конспекты учебных тем

Марк МАЛЕР

История мировых цивилизаций

Конспекты к пропедевтическому разделу курса

Курс «История мировых цивилизаций», если судить по учебникам, изданным с того времени, как этот предмет был введен в школьное обучение, по существу воспроизводит курс всемирной истории, дополненный экскурсами в культуро-, право- и религиоведение. Метод цивилизационного исследования истории в лучшем случае объявляется одним из методов исторического познания (как правило, в противоположность формационному методу); в худшем случае — преподносится как единственный метод объемного изучения истории народов.
Понятие
цивилизация ( цивилизации ) при всем многообразии определений, содержащих упоминания о природно-климатических, социально-экономических и общественно-психологических (ментальных) факторах, сводится к культурным особенностям народов.
Обществоведческая суть курса, требующая достаточно высокой по меркам школьного образования степени абстракции, подменяется приведением цитат из мыслителей прошлого (большинство из которых неизвестны современным школьникам).
Необходимость в новом добротном учебнике очевидна. Пропедевтической частью этого учебника могут быть предлагаемые ниже конспекты тем, апробированных автором на уроках.

Природа, общество и человек

Общество (социум), в широком смысле человечество — это совокупность всех социальных образований (социальных общностей — родов, племен, союзов племен, семей, каст, общин, сословий, народов и наций; социальных классов; социальных групп, слоев и прослоек). Выстраивая взаимоотношения, эти социальные образования:
— создали в процессе хозяйственной деятельности, в процессе производства, обмена, распределения и потребления свою материальную (вещную) среду обитания — «вторую природу»;
— установили порядок общежития (от норм морали до норм права) и структуру управления (от самоуправления до полного государственного контроля);
— познали и освоили в ценностных ориентирах (образах искусства, символах религии) и в истинностных утверждениях (законах науки и философии) мир природы и мир человека.
Общество — это та социальная среда, в недрах которой воспитывается, приобщаясь к материальной и духовной культуре, человек, реализующий себя в стремлении к достижению установок, определенных внешними обстоятельствами и внутренними самооценками, своими потребностями и запросами.
Человек — в предельно упрощенном, обезличенном толковании этого понятия — биологический вид homo sapiens (человек разумный). Человек — в сопоставлении с миром природы, Вселенной — обобщенный символ человечества. Человек — в противопоставлении человек — животное — носитель нравственных основ, делающий сознательный, а не инстинктивный выбор в пользу блага другого человека или сообщества в ущерб своему благополучию и даже жизни. Человек — в иерархии земных ценностей — образ высшего совершенства, сосредоточение духовного творческого начала.
Конкретный человек — существо, сочетающее в себе природное, социальное и индивидуальное состояния, с изыманием одного из которых (физическая смерть, или утрата социального обличия, или потеря собственного Я) происходит уничтожение или умаление человеческого в человеке.
Сущность человеческого в человеке стирается по мере потери им социальности (изгой, отщепенец, недочеловек) и растворяется в телесных отправлениях по мере потери им индивидуальности (забвение духовных ориентиров, деградация личности). Настоящая смерть человека — потеря памяти о нем, забвение личности.

Единство природы, общества и человека

Природа, общество и человек — три части единого известного нам мира, ими исчерпывается вся мировая действительность в ее пространственно-временной протяженности и в ее чувственно воспринимаемом, мыслительно представимом объеме.
Мир, остающийся за пределами воспринимаемой и осознаваемой людьми действительности, понимается как мир, недоступный в данный исторический момент человечеству, ограниченному несовершенством своего социального опыта и отгороженному от него природными барьерами.
Мы не знаем другой природы, кроме Вселенной. Мы не знаем другого общества, кроме общества людей. Мы не знаем другого типа разумного существа, кроме человека, наделенного природными и социальными свойствами.
Конечно, можно представить себе какое-то существо из неизвестного нам действительного мира. Но это существо будет обладать теми же природными, социальными и человеческими чертами или их причудливыми сочетаниями, которые нам уже известны, так как наши образы и наши мысли — это результат сложного взаимодействия человека с другими людьми и людей с природой.
Как часть природы и часть общества, человек существует единым с ними порядком, подчиняясь законам окружающего мира. Природа определяет пол и возраст, расовую и этническую принадлежность человека. Социальные условия определяют положение человека в обществе.
Живя в природе, человек неразрывно связан не только со своей средой обитания, но и со всей Вселенной. Живя в обществе, человек неразрывно связан не только со своим временем, но и со всей историей человечества.
Биологически и социально люди во многом сходны. Одинаковыми чертами наделены женщины, мужчины, дети, взрослые, жители одной природной зоны. В одинаковом положении находятся люди, принадлежащие к одной общественной группе. Каждый человек продолжает и одновременно воплощает в себе окружающий мир и находится с ним в постоянном единстве.
Природа и общество — это естественная среда и необходимое условие существования человека. Всё человечество как одна из ветвей развития жизни на Земле и как социальный организм, использующий природные ресурсы, постоянно включено в природную среду. Мир, в котором неразрывно соединены человек, общество и природа, и в котором нет ничего другого, кроме природы, общества и человека, представляет собой одно целое.

Объективное и субъективное,
материальное и идеальное в природе,
обществе и человеке

Природа самодостаточна и объективна по отношению к обществу и к человеку. Составляющие ее вещества, явления и процессы, их свойства, состояния и отношения доступны ощущениям, они материальны.
Движение природы в известных нам физических, химических и биологических формах, ее саморазворачивание в земном варианте становится условием и предпосылкой образования новой сущности — социального организма, общества. Общество, преобразуя природу, создает свою материальную среду обитания, вторую природу, мир вещей.
Вещи, сохраняя естественную природную основу, но будучи результатом целенаправленной трудовой деятельности людей, выпадают из природного бытия, получая социальные функции. Они образуют постоянно увеличивающуюся массу средств производства и средств потребления, являющуюся продуктом хозяйствования и предметом собственнических интересов людей.
Делая природу фактором общественного бытия, очеловечивая ее, люди всё более социализируют свои отношения. Материальная сторона общественных отношений, отражаясь в общественном сознании, обретает смысл и перспективу своего существования в мире идей и идеалов.
Свободная от природного и вещного субстрата духовная сторона общественных отношений продуцируется сознанием людей. Чем больше осознанности в общественных действиях людей, тем больше субъективизируется жизнь общества, тем шире и быстрее реализует общество свои устремления. Однако пределом реализации этих устремлений является естественное историческое развитие общественных отношений, объективное и неподвластное отдельному человеку, какому-либо социальному сообществу или всему человечеству.
Человек живет в природе и в обществе — и соединяет в себе и природные и социальные свойства, но сущность человека не сводится только к тому, чтобы быть неотъемлемой частью природной и социальной среды. За вычетом природного и социального у человека остается индивидуальное личностное начало.
Сущность каждого человека в его внутреннем душевном и духовном мире, который не становится прямым отражением или простым продолжением природного и социального окружения. Как личность человек самобытен и неповторим, так как сам ощущает и осознает себя, сам имеет свой собственный образ и собственные понятия о самом себе.
Уникальность человека заключена в его сознании, в его чувствах и мыслях, дающих человеку собственное видение мира и свой жизненный опыт, которые сохраняют неповторимую «самость» человека, тайну его индивидуальности. Личность всегда субъективна по отношению к другой личности, по отношению к обществу и к природе.
Конечно, человек связывает, объединяет себя с тем или иным кругом людей, с тем или иным сообществом, будь то семья, друзья, единомышленники, коллеги по работе или люди, живущие с ним в одном городе, в одной стране, принадлежащие к одному народу, нации, расе. Но чем объемнее понимает человек свою сопричастность обществу и природе, тем шире и значимее в человеке его духовное начало.
Творческой раскрепощенностью человек может преодолеть пределы своего биологического и социального времени и стать для потомков и свидетелем прошлого, и их современником, если его духовный поиск созвучен будущему.

Познание законов природы, общества и человека

Природа, общество и человек соединены и в действительном мире, и в мировоззрении людей. Вселенское, социальное и индивидуальное составляют мировое целое, это целое изучает философия — специальное знание об основах всего сущего и его познания.
Природу физического, химического и биологического миров изучают естественные науки. Жизнь общества, материальную и духовную культуру людей изучают науки социальные, или гуманитарные.
Внутренний личностный мир человека, его душевные проявления пытается изучить психология, но наиболее адекватно личность — как собирательный образ человека — отражена в произведениях литературы и искусства. Однако художественное воплощение человека всегда идеализировано (как в положительную, так и в отрицательную сторону), а значит, упрощено, даже если изображается конкретная историческая личность, даже если автор изображает самого себя. Глубины личностного сознания остаются тайной, дух (или душа) человека непознаваемы.
Если же и есть закономерности движения и развития внутреннего мира человека, то у каждой личности они настолько своеобычны и неповторимы, что не могут быть предметом научного познания.
Природа вечна и бесконечна во взаимосвязях составляющих ее веществ, явлений, процессов и их свойств, состояний и отношений. Периодически и неизменно повторяясь, эти взаимосвязи образуют постоянное закономерное движение природы, поэтому законы естествознания неизменны. Человечество же не вечно, оно имело биологическое и социальное начало своей истории.
Человеческий род образовался на Земле, вероятно, 2,5 млн лет назад, а вид современного человека homo sapiens sapiens (составляющий, по мнению некоторых ученых, один род homo sapiens с более ранним видом, неандертальцами) — 60 тысяч лет назад.
10 тысяч лет назад люди начали обрабатывать землю, 5 тысяч лет назад овладели металлами, создали письменность и первые государства. Повторяя опыт хозяйствования и общежития предков, следующие поколения каждый раз дополняли его новым опытом, и поэтому один общественный уклад вытеснялся другим.
Общественные отношения, свойственные первобытным собирателям и охотникам, уступили место социальным связям, присущим древним землепашцам и скотоводам. Далее утвердились общественные отношения, характерные для народов, живших ремеслом, торговлей, мореплаванием.
Закономерности изжитого социального строя оставались в прошлом. Память о них сохранялась в мифах, легендах, преданиях, в сказаниях и летописных сводах, в обрядах и поверьях, в произведениях художественного, религиозного и научного содержания. Так духовная культура каждый раз связывала исторические периоды, соединяя времена, а культура материальная каждый раз открывала новые исторические периоды, обрывая временную связь.
Развитие общества шло по направлениям восходящим и нисходящим, прогрессивным и регрессивным, через скачки и замирания. Закономерности исторических периодов постоянно обновлялись, поэтому социальные законы не оставались неизменными. Познать их полностью нельзя, так как целые исторические эпохи безвозвратно — и иногда безотголосно — ушли в небытие (см. таблицу 1).

Мировоззрение

Мировоззрение — это единая наиболее общая картина мира, полученная в результате синтеза взглядов человека на мир в целом и на свое место в многообразном и меняющемся мироустройстве. Мировоззрение — это и общая исходная установка отношения человека к миру, и истинностные, ценностные ориентиры человека. Соединенные в мировоззрении знания об окружающей действительности и отношение к ней дают тот идеал единства мира и человека, в котором истины становятся ценностями, а ценности истинами.

Характер мировоззрения

Носителями мировоззрения являются личности и исторически сложившиеся сообщества. Объем их мировоззрений зависит от уровня развитости личности и общества, от степени сопричастности личности обществу и от масштаба освоения обществом природной и социальной действительности.
Личностное мировоззрение у многих людей поверхностно и узко. Оно формируется на основе повседневного опыта и так называемой житейской мудрости, на основе обыденного сознания. Мир предстает при этом как ряд событий в пределах конкретной среды, в которой живет человек. Сущность событий сводится к очевидности происходящего, а их значимость измеряется результативностью ближайших целеустремлений человека. События близкие кажутся важнее процессов общественных, земных или, тем более, космических.
Однако неизбежные перемены внешних обстоятельств или внутреннего состояния человека часто ломают его представления о сложившихся бытовых стереотипах. Их утрата может выглядеть как потеря смысла жизни и даже как вселенская катастрофа.
Подобные кризисы повседневного мировоззрения обычно сглаживаются поисками других расхожих ценностей и истин в реалиях текущей жизни — или преодолеваются формированием у личности стойкого общественного мировоззрения. К общественному видению мира человек приобщается воспитанием, образованием и, главное, деятельным участием в социальной жизни.
Общественное мировоззрение исторически прошло путь от представлений, сложившихся в мифологическое и религиозное мировоззрения, к знаниям о мире, ставшим основой различных вариантов научно-философского мировоззрения.
Мифологические картины мира хаотичны и плохо структурировы. Религиозные выстроены по вертикали: Бог (боги, сверхъестественные силы) — человек. Научные и философские варианты мировоззрения выстроены по горизонтали: природа (Вселенная) — общество — человек.
В картинах веры (которые возникают в результате чувственно-эмоционального, некритического постижения мира) исходные утверждения постулируются, истины и ценности объявляются вечными и неизменными, а единство человека и мира достигается полным подчинением человека силам миропорядка.
В картинах разума (они появляются в результате интеллектуально-критического постижения и практически-преобразовательного освоения мира) все утверждения доказываются, истины и ценности трансформируются, обретая новые значения, а единство человека и мира достигается их гармонизацией.
Накопление поколениями материального и духовного опыта, изменения общественной жизни, столкновения и взаимовлияния культур приводят к кризисам общественных мировоззрений.
Кризис религиозно-мифологического мировоззрения воспринимается его носителями как беда, пришедшая извне; выход видится в консервации привычных идей и идеалов, уже неадекватных действительности.
Кризис научно-философского мировоззрения воспринимается его носителями как внутреннее противоречие, выход из которого состоит в поиске новых идей и идеалов, расширяющих картину мира, адекватную действительности.

Мифологическое мировоззрение

Первоначальные представления о мире, отраженные в древних мифах, появились на том этапе становления человечества, когда люди, выйдя из полуживотного состояния, почувствовали и осознали свое повседневное бытие не только как непредсказуемую случайность, а и как последовательную целесообразность.
Орудия труда, огонь, пещера, порядок общежития и, главное, речь, в которой память поколений сохраняла опыт обустройства первобытного коллектива, позволили людям освоить пространство и освоиться во времени.
Ближайшим пространством родов и племен была среда их непосредственного обитания, ближайшим временем — жизнь сородичей и соплеменников одного поколения. Но за пределами очевидного был не видимый за окоемом мир, откуда приходили и куда уходили день и ночь, тепло и холод, стада зверей и стаи птиц. В этом круговращении стихий выстраивались циклы обязательных, однообразных действий людей в сезоны собирательства и охоты, в периоды кочевья и стойбищной оседлости. В назначенные сроки проходило обучение молодых и обихаживание старых, а в неназначенные, но с неотвратимостью наступающие сроки случались рождения и смерти сородичей.
Все эти жизненно важные циклы общинного сосуществования требовали повторения уже известных трудовых и мыслительных навыков и приемов, ставших неоспоримой традицией в эпоху, когда человек еще не осознал себя и потому не выделился из общества как индивидуальность, а общество еще не осознало и потому не выделило себя из природы как социальность.
Однако мерность прибывания и убывания природных явлений, последовательность и расчлененность этапов жизненного пути людей приводили их к смутной догадке о причинно-следственных связях всего сущего, поддерживаемого и управляемого силами, творящими общий порядок в мироздании — так же сознательно и целенаправленно, как сознательно и целенаправленно создавал свой малый порядок человек.
Жизненная энергия, дух человека представлялись людям в масштабе мироздания в образах вне- и надчеловеческих существ, сверхъестественные возможности которых позволяли им творить, питать и продлевать мир.
С отнесенного в неясное прошлое акта единовременного перводейства, положившего начало первоприродным стихиям и первородному человеку, древние люди вели отсчет миропорядка. В сценариях всех мифов о сотворении мира повествуется, как из ничего явилось нечто, хаос переродился в космос, всё сущее заняло свое место, мир наполнился жизнью, жизнь обрела формы, формы подчинились общему ритму, ритм обозначил мерность круговоротов бытия. Затем боги-творцы подарили первопредкам знания о мире, установив тем самым магическую связь между собой и людьми, вписавшимися во вселенский строй — как малая часть в целое.
Целое в первобытном мировоззрении предстает неизменной данностью, в которой естественное и сверхъестественное слиты и разделены — подобно земле и небу, женскому и мужскому началам, темной и светлой сторонам жизни, добру и злу в поступках божеств и людей. Из этого взаимодействия противоположностей проистекают движение всех стихий, образование всех вещей, рождение и смерть всех существ, каждое из которых имеет наряду с явной еще и тайную, теневую, скрытую сторону своего бытия, которая таит в себе некие живительные и одухотворяющие свойства.
Представления людей о мире и о месте человека в мире существенно изменились, когда производящее хозяйство, постепенно вытеснив хозяйство присваивающее, разрушило первобытно-родовые отношения, а вместе с ними и мифологические представления о всеобщем родстве богов, природных явлений и людей.
Переход от слепого подчинения условиям жизни к овладению ими произошел в эпоху, когда человечество осознало свою социальность, а человек почувствовал свою индивидуальность. Этот переход сопровождался усложнением общественной организации первобытного коллектива, образованием семей и соседских поселений, семейной и личной собственности на орудия труда, скот, постройки и обрабатываемую землю.
На смену группе охотников, для которых среда обитания была, с одной стороны, владением богов-покровителей, а с другой — общим достоянием племени, пришел пахарь-одиночка, для которого обработанное им поле стало своим, потому что в эту землю был вложен его труд, сторицей воздающий и ему и его детям-наследникам.
Пока люди только потребляли окружающую природу, они, оставаясь покорно-сторонними ее наблюдателями, вынуждены были принимать как доброе, так и злое в самодействиях стихий. Когда же люди приступили к возделыванию природы, они, став небезразличными ее соучастниками, обязаны были помогать добрым и противиться злым для них стихиям.
Эту функцию взял на себя в древнем героическом эпосе отмеченный богами от рождения человек-богатырь. Он изображался как умелец и хитрец, а часто и богоборец, обладающий уникальными способностями и сверхъестественными возможностями, как посредник между небом и землей, имеющий тайную связь с природой и явную связь с людьми.
Деяния культурного героя разворачивались во временных рамках между мифологическим началом мира и историческим началом человечества, они нарушали своей необратимостью цикличность мироздания и укладывались в событийные ряды хотя и не единой, но уже прямой линии от прошлого к настоящему.
Вехами на этом пути стали значимые для людей приобретения, которым научил их эпический герой: разведение огня и использование орудий труда, строительство жилищ и выпас скота, обработка земли и овладение ремеслами, искусствами, военным делом, мореплаванием и торговлей, поклонение богам и уважение к старшим, добывание невест и воспитание детей.
Всё, что социализировало людей и хранилось в памяти поколений, было сконцентрировано и представлено в подвигах этого обладающего человеческой мудростью и божественной прозорливостью неисторического персонажа вполне исторического времени. О героях слагались сказания, былины и легенды.
Так в мировоззрение доисторического общества вошел человек — собирательный образ человеческого рода, приступившего к окультуриванию природы, как символ всего желаемого и возвышенного в людях.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и сверхъестественными.
Однако религия в отличие от мифологии проводит точную грань между естественным и сверхъестественным, наделяя первое только материальной сущностью, второе — только духовной. Поэтому в период, когда мифологические и религиозные представления были соединены в религиозно-мифологическом мировоззрении, компромиссом их сосуществования явилось язычество — обожествление природных стихий и различных сторон человеческой деятельности (боги ремесел, боги земледелия) и человеческих отношений (боги любви, боги войны).От мифологических поверий в язычестве остались две стороны бытия каждой вещи, каждого существа, каждого явления природы — явная и скрытая для людей, остались многочисленные духи, оживляющие мир, в котором живет человек (духи — покровители семьи, духи — хранители леса). Но в язычество вошло представление об автономности богов от их функций, об отделенности богов от сил, которыми они управляют (например, бог-громовержец не является частью или тайной стороной грома и молнии, сотрясение небес — это гнев бога, а не его воплощение).
По мере развития религиозных верований религиозное мировоззрение освобождалось от многих черт мифологического мировоззрения.
Уходили в прошлое такие черты мифологической картины мира, как:
— отсутствие ясной последовательности событий в мифах, их вневременной, внеисторический характер;
— зооморфизм, или звероподобие мифологических богов, их спонтанные, не поддающиеся человеческой логике действия;
— второстепенная роль человека в мифах, неопределенность его положения в действительности.
Целостные религиозные мировоззрения сформировались, когда сложились монотеистические вероучения, когда появились системы догматов, или непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость — греховность.
Религия — это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество дает о себе знать посвященному.
Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью которых человек приходит к вере и утверждается в ней.
В религиозном мировоззрении бытие и сознание тождественны, этими понятиями определяется единосущий, вечный и бесконечный Бог, по отношению к которому природа и человек, от него произведенные, вторичны, а потому временны, конечны.
Общество представляется стихийным сборищем людей, так как оно не наделено своей особой душой (в научном мировоззрении называемой общественным сознанием), тем, чем наделен человек. Человек же слаб, произведенные им вещи тленны, дела быстротечны, мирские помыслы тщетны. Общежитие людей — это суетность земного пребывания человека, отступившего от заповедей, данных свыше.
В вертикальной картине мира Бог — человек общественные отношения воспринимаются как сугубо личностные, единичные действия людей, спроецированные на великий замысел Творца. Человек в этой картине — не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного предопределения.

Материальная и духовная культура общества

Материальная культура — это результат созидательной, практически-преобразовательной деятельности людей. Это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

Воспроизводство материальной и духовной культуры

1-6.gif (18317 bytes)Всё, что создано людьми, весь многообразный результат воздействий общества на природу и взаимоотношений внутри общества представляет собой — в широком смысле — культуру человечества. Положительные и отрицательные стороны культурного опыта люди оценивают, исходя из практических достижений своего времени и в соответствии с идеалами, принятыми в том или ином сообществе.
В обществах замкнутых, традиционных, чей образ жизни меняется медленно, культурное наследие прошлого перенимается целиком. В обществах открытых, модернизируемых, чей образ жизни постоянно обновляется, культурное наследие прошлого критически перерабатывается и дополняется.
Преемственность культуры, ее сохранение и развитие последующими поколениями связаны с двумя видами деятельности человека — созидательным и познавательным, с двумя основными социальными процессами — материальным и духовным освоением мира.
Преобразовывая окружающую природу, совершенствуя средства и способы производства и потребления, оснащая повседневный быт множеством вещей, люди создали предметную среду, материальные условия своего существования. Познавая окружающий мир и самих себя, совершенствуя порядок общежития, насыщая память множеством образов и идей, люди создали систему истин и ценностей, духовные ориентиры своего сознания.
Накопление материальной и духовной культуры, накопление осязаемых результатов человеческой деятельности и суммы знаний об этой деятельности происходит неравномерно и противоречиво. Вещи всегда подвержены физическому и моральному износу и замене, идеалы часто переосмысливаются или забываются. Иногда стихийные бедствия и социальные потрясения приводят к уничтожению целых культур. Однако непрерывность хода всемирной истории обеспечивает и непрерывность культурного наследования.
В доклассовом обществе роды, племена, семьи и соседские общины воспроизводили в каждом поколении и материальные условия жизни, и духовные ориентиры своей социальной общности. С переходом к классовому делению социума функцию материального производства, его организацию и контроль берут на себя социальные классы, а функцию сохранения и развития духовных ценностей и истин — социальные общности.
Конечно, это не означает, что раб, феодально зависимый крестьянин или наемный рабочий становятся только механическими приложениями к средствам производства, а рабовладелец, феодал и буржуа только владеют средствами производства. Имея свое классовое обличие, эти люди вместе с тем входят в определенные социальные общности, к духовной культуре которых они приобщены.
Сложность социальной структуры общества в том и состоит, что человек может одновременно иметь и общностную, и классовую принадлежность, духовно формироваться в своей семье, общине, сословии, народе, нации — и участвовать в материальном производстве как человек трудового или собственнического класса.
Феодалы и феодально зависимые крестьяне не создают духовную культуру, а дворянство, духовенство, крестьянство (имеется в виду не класс, а сословие) — создают. Точно так же наемный рабочий и капиталист разделены трудом и капиталом, заработной платой и прибылью (то есть классовым положением и классовыми интересами), но как люди, принадлежащие, например, к одной нации, соединены общностью языка, общностью страны рождения и общностью культурной (духовной) традиции.
Человек обязательно принадлежит к той или иной социальной общности и всегда несет в себе духовную культуру этой общности, участвуя в ее воспроизводстве тем, что говорит и думает на родном языке, тем, что воспитывает детей в своей культурной традиции, тем, что оберегает свою землю. Человек обязательно пользуется материальными условиями жизни, но не всегда принадлежит к тому или иному социальному классу и поэтому не всегда связан с воспроизводством материальной культуры.

Сферы (области) духовной культуры

Можно выделить несколько основных (весьма условных) хронологических вех первоначального формирования сфер духовной культуры:
— 2,5 млн лет тому назад;
— 40 тыс. лет тому назад;
— 5 тыс. лет тому назад.
Это рубежи, обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет к оформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и к становлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).
Этика — это нормы морали, правила поведения, нравственные отношения людей. Этика отражает и закрепляет межличностные отношения. Они могут быть представлены формулой человек — человек, в которой общепринятые в социуме нормы поведения даны как модель общения, как стереотип поступков не только по отношению к конкретному человеку, но и — в цивилизованных обществах — к человеку воображаемому или ко всему тому, что одушевлено, очеловечено, на чем лежит образ человека, что сохраняет память о нем.
Нормы морали почерпнуты из житейского опыта и зафиксированы в установлениях и документах как светского, так и религиозного содержания, иногда в форме назидательных примеров и поучений, в том числе иносказательного характера (пословицы, поговорки, присказки, сказки, басни, притчи), а также в форме актов властных структур, в художественных, научных и философских произведениях, имеющих целью привить человеку понятия добра и зла, обеспечить такого рода поведение личности, которое бы не нарушало целостности коллектива, его стабильности.
Нравственность — исторически первая сфера духовности, освоение которой через ритуально-обрядовые действа и с помощью семейно-родственных отношений позволяло противопоставить животному инстинкту человека жить для себя потребность жить для окружающих людей.
Превосходство общего интереса над индивидуальным насаждается силой или прививается любовью — и воспринимается как абсолютный закон поведения во благо самосохранения всего коллектива и самого человека, чьи поступки ограничиваются запретами. По мере формирования личности поведение человека корректируется им самим — в результате осознания самоценности своего социума.
Эстетика — это художественное сознание и художественное творчество, восприятие и воспроизведение внешнего мира природы и общества и внутреннего мира человека в образах, представленных словами, жестами, мимикой, наглядными изображениями, в том числе нанесенными на орудия труда, предметы обихода и культа в качестве украшений или представленных в специально созданных произведениях, имеющих чисто художественное значение.
Эстетика как пласт духовности формируется параллельно и одновременно с этическим сознанием уже на ранних этапах истории человечества — прежде всего, как адекватное выражение представлений о добре в зримых образах прекрасного и о зле в зримых образах безобразного.
Коллективизм общественного бытия прививался системой воспитания не только в поучительно-назидательной форме, но и с помощью ритуально-обрядовых действий, которые со временем приобрели характер самостоятельных игр, праздников, зрелищ, театрализованных актов, в которых воплотились обычаи племен и народов. Самоотождествление человека с окружающей природой, подражание ей, ритмизация трудовой деятельности и быта позволили со временем создать живописные, пластические и музыкальные образы, не несущие непосредственной функциональной нагрузки, а опосредующие чувственно-эмоциональное отношение людей к миру и к самим себе.
Духовная культура, сложившаяся еще в период родо-племенных отношений как этико-эстетическое сознание, пополнялась (по мере формирования новых социальных общностей и по мере вычленения человека из жестко обусловленного коллективного окружения) другими пластами коллективного сознания, наслоение которых создавало единую духовность того или иного исторически сложившегося социума.
Этика, право, наука определяют нормы, правила, законы, которые, отражая объективные отношения, сложившиеся в обществе, и объективные отношения общества к природе, становятся истинами. А эстетика, религия, философия, отражая субъективное, личностное отношение человека к миру (соответственно на чувственном, эмоциональном и рациональном уровнях), определяют ценности, на основе которых складываются идеалы.

Социальные общности и социальные классы

Социальные общности — это основные исторически сложившиеся объединения людей, в пределах которых люди общаются на одном языке, живут одной культурной традицией и на одной территории. Социальная общность духовно соединяет и сплачивает людей, сознающих свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему этой общности. Каждый человек, не потерявший социального обличия, включен в жизнь социальных общностей, одной или нескольких.
Социальные классы — это большие группы людей, связанные с производством и с собственностью на средства производства. Одни классы только непосредственно участвуют в материальном производстве, другие — только являются собственниками средств производства, третьи — и непосредственно участвуют в производстве, и являются собственниками средств производства.
Классовый состав общества складывается в результате развития производительных сил общества и соответствующих этим силам производственных, или собственнических, отношений. В период преобладания физического ручного труда производящими классами общества были рабы, крестяне-общинники, ставшие феодально зависимыми крестьянами, и ремесленники, а основными собственническими классами — рабовладельцы и феодалы. В период преобладания механизированного машинного труда производящим классом общества стали наемные рабочие, а основным собственническим классом — буржуазия.

Образование социальных общностей

Всё множество людей, живших и живущих ныне на Земле, принадлежит к одному биологическому виду. Имея одинаковые природные черты и постепенно овладев особыми приемами совместной трудовой деятельности, люди приобрели и общие социальные черты.
Первоначально группы связанных кровным родством человеческих особей общими усилиями приспосабливались к среде обитания. Полученный опыт общежития передавался от поколения к поколению и, повторяясь, постоянно пополнялся новыми способами обустройства повседневной жизни. Так сложилась преемственность поколений, дающая представление о родственной и культурной связи с предками. Так образовался род — первый общественный организм, первое объединение людей, которыми руководил не только инстинкт самосохранения, но и приверженность общему делу.
Род как коллективный хранитель накопленного опыта, коллективной памяти о прошлом открыл человеку понятие времени, той неосязаемой реальности, которая ведет людей по историческому пути.
Формы социальной общности менялись по мере освоения и преобразования окружающего мира, по мере совершенствования хозяйственного уклада и усложнения общественных отношений, отношений людей к материальным условиям жизни и друг к другу. С переходом от собирательства к организованной охоте и от бродячего образа жизни к стойбищному роды значительно увеличились и превратились в племена. С переходом к земледелию и скотоводству внутри племен сложились семьи, заменившие брачные группы, и соседские поселения, ставшие сельскими общинами.
Устойчивые союзы племен слились в народы, а с отделением ремесла от земледелия, с расширением торговли и с образованием государств племена и народы раздробились на сословия.
В централизованных государствах с развитием внутреннего рынка сословия сплотились в нации. В XX в. народы и нации осознали себя единой социальной общностью — человечеством. Так слились в человечестве единство биологического вида и единство социальной общности.
Человек всегда принадлежит к какой-либо социальной общности, к определенной группе людей, будь то семья или семейный клан, сельская или городская община, сословие или каста, племя или народность, народ или нация. Как правило, человек одновременно включен в несколько социальных общностей, разных по масштабам и по тому, какое влияние они оказывают на человека.
Например, можно жить в семье и вместе с семьей входить в сельскую общину, которая вместе с другими общинами составляет крестьянское сословие, которое, в свою очередь, вместе с другими сословиями является частью одного народа (см. схему).
При всем разнообразии социальных общностей они имеют следующие характерные черты.
Во-первых, все люди одной общности говорят на одном общем для них языке или пользуются в повседневной жизни понятными друг другу способами общения. У каждого народа свой разговорный язык и свой язык жестов и мимики. Сословия говорят на языке своего народа, но дополняют его особыми словами и выражениями, жестикуляцией и мимикой, понятными только в определенной сословной среде. У некоторых народов сословный язык был столь различен, что крестьяне не понимали дворян, а горожане — селян. В семье бывает достаточно взгляда или молчания, чтобы быть понятым без
Во-вторых, все люди одной общности живут общей культурной традицией, теми этическими и правовыми нормами, эстетическими и религиозными ценностями, которые связывают всех общими истинностными и ценностными ориентирами. Нравственные и правовые установки, художественные образы и религиозные догмы вводят человека в духовную культуру его общности. Праздники, обряды и ритуалы, особенности одежды, утвари и кухни приобщают человека к традициям повседневного быта его общности.
В-третьих, все люди одной общности жили или живут на общей для них территории, в одном географическом пространстве, на той земле, которую они называют родиной. Общность среды обитания, будь то страна, округа, городской квартал или родительский дом, соединяет людей иногда больше, чем кровное родство. Люди обычно связывают с родной землей свою судьбу, ждут от нее защиты и покровительства. Часто человек одушевляет то место, где он родился и где приобщился к культуре своих земляков, а оказавшись на чужбине, он долго хранит память о домашнем очаге, о могилах предков.
По языку, по культурным традициям, по месту жизни люди делятся на своих и чужих, родных и инородных, понятных и непонятных, близких или культурно чуждых. Чем большее духовное значение имеет для человека та или иная социальная общность, тем сильнее он себя с ней отождествляет. Если, например, народ важнее сословия или семья важнее общины, то выбор в пользу народа или семьи человек делает сознательно, а не по принуждению. Это выбор духовного единения, которое нельзя заменить материальными благами или иными выгодами.
Выйдя из одной социальной общности, порвав с ней духовные связи, человек всегда остается (оказывается) в другой социальной общности, на которую настраивается его внутренний мир. Жить вне общества людей — это значит жить вне конкретной социальной общности.
Потеря человеком социального обличия, превращение его в изгоя, отщепенца равносильны социальной смерти, с которой приходит духовное опустошение и утрата личностного начала.

Образование социальных классов

Поляризация общества на классы происходила в условиях уже сложившегося производящего, преимущественно сельского, хозяйства с уже установившейся собственностью работника на средства производства.
Хозяйство крестьянской семьи и сельской общины было малопроизводительным, но достаточно прочным. Порядок и очередность работ на селе зависели от природно-климатических условий местности и велись традиционными способами.
Множество разных работ выполнялись вручную или с применением тягловой силы животных. Крестьянин обрабатывал землю и разводил скот, строил жилые и хозяйственные постройки, мастерил орудия труда и домашнюю утварь, иногда добывал руду и варил соль, выделывал кожи и ткал полотна.
Хозяйство крестьянской семьи и общины было самодостаточным, экономически не связанным с хозяйствами других семей и общин. Обмен между городом и деревней носил эпизодический характер. В городах ремесленники работали в основном на заказ, а не на продажу, и часто подспорно занимались скотоводством, огородничеством, лесным и рыбным промыселом.
Средства производства — земля, скот, орудия труда — принадлежали крестьянину или общине, точно так же, как мастерская и инструмент принадлежали ремесленнику. Замкнутые, основанные на самообеспечении, натуральные хозяйства крестьян и ремесленников были экономически независимы, но сами работники, оторванные друг от друга, были социально не защищены.
С образованием государств в обществе образуются социальные верхи и социальные низы; сословное деление происходит по принципу разделения обязанностей, прав и привилегий. Сфера управления, сфера государственного контроля, политическая система, властные функции оказываются в руках верхов, объявляющих себя носителями государственной власти, ее собственниками. Содержание государства и социальных верхов, обеспечивающих общественный порядок, ложится на простолюдинов, на социальные низы, на сельские и городские общины.
Социальное принуждение крестьян начинается с регулярного сбора дани, которое превращается в государстве в натуральный, позже денежный налог и во всякого рода государственные повинности, а заканчивается захватом князьями, дружинниками, жрецами общинных земель, барщиной и оброком в пользу владельцев поместий и крепостничеством.
Поземельные отношения в западноевропейских средневековых государствах устанавливаются, например, либо как рыцарское держание, при котором земля принадлежит королю и аристократам, либо как крестьянское держание, при котором земля принадлежит рыцарям или монастырям. Но везде земля — феодальная собственность, собственность государств, Церкви и феодалов, наследственных владельцев поместий или владеющих поместьями на условиях службы.
Аристократия, дворянство и духовенство — привилегированные группы и сословия феодального общества — соединяются в класс феодалов, который осуществляет с помощью государства внеэкономическое насильственное принуждение лично зависимых и прикрепленных к земле крестьян, превращенных в сословие-класс.
Социальные классы феодалов и феодально зависимых крестьян, эксплуататоров и эксплуатируемых составляют структуру феодального общества, в котором наряду с этими классами проживают безземельные дворяне, ремесленники, торговцы, чиновники, люди интеллектуального труда (врачи, учителя), подмастерья, наемные работники, слуги, солдаты и деклассированные элементы (неимущие, городская чернь, нищие, бродяги, разбойники).
Феодальные отношения установились — в той или иной форме — во всех странах Европы и Азии в первом тысячелетии нашей эры. Однако народы Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Индии и Китая, в отличие от племен Западной, Северной и Восточной Европы, вошли в феодализм, пройдя в первом тысячелетии до нашей эры период рабовладельческих отношений.
В рабовладельческих государствах Древнего мира основными производящими классами были свободные крестьяне-общинники и ремесленники, которые несли натуральные, денежные и трудовые повинности в пользу государства. Но часть земледельческих работ, строительство ирригационных сооружений, дорог, дворцов, храмов, работы на рудниках и в каменоломнях, домашнее услужение были возложены на рабов, принадлежавших государству или частным владельцам.
В догосударственный период рабами племенной знати и жречества могли стать должники-соплеменники и пленники. По мере образования государств рабовладение превращается в постоянный способ обогащения всего класса рабовладельцев и всего рабовладельческого государства.
В отличие от феодально зависимых крестьян, рабы не имели ни личной свободы, ни собственности. Сами они и результаты их труда полностью или почти полностью принадлежали хозяевам, которыми кроме землевладельцев, чиновников и воинов могли быть и свободные крестьяне-общинники, ремесленники.
В условиях натурального хозяйства земля как основное средство производства и работы на земле являлись главным источником богатства общества. Большую часть этого богатства господствующие классы присваивали благодаря государственным порядкам, которые охраняли собственность рабовладельцев и феодалов и насильственно прикрепляли к их землям рабов и крестьян, обеспечивая внеэкономическое принуждение угнетенных классов.
Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению классового состава общества и к уничтожению сословий. Активное предпринимательство буржуазного класса, владеющего денежными и промышленными капиталами, вытеснило феодалов-дворян, никогда не участвовавших в производстве, из социальной, а затем и из политической жизни.
Наем рабочей силы на капиталистические предприятия создал класс пролетариев, лично свободных рабочих, не имеющих собственности на средства производства и продающих свою рабочую силу в обмен на оплату труда.
Купля-продажа земли расслоила деревню на зажиточных крестьян (сельских буржуа) и на бедняков и батраков. Экономическое принуждение рабочих, с одной стороны, и прибыльность вложенных в дело капиталов буржуазных собственников — с другой, стали основой классового общества Нового времени.
В рыночном высокопродуктивном хозяйстве, в котором экономические связи между производствами носят необходимый и постоянный характер, принуждение к труду осуществляется экономическими, ненасильственными средствами.

Формации и цивилизации

Социально-экономическая формация (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический общественный строй) — это этап, или ступень исторического развития общества, характеризующаяся основным в этот период способом производства.
Каждой формации соответствуют определенный социально-классовый состав общества и определенные идейно-политические отношения, называемые общественной надстройкой над базисными социально-экономическими отношениями.
Цивилизация — это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям сознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких языком, традиционной культурой и территорией проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально-общностный состав, место и роль человека в обществе.

Формации

Социально-экономические формации составляют этапы, или ступени, исторического развития общества и различаются характерными для каждой формации способами производства.
Способ производства — это производительные силы общества и соответствующие им производственные отношения. Производительные силы общества состоят из совокупной рабочей силы трудовых слоев общества и средств производства. Производственные отношения — это отношения трудовых и нетрудовых слоев общества к собственности на рабочую силу и к собственности на средства производства. Собственнические отношения складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных условий жизни и превращаются в отношения между классами и социальными группами.
Медленному развитию производительных сил рабовладельческого и феодального обществ (ручной физический труд, повторяемость из поколения в поколение хозяйственного опыта, замкнутость самодостаточность отдельных производств) соответствует передаваемая по наследству собственность землевладельца на землю и на труд эксплуатируемых работников. В малопродуктивном натуральном хозяйстве принуждение к труду осуществлялось внеэкономическими насильственными средствами (раб — невольник, крестьянин — крепостной).
Быстрому развитию производительных сил буржуазного общества (машинное производство, технический прогресс, обновляемость хозяйственного опыта, постоянные экономические связи производств) соответствует каждый раз приобретаемая собственность на средства производства и на рабочую силу (профессия и квалификация работника). В высокопродуктивном рыночном хозяйстве принуждение к труду осуществляется экономическими средствами (вольнонаемный рабочий продает свою рабочую силу).
Производящему (натуральному и рыночному) хозяйству исторически предшествовало присваивающее хозяйство первобытного общества, в котором простейшие орудия труда создавались для того, чтобы взять у природы готовый продукт (собирательство, рыболовство, охота), а не для того, чтобы произвести новый (земледелие, ремесло). Совместные усилия первобытного коллектива (рода, племени), приспосабливающегося к среде обитания, позволяли установить только общую, а не частную или корпоративную форму собственности на все материальные условия жизни. Первобытное общество (родоплеменной строй) было бесклассовым, или доклассовым.
Общественные отношения, с точки зрения формационного подхода, — это отношения классов и социальных групп в сфере экономики, в социально-собственнической сфере, в сфере политики и в сфере идеологии.
Социально-экономические отношения объективны, они зависят от природных ресурсов, от степени приспособленности людей к окружающей среде, от накопленного опыта трудовой деятельности, от материальных потребностей общества. Стихийные, не осознаваемые обществом экономические и социальные процессы становятся всё более управляемыми по мере перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему и по мере перехода общества от натурального хозяйства к рыночному.
Социально-экономические отношения закрепляются в политической надстройке (в системах власти) и отражаются в идеологиях. Идейно-политические отношения субъективны, они зависят от намерений людей сохранить или сломать существующий общественный строй.
Противоречия социально-экономической жизни, противоречия между трудовыми и нетрудовыми, собственническими и несобственническими классами, особенно острые в период, когда старые производственные отношения тормозят развитие новых производительных сил, выливаются в восстания рабов, в крестьянские войны, в буржуазные революции.
Политическая деятельность людей позволяет менять властные структуры и формы государственной власти, руководствуясь идеологическими принципами, которые в конечном счете отражают интересы тех или иных классов и социальных групп.
Идеология (политическое сознание общества) подчиняет себе все сферы духовности — мораль и художественную культуру, право и религию, философию и научное познание. В классовом обществе духовные ценности идеологизируются, а социальные отношения политизируются с особой интенсивностью в периоды социальных конфликтов.
Таким образом, идейно-политические отношения, надстраиваясь над социально-экономическими отношениями, с одной стороны, соответствуют им, а с другой стороны, благодаря сознательным волевым действиям людей меняют базис.

Цивилизации

История отдельных народов не укладывается в единую всемирную историю общественно-экономических формаций. Она не может быть понята и объяснена только на основании общественного строя, одновременно существующего у разных народов — тем более, что народы часто «опережают» друг друга или «отстают» друг от друга в своем формационном развитии.
Исторические особенности народов как целостных социальных общностей позволяют говорить об их цивилизационных различиях.
Первые цивилизации сложились 5 тысяч лет назад в полосе Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, в которой природно-климатические условия были благоприятны для развития орошаемого земледелия, пастбищного скотоводства, речных и морских торговых связей, развития металлургии. Там были построены города, образовались государства, сложилось целостное религиозно-мифологическое мировоззрение, возникла письменность.
С расширением цивилизационного пояса все народы к концу XX в. включились в единую общечеловеческую цивилизацию. Однако основные цивилизационные различия народов сохраняются до нынешнего дня.
Количество цивилизаций, существовавших и существующих доныне, установить невозможно, так как у цивилизаций нет четких пространственных и временны'х границ. Например, цивилизацию народов Западной Европы и США в XVI—XIX вв. можно рассматривать и как единую цивилизацию Нового времени, и как две цивилизации Старого и Нового Света, и как несколько цивилизаций, соответствующих особенностям англо-, франко-, германо-, итало-, испаноговорящих народов.
Можно выделить такие основные типы цивилизаций.
Цивилизации первичные, выросшие непосредственно из первобытности и частично сохранившие черты доисторического периода, и цивилизации, впитавшие в себя культуру предшествовавших цивилизаций.
Цивилизации традиционные, монотонные, повторяющие культурный опыт.
Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт.
Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления.
Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм — для народов Запада.
Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа.
Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.
Цивилизации аграрные, материальной ценностью которых была обрабатываемая земля, а духовными ценностями — всё, что роднило людей с землей.
Цивилизации индустриальные, материальной ценностью которых становится технический прогресс, всё, что уменьшает зависимость человека от природы.
Цивилизации континентальные, привязывающие народ к географическому пространству.
Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства.
Почти все цивилизации могут быть отнесены сразу к нескольким типам и существуют как бы в их пересечении.
Например, цивилизация Древней Греции, выросшая из первобытного (доахейского) времени, была обновляющейся, монолитной, аграрной, морской. Цивилизация Древнего Рима, родившаяся благодаря приобщению первобытных италийских племен к греческой культуре, была синтезом культур народов Средиземноморья, но при этом отгораживала римлян от завоеванных ими неримлян, чья культура считалась второсортной (см. таблицу 2).

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Формационный метод позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого сообщества и отметить общие черты общественных укладов разных стран и разных народов, находящихся на одной исторической ступени, живущих при одном общественном строе. Однако с помощью формационного метода нельзя объяснить те исторические события, в которых решающее значение имели субъективные факторы, сознательные действия людей.
Формационный метод не раскрывает особенностей культур и исторических путей народов и других социальных общностей. Этот метод по сути применим только к обществам Древнего Востока, Европейской Античности, Западноевропейского Средневековья и Западноевропейского и Американского Нового времени. В других обществах рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства либо имели резко отличные черты, либо вообще не существовали. Это означает, что всемирная история не укладывается в одномерное, линейное, поэтапное, ступенчатое развитие, в единый коридор смены формаций.
Необходим другой метод исторического познания, учитывающий многообразие и многомерность общественной жизни. Если взять не вертикальный, сквозь все времена проходящий срез мировой истории, а горизонтальные срезы эпох, показывающие различия культур и исторических судеб народов и стран, то вместо понятия общественный строй надо использовать понятие цивилизация.
Отметим основные различия формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.
В пределах формаций (кроме первобытнообщинной) люди разделены по производственному и собственническому признакам на классы. В пределах цивилизаций люди объединены в общности — народы, нации или группы близких народов и наций.
Принадлежность человека к классу означает, что в конкретной исторической ситуации его положение в обществе определяется местом в производстве и отношением к собственности на средства производства. Принадлежность человека к народу, к нации означает, что независимо от конкретной исторической ситуации он навсегда остается приобщенным к языку, культурной традиции и географической среде своей общности.
Формация характеризуется способом производства материальных условий жизни, над которыми надстраиваются политика и идеология. Цивилизация характеризуется воспроизводством духовной культуры народа или группы близких народов.
Формационный подход основным фактором общественной жизни полагает ее материальную сторону, цивилизационный — коллективное сознание, духовную сторону общественной жизни.
Формационный метод исследует объективные причины исторических процессов, цивилизационный — субъективные, связанные с мотивами поведения человека, побуждающими его к общественной деятельности.
Формационный метод выводит единый для всего человечества закон общественного развития, цивилизационный — особенные закономерности жизни разных народов и групп народов.
Одномерному движению мировой истории, которое сторонникам формационного метода кажется преобладающим, цивилизационный метод противопоставляет представления о разнонаправленных движениях народов, развитие которых не может быть сравнимо.

Краткая характеристика западноевропейской средневековой цивилизации

Феодальная (сословно-корпоративная) цивилизация. Каждый человек в западноевропейском Средневековье был включен в то или иное сословие (первое — духовенство, второе — дворянство, третье — остальная часть общества: купечество, мещанство, крестьянство) и корпорацию (монастырь, приход, рыцарский орден, городская коммуна, купеческая гильдия, ремесленнический цех или иное объединение по профессии и роду занятий, например, корпорация студентов университета или корпорация юристов данного города, сельская община).
Сословно-корпоративный строй защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в делах своей корпорации.
Каждое сословие, каждая корпорация занимали свое место в средневековой общественной иерархии (от духовной и светской аристократии до городских нищих, которые тоже составляли отдельное объединение) и выполняли свою функцию в общественном разделении труда (духовенство молится, дворянство воюет, крестьянство пашет).
Корпорации сплачивали общество, что позволяло ему вести диалог с властью через свои представительные органы (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании).
Средневековые западноевропейские государства были сословно-представительными монархиями, которые по мере обретения обществом национального единства заменялись абсолютными монархиями.
Локализованная цивилизация. Пространственно ограниченная на востоке византийской, русской, арабской, а затем османской (турецкой) цивилизациями, на западе — Океаном.
Географическое единство народов западноевропейской цивилизации обеспечивалось относительно небольшой территорией Западной Европы, связанной системой рек и береговой линией внутренних морей и заливов.
Историческое единство народов западноевропейской цивилизации было основано на культуре, рожденной из соединения варварского мира германских племен и мира Западной Римской империи.
Христианская (католическая) цивилизация. Религиозное мировоззрение народов Западной Европы, этические и эстетические ценности сформировались под влиянием католической Церкви, которая, по существу, была государством в государстве, претендующим на подчинение светской власти духовной. Единая церковная организация воплощала идею духовного единства западноевропейской цивилизации, противостоящей Востоку православному и мусульманскому.
Беря на себя посредничество между Богом и людьми, снимая с человека греховность его поступков, Церковь проповедовала не только идеал смирения, но и идею активного участия в мирских делах — во имя веры.

Краткая характеристика цивилизации Нового времени

Буржуазная цивилизация. Буржуазные отношения, установившиеся в Западной Европе в XV—XIX вв., быстро модернизировали общество, коренным образом обновляя все стороны его жизни.
Наиболее ощутимым результатом модернизации уже в период раннего Нового времени было осознание людьми их принадлежности не к узким сословно-корпоративным общностям, а к нациям, классам, человечеству.
Буржуазные отношения, открыв простор для предпринимательской деятельности, создали условия для формирования нового человека, активной творческой личности, утверждающей себя и в практической повседневной жизни, и в духовных поисках, обращенных как в прошлое, так и в будущее.
Индивидуализм во всех его проявлениях стал смыслом и символом Нового времени. Индивидуализм объявил свободу личности высшей категорией нравственных и правовых норм, эстетических и религиозных ценностей. Свобода личности стала пониматься как выбор человеком жизненного пути (независимо от происхождения и положения в обществе) и как наслаждение полнотой жизни.
Но безудержный индивидуализм начала Нового времени позже был скорректирован эпохой Просвещения, ограничившей волевое поведение человека рамками разумности и уважительного отношения к обществу. Суверенитет личности может быть реализован только в суверенном обществе, которое становится тем более совершенным, чем более совершенен закон, принятый всеми для исполнения.
Общественный договор как идеальная модель социального устройства стал началом осознания принципов демократизма, утверждавших гражданское общество и правовое государство.
Гуманизация коснулась и понимания социально-экономических отношений, возможность управления которыми в условиях научного и технического прогресса вселила надежду на достижение социальной справедливости и материального изобилия.
Океаническая цивилизация. В противоположность локальным цивилизациям прошлых эпох цивилизация Нового времени вышла за пределы Западной Европы и стала со временем мировой. Европейские народы, консолидированные в единое историческое пространство, колонизовали Новый Свет, Азию, Африку, соединив эти континенты торговыми путями и культурными связями.
В начале Нового времени было положено начало формирования единой мирохозяйственной системы. Глобальный характер океанической цивилизации дал людям Нового времени ощущение причастности ко всему миру, сознание того, что Земля — общий дом человечества.
Индустриальная цивилизация. Все цивилизации прошлых эпох были аграрными, люди зависели от природно-климатической среды обитания, на преобразование которой они затрачивали в основном физические усилия.
Машинное производство индустриального общества не только освободило людей от тотальной зависимости от природы, дало массу качественно новых продуктов, позволило тратить преимущественно нервные и умственные усилия (более свойственные жизнедеятельности человека), но и высвободило силы и время общества для творческого труда и активного отдыха.

Современная цивилизация

Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня.
Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях.

Уважаемые читатели!

Напоминаем Вам, что 3 апреля этого года в Московском доме учителя в рамках Педагогического марафона, проводимого Издательским домом «Первое сентября», состоится День учителя истории. В этот день у Вас появится возможность встретиться за круглым столом с Андреем Валентиновичем Полонским, известным московским литератором, историком, мыслителем, автором нескольких учебных пособий, многих сотен научных и популярных работ (некоторые из них публиковались в нашей газете).
Возможно, в беседе примет участие и проживающий в Париже русский писатель и философ Станислав Никольский, давно и плодотворно сотрудничающий с А.В.Полонским. Правда, работающий за рубежом коллега еще не дал окончательного согласия приехать в Москву на Педагогический марафон. Но уж встреча с профессором Полонским состоится наверняка!


Марк Петрович Малер — учитель гимназии «Жуковка» (Одинцовский район Московской области).

TopList