документ

Министерство утвердило перечень учебных пособий

От редакции. Мы публикуем принятые Министерством образования Российской Федерации 17 января этого года документы, определяющие, по каким книгам официальные структуры рекомендуют нам учить и учиться (читатели «Учительской газеты» уже могли познакомиться с этим комплексом текстов
и таблиц 11 фераля).
Мы, естественно, не подвергали документы редакционной правке и сохранили все особенности министерской стилистики.
Воспроизводятся только те фрагменты таблиц-приложений, в которых перечисляются учебные пособия по истории и обществознанию. Без изменения оставлены и предложенные Министерством принципы библиографического описания.
Единственная вольность, которую мы себе позволили, — очень краткие редакционные пояснения к документам.

Об утверждении Перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений
на 2003/2004 учебный год,
списка учебных изданий по экономике, праву и русскому языку
для общеобразовательных учреждений
на 2003/2004 учебный год, дополнения
к Перечню-каталогу учебно-методических изданий
на 2002/2003 учебный год
и признания действующим Перечня-каталога учебно-методических изданий
на 2002/2003 учебный год

В целях сохранения единого образовательного пространства, реализации преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и обеспечения учащихся государственных, муниципальных и имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации учебными изданиями приказываю:
1. Утвердить Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год (приложение № 1).
2. Утвердить список учебных изданий по экономике, праву и русскому языку для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год (приложение № 2).
3. Утвердить дополнение к Перечню-каталогу учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год (приложение № 3).
4. Считать действующим на 2003/2004 учебный год Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год.
5. Департаменту общего образования (А.В.Баранникову) довести до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации список издательств, выпускающих учебные и учебно-методические издания (приложение № 4).
6. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации до 01.03.2003 представить в Департамент общего образования сводные заказы на учебные и учебно-методические издания, включенные в Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год, список учебных изданий по экономике, праву и русскому языку для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год, Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год и дополнение к Перечню-каталогу учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.Болотова.

Министр В.ФИЛИППОВ

От редакции. Мы обращаем внимание читателей на гибкость министерского подхода к делу обеспечения школ книгами. Предлагаются не только новый Перечень-каталог (с прописной буквы), но и дополнения к уже существующему Перечню-каталогу, а преподающим экономику, право да русский язык можно воспользоваться списком (уже со строчной буквы). При этом в 2003/2004 году учебные издания будут извлекаться из нового Перечня, а учебно-методические — из дополненного старого.
Последний из упомянутых перечислительных документов, как указывается в пункте 4, будет действовать на учебный год. Интересно, каким окажется это воздействие?..
Наверное, благотворным, раз уже в заголовке приказа говорится об «утверждении ... признания».
Далее первый заместитель министра, обращаясь к органам управления образованием субъектов Российской Федерации, развивает мысль, латентно присутствующую и в приказе г-на Филиппова.
Речь идет, насколько мы поняли, о том, что из бюджетных средств школы смогут приобретать только то, что тщательно каталогизировано специалистами Министерства.
Пожалуйста, читайте.

О Перечне учебных изданий
для общеобразовательных учреждений
на 2003/2004 учебный год,
списке учебных изданий по экономике, праву и русскому языку
на 2003/2004 учебный год,
дополнении
к Перечню-каталогу учебно-методических изданий
на 2002/2003 учебный год

Министерство образования Российской Федерации направляет для формирования заказов на учебную литературу и сбора информации о них на 2003/2004 учебный год утвержденные Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений, список учебных изданий по экономике, праву и русскому языку на 2003/2004 учебный год и дополнение к ныне действующему Перечню-каталогу учебно-методических изданий.
В состав Перечня учебных изданий включаются учебники, прописи и рабочие тетради для начального общего образования, учебники для основного общего и среднего (полного) общего образования, получившие гриф Минобразования России «Допущено...» или «Рекомендовано...».
Учебные издания в разделе «Начальное общее образование» структурированы по моделям (комплектам) и системам обучения.
Учебники в разделе «Основное общее образование» структурированы по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану, предметам и содержательным линиям с 5 по 9 класс.
В разделе «Среднее (полное) общее образование» учебники структурированы по образовательным областям, предметам и профилям обучения. Сюда включены учебники для 10 и 11 классов, обеспечивающие общеобразовательный уровень подготовки учащихся, и, где это возможно, учебники, обеспечивающие профильное обучение.
К Перечню учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год с целью реализации задач модернизации образования прилагается список учебных изданий по экономике, праву и русскому языку на 2003/2004 учебный год.
Для формирования заказов на учебную и учебно-методическую литературу и сбора информации о них на 2003/2004 учебный год действуют Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год и дополнение к нему.
Дополнение к Перечню-каталогу учебно-методических изданий состоит из трех разделов.
В первый раздел входят учебные издания, составляющие учебно-методический комплект с учебниками, включенными в Перечень учебных изданий.
Во второй раздел входят учебники, не включенные в Перечень учебных изданий.
В третьем разделе представлены учебные издания, реализующие региональный и школьный компоненты содержания образования: для углубленного изучения предмета в основной школе; для дополнительных курсов; для организации факультативных занятий.
Существование четырех нормативных списков учебных изданий: Перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004 учебный год, списка учебных изданий по экономике, праву и русскому языку на 2003/2004 учебный год, Перечня-каталога учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год и дополнения к данному Перечню-каталогу — служит основанием для приобретения указанных в них учебных изданий на бюджетные средства.
Информацию о предполагаемой потребности в учебной литературе и сводном заказе (оплачиваемом за бюджетные средства) просим до 01.03.2003 направлять:
— в печатном виде за подписью руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации и электронном виде (формат Excel для Windows 95 версия 7.0) в Департамент общего образования (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19, телефон 923-10-96);
— электронной почтой в Головной информационно-аналитический центр учебного книгоиздания Минобразования России по адресу: zakaz@mto.ru.
Одновременно с информацией на учебную литературу просим также отправлять по указанным адресам информацию об организации(ях),
с которой (ыми) заключен договор на обеспечение учебной литературой образовательных учреждений за счет бюджетных средств.
Для заключения прямых договоров необходимо направлять заказы непосредственно в издательства, выпускающие учебники и учебные пособия на 2003/2004 учебный год согласно закрепленным за ними позициям, по адресам, указанным в приложении № 4.

Первый заместитель министра
В.БОЛОТОВ

От редакции. Почти всё вроде бы понятно.
Легко можно представить себе «учебные издания, составляющие учебно-методический комплект с учебниками, включенными в Перечень учебных изданий». Чуть сложнее, правда, вообразить «учебники, не включенные в Перечень учебных изданий», но удостоившиеся упоминания в дополнениях к Перечню изданий учебно-методических. Но и не такие мы сложности преодолевали.
Несколько двусмысленно, конечно, звучит фраза о закреплении за издательствами позиций. Надо надеяться, что этих позиций изготовители учебников и прочих пособий никому не сдадут.
Должно быть, окончательная ясность наступит, когда отправится в путь-поход «информация на учебную литературу».
А пока что Министерство иллюстрирует свои идеи перечислением тех книг, которые наполнят школьные ранцы да рюкзаки приятной тяжестью, а умы наших учеников — знаниями. Перечень (или список?) изданий воспроизводится ниже в виде таблиц. Кажется, не все перечисленные книги хороши, но упомянуты и многие действительно интересные работы методистов и историков. Хочется верить, что их-то и закажут школы. Выбирайте!

Образовательная область «Обществознание»

Основное общее образование.
История

Основное общее образование.
Обществознание

Среднее полное общее образование.
История

Среднее полное общее образование.
История

Среднее полное общее образование.
Обществознание

TopList