами, в
которых живут люди, не зная о существовании друг
друга.
Основываясь на исследованиях психолога Дарье,
Юнг сделал вывод, что случайность в четыре
миллиона раз менее вероятна, чем аказуальное
совпадение.
Штрюмпель описывает другой случай, который
произошел в Шварцвальде, в Германии. Некая мать
фотографирует своего четырехлетнего сына и
отвозит пленку для проявки во Франкфурт. Но тут
начинается Первая мировая война, людям
становится не до пленок. Через несколько лет эта
женщина покупает во Франкфурте пленку, чтобы
заснять свою недавно родившуюся дочь. Новая
пленка оказывается уже проявленной. И на ней, как
вы уже наверное догадались, — ее сын.
У Юнга мы читаем и о Фридрихе Ницше. Когда Ницше
был маленьким, некий мсье де Фонгибю пригласил
его с родителями в гости, чтобы испить чаю с
ароматным сливовым пудингом. Как только юный
Фридрих протянул руку, чтобы попробовать
угощение, — мсье Фондегю вдруг стал умолять его
отдать пудинг ему. Обливаясь слезами, хозяин съел
весь пудинг на глазах застывшего от изумления
мальчика.
Прошло десять лет, и Ницше увидел такой же пудинг
в парижском ресторане. Он просит принести ему
пудинг, но не тут то было — пудинг уже заказан,
при этом не кем иным, как господином Фондегю.
Проходит еще семь лет, Ницше приглашают в гости,
где главное блюдо — сливовый пудинг. Но среди
гостей недостает одного из приглашенных. Начало
ужина откладывается. Ницше догадывается: все
ждут некоего мсье Фондегю. Открывается дверь и
входит человек преклонных лет. Он извиняется, что
у него совсем нет времени и его ждут в другом
доме.
Ницше получил шанс разрешить каким-нибудь
образом ситуацию, которая все эти годы заключает
в себе какой-то сокровенный знак. Он просит гостя
не торопиться, выпить чаю и съесть кусочек
пудинга. Мсье Фондегю пробует сливовый пудинг —
и через несколько минут умирает от страшного
удушья.
А вот несколько случаев аномальной логики из
отечественной истории.
Известная учительская династия Раменских
(основателем ее был живший в XVIII веке Алексей
Данилович Раменский) немало сделала для
просвещения россиян, снискав уважение и
признание современников. С педагогами
Раменскими были знакомы и охотно общались
известный мемуарист и ученый А.Т.Болотов, философ
и публицист А.Н.Радищев, историк Н.М.Карамзин,
художники О.А.Кипренский, А.Г.Венецианов,
И.И.Левитан, представители различных
общественных движений: М.А.Бакунин,
С.М.Кравчинский, С.Л.Перовская, А.И.Желябов,
М.В.Фрунзе, Д.И. и М.И. Ульяновы.
Учительское служение Раменских почти неизменно
сопровождалось преследованиями со стороны
официальных властей. Раменские сидели в
острогах, психиатрических больницах, были в
ссылках, многие лишались званий, состояний,
должностей. За ними следовали штатные и
добровольные доносчики, в их малагинскую усадьбу
(в Тверской губернии) засылались провокаторы.
Почему?
Оказывается, все отпрыски семейства Раменских во
всех поколениях обладали даром ясновидения.
Примерно раз в неделю кто-нибудь из них видел
вещий сон. Как правило, в этом сне присутствовала
чья-то смерть — вернейшее доказательство того,
что человек общается с потусторонними мирами.
Учительская династия Раменских существует и
поныне. При самых осторожных подсчетах нетрудно
представить себе, что каждый из семейства
Раменских видит в год до 60 снов, в которых
присутствует смерть именитых людей.
Или совсем недавний факт, ставший уже
историческим. Небезызвестный поэт С.Т. внезапно,
побуждаемый неосознанным влечением,
отправляется в Турцию. Посещает там полюбившийся
по роману Орхана Памука район Стамбула — и
находит на берегу гнилостного залива прибитый
волнами туалетный ершик — свой собственный,
помеченный инициалами. Это был ершик из его
багажа, который много лет назад затонул в
Москве-реке, когда поэт пытался уплыть на
самодельном плоту в Каспийское море.
При более тщательном знакомстве с трудами психологов можно заключить, что описанные факты (подобных насчитывается до двух тысяч) оказывают сильнейшее воздействие на умы читателя. Ограничимся сказанным, ибо этого достаточно, чтобы задуматься над тем, сколько в нашей жизни существует неверных представлений, ложных заключений, фальшивых истин.