биографический этюд
Александр НЕРЛИН
Феномен Огнивцева, или
Дневник провинциального доктора
Схема
— как во всех учебниках анатомии. Цветная
картинка: контуры человеческого тела, внутри
которых буйствуют синий и красный. Артериальная
и венозная кровь циркулирует по полуразомкнутым
кругам, по ветвям, по мельчайшим веточкам,
уводящим в самые дальние части организма...
И — сердце, как у любого из нас. Два желудочка, два
предсердия. Оно разве что не бьется здесь, на
рисунке, — нет, оно напряжено как для удара,
этакий неловкий крошечный мускул, средоточие
силы и боли (столь сильные сокращения мышцы
вызываются электрическими импульсами,
миниатюрными молниями, посылаемыми неведомо
откуда, из темноты)... Но нет! Теперь считается, что
внутри не темнота. Каждая живая клетка —
генератор энергии. Каждая клетка излучает свет.
Какого цвета? Красного? Бордового? Зеленого?
Цвета тела, цвета мечты, цвета серебряной крови?
Или этот свет меняется — как меняется освещение
в течение суток?
Возможно, внутри нас год за годом восходит
солнце, стоит в зените, опускается за горизонт, и
тогда наступают сумерки. Тогда для него —
человека, изображенного на рисунке, — это время
уже наступает. Если вы внимательнее
присмотритесь к изображению, то увидите, что оно
отличается от общепринятого. Здесь два сердца,
связанные с одними и теми же венами и артериями.
Они как бы прикрывают друг друга — будто
произошел сдвиг картинки, смешение красок. Но всё
остальное на схеме пропечаталось четко. Или это
неловкая попытка художника передать движение
сердца? Эскиз, первоначальный набросок — что
вообще невероятно для научной иллюстрации? Всё
разъясняет надпись под схемой. «Феномен
Огнивцева. Человек с двумя сердцами».
Схема помещена в дореволюционном справочнике по
хирургии. Всего-навсего. И то, что в нем упомянуто
почти мимоходом, вроде бы должно быть известно
всем хирургам. Тем более спустя столетие. Но имя
доктора Огнивцева не фигурирует ни в одной
научной работе по медицине. И вовсе неизвестно
имя его странного пациента, упомянутого на
страницах справочника. Есть основания
предполагать, что пациент и врачеватель — одно и
то же лицо.
Книга напечатана в Екатеринбурге в 1911 г., тираж не
назван, издатель — «Общество сельских медиков и
акушеров» — организация почти мифическая,
зарегистрированная в городской управе в том же
году, и упраздненная спустя семь месяцев «за
смертью учредителя», а именно — Владимира
Огнивцева.
Там же, в городском архиве, имя сельского
фельдшера Огнивцева встречается еще раз, чтобы
более нигде и никогда не упоминаться в
официальных документах. К папке учредительных
документов «Общества...» приложен картонный
конверт, на котором черной тушью нацарапано:
«Согласно завещанию д-ра Огнивцева В.Ю. сии его
дневниковые записи сохраняются в архиве
Управления, зане будут востребованы наукой».
Однако конверт пуст.
Но — кроме документов — существует еще сюжет,
вокруг которого выстроилось анонимно изданное в
Париже произведение какого-то безвестного
эмигрантского романиста. Сведений о нем на
берегах Сены, да и на каких бы то ни было других
берегах, теперь тоже, наверное, не сыщешь.
Пережила без малого век только маленькая книжка
с многословно-претенциозным названием.
Действие романа происходит в Екатеринбурге, в
начале столетия. Фамилия главного героя —
Огнивцев, он врач, приехавший в город откуда-то из
глубинки. Это человек, у которого два сердца, и
когда одно болит или пылает, другое остается
холодным. В конце концов он погибает из-за
«сердечной неритмичности», как выражается автор
сего шедевра. Если это вымысел, то он не слишком
удачен.
Сопоставляя книгу и медицинский справочник,
можно, однако, сделать некоторые неожиданные
выводы. Прежде всего: беллетрист был знаком с
содержанием «Справочника по хирургии». В книге
подробно описывается та же картинка, только тут
Огнивцев показывает ее (увы!) любимой (а может
быть, и не слишком любимой) девушке, объясняя
несообразности своего поведения.
— Милая, пойми, я не бессердечен — напротив,
напротив! — говорит главный персонаж.
Впрочем, двойственность человеческой натуры
доктора в романе только тем и исчерпывается. То
он безумно любит героиню, то его передергивает от
самой мысли о ней. Надо думать, во время
очередного «передергивания» и наступает смерть
Огнивцева — по причинам, упомянутым выше.
А вот роман — отнюдь не шедевр изящной
словесности — как раз оставляет какое-то
двойственное впечатление. Удивляет поразительно
яркое описание самочувствия человека с двумя
сердцами — из «Дневника Огнивцева», которым
обильно переложено повествование. И невольно
закрадывается подозрение, что дневники эти
подлинные.
Вот несколько записей.
Я засыпаю. Я знаю, что сейчас засну. Но, когда
почти погружаюсь в сон, одно из сердец начинает
жить жизнью сна — спешить, напрягаться, замирать,
а другое работает ровно и мерно. Мне не нужен
стетоскоп, чтобы это слышать: я погружаюсь в ритм
быстрого и медленного сна, тело вздрагивает, и
эти ритмы, доносящиеся сквозь сон, будто
сплетаются в какую-то безумную музыку, вроде
африканских тамтамов, которых, впрочем, я никогда
не слышал, — но наверняка они должны звучать
именно так! Подобное происходит вовсе не каждой
ночью, но иногда это случается и в часы
бодрствования — когда есть время остаться
неподвижным и прислушаться к себе.
Не знаю, что там говорят о двойственности
человека. Только об этом ныне европейцы и говорят
— так рассказывал доктор Н. нынче за ужином. Ах,
конечно, конечно — этого нам, провинциалам, не
понять. У нас совсем другие проблемы.
Было глупо объяснять ему, что он говорит, может
быть, с этаким символом двойственности. Тем более
что он по части психиатрии, и дорога в желтый дом
была бы тут вероятнее дороги на кафедру. Мне,
пожалуй, не нужно ни то, ни другое.
А что мне нужно? Зачем я вообще сюда приехал,
бросил практику, сижу у тетки на хлебах да
праздно шатаюсь по этому грязному городу? Вот вам
вопрос, господин Н.! Если ответ на него, как
говорится, подсказывает сердце — то какое?
Смешно и грустно. Выжить ребенком, бояться самого
себя в юношеские годы, окончить медицинское
училище, дабы понять, как такое может быть, — и
всё только для того, чтобы объявиться этаким
феноменом, уродцем на медицинской ярмарке?
Если Бог дал мне два сердца (если Бог, конечно) и
здравый рассудок, чтобы об этом знать и это
понять, — есть же цель? Хотя вообще (и вотще — sic!)
человеку дан рассудок, достаточный вроде бы,
чтобы понять самого себя. И что?
На картинке, которую я нарисовал, сперва у
человека было одно сердце. Я пририсовал второе.
Но что изменилось? Ничего. Я взял карандаш и
закрасил рисунок по всем правилам.
Красная, артериальная кровь проходит сквозь
легкие и разносится по организму. Синяя,
венозная, лишенная кислорода, возвращается из
неведомого пути. Что-то остается в человеке. Вся
двойственность только в том и состоит — между
входящим и исходящим.
Например, любовь к пище, нелюбовь к фекалиям. Но
это мнимая двойственность, это цельность жизни.
Если бы одному из моих сердец заблагорассудилось
перекачивать только венозную кровь, а другому
только артериальную — меня бы не было на свете.
Откуда в них такое согласие?
Человек счастлив потому, что не ощущает себя
существом из крови и плоти. Мне же два сердца
ежесекундно, всю жизнь, с тех пор как я это понял,
напоминали о смертности, о несовершенстве.
Мне стоило долгих трудов доказать себе, что это
на самом деле и есть высшее совершенство. Тогда я
обрел способность быть счастливым —
способность, которой наделены все остальные люди
от рождения. И, может быть, я ею воспользуюсь.
Дневники Огнивцева представлены в книге лишь
небольшими фрагментами. Трудно сказать, реальные
ли это заметки или просто наиболее удавшаяся
сочинителю часть романа.
В конце концов, всё это только домыслы, попытка
вырвать из забвения имя одного человека — может
быть, даже за счет другого. |