Когда в одной комнатке того, что российские
студенты с нежной фамильярностью зовут общагой,
поселяют вместе юных Гегеля, Шеллинга и
Гёльдерлина, возникает вопрос с мистическим
оттенком: случайно ли?
Три человека, во многом определившие облик
немецкой культуры своей и последующих эпох,
сосредоточились в одном возрасте, в одно время, в
одном месте, — причем в месте, ужавшемся до
ограниченного четырьмя стенами пространства...
Фридрих Гёльдерлин |
Впрочем, ничего случайного не бывает.
Да, они вместе учились в Тюбингенском
университете. Ели, вероятно, одну кашу (скорее
всего, горох с салом); однокашники, никуда не
денешься. Георг Гегель и Фриц Гёльдерлин
поступили в Тюбинген на два года раньше Фрица
Шеллинга. 15-летний вундеркинд Фриц Младший,
принятый в университет в столь нежном возрасте
только по протекции друзей отца-пастора, всё же
вписался в компанию — его признали как равного. И
для того были основания. Со временем Шеллинг
оказался немножко равнее. Не по Оруэллу,
разумеется.
Равнее всех (почти по Оруэллу) для современного
уха — Гегель. Диалектику-то мы, в отличие от
Маяковского, учили именно по нему, но, помнится,
так учили, что философу не приснилось бы и в
страшном сне. Между тем, культ гегельянства
развивался у русских интеллектуалов XIX в.
почти одновременно с культом Шеллинга, сейчас
уже порядком подзабытого (его путают с Шиллером,
Шлегелем, да и прочими на «ш»). И уж только
реликтовые литературные гурманы знают имя
Гёльдерлина, а тем более — его творчество.
Справедливости ради стоит сказать, что и в
Германии великим этого поэта стали числить
спустя полвека после его кончины.
Но в Тюбингене они были молоды, полны высоких
помыслов, грезили наяву. Эпоха — располагала.
Начало многих знаменитых дружб — особенно с
детства, особенно до смерти — почему-то чаще
всего приходится на эпохи невеселые.
Лицеистам еще повезло. Зато Герцен-Огарев, зато
обэриуты...
Но — времена не выбирают.
1790 год. Уже написан Вертер, в Германии —
литературно-философская буря и натиск. Во
Франции — известно что.
По красивой легенде, в знак вечной дружбы и
памяти об идеалах Французской революции три
друга (по другой версии — только Гегель и
Шеллинг) посадили на рыночной площади Тюбингена
древо свободы (по другим источникам — несколько
аналогичных древес и на лугу за городом — почти
на поле философских чудес).
Впрочем, сын Фридриха Шеллинга, скептически
относившийся к этому и подобным мифам о
юношеских годах отца, отрицал факт
вольнолюбивого озеленения муниципальных земель.
Как бы там ни было, дружбы до гробовой доски не
вышло — пути студиозов разошлись.
Драматически, хотя и не сразу. Поначалу всех
троих объединил еще и отказ от
лютеранско-проповеднического пути, уготованного
предками и богословским факультетом, где они
учились и где вышла первая работа Шеллинга. О
древе познания как философеме.
От Тюбингена не очень далеко до Франции. Один
выпускник университета, эмигрировавший из
Германии к фригийским колпакам, написал об альма
матер гневно-разоблачительные (в эмиграции с
этим просто) заметки.
Да и без разоблачений не приходится
идеализировать Тюбинген. Городок находился в
герцогстве Вюртембергском, где уже 50 лет правил
печальной памяти («развратник и растратчик»)
Карл-Евгений.
Великие трое стали тем, чем стали, скорее вопреки
университету. А особенно его теологическому
факультету — «полумонастырской казарме со
средневековыми порядками» и с бездарными (по
большей части) профессорами. В письмах из
Тюбингена ипохондрик Гёльдерлин часто именовал
свое жилище мрачной кельей.
Конечно, бурши добросовестно безобразничали —
как во все студенческие времена: шнапс, ночные
вылазки к прелестницам-гретхен и т.п. Но только
самому изощренно-буйному воображению под силу
представить, как подвыпивший Гегель лезет через
университетскую ограду к живущей где-нибудь на
окраине вдовушке...
Но были проказы и поопаснее. Однажды по рукам
студиозусов пошла переведенная кем-то на
немецкий «Марсельеза». Дошла, понятно, и до
начальства.
Разбираться приехал сам герцог. Учинили допрос,
под особым подозрением был полиглот Шеллинг. На
вопрос о «песне марсельских бандитов»
второкурсник ничего не сказал и лишь «не спускал
с герцога огромных сияющих голубых глаз, — не без
пафоса пишет сын Шеллинга. — Это бесстрашие так
понравилось герцогу, что он отказался от
дальнейшего розыска». Сын за отца...
Однако ясноглазого студента Карл-Евгений всё же
малость пожурил, на что тот якобы ответил: «Ваша
светлость, все мы много согрешаем».
Повезло Шеллингу и в другой раз, когда на стол
герцогу лег донос посерьезнее. На Фрица и его
товарища (Гегеля с Гёльдерлином беда миновала)
настучали как на создателей политического клуба
— для введения в отдельно взятом Вюртемберге
равенства и братства, частичного упразднения
налогов и установления другой формы правления.
Это — не вирши «марсельских бандитов», и светил
тут не карцер, как за курение в кельях. Шеллинг до
смерти перепугался, но сумел оправдаться (всегда
был красноречив). Товарищу пришлось бежать.
Фридрих Шеллинг |
Шеллингу вообще везло. Почти во всем: в таланте,
в учебе, в любви, в карьере. Но в карьере —
недолго. Такие, рано вспыхнув, могут быстро
угаснуть и разгореться лишь потом — от другого
огонька. В старости характер Фридриха Вильгельма
испортился, и он стал предъявлять сварливые
обвинения в плагиате своим бывшим друзьям и
коллегам — как живым, так и мертвым.
Особенно досталось однокашнику Гегелю, который,
приступив к созданию своей системы позже и
действительно много позаимствовав у рано
стартовавшего Шеллинга, тем не менее оставил
младшенького позади. По крайней мере, в славе.
Биографы до сих пор спорят, кто из тюбингенской
троицы на кого повлиял и в какой мере. Но в
университете блистал, безусловно, Шеллинг. Если
Гегелю с Гёльдерлином в графе «Способности»
ставили просто пять (bonum), то Шеллингу —
неизменное пять с отличием (felix).
Студенты должны были защитить в публичном
диспуте диссертацию по философии. Гегель и
Гёльдерлин защищали диссертацию своего
преподавателя, Шеллинг написал собственную,
причем за несколько дней до защиты (как водится у
вундеркиндов и двоечников). Защитился,
естественно, великолепно, а диссертация была
опубликована отдельной брошюрой и получила
одобрительную прессу. Та самая, о древе познания.
Выскочек обычно не жалуют, но у Шеллинга всё было
отлично. С одной стороны — усидчивый и
прилежный, мучающий серых профессоров эрудицией;
с другой — уважающий студенческие обыкновения:
прогулял в одном семестре 52 лекции. Начальство
простило и это: «Мы уверены, что часы пропущенных
самовольно лекций пошли для пользы дела».
С брошюры началась волна публикаций, и в 1794 г.
Шеллинг, еще студент, получил письмо от Гегеля,
случайно наткнувшегося на статью однокашника.
Сам-то Гегель окончил университет на год раньше с
примечательной характеристикой: «С хорошими
способностями, но не отличается ни прилежанием,
ни эрудицией, косноязычен и может быть назван
идиотом в философии».
Георг Гегель |
Однажды маленькому Гегелю дал в лоб уличный
забияка. Нормальный ребенок дал бы в ответ.
Едва ли стоит доказывать, что Гегель не мог быть
нормальным ребенком.
— Можете объяснить, зачем Вы это сделали? —
спросил будущий автор «Логики» у обидчика.
Тот, не учуяв диалектическую мощь мальца,
неосмотрительно ввязался в диспут:
— А Вам-то что? Захотелось!
— Вас это успокоило? — не отставал пытливый
Георг Фридрих Вильгельм, но озорник уже заскучал
и ретировался.
Гегеля трудно представить себе молодым. Как
Гёльдерлина, дожившего до 73, — если его
последние 36 лет можно назвать жизнью, — старым.
Но ведь были пылкие споры в тюбингенской
комнатушке о философии и политике. Опять же —
древо свободы, кущи...
Темпераменты предопределили судьбы. Событийная,
плотная, с головокружительными поворотами, с
эпохой молчания, жизнь Шеллинга. Яркая вспышка и
кошмарно-затяжной закат Гёльдерлина.
От гегелевского терпеливого, без взлетов и почти
без падений (в 1806 г. бедствовал, но помог тайный
советник Гёте) восхождения к посмертной
всемирной славе, от этой медлительной карьеры
бюргера — умеренного и аккуратного — веет чем-то
тягостно-неживым.
Женился в 42. Через 20 лет умер: холера...
Впрочем, были в судьбе Гегеля и нетипичные
эпизоды. Один из них связан с приятелем
студенческих лет: Гегель дольше других не
оставлял Гёльдерлина. Пока это имело смысл.
Встреча юнцов пришлась на расцвет
«разбойничьих» идеалов Шиллера, страданий
Вертера и прочих древ свободы. Расставание с
юностью — уже на другую эпоху.
Гегель и Гёльдерлин покинули Тюбинген, когда на
Францию двинулась Вандея, а в Германию пришла
война. Внешние обстоятельства мало что значили
для взыскующих Духа, но практическое и
практически востребованное богословие всеми
тремя было отринуто.
Всем довелось побывать гувернерами — с давних
пор традиционный путь гуманитария, не сыскавшего
или вовсе не искавшего госпоста.
Для «идиота в философии» Гегеля репетиторство
стало затяжным семилетним подъемом перед долгим
восхождением к высотам познания Мировой Души
(уже будучи автором «Феноменологии духа», он
бестрепетно и даже не без удовольствия восемь
лет исполнял должность директора гимназии).
Шеллинг не без отвращения, но куда как резвее
перепрыгнул эту тягостную ступеньку — на пути к
философии — и опередил неповоротливого Гегеля
на сто шагов. Их переписка, начавшаяся в 1794 г.,
привела в начале XIX в. к совместному изданию
философского журнала, где постепенно выявлялись
некоторые противоречия во взглядах на бытие и
т.д. Противоречия привели сначала к расхождению,
потом — к недоброй полемике, потом —
к скандалу и разрыву. Свиделись — на закате,
затаив обиды.
Гёльдерлина, шедшего тем временем своим путем,
блаженная стезя гувернерства неуклонно вела к
катастрофе.
Историки до сих пор задаются вопросом, почему
великие — по крайней мере, с величием
отрапортовавшие миру об Идеальном Духе — Гегель
и Шеллинг бросили на произвол судьбы
однокашника? Был совсем пропащим безумцем? Или
просто потому, что стал поэтом, а они — трезвыми
философами?
В 1978 г. вышла книга Пьера Берто о Гёльдерлине.
Исследователь попытался смыть с величайшего
гения Европы (коим оная, закатно-символическая,
признала Гёльдерлина в начале XX в.) клеймо
безумного гения и попросту психа. Согласно Берто,
Гёльдерлин в течение последних сорока лет своей
жизни просто симулировал душевную болезнь
(шизофрению, как и будет сказано).
Честь и хвала Берто, но его быстро оспорили
практикующие литературоведы-психиатры. Ведь до
этого патографией Гельдерлина занимались
авторитеты — как по бытию, так и по психике:
Хайдеггер, Ясперс и другие. Начал, кстати, тот еще
пациент — Ницше.
История болезни такова. Вырвавшийся из кельи
Тюбингена, Гёльдерлин отказался от верного пути
пастора и не менее надежной роли чиновника.
Отказался — правильно. Делать там ему было
нечего.
В письме к Гегелю Гёльдерлин оставил лучшее,
наверное, свидетельство их различия —
житейского мудреца и ганса-чурбана-поэта: «Ты
найдешь окружающий тебя мир приемлемым... Ты
знаешь, что тебе делать, а я — нет. Ты любишь жить
в шуме, а мне нужна тишина».
Тишина нужна была для «Гипериона».
Еще в келье поэт начал книгу, тайна которой не
раскрыта по сей день. Как в детской многословной
загадке — оно большое и в прозе, но это не роман.
Там сплошь философия и поэзия, но это не трактат и
не стихи. Кто это прочитал, все сказали про это
разное, и никто не понял, про что. И никто не знает,
о ком.
Кроме лишь Диотимы. Про нее — известно точно.
В 1795 г. Гельдерлин поступил на службу к весьма
деловому г-ну Гонтару — воспитывать четырех его
детей от г-жи Гонтар. Уроки «Новой Элоизы»,
читанной в потемках тюбингенской каморки, не
пошли впрок. Ровесники — домашний учитель и мать
его воспитанников — Сюзетта — влюбились друг в
друга. Г-н Гонтар был занят бизнесом.
Донесли хозяину дома лишь спустя три года.
Идиллия рухнула, Гёльдерлина изгнали.
Сюзетта-Диотима выбрала не поэта, а детей и,
соответственно, мужа-бюргера. Это была не
мещанская драма и не фарс с застигнутыми
любовниками, а истинный, хотя и трагический выбор
любящей, но мудрой женщины — между долгом и
чувством.
Даже не классицизм — античность. (Гиперион — имя
бога Солнца.)
Письма Сюзетты к Фридриху — она писала ему еще
три долгих года — были опубликованы лишь в XX в.:
их продали издателям правнучатые племянники.
Как патологоанатомы должны быть спокойны в своем
ремесле, так и филологи да историки обязаны
читать чужие письма...
Попробуйте. Они переведены на русский.
В 1802 г. Гёльдерлин, учительствовавший во Франции
(родные отправили в Бордо — от греха подальше),
узнал о смерти г-жи Гонтар: заразилась корью от
детей.
Из Бордо он пришел в Германию пешком. Пришедшего
— в лохмотьях — не узнали даже близкие
родственники.
С 1802 по 1807 г. душевная болезнь прогрессировала. У
Гёльдерлина и без Гегеля с Шеллингом хватало
друзей в Тюбингене, но все исчезли, когда пришла
беда. Имена исчезнувших сегодня знают только
литературоведы-комментаторы.
Спасибо П.Берто за уподобление тюбингенца принцу
датскому, но в 1807 г. рассудок поэта угас
окончательно. От него отказались все.
Может, прав Берто, и Гёльдерлин просто «откосил»
от жизни? От пустой, бюргерской, без
Сюзетты-Диотимы? От непризнания друзей,
романтиков и олимпийцев?
Ведь и Шиллер, и Гёте сообща, не без брезгливости,
восприняли Гёльдерлина как бедного
родственника, когда он испрашивал их
благословения.
Последним пристанищем для
Буонарротти-Скарданелли, как звал себя теперь
Фриц, на 36 лет стал чердак в доме столяра.
55-летний Шеллинг лечился в Карлсбаде на водах.
Поздним летом, сидя в ванне, он услышал
«неприятный полузнакомый голос».
«Это был Гегель из Берлина, — пишет Шеллинг жене.
— После обеда он пришел ко мне во второй раз ...
необычайно дружески расположенный, как будто
между нами ничего не произошло. Так как мы не
касались научных вопросов, чего я постараюсь не
допустить, и так как он очень ловкий человек, то я
провел несколько часов за интересной беседой».
«Вчера вечером я встретился с одним старым
знакомым, с Шеллингом, — по-своему
интерпретирует последнее свидание с
однокашником Гегель (тоже в письме к жене). — Он
бодр и здоров, ванны принимает только для
профилактики. Мы оба обрадовались встрече и
сошлись, как старые сердечные друзья».
Через два года Гегель умрет. Еще через 10 лет
Шеллинга пригласят занять его кафедру в
Берлинском университете. Аудитория на первой
лекции — забита. И кем: А.Гумбольдт, В.Одоевский,
молодые Бакунин и Энгельс.
Шеллинг во вступительной речи вспомнил Канта (а
бранил ведь на тюбингенской заре) и не сказал ни
слова о Гегеле.
Лекции сильно разочаруют заинтересованного
поначалу слушателя — основателя
экзистенциализма Сёрена Кьеркегора: «Шеллинг
невыносимо пустословит».
В Тюбинген вернулся один Гёльдерлин. Там его и
похоронили. За гробом шли несколько
преподавателей. Начальства не было. Еще — сто
студентов. Для пафоса? Какой пафос, если
«Гипериона» толком прочтут лишь спустя 50 лет...
Для современной филологии безумец Гёльдерлин —
в первом ряду немецких классиков. «Гиперион» —
штука, признанная посильнее если не «Фауста», то
уж точно «Вертера» и наивного Шиллера, почти что
вычеркнутого из списка для чтения
восьмиклассников.