формулы для дискуссии
Спорные тезисы
Проблемы для обсуждения в День учителя истории
в рамках Педагогического марафона
Издательского дома «Первое сентября»
- Концентрическая система преподавания истории
уместна в общеобразовательных школах, многие
ученики которых ограничиваются 9-летним
обучением; в гимназиях эффективнее линейное
построение курсов.
- Обществознание (обществоведение) как отдельный
предмет излишне; построенные по проблемному
принципу курсы истории в старших классах
(история цивилизаций, история социальных и
философских учений; история идей и т.п.) вполне
могут дать школьнику всю необходимую информацию
о социуме.
- В будущем нужно отказаться от преподавания
истории как особого предмета и создать
интегративный гуманитарный курс.
- Основной формой учебной деятельности
школьников должны быть самостоятельные (под
руководством учителя) изыскания, творческие
работы — а не работа на уроках, не усвоение
материала учебника.
- Основная цель изучения истории в
общеобразовательной школе — интеллектуальное
развитие детей. Поэтому в принципе безразлично,
какой материал изучается; важно, как это
делается.
- История — наряду с литературой, искусством —
приобщает человека к культурным мифам,
бытующим в обществе. Для этого ее и нужно изучать
— а совсем не для усвоения сомнительных «законов
развития общества».
- Одна из важнейших целей школьного
исторического образования — показать детям, что
чисто научное, рациональное познание истории
невозможно, что необходимо и эстетическое
осмысление событий прошлого.
- Историческая пропедевтика должна начинаться в
начальной школе, причем заниматься ею следует
преподавателям истории. Основная задача — сразу
объяснить детям, что истины в истории не
существует.
- Разделение курсов отечественной и всеобщей
истории пагубно сказывается на формировании
целостных представлений о развитии
человечества; необходим единый курс.
- Изучение истории должно завершаться — как это
было в старой российской школе — знакомством с
событиями «предшествующего царствования». Иначе
не избежать политизации преподавания.
- В старших классах всем желающим надо
предоставить возможность самостоятельно
изучать материал (по любым книгам и пособиям), не
посещая уроков, — а затем сдавать зачеты или
рефераты.
- В ответах учащихся, в их письменных работах
следует ценить не знание фактов или
«закономерностей», а умение связно,
стилистически верно и интересно изложить
свою версию, свой взгляд на события, явления.
Неожиданность выводов должна цениться больше,
чем фактическая точность, «достоверность».
- В старших классах должна существовать гибкая
система историко-обществоведческих курсов
модулей. Единые общеобязательные курсы там
неуместны.
- Необходимо пересмотреть программы вузовских
вступительных экзаменов по истории. От
абитуриента следует требовать не знания
материала, а умения самостоятельно мыслить.
Пусть абитуриент пользуется любой справочной и
учебной литературой — а преподаватель
оценивает, что из этой литературы было осмыслено.
- История должна представать на школьных уроках
как повествование. Школьнику надо
предоставить возможность выбирать
заинтересовавшие его фрагменты этого
повествования — и выстраивать на них любые
конструкции, не смущаясь домыслами и
допущениями.
- Уроки истории не имеют ничего общего с
воспитанием патриотизма. Патриотизм не
воспитывается, он естественным образом
присутствует в сознании каждого человека, если
это сознание не подверглось деформации.
- Стандарты исторического образования вредны.
Учитель может преподавать тот материал, который
считает нужным; ученик может усваивать то, что
ему интересно. Надо доверять и тому, и другому —
получится лучше.
- Тесты в историческом образовании — это нонсенс
(даже если предположить, что вместо нынешних
полуграмотных тестов появятся самые что ни на
есть идеальные). Чем лучше ученик выполнит
тестовые задания, тем меньше он будет понимать в
истории.
- Главное в преподавании истории — научить
школьника всё подвергать сомнению, сформировать
склонность к плодотворному скепсису.