текст для школьников
Андрей ПОЛОНСКИЙ
Становление и расцвет Римской империи
Рим как мир
Существуют страны и эпохи, которые остаются не
только как память о прошедшем. Они всегда
современны, и мы до сих пор не растратили их
наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают
споры, заставляют тосковать о доблести,
вдохновляют на подвиг и бередят сердца.
Императорский Рим — из их числа.
Дело даже не в том, что границы власти Рима на
долгие века обозначили пределы влияния
европейской и мусульманской цивилизаций. И не в
том, что понятия о правильном поведении людей в
обществе, которые приняты нынче как сами собой
разумеющиеся, были впервые сформулированы
римскими юристами. И не в том, что, переезжая
границу Дуная и двигаясь на Запад, мы непременно
будем идти по римским дорогам и раскатывать на
языке названия римских городов.
Нет, просто вместе с Римом мы, люди, прожили
несколько самых славных столетий своей истории,
когда слова доблесть, слава, порок,
преступление, верность и предательство обрели
свое современное значение — но не были еще
затерты. Вместе с ними не были затерты, заболтаны,
а, напротив, были поставлены во главу угла имя и
уникальная жизнь отдельного человека.
Имперский Рим не только подарил миру биографию,
жизнеописание — как жанр. Он оставил ощущение
важности индивидуальной воли и участи, личного
выбора — важности для судьбы государства,
цивилизации, для всего космического порядка.
Повесть о Риме — одна из очень немногих историй
людей, — среди бесконечных историй общин,
обществ, классов, групп, народов и государств.
Тень легенды
Близнецы Ромул и Рем основали Рим в 753 г. до Р.Х.
Эта дата хорошо запомнилась. В Риме от нее
отсчитывали время и каждые сто лет устраивали вековые
игры в честь основания города.
О первых днях римской истории рассказывает
легенда. Близнецы Ромул и Рем — потомки
троянского героя Энея, сыновья бога войны Марса и
весталки Реи Сильвии. Их дед Нумитор правил в соседней Альба
Лонге, но был свергнут собственным братом
Амулием. Амулий приказал связать младенцев и
бросить их в Тибр. Однако Ромул и Рем — как того
требует будущее — спаслись. Их вскормила волчица
и воспитали пастухи Фаустул и Акка Лоренция.
Научившись хорошо сражаться, братья вернули
престол деду, а сами утвердились в 25 километрах
от моря, в новом городе на семи холмах высокого
берега реки Тибр (Капитолий, Палатин, Авентин,
Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий).
Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем,
Ромул сказал: «Здесь будет город»,
«Город как солнце», — ответил Рем.
Эти строки написал замечательный русский поэт
Николай Степанович Гумилев.
Однако идиллия продолжалась недолго. Ромул
отгородил себе землю на холме Палатин, а
возмущенный Рем перепрыгнул через стену. Братья
подрались. Ромул убил Рема.
Рим, — как вздыхали в древности, — был основан на
крови.
Римляне часто вспоминали об этом в тяжелые
времена. Рем был причислен к сонму божеств. А
братоубийство, естественным образом
поставленное в самом начале истории,
воспринималось причиной всех последующих бед,
своего рода первородным грехом.
Но, вместе с тем, у варварских народов еще долго
считалось, что на крови должен покоиться всякий
великий город. И создатели русской «Повести о
граде Москве» в XVI веке с гордостью вспоминали,
что Москва не только выстроена, как и Рим, на семи
холмах, но и при ее основании пролилась кровь,
кровь боярина Кучки.
Люди и государство
Поначалу в Риме, как и во всяком древнем
обществе, правили цари. Но в 510 г. до Р.Х. горожане
изгнали царя Тарквиния Гордого и установили
республику (res publica — общее дело).
Высшая государственная власть оказалась
поделена между двумя консулами, которых избирали
на год. Право определять законы и вести внешнюю
политику (представлять Рим перед иностранцами,
объявлять войну, заключать мир) принадлежало
Сенату. Сенат составили отцы древнейших семейств
города.
Многое решало и народное собрание, объединившее
всех свободных римских граждан.
В число граждан сперва входили только патриции
— потомки ближайших сподвижников Ромула. Но,
помимо патрициев, в Риме жили и другие свободные
люди — те, что немного опоздали и пришли на
склоны семи холмов, когда город был уже построен.
Их называли плебеями.
Еще в царское время плебеи начали борьбу за свои
права. Они избирали свою собственную власть — народных
трибунов, которые отстаивали их интересы перед
Сенатом и обладали правом veto (решительного нет)
на любое консульское или сенатское
постановление. Трибуны считались священными и
неприкосновенными.
К 300 г. до Р.Х. плебеи добились равенства с
патрициями и стали полноправными гражданами
Рима.
Равноправие патрициев и плебеев послужило
сплочению всех свободных людей города. Они стали
воспринимать себя как единое целое. Именно с
этого момента можно говорить о возникновении в
Риме гражданского общества.
Поначалу Рим представлял собой такой же
город-государство, как греческие полисы, Афины
или Фивы. Но постепенно проявилось одно
существенное отличие, обеспечившее римлянам
иную историческую участь.
Как и греки, большинство римских граждан в
древности занималось земледелием. Молодые люди,
став совершеннолетними, имели право на свой
участок. Но участков не хватало. Однако Сенат и
консулы никогда не отправляли людей основывать
далекие города, предоставив им полную
независимость, как это практиковалось в Греции в
эпоху колонизации.
Римский полис как бы разрастался, выделяя
колонии, жители которых сохраняли все права и
обязанности римского гражданина. Греки выводили
своих соотечественников далеко за пределы
Эллады, на волю судьбы. Регулярные контакты с
ними были невозможны. Римские же власти сами
основывали и обустраивали поселения в Италии,
отбирая часть земли у побежденных народов.
Потом эта практика была перенесена и на колонии,
устроенные в далеких землях. Новые поселенцы
чувствовали себя всем обязанными государству.
Страна росла, население оставалось сплоченным.
Поэтому долгие века Рим сохранял и единство
территории, и здоровые территориальные аппетиты.
К середине III в. до Р.Х. он собрал под своей властью
весь Апеннинский полуостров, а еще через сто лет,
после побед в трех Пунических войнах, — и
остальные земли, лежащие по берегам Западного
Средиземноморья. Римляне называли его Marum nostrum
— Наше море, и имели на это полное право...
Императоры Римской республики
Римская империя, — хоть это и может показаться
странным уху нашего современника, — началась еще
при римской республике.
В республиканскую эпоху слово imperium
обозначало полноту власти. Символами imperium’а
были фасции — связанные кожаными ремнями
пучки прутьев (отсюда, кстати, произошло слово фашизм).
Ликторы — специальные служители — несли эти
фасции перед римскими консулами, когда те
торжественно готовились объявить судебное или
политическое решение. Если высшие должностные
люди выходили за городские стены, в фасции
помещали топорики — в знак того, что
сопровождаемый ликторами чиновник облечен всей
полнотой судебной власти, вплоть до права
выносить смертные приговоры.
Консулов именовали императорами Римской
республики, — и в таком словосочетании древние
римляне не находили никакого противоречия.
В период величайших испытаний Сенат имел право
на шесть месяцев передать всю полноту власти в
руки одного из консулов. Такой консул назывался
не просто императором, но и диктатором, — и в
этом слове не было негативного оттенка.
Римская история оказалась бурной, и к услугам
диктаторов приходилось прибегать довольно
часто. По свидетельству замечательного историка
Гая Светония Транквилла, один только
патрицианский род Клавдиев удостаивался от
начала республики «консульства — двадцать
восемь раз, диктатуры — пять раз, шести
триумфов и двух оваций».
Смуты последнего века
К I в. до Р.Х. Рим стал местом встречи людей
самого разного происхождения, культуры, веры.
Присоединение Греции привело к плодотворному
взаимопроникновению латинской и эллинской
культур. Этот диалог придал новое дыхание
развитию философии, литературы и других
искусств.
Хотя Италия сильно отличалась от провинций, но и
в провинциях почувствовалось римское влияние.
Его проводниками стали римские граждане,
принесшие на Восток и на Север свое
представление о свободе и достоинстве
индивидуума.
Однако управлять этой необъятной страной как
полисом становилось всё труднее. Античная res publica
и ее законы были рассчитаны на то, что все
граждане знали друг друга в лицо, по меньшей мере
— по имени. Теперь такое стало невозможно.
Вместе с патриархальной наивностью уходили в
прошлое и старые добрые нравы, которыми так
гордились римляне.
Всё большее влияние получала армия. Солдат стали
набирать не только из коренных римлян, но и из
провинциалов, не связанных судьбой и кровью с
историей Города. Легионы, расквартированные
вдалеке от Рима, чаще и чаще хотели видеть во
главе государства своих прославленных
полководцев.
Определенную проблему составляли и невольники,
число которых умножалось с каждой победоносной
войной.
В 74—71 гг. восстание рабов под водительством
Спартака потрясло всю Италию.
На этом фоне в гражданской жизни Римского
государства во весь голос заявили о себе две
силы.
С одной стороны, удачливые полководцы, порой
самого незавидного происхождения, стремились к
диктатуре. Достигнув консульства, они часто
игнорировали сенаторов, действовали в интересах
провинциалов и римского простонародья.
С другой — патриции, природные аристократы,
стояли стеной на страже республиканских свобод и
власти Сената.
Это противоборство в самом начале I в. до Р.Х.
вывело на поле брани прославленного
военачальника, грубого и прямолинейного
простолюдина Гая Мария. Его смертельным врагом
стал изысканный римский юноша, поклонник театра
и поэзии Люций Корнелий Сулла.
Началась Первая гражданская война, которая
открыла целое столетие междоусобных смут и
диктатур, породила невиданные жестокости.
Когда Сулла победил Мария и стал диктатором, он
вывесил в Риме проскрипции — перечни
неугодных лиц. Человек, попавший в такие списки,
мог быть убит кем угодно и где угодно. Убийца не
только прощался, но и получал от казны деньги.
После Суллы, который пришел к власти под
знаменами свободы и отеческой республики, все
политические понятия в Риме перепутались. Старый
строй был обречен. Одна за другой стали возникать
новые должности.
Вожди получали неслыханные полномочия. Заговоры,
смуты, самые темные подозрения сотрясали Рим. В
воздухе сгущались мрачные предчувствия. Люди
перешептывались, что Италии-де грозит гибель и
спасти страну может только сильная и уверенная
рука.
Гай Юлий Цезарь
Но до падения Рима было еще очень далеко. В
стране явился герой, казалось, специально
созданный для того, чтобы действовать в смутное
время.
Гай Юлий Цезарь был племянником жены Мария и уже
потому стал любимцем римского простонародья. Он
избежал проскрипций Суллы и сделал быструю
карьеру при его преемнике, Гнее Помпее.
Это был человек феноменальных способностей.
Рассказывают, что он мог читать, писать и
отдавать распоряжения одновременно.
Блестящий полководец, не менее талантливый
литератор, Гай Юлий к тому же оказался наделен
фантастическим честолюбием. В тридцать лет, уже
занимая крупные республиканские должности, он
говорил: «В моем возрасте Александр Македонский
покорил весь мир, а я еще ничего не сделал».
Проезжая мимо какой-то деревушки, в ответ на
сетования приятеля, какая скучная, мол, должна
здесь быть жизнь, Цезарь обронил: «Лучше быть
первым в деревне, чем вторым в Риме».
В 50-х гг. Цезарь покорил Трансальпинскую Галлию
(Галлия, лежащая за Альпами; нынешняя Франция). Он
надеялся получить консульство, дабы утвердить
свои распоряжения в новой провинции и наградить
ветеранов прославленных легионов. Однако Сенат,
который опасался прославленного полководца,
потребовал, чтобы сперва тот отказался от
командования войсками. Цезарь счел такое
требование оскорбительным и обратился к своим
легионам. Солдаты сказали, что он может вести их,
куда хочет.
Во главе своих легионов Цезарь перешел реку
Рубикон, отделявшую Галлию от Италии. Он не имел
права этого делать. Он нарушал волю Сената и
старый римский закон.
С тех самых пор выражение Рубикон перейден
означает: участь решена, жребий брошен.
Солдаты, закаленные в Галлии, заняли всю Италию в
два месяца. Но ставленник Сената Гней Помпей и не
думал сдаваться. Началась новая гражданская
война.
Силы противников были неравны. После победы
Цезаря Помпей бежал в Египет, где был убит, а
вождь сенатской партии Катон Младший бросился на
меч. Он не мог пережить падения республики.
Когда Гай Юлий вернулся победителем в Рим, от
него ждали проскрипций в духе Суллы. Но он
оказался милостив к своим врагам. Тем более цель
была достигнута, страна лежала у его ног.
Сенат сделал Цезаря пожизненным диктатором и
объявил его особу «священной и
неприкосновенной». Он получил imperium во всей
полноте и предпочитал звание императора всем
остальным своим титулам. Его изображение
чеканилось на монетах, и даже само имя Цезарь
сделалось символом Рима.
Превратившись в нарицательное, оно стало
впоследствии частью титулатуры любого
уважающего себя монарха.
При Цезаре совершенно изменилось понимание
задач государства. Гай Юлий уже не воспринимал
себя лидером старой городской общины, силой
оружия распространившей власть на весь
обозримый мир. Он хотел быть главой мира; он
чувствовал ответственность за судьбы не одних
лишь жителей города Рима, но и галлов, африканцев
или иберийцев. Он не просто награждал по римской
традиции своих солдат, но устраивал им
повседневную жизнь, наделял землей в колониях,
вникал в тонкости быта.
С одинаковым усердием Цезарь поддерживал
бедняков и заботился о культуре. Увлеченный
образом Александра Македонского, он мечтал
распространить греческое и римское образование
до самых дальних границ империи.
Его интересовали и более глубокие вопросы,
вопросы коренного значения человеческой участи
и отсчета времени. Он проводил долгие ночи в
беседах с александрийскими учеными и вместе с
ними утвердил тот самый календарь, которым — с
некоторыми поправками — мы пользуемся до сих пор
(в почти неизмененном виде юлианский календарь
принят в православной Церкви).
В 44 г. до Р.Х. Гай Юлий Цезарь погиб. Он пал жертвой
заговорщиков-аристократов, мечтавших о
восстановлении республики. Рим вновь погрузился
в кровавое месиво междоусобицы. И, как пишет
Светоний, из убийц Цезаря «никто не прожил больше
трех лет и никто не умер своей смертью. Все они
были осуждены, и все погибли по-разному: кто в
кораблекрушении, кто в битве. А некоторые
поразили сами себя тем же кинжалом, которым они
убили Цезаря».
Империя в эпоху Октавиана Августа.
Золотой век римской культуры
Покой вернулся в Рим только в 30 г. до Р.Х.
Внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан,
принявший имя Август, победил своих противников
и добился единоличной власти в государстве.
Как и Гай Юлий, Гай Октавиан сохранил за собой
империум и множество республиканских
должностей. К тому же он получил титул принцепса
(первого сенатора) и взял в непосредственное
управление половину провинций государства (в
основном самых ответственных, приграничных).
Долгое время историки считали 30 год датой
установления монархии в Риме. Но такое строгое
разделение очень условно. С одной стороны,
Октавиан и все его преемники-принцепсы носили
титул императора Римской республики, и,
значит, res publica юридически не прекращала
существования. С другой — переход к единовластию
начался еще во времена Гая Юлия Цезаря, если не во
времена Суллы и Мария.
В своей политике Август стремился не столько к
завоеваниям, сколько к внутреннему равновесию.
Своим наследникам он заповедовал держать
пределы империи в Европе по Рейну и по Дунаю, в
Азии — по верхнему течению Евфрата. Эти границы
оказались, возможно, самыми стабильными в
мировой истории. Европейские продержались как
минимум три столетия, азиатские — до начала
VII в. по Р.Х.
И во внутренних делах Октавиан явил себя
достойным продолжателем Цезаря. Он мог с
гордостью сказать: «Я принял Рим кирпичным, а
оставляю — мраморным».
Повсюду, где только можно, и в столице, и в
провинциях, он строил, украшал, устраивал
водопроводы, улучшал условия хлебной торговли,
заботился о бедняках и ветеранах.
Впервые во времена Октавиана можно говорить о
целостной культурной политике государства.
Август не только поддерживал писателей и
художников — из кружка его друга и сподвижника
Мецената вышла почти вся классическая римская
поэзия. Само имя меценат стало нарицательным
и обозначает с тех пор щедрого покровителя
искусств.
Время Августа и Мецената потомки назвали золотым
веком римской культуры.
Впрочем, тогда же выяснилось, что пристальное
внимание власти к художнику может обернуться и
сомнительными решениями. За непристойные стишки
о любви Август выслал замечательного поэта
Овидия на крайние рубежи империи, в нынешнюю
Румынию...
Особое значение имела политика Августа в
отношении к провинциям. Если в Риме еще кто-то и
мог тосковать о былых республиканских свободах,
то для провинциалов империя обернулась
настоящим благодеянием. Жители отдаленных от
Рима областей стали нужны принцепсу, о них
заботились, их нуждами занимались, их ограждали
от произвола чиновников и откупщиков.
И, что характерно, самые дурные императоры,
которые разоряли столицу, подражали Августу в
провинциях. К середине I в. по Р.Х. и в Африке, и в
Азии приучились ставить алтари в честь
богини-покровительницы Рима.
Но самое интересное, что главным благом для
провинциалов стало даже не покровительство
высшей власти, а сам по себе римский мир — pax romana.
В императорский период римские легионы вели
постоянные войны на границах, но сохраняли для
гражданской жизни, оберегали от бедствий и
разрухи все внутренние территории.
Однако при преемниках Октавиана Августа
проявились и вопиющие недостатки нового
государственного строя. Он оказался совершенно
не защищен от императорского произвола.
Калигула, а особенно Нерон, ославили себя такими
преступлениями, которые были немыслимы в
республиканском Риме.
Но пути назад уже не было. Республика погибла
окончательно, погибла вместе с римской
аристократией в дни Неронова террора. Оставалось
только дожидаться достойных императоров,
способных спасти положение.
Ситуация несколько выправилась при династии
Флавиев (68—96 гг. по Р.Х.). А во времена Ульпия
Траяна (98—117) и его преемников из династии
Антонинов управление государством было доведено
практически до совершенства.
«Правь счастливее Августа и лучше Траяна».
Серебряный век римской культуры
Это время историки назовут «счастливейшим
периодом империи». Траян максимально раздвинул
пределы государства, завоевав Дакию (нынешнюю
Румынию), Армению и Месопотамию. И только иудеи,
восставшие в тылу, помешали ему дойти до рубежей
Индии, — по следам Александра Македонского.
Слава Рима гремела в ту пору по всем долинам
Евразии. Отголоски ее можно найти и в китайских
исторических хрониках, и в русском «Слове о полку
Игореве».
И всё же Траяна больше занимали не внешние
успехи, а устроение быта подданных. По всей
империи шлифовали мрамор: открывались театры,
термы, школы.
Именно Траян придумал и учредил публичную
библиотеку, и вскоре от Дуная до Нила появились
десятки общедоступных книгохранилищ. Тогда же
императорская казна, давая деньги в долг
землевладельцам, на полученные средства стала
воспитывать детей-сирот. Это первый случай
государственной благотворительности в истории.
Эпоха Траяна и Антонинов стала серебряным
веком римской литературы и искусств, — и
многие ставят его выше века золотого.
Сам император поощрял творчество Тацита и
Ювенала, а Плиния Младшего назначил наместником
провинции Вифиния. Переписка Плиния с Траяном
осталась как один из самых значительных
памятников латинской словесности.
Нет сомнения, не напрасно всех последующих
императоров приветствовали в Риме напутствием:
«Правь счастливее Августа и лучше Траяна!» Увы,
мало кому это удавалось...
Впрочем, наследовавший Траяну Адриан оказался во
всем достоин своего приемного отца. Человек с
широкими духовными и интеллектуальными
интересами, больше всего на свете он любил
путешествовать и объездил самые дальние
провинции.
Адриан, большой любитель искусств, сам скульптор,
повсюду наслаждался красотой. Он подолгу жил в
Афинах и Александрии, созерцал восход солнца с
высоты Этны, отправлялся в египетскую пустыню
поглядеть на пирамиды и статую Мемнона, грезил
аскетическими пейзажами Великой Антиохии. И всё
же основной целью его странствий была политика.
Всюду он усовершенствовал управление и упрочил
тем самым гарантии всеобщего мира.
При Адриане греческий язык был окончательно
уравнен с латинским. Греки появились в
центральном государственном аппарате и в
провинциальных учреждениях, особенно на Востоке.
Римская и греческая культура на несколько
столетий слились окончательно.
Образованное общество стало двуязычным, империя
приняла всю духовность западного мира в свои
объятия. Но на фоне греческого художественного и
интеллектуального наследства несколько
забылось собственно римское: гражданская
доблесть и подвиги во имя отечества.
В последние свои годы, оставаясь по большей части
в Риме, Адриан занялся зодчеством. Он воздвиг
Мавзолей для своей семьи (нынче там папский замок
Святого Ангела), основал две библиотеки, два
театра и устроил в городе уголки, напоминающие о
самых чудесных местах мира.
По афинскому образцу была построена Академия, о
египетском городе Канопе должен был напоминать
длинный канал с храмом бога Сераписа, о Фессалии
— искусно воссозданная долина Темпы. Вероятно,
государь тосковал по дальним краям, но, что
поделать, удел его требовал присутствия монарха
в столице...
Антонин Пий, третий император этой династии,
сохранил лучшие черты правления Адриана. Он
радел прежде всего о спокойном благоденствии
подданных и часто повторял: «Лучше сохранить
жизнь одного гражданина, чем победить целую
тысячу врагов».
Рассказывают, что, когда Антонин Пий умирал,
явился трибун охраны. Он приблизился к
императору и спросил у него пароль. «Душевное
спокойствие», — ответил Антонин и заснул, чтоб
уже не проснуться.
В каждом расцвете таятся зерна упадка. Завершал
«эпоху римской славы» Марк Аврелий, чуть ли не
единственный император-философ в истории. Но, как
в насмешку, цезарю-философу пришлось вести много
войн. Кажется, сама власть часто бывала ему в
тягость.
Марк Аврелий оставил нам пронзительные записки
«К самому себе», в которых с грустью говорит, что
всякому человеку приходится делать многое из
того, что никак не соответствует его желаниям и
наклонностям. Что ж, философия стоицизма, которой
придерживался император, ни в коем случае не
призывала исполнять желания. Напротив, она
выстраивала жизнь человека в духе аскетизма и
неотменяемого нравственного долга.
Грядущий кризис и смена эпох, вероятно, уже
стояли на пороге. Как же отличается эта мудрая
сдержанная печаль от юношеского, всё сметающего
честолюбия Юлия Цезаря!..
В годы правления Марка Аврелия на Рим обрушилась
чума. Император заболел ею во время войны на
Дунае, в Виндобоне (современная Вена). Когда он
лежал при смерти, его сын и наследник Коммод не
дослушал отца и выбежал из палатки, боясь
заразиться. Что поделать, дитя философа-стоика
пуще всего увлекалось атлетикой и ценило
собственное здоровье...
И это был дурной знак. Рим ожидали тяжелые
времена.
Римское гражданство и римское право
Среди необъятного интеллектуального
наследия, которое оставила нам Римская империя,
особое место занимают понятия о гражданстве и о
праве. Риму мы обязаны современными
представлениями о гражданстве как о единстве
обязанностей и преимуществ. В Риме же возникли
все основные отрасли права и юридические
понятия, без которых нынче не обходится ни один
народ, ни одно государство.
Но дело даже в другом. Римское гражданство и
право выстраивали совершенно особый образ жизни,
особое самоощущение человека.
Знаменитые юристы империи Гай Папиниан, Юлий
Павел и Ульпиан учили: «По естественному праву
все люди рождаются равными и свободными». Такие
представления коренным образом отличались от
мнений, господствовавших в варварских и
восточных обществах. И до сих пор те области, куда
проникли или, по меньшей мере, где были известны
римские законы, по образу жизни, по характеру
общения людей никак не похожи на те, которых в
ранней истории не коснулась цивилизаторская
длань великой империи.
В республиканский период римское гражданство
имели только коренные обитатели города Рима, и
Рим властвовал над миром. В I в. до Р.Х. гражданами
стали все жители Италии, чуть позже — греки.
Цезарь распространил права гражданства на
Цизальпинскую Галлию.
В имперский период подход к гражданству коренным
образом изменился. Число граждан постоянно
расширялось, пока эдикт императора Каракаллы не
включил в него всех свободных жителей страны
(212 г. по Р.Х.).
Это был важнейший и окончательный поворот от
традиционного государства. Поворот, который
определил основные признаки государства
современного.
Рим первым сформулировал: когда империя
существует веками, она перестает быть орудием
господства одной общины над другими общинами.
Она объединяет племена и народы в общем
историческом движении.
Как показал многообразный опыт прошлого, в том
случае, если империи распадаются, люди, только
недавно жившие бок о бок, становятся
смертельными врагами, и межплеменные распри
возобновляются с новой силой...
Уважаемые читатели!
Напоминаем Вам, что 3 апреля этого года в
Московском доме учителя в рамках
Педагогического марафона, проводимого
Издательским домом «Первое сентября», состоится
День учителя истории. В этот день у Вас появится
возможность встретиться за круглым столом с
Андреем Валентиновичем Полонским, известным
московским литератором, историком, мыслителем,
автором нескольких учебных пособий, многих сотен
научных и популярных работ (некоторые из них
публиковались в нашей газете).
Возможно, в беседе примет участие и проживающий в
Париже русский писатель и философ Станислав
Никольский, давно и плодотворно сотрудничающий с
А.В.Полонским. Правда, работающий за рубежом
коллега еще не дал окончательного согласия
приехать в Москву на Педагогический марафон. Но
уж встреча с профессором Полонским состоится
наверняка!
|