От редакции. Мы публикуем принятые Министерством образования Российской Федерации 17 января этого года документы, определяющие, по каким книгам официальные структуры рекомендуют нам учить и учиться (читатели «Учительской газеты» уже могли познакомиться с этим комплексом текстов
и таблиц 11 фераля).
Мы, естественно, не подвергали документы редакционной правке и сохранили все особенности министерской стилистики.
Воспроизводятся только те фрагменты таблиц-приложений, в которых перечисляются учебные пособия по истории и обществознанию. Без изменения оставлены и предложенные Министерством принципы библиографического описания.
Единственная вольность, которую мы себе позволили, — очень краткие редакционные пояснения к документам.
В целях сохранения единого образовательного
пространства, реализации преемственности
образовательных программ на всех ступенях
общего образования и обеспечения учащихся
государственных, муниципальных и имеющих
государственную аккредитацию негосударственных
образовательных учреждений Российской
Федерации учебными изданиями приказываю:
1. Утвердить Перечень учебных изданий для
общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный
год (приложение № 1).
2. Утвердить список учебных изданий по экономике,
праву и русскому языку для общеобразовательных
учреждений на 2003/2004 учебный год (приложение № 2).
3. Утвердить дополнение к Перечню-каталогу
учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год
(приложение № 3).
4. Считать действующим на 2003/2004 учебный год
Перечень-каталог учебно-методических изданий на
2002/2003 учебный год.
5. Департаменту общего образования
(А.В.Баранникову) довести до сведения органов
управления образованием субъектов Российской
Федерации список издательств, выпускающих
учебные и учебно-методические издания
(приложение № 4).
6. Органам управления образованием субъектов
Российской Федерации до 01.03.2003 представить в
Департамент общего образования сводные заказы
на учебные и учебно-методические издания,
включенные в Перечень учебных изданий для
общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный
год, список учебных изданий по экономике, праву и
русскому языку для общеобразовательных
учреждений на 2003/2004 учебный год, Перечень-каталог
учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год
и дополнение к Перечню-каталогу
учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа
возложить на первого заместителя министра
В.Болотова.
Министр В.ФИЛИППОВ
От редакции. Мы обращаем внимание читателей на гибкость министерского подхода к делу обеспечения школ книгами. Предлагаются не только новый Перечень-каталог (с прописной буквы), но и дополнения к уже существующему Перечню-каталогу, а преподающим экономику, право да русский язык можно воспользоваться списком (уже со строчной буквы). При этом в 2003/2004 году учебные издания будут извлекаться из нового Перечня, а учебно-методические — из дополненного старого.
Последний из упомянутых перечислительных документов, как указывается в пункте 4, будет действовать на учебный год. Интересно, каким окажется это воздействие?..
Наверное, благотворным, раз уже в заголовке приказа говорится об «утверждении ... признания».
Далее первый заместитель министра, обращаясь к органам управления образованием субъектов Российской Федерации, развивает мысль, латентно присутствующую и в приказе г-на Филиппова.
Речь идет, насколько мы поняли, о том, что из бюджетных средств школы смогут приобретать только то, что тщательно каталогизировано специалистами Министерства.
Пожалуйста, читайте.
Министерство образования Российской Федерации
направляет для формирования заказов на учебную
литературу и сбора информации о них на 2003/2004
учебный год утвержденные Перечень учебных
изданий для общеобразовательных учреждений,
список учебных изданий по экономике, праву и
русскому языку на 2003/2004 учебный год и дополнение
к ныне действующему Перечню-каталогу
учебно-методических изданий.
В состав Перечня учебных изданий включаются
учебники, прописи и рабочие тетради для
начального общего образования, учебники для
основного общего и среднего (полного) общего
образования, получившие гриф Минобразования
России «Допущено...» или «Рекомендовано...».
Учебные издания в разделе «Начальное общее
образование» структурированы по моделям
(комплектам) и системам обучения.
Учебники в разделе «Основное общее образование»
структурированы по образовательным областям,
соответствующим Базисному учебному плану,
предметам и содержательным линиям с 5 по 9 класс.
В разделе «Среднее (полное) общее образование»
учебники структурированы по образовательным
областям, предметам и профилям обучения. Сюда
включены учебники для 10 и 11 классов,
обеспечивающие общеобразовательный уровень
подготовки учащихся, и, где это возможно,
учебники, обеспечивающие профильное обучение.
К Перечню учебных изданий для
общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный
год с целью реализации задач модернизации
образования прилагается список учебных изданий
по экономике, праву и русскому языку на 2003/2004
учебный год.
Для формирования заказов на учебную и
учебно-методическую литературу и сбора
информации о них на 2003/2004 учебный год действуют
Перечень-каталог учебно-методических изданий на
2002/2003 учебный год и дополнение к нему.
Дополнение к Перечню-каталогу
учебно-методических изданий состоит из трех
разделов.
В первый раздел входят учебные издания,
составляющие учебно-методический комплект с
учебниками, включенными в Перечень учебных
изданий.
Во второй раздел входят учебники, не включенные в
Перечень учебных изданий.
В третьем разделе представлены учебные издания,
реализующие региональный и школьный компоненты
содержания образования: для углубленного
изучения предмета в основной школе; для
дополнительных курсов; для организации
факультативных занятий.
Существование четырех нормативных списков
учебных изданий: Перечня учебных изданий для
общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный
год, списка учебных изданий по экономике, праву и
русскому языку на 2003/2004 учебный год,
Перечня-каталога учебно-методических изданий на
2002/2003 учебный год и дополнения к данному
Перечню-каталогу — служит основанием для
приобретения указанных в них учебных изданий на
бюджетные средства.
Информацию о предполагаемой потребности в
учебной литературе и сводном заказе
(оплачиваемом за бюджетные средства) просим до
01.03.2003 направлять:
— в печатном виде за подписью руководителя
органа управления образованием субъекта
Российской Федерации и электронном виде (формат
Excel для Windows 95 версия 7.0) в Департамент общего
образования (101990, Москва, Чистопрудный бульвар,
6/19, телефон 923-10-96);
— электронной почтой в Головной
информационно-аналитический центр учебного
книгоиздания Минобразования России по адресу: zakaz@mto.ru.
Одновременно с информацией на учебную
литературу просим также отправлять по указанным
адресам информацию об организации(ях),
с которой (ыми) заключен договор на обеспечение
учебной литературой образовательных учреждений
за счет бюджетных средств.
Для заключения прямых договоров необходимо
направлять заказы непосредственно в
издательства, выпускающие учебники и учебные
пособия на 2003/2004 учебный год согласно
закрепленным за ними позициям, по адресам,
указанным в приложении № 4.
Первый заместитель министра
В.БОЛОТОВ
От редакции. Почти всё вроде бы понятно.
Легко можно представить себе «учебные издания, составляющие учебно-методический комплект с учебниками, включенными в Перечень учебных изданий». Чуть сложнее, правда, вообразить «учебники, не включенные в Перечень учебных изданий», но удостоившиеся упоминания в дополнениях к Перечню изданий учебно-методических. Но и не такие мы сложности преодолевали.
Несколько двусмысленно, конечно, звучит фраза о закреплении за издательствами позиций. Надо надеяться, что этих позиций изготовители учебников и прочих пособий никому не сдадут.
Должно быть, окончательная ясность наступит, когда отправится в путь-поход «информация на учебную литературу».
А пока что Министерство иллюстрирует свои идеи перечислением тех книг, которые наполнят школьные ранцы да рюкзаки приятной тяжестью, а умы наших учеников — знаниями. Перечень (или список?) изданий воспроизводится ниже в виде таблиц. Кажется, не все перечисленные книги хороши, но упомянуты и многие действительно интересные работы методистов и историков. Хочется верить, что их-то и закажут школы. Выбирайте!