Индусы не придают значения истории. Даты и
события для них не имеют никакой ценности.
Единственно, кого они не забывают ни на секунду,
— это смеющегося Кришну, милосердного Раму,
восторженного Вишну, грозного, но справедливого
Шиву и прекрасную Дургу.
Религия — единственная реальность, в чьих
координатах живет Индия. Наш современник Салман
Рушди, сын индийской художницы и
англичанина-колониста, в своем романе «Последний
вздох мавра» подметил: «Пусть в Дели строятся
небоскребы, пусть по дорогам мчатся роскошные
автомобили, в то время как по улицам носятся
толпы чумазых холерных детей, пусть знаменитые
режиссеры, поп-звезды, американские наркодилеры
и бандиты по-хозяйски вышагивают по ночному
Бомбею... Но для индийского народа есть только она
— прекрасная богиня-мать, танцующая в небе... И
только ей они будут рукоплескать вечно».
В позапрошлом, XIX веке, Индия впервые стала
объектом острого внимания со стороны Запада,
когда на ее влажную пряную землю потянулись не
только работодатели и бандиты в надежде на
быстрое обогащение, но и студенты, ученые и
всякие авантюристы в поисках истины.
Именно их просвещал Свами Вивекананда в своих
лекциях Восток и Запад, называя европейскую
цивилизацию варварской и материальной, а
азиатскую — возвышенным хранилищем духа.
Чуть раньше индуизм переживает первую волну
реформации — в 1828 г. Раммохан Рой, бывший
служащий ост-индской компании основал общество Брахмо-самадж,
которое выступало против архаичных традиций, в
частности сати (сожжение жен).
Так называемый первый интеллигент Индии
призывал народ отказаться от кастовой системы и
ступить на путь единой религии — без
идолопоклонства, жертвоприношений. Рой был едва
ли не первым, кто решился перебраться в края презренных
млеччхов (варваров-неиндуистов), а именно в
Англию, где, купаясь во внимании лондонских
интеллектуалов и ученых, заражая их идеей о
дружбе Востока и Запада, остался до конца дней.
Но, как это явствует из Вед, всё внешнее —
несущественно.
Можно выйти на демонстрацию и выкрикивать
провокационные лозунги, можно много говорить о
том, как было бы замечательно построить самый
прекрасный город на свете. Но на то нужны великая
сила духа, чтобы наполнить содержанием
бессмысленные слова, чтобы построить такой
город.
В 1836 г., как раз тогда, когда по всем уголкам
страны гремели реформы, на севере Индии прочно
обосновались христианские миссионеры, в зданиях
университетов происходили жестокие религиозные
споры и многодневные философские диспуты, в
глухой деревушке Бенгалии в бедной семье
брахманов родился мальчик. Ни февральский
ливень, тоскливо зарядивший на долгие сутки, ни
отсутствие еды (последнюю они отдали какому-то
нищему путешественнику) не могли омрачить
радость родителей: они были уверены, что
новорожденному сыну, Шри Рамакришне, предписана
великая судьба.
Едва Рамакришна научился говорить, он вспомнил
все свои прошлые рождения, что было первым
свидетельством его необычности. И уже вскоре
родители отправили сына в школу брахманов — так
требовал закон касты.
Но однажды отец взял Рамакришну с собой на
свадебное торжество в богатый дом одного из
своих учеников. По традиции на застольных
праздниках ученики и гости заводили религиозные
беседы, и тот, кто проявил себя умнейшим, получал
дары от хозяев дома.
Так и в тот вечер маленький Рамакришна молчаливо
наблюдал за горячим спором, который едва не
закончился дракой.
— Вот он, плод знаний. Почему они так яростно
спорят между собой? Просто ради денег: тот, кто
покажет себя ученым, заработает дары! — Решил
мальчик. — И это всё, к чему они стремятся! Я
больше не буду ходить в школу!
И несмотря на уговоры родителей, Рамакришна
стоял на своем и не желал учиться, убежденный, что
в образовании нет ничего, кроме материальной
выгоды.
После смерти отца юноша отправился в одно
из предместий Калькутты устраиваться храмовым
жрецом. Маленький храм принадлежал
преуспевающему торговцу, и день за днем
Рамакришна должен был мыть полы, ухаживать за
изображением Кали, ставить свежие цветы и молоко
к алтарю. Надо сказать, что в Индии такая
должность считалась унизительной для браминов,
которые должны учить, а не прислуживать. Люди,
помня недобрую примету, опасались даже
здороваться и разговаривать с живущими
приношениями идолам, так же как и с лекарями
или торговцами мяса.
Но именно отсюда берут начала притчи и сказания о
святом Рамакришне. С утра до вечера юноша
рассеянно выполнял предписанные обязанности
храмового жреца, не отрывая взгляда от
нарисованной богини — Матери, исполненной
блаженства. В индуизме почитаемы несколько ее
ипостасей: Кали, Ума, Дурга (жена Шивы), Парвати.
Но, по большому счету, Богиня-Мать есть образ и
символ многоликой Индии — благоухающей и
женственной, милосердной и суровой, нерушимой и
сияющей.
— Мать! Неужели Ты существуешь? Или всё это —
поэзия и выдумка шарлатанов? Почему Ты не
отвечаешь? — бился он — Не мертва ли Ты? — Каждый
день Рамакришна стоял перед изображением и
продолжал твердить одно и то же:
— Если ты существуешь, покажи мне свой свет.
Почему ты посылаешь посредников, а не приходишь
сама? Я знаю, меня раздирают соблазны, и, может
быть, это гордыня, но я хочу и готов узреть твою
красоту!
В конце концов, он вовсе перестал исполнять
обряды, приносить еду и, не найдя более в себе сил
служить в этом храме, поселился в рощице по
соседству.
Богопознание — величайшее событие в жизни
человека. Когда человек пускается на поиски Бога,
он выглядит заболевшим. Но это самое волшебное
безумие, которое может случиться со смертным.
Безумие потому, что в вере нет логики.
Но, с другой стороны, есть ли логика в обыденной
жизни, в страсти к комфорту, к гарантиям, успеху,
когда ничто из этого не имеет настоящей ценности?
Глубоко верующий будет жалеть преуспевающего
занятого бизнесмена, ибо в его жизни совсем не
осталось места для Бога, места для безумия, одни
только рупии; он будет жалеть и избегать его, как
худшего из неприкасаемых с вороньим пером на
голове.
Путь к Богу, к истине происходит в одиночку, но в
Индии, так уж повелось, вся округа с любопытством
и трепетом всегда наблюдает за терзаниями
отшельника, сраженного божественным
сумасшествием. И в этом есть суть самой Индии.
Когда по предместьям Калькутты прошел слух, что в
рощице близ храма сидит без пищи, воды и одежды
безумец, сумасшедший, люди озарились надеждой, и
к лесу стали стекаться ротозеи. Одни — чтобы
посмеяться над выжившим из ума юношей, который
только и делал, что рыдал, припав к земле, шепча
невнятные слова и молитвы. Другие же, узрев в том
знамение неба, с благоговением кормили
Рамакришну с ложки жидкой пищей, пока тот
пребывал в полугодичном трансе.
Шло время, жители деревень уже попривыкли к
небывалым слухам, в рощу заходили только путники,
пришедшие издалека. Рамакришне стали являться
удивительные видения, и однажды ему явилась сама
Богиня-Мать.
Намного позже Свами Вивекананда будет искать
себе учителя, задавая одинаковый вопрос: верите
ли вы в бога и как вы можете это доказать?
Большинство людей отвечали путанно и
многосложно. Но однажды он задал свой вопрос
Рамакришне, над которым посмеивался, считая
необразованным простачком.
— Я видел Бога так же реально, как я вижу тебя, —
просто ответил Рамакришна, — но только еще
ярче и отчетливей, — и Вивекананда сделался его
учеником.
У самого Рамакришны, пока он предавался
уединению, не было учителя. Если верить притчам (а
у нас нет оснований сомневаться в их
правдивости), как-то в рощу пришла некая женщина.
По словам Рамакришны, она была живым воплощением
Богини-Матери. Никто не знал, откуда она родом, и
все, кто заглядывал в рощу, дивились ее знаниям и
небесной красоте. Она осталась учить юношу
религиям Индии, посвятила его в различные виды
йогических практик, таким образом направив силы
веры в благодатные русла. Пробыв с ним несколько
лет, она также неожиданно исчезла, как и
появилась.
После ее загадочного исчезновения, Рамакришна
по-прежнему оставался в своей роще. И однажды, к
удивлению и радости всех окрестных деревень,
туда забрел некий человек по имени Тотапури. Этот
святой прославился своими странностями на всю
Индию. Он был всегда весел и пел шутливые песни, а
на праздники, когда к берегам Ганга собирались
люди для омовения от грехов, он скакал голым по
побережью, смеша и пугая народ, высмеивая их
привязанность к догмам и правилам.
— Лучше умереть! Если ты действительно хочешь
быть свободным, избавься от всех привязанностей.
Тебе мешает красота богини Кали. Я знаю, она
прекрасна, но она заслоняет истину своей
красотой! — сказал святой Рамакришне при первой
встрече.
Рамакришна
долго спорил с Тотапури, приводя ему разные
аргументы. Но тот был неуклонен. И тогда
Рамакришна погрузился в глубокий транс, в
котором рассек образ Богини надвое.
Когда он вышел из транса, сказал:
— Последний барьер пал. Я бесконечно тебе
благодарен.
На следующий день веселый святой дал юноше
посвящение в саньяси (освобождение от кастовых
обязательств, отшельничество) и, посчитав миссию
выполненной, засобирался в путь. Но, к несчастью,
Тотапури сразил приступ дизентерии. Ничто не
давало ему облегчения, даже глубокая медитация.
Тогда Рамакришна спросил его:
— Позволь мне помолиться за тебя Богине-Матери.
Но Тотапури отказался, уверяя юношу, что главное
— это дух, а тело — это только жалкая соломинка, и
он готов принять смерть. Но Рамакришна, не слушая
его, принялся возносить молитвы Богине.
Поразмыслив, Тотапури присоединился к нему. На
следующий день болезнь отступила. Уходя,
Тотапури обнял Рамакришну и сказал:
— Я бесконечно благодарен тебе. Я понял, что
жизнь едина и неделима и ее надо любить во всех
проявлениях.
Приняв саньяси, Рамакришна отправился
путешествовать на север Индии и сделался
учеником магометанина, прослывшего святым. Он
делал всё, что предписывал ему учитель, искренне
выполняя обряды, читая суры из Корана, и пришел к
выводу, что эти методы богопознания приводят его
к тем же результатам, каких он уж достиг ранее, в
роще у храма.
Затем Рамакришна отправился к христианским
миссионерам, где слушал проповеди и изучал
христианство в течение нескольких лет. Так, по
словам Рамакришны, на собственном опыте он понял,
что цель всех религий едина, все они учат одному и
тому же, а разница заключается в методе и языке. И
в сущности все религии имеют одну цель, а спорят и
ссорятся из-за корысти: разногласия вызваны не
заботой об истине, а заботой о приоритете своего
имени.
Его ученик Свами Вивекананда позже вспоминал
слова своего учителя в книге «Практическая
Веданта»:
Не я, но Ты, — и кто говорит «не я», тому Господь
наполняет сердце. Чем меньше этого мелкого «я»,
тем больше в человеке Бога. Мой учитель
Рамакришна нашел эту истину во всех религиях
мира и стал осуществлять ее в своей жизни. Он
никогда не ограничивался прекрасными теориями,
но стремился немедленно осуществить задуманное
на практике. Мы видим, как произносят расчудесные
речи о милосердии и равенстве, о правах других
людей и обо всем таком прочем, но всё это остается
теорией. Мне посчастливилось: я нашел человека,
который умел воплощать теорию в жизнь. У него
была удивительная способность осуществлять на
практике то, что он считал правильным.
Так, однажды Рамакришна остановился в гостях в
одном почтенном семействе. К удивлению хозяев, он
разместился в женской половине дома и попросил
женское платье. Хозяева не могли упрекать его за
такую нелепую выходку, ведь в то время Рамакришна
уже считался святым, и тысячи паломников
тянулись к нему со всех концов Индии.
Каждый день он просыпался, бродил по саду в
женских одеждах, предавался медитации,
проповедовал ученикам, не меняя наряда, и вел
себя как ни в чем не бывало. Сами ученики поначалу
посмеивались над учителем, а затем привыкли.
Прошло несколько лет, и Рамакришна, сняв платье,
сказал ученикам:
— Душа не имеет пола. Пол присущ только телу, и
человек, который стремится к жизни духа, не может
одновременно держаться за различия пола. Теперь
всё переменилось. Я не вижу различий. Я вижу
только божество в каждом из вас и в остальных.
Как-то раз Рамакришна поселился вместе со
своими учениками неподалеку от семейства
неприкасаемых. По закону, если брахман увидит
кого-нибудь из низшей касты или, не дай Бог,
коснется его одежды, то должен поститься в
течение дня и прочитать определенные молитвы.
В некоторых городах Индии неприкасаемые были
обязаны криком предупреждать свое появление: берегитесь!
Идет неприкасаемый!
Что касается Рамакришны, то он, смеясь над
возражениями учеников, ходил по домам, где жили
люди из низшей касты и по ночам мыл у них полы,
пока хозяева спали. Его ученики с ужасом и
благоговением наблюдали, как он мел грязный пол
своими длинными густыми волосами, приговаривая:
— О моя Мать! Сделай меня слугой неприкасаемых,
заставь меня почувствовать, что я еще ниже, чем
они!
Спустя какое-то время Рамакришна плыл в
лодке вместе со своими учениками и вдруг
закричал:
— Больно! За что вы бьете меня!
— Разве мы бьем тебя, учитель! — удивились
ученики, но с ужасом заметили, как на его
худощавом теле проступают следы ударов. А когда
они подплыли к берегу, то ученики увидели, как
двое солдат избивали человека с вороньим пером
на голове, то есть неприкасаемого. На его спине
были такие же следы.
Религия — это не разговоры, не доктрина, не каста и не секта. Религия не может существовать в сектах или организациях, ибо тогда она превращается в калькуттский базар. Религия — это постижение. И вы сами не успокоитесь, пока не постигнете истины. Ее вы не найдете ни в словах, ни в лекциях, ни в храме. Самоотречение — вот первый шаг на пути к Богу, — так записал слова Рамакришны его лучший ученик Свами Вивекананда.
Сам Рамакришна не оставил после смерти ни
строчки, он никогда ничего не записывал. Его же
любимый и строптивый ученик, боксер и атлет,
блестящий выпускник Калькуттского университета,
поначалу посмеивавшийся над необразованностью
учителя, разработал и развил на бумаге учение
Рамакришны:
Истина одна и одновременно множественна.
Религии мира не противоречат друг другу и не
враждебны одна другой, все они — лишь различные
фазы Одной Вечной Религии. Никогда не было моей
религии, вашей религии, национальной религии,
была и есть только одна.
С этими словами первые восточные миссионеры,
последователи Рамакришны, приехали на Запад.
В 1896 г. в Нью-Йорке Свами Вивекананда выступил с
лекцией перед многотысячной толпой студентов и
любопытных:
— У вас, людей Запада, есть смелость, чтобы
броситься с криком ура! на пушки неприятеля, у
вас есть смелость, чтобы во имя патриотизма
подняться и отдать жизнь за родину, а у азиатов
есть смелость умереть во имя Бога. Восток
порождает гигантов духовности, а Запад гигантов
политики и науки. Пришло время Великой Гармонии,
когда два идеала соединяются воедино. Настало
время для самоотречения. Перестаньте говорить о
любви к ближнему, а подтвердите это делом. Так
говорил мой учитель, так говорили ваши учителя.
Все они — неотъемлемые части одной вечной
религии, которая и есть жизнь.
Душной августовской ночью 1886 г. над Калькуттой
шумел ливень. Рамакришна лежал в постели, вокруг
которой собрались его ближайшие ученики.
— Я никуда не ухожу, — сказал он, и в окне
мелькнул рассеченный надвое силуэт Богини,
танцующей под проливным дождем.