новые подходы
Сергей ЖУКОВСКИЙ,
Ирина ЖУКОВСКАЯ
Учителю, преподающему курс
«Россия и мир в ХХ веке»
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина профессиональной косметики «BeautyMania». Вам хочется, что бы ваше тело ежедневно получало уход, как в салоне красоты? Тогда вот здесь, на сайте интернет-магазина «BeautyMania», по адресу www.beautymania.ru, вы сможете приобрести профессиональную косметику, которая вам поможет в уходе за кожей и волосами.
Соотносить «нас» с «миром», подводить итоги
такого соотнесения за этот, наконец-то минувший
век можно по-всякому. Много разных параллелей
проведено в этом курсе, но мы ни разу не
осмелились тронуть главное — «человеческий
фактор». А ведь в чем-то правы эти мудрецы из
Римского клуба, время от времени собирающиеся,
чтобы определить мировое будущее и предупредить
нас о грядущих опасностях: «Назвав своим новым
врагом экологические проблемы, угрозу
глобального потепления, нехватку воды, голод и
прочее, мы снова принимаем следствия за причины.
Ведь все эти трудности породил человек, и
победить их он может только изменив свое
поведение. Главный враг человечества — сам
человек».
В «открытом» мире нашей цивилизации уже не так
важно, сколько у кого полезных ископаемых,
танков, километров береговой линии или
среднегодовой температуры. Судьба страны в
обозримом будущем зависит от того, что за люди ее
населяют — кем они себя ощущают в жизни, какие
ценности формируют их души, какие мотивы
определяют их дела.
Может быть, мы не стали бы трогать эти тонкие
материи, если бы в самом конце работы над данным
учебным комплексом нам не попались на глаза (как
на грех, одновременно) результаты двух
социологических исследований.
Один из них мы поместили в хрестоматию: 71%
опрошенных «нас» уверен в том, что «Россия
отличается особой самобытностью и духовной
культурой, превосходящей все другие страны
мира».
Результаты другого опроса мы доверяем только
вам, учителям. В том же 2000 году социологи
предложили двум группам студентов — российской
и немецкой — список из девятнадцати личностных
качеств и попросили определить, какие из этих
качеств являются для них признаками
толерантности (терпимости). В той и другой группе
четыре качества получили более чем по 10%
«голосов». И что характерно, — ни одного
совпадения!
Чувствуете разницу? В одном случае — только
внешние, «волевые», чисто поведенческие
признаки, в другом — внутренние, «душевные»
свойства. Кстати, когда у тех же респондентов
спросили: «Какие ценности являются для вас более
важными?» — то у молодых немцев на первом месте
оказалась «ответственность», а у наших ...
«жизнерадостность».)
Эти молодые люди будут определять лицо своих
стран уже завтра. И, наверное, эти завтрашние
«наши» будут продолжать громко возмущаться тем,
что к их великой стране в мире относятся как-то не
так, как к той же Германии. И, бьемся об заклад, —
они по-прежнему будут уверены в том, что уж по
«духовной»-то части им нет равных на всей
планете...
Не примите вышесказанное за досужее
морализаторство. Речь идет о нашем
профессиональном деле. Мы осмеливаемся
утверждать, что никогда ранее от учительской
работы не зависело так много, причем
результаты этой работы неизбежно будут
определять судьбы нашей страны — на
сравнительно коротком отрезке исторического
времени.
Бисмарк когда-то сказал, что битву при Садовой
(сыгравшую ключевую роль в объединении Германии)
выиграл школьный учитель. Канцлер имел в виду,
что в середине XIX в. в школах бесчисленного
множества традиционно разрозненных земель
учителя сумели воспитать поколение немцев,
жаждущих жить в невиданном ранее государстве — в
большой, единой, индустриальной Германии.
Россия стоит сегодня на исторической развилке —
либо продолжать свою индустриализацию (и отстать
от сегодняшних мировых лидеров «навсегда»), либо
совершить качественный скачок и активно
включиться в общее дело создания цивилизации постиндустриальной.
Уникальность ситуации в том, что переход к
постиндустриальной цивилизации не слишком
зависит от прошлых — индустриальных — успехов
той или иной страны. Ну кто бы мог предположить,
что отсталая, беднейшая Ирландия безо всяких
«нефтяных» открытий способна совершить такой
рывок в группу самых развитых стран мира?!
А Индия, в которой 250 млн человек стали жить по
материальным стандартам европейского «среднего
класса» — не от слабенького тяжпрома, а за счет
«виртуальных» суперсовременных информационных
технологий (6% мирового рынка)!
Мы и не заметили, как резко стартовал в новый
постиндустриальный мир «заштатный» Уругвай. И на
старт целенаправленно и решительно выходят всё
новые страны...
Оказалось, что для скачка в новую экономику, в
новое качество жизни страны важны не
тонно-километры или киловатт-часы, а новый тип
человека-работника активного творческого
склада. Речь, следовательно, идет, прежде всего
о воспитании, о целенаправленном формировании
такого человека. И очень хочется, чтобы в
середине начавшегося века в учебнике истории
(хотя бы в примечании) было написано: «Российское
постиндустриальное “чудо” совершил российский
школьный учитель».
Да не смущают нас удручающие экономические
показатели сегодняшнего нашего народного
хозяйства. Прав, конечно, был Владимир Ильич,
когда говорил, что русский человек по сравнению с
американцем и западноевропейцем — плохой
работник. «Затолкать» его в индустриальную
цивилизацию в 1930-е годы удалось лишь ценой таких
государственных жестокостей, в которые сейчас
даже трудно поверить.
Может быть, России так тяжело пришлось в
индустриальную эпоху потому, что русского
человека, с его за века приобретенными навыками
бегства от государства, от повинностей и службы,
трудно представить себе добросовестно
работающим на конвейере иначе как из-под палки.
Между прочим, всем европейским странам, не
имевшим крутой протестантской закваски,
пришлось в ту эпоху тоже несладко, и свою
«отсталость» они преодолели лишь к концу
столетия, когда времена начали меняться.
Но тут надо уточнить: российский менталитет
оказался плохо приспособленным именно к
поточно-конвейерной индустриальной цивилизации.
Сейчас открываются совсем новые горизонты, и к
человеку-работнику предъявляются совсем другие
требования, — может быть, в этом наша надежда и
наш шанс?
Вспомним классическую работу Тоффлера (ее
фрагмент помещен в I разделе хрестоматии), где
анализируются принципы воспитания
индустриальной эпохи:
«Построенное по фабричной модели, массовое
образование включало в себя основы чтения,
письма и арифметики, немножко истории и других
предметов. Это был “явный учебный план”. Однако
под ним находился невидимый, или “скрытый
учебный план”, который был куда более
основательным. Он состоял (и всё еще состоит в
большинстве индустриальных стран) из трех
курсов, цель которых — научить пунктуальности,
послушанию и выполнению механической,
однообразной работы.
Работа на производстве требовала людей с
проворными, пригодными для поточной линии
руками. Она требовала рабочих, которые
безоговорочно выполняли бы указания, исходящие
от начальства. И она требовала мужчин и женщин,
готовых работать до изнеможения на машинах или в
конторах, выполняя невероятно скучные,
однообразные операции».
Надо признать, что советская школа действовала
именно по этому «скрытому учебному плану» и
обкатала технологию его реализации до мыслимого
совершенства. Наша школа до сих пор готовит
работника индустриального общества, делая
акцент на требованиях дисциплинированности и
аккуратности, единообразия и стандартизации
всего, чего только можно, — мы готовим послушных
исполнителей, точно и скрупулезно следующих
инструкциям. Не знаем, насколько такое
воспитание адекватно китайскому, японскому или
корейскому менталитетам, но в нашем отечестве
подобные методики оборачиваются мукой
мученической и для учеников, и для учителей (и чем
дальше, тем больше).
Аксиома нашей педагогики, пережившая все
перестройки и кризисы, заключается в том, что
сначала все должны научиться действовать по
алгоритму, и лишь «сверх того» особо одаренным
могут быть позволены некоторые элементы
творчества. Каждый, кто когда-нибудь писал
сочинения, знает, что самовыражение нормального,
«среднего» ребенка в этом жанре сурово
преследуется: «Ты что, не слышал, как я вам
объясняла, о чем писать?! Мы целый урок тему
разбирали! И что за чушь ты мне тут нацарапал?» И
это всё из лучших побуждений, — ведь учитель
знает, каковы исходящие «сверху» требования и
как будут оцениваться работы на экзамене.
Вот так, из лучших побуждений мы героически,
жертвуя собой, мучительно переживая за своих
учеников, наносим им страшный вред. Продолжая
формировать (формовать!) в школе «оловянных
солдатиков» для стояния у конвейеров и
маршировки с автоматами, мы готовим детей не к
будущему, а к прошлому. А люди вчерашнего дня не
смогут быть счастливыми в своем — завтрашнем —
мире, они неизбежно будут тянуть страну назад, в
те времена, к которым они подготовлены.
Что может сравниться с растерянностью человека,
привыкшего всегда действовать по инструкции,
когда его вдруг этой инструкции лишают? А ведь у
нас весь процесс обучения заключается в выдаче
подробнейших и дотошнейших инструкций! (Наша
трехлетняя дочь, вернувшись из детского сада, на
просьбу нарисовать зайчика твердо ответила: «Я
не умею зайчика. Я умею прямые линии. Мы их
сегодня проходили, а зайчиков не проходили».)
Но эпоха «прямых линий» кончилась — наших
выпускников в ближайшие десятилетия их жизни
ожидают сплошные постиндустриальные «зайчики».
И сейчас можно вполне оценить поистине
историческую заслугу тех патлатых западных
бунтарей, которые в конце 1960-х отвоевали себе и
будущим поколениям свободу от репрессивной
семейной и школьной педагогики. Они выросли,
подстриглись — и заработали так, что страны их не
оставили своим историческим конкурентам (нам то
есть) никаких шансов! А ведь по сравнению с нашими
в их школах и «дисциплинка хромает», и программы
какие-то «простенькие». А может, они получают от
своих школ то, что обществу нужнее, чем «сумма
знаний, умений и навыков»?
А не кажется ли вам, что вышеприведенные
результаты социологического замера отражают не
столько различия национальных менталитетов,
сколько разницу между «скрытыми учебными
программами»? Нам — кажется. И если мы что-то
понимаем в характере развития
постиндустриальной цивилизации христианского
мира, ее производственных отношений, то можем
предсказать, что «сдержанные», «терпеливые»,
«спокойные» и «умеющие общаться» в конце концов
неизбежно окажутся под направляющим
руководством «уважающих», «добрых», «способных
понимать» других и «сочувствовать» им.
Пора — и срочно! — превращать школу из
«газонокосилки» в специальное место для
выращивания незакомплексованных,
доброжелательных, непохожих друг на друга,
доверяющих себе и нам людей. Какую именно
информацию они будут там получать — дело не
первостепенной важности; доступ к информации
сейчас настолько свободен, что каждый может
выбирать то, что ему интересно — и еще как
выбирает вне школы!
Какой смысл в приказном порядке вдалбливать всем
один и тот же набор «ЗУНов», из которых главными в
конце концов становятся навыки повседневной
мелкой лжи и бездумного повторения за нашим
«непререкаемым авторитетом»?
И ни для кого ведь не секрет, что большую часть
«пройденного материала» ученики благополучно
забывают через месяц, неделю, а то и через день...
В эпоху избытка информации стоит ли учителю
пытаться заменить собой справочник или
компьютер? Стоит ли смотреть на себя лишь как на
устройство для вдалбливания информации в
сопротивляющиеся, «ленивые» мозги?
Единственное качество учителя, которым не
обладает никакое, даже самое совершенное ТСО, —
это он сам, живой человек, неповторимая личность,
отмеченная достаточным мужеством и
самоотверженностью, чтобы в нынешних условиях
работать в школе. Только «живой» учитель
способен заразить своим интересом к предмету;
научить общаться с собой и другими на равных —
уважительно, без хамства и подобострастия;
укрепить веру в свои силы, научить думать и
излагать свои (а не только чужие!) мысли.
Главному способен научить только
доброжелательный и не гнущийся под тяжестью
заведомо невыполнимых требований к своей работе
взрослый человек, берущий на себя именно ту роль,
в которой он действительно незаменим.
В методическом пособии к курсу «Россия и мир в ХХ
веке» авторы попытались помочь учителю обрести
уверенность в себе.
И еще. Мы привыкли (в образовании, как и везде)
жаловаться на некую устоявшуюся безличную
«систему», формализующую всё и вся — она
предъявляет такие требования, что попробуй их не
выполни...
Смелее, коллеги. Дальше фронта не пошлют. Пусть на
наших уроках будет интересно!
Уважаемые читатели!
Если вы придете 3 апреля этого года на День
учителя истории (в рамках Педагогического
марафона Издательского дома «Первое сентября»),
Вы сможете обсудить с Ириной Григорьевной и
Сергеем Тарасовичем Жуковскими и те проблемы,
которые они обозначили в помещенных выше
публикациях, и многие другие вопросы,
возникающие у всякого, кому приходится (или кому
посчастливилось) преподавать историю в школе.
Мы же в ближайших номерах предполагаем
воспроизвести фрагменты учебника, хрестоматии и
методического пособия к курсу «Россия и мир в ХХ
веке».
|