опыт учителя
Светлана ЛЕОНОВА
Каждый пишет, как он дышит...
Старшеклассника
трудно удивить. Еще труднее увлечь. Уроки, школа,
учеба воспринимаются как тяжкий крест.
Между тем, понятые уроки истории — это не только
успех на вступительных экзаменах, но и нередко
последняя возможность для молодых людей узнать
глубже историю своей страны, вникнуть в проблемы
развития России, порассуждать и поспорить о том о
сём.
Потом ведь будет студенчество, взрослая жизнь,
нешкольные житейские проблемы. Словом, не до
учебников.
Старшеклассники — недоверчивы, сказанное
учителем они соотносят с собственным опытом. Они
не просто отвечают урок , но хотят выразить свой
взгляд на прошлое, настоящее и будущее.
Уроки в старших классах — это, прежде всего,
диалог — живой, без учительского давления и
менторского назидания.
Надо ли говорить, как сложен труд
историка-обществоведа в современной школе? Ведь
нужны добротные, глубокие знания, а не пустое
многословие; и главное — хорошо бы не зарубить
интерес к знаниям вообще.
Главные помощники здесь — профессионализм и
творчество.
И именно о творчестве на уроках истории и пойдет
речь.
Среди многообразия форм и способов проведения
уроков истории у каждого учителя есть свои,
любимые. Есть и собственные находки и открытия.
Для меня такой находкой стали... Письма.
Да, старомодный эпистолярный жанр в наш
телефонно-интернетный век неожиданно прижился
на моих уроках.
А ученики пишут... Как дышат... Как чувствуют... Как
воспринимают давно ушедшие реальности.
Статья опубликована при поддержке компании ООО "Мет С". На вашей территории стоит ненужная металлоконструкция? Скопилось много лома? Тогда обратитесь в "Мет С". Компания специализируется на вывозе цветного металла и чермета, а также демонтаже металлоконструкций и с последующим вывозом. Посетите официальный сайт компании http://metalloloms.ru и ознакомьтесь с их услугами.
Старшеклассники —
бесконечные спорщики,
уже не принимающие на веру
сказанное учителем,
лелеющие свой собственный опыт,
желающие быть услышанными
и имеющие особенный взгляд
на всё происходящее.
|
Первым опытом стала «Докладная записка на
имя Его Императорского Величества Николая II о
положении дел в Российской империи». В XI классе
этим завершился итоговый урок на тему «Россия на
рубеже XIX—ХХ вв.».
В записке надо было не только описать
состояние страны к началу ХХ в., но и суметь
изложить свой собственный взгляд на ситуацию в
России.
Каждому автору записок можно было выбрать
определенную социальную позицию, высказаться от
имени какой-либо социальной группы или слоя
(дворяне, предприниматели, рабочие, студенты и
пр.).
В послании на имя императора необходимо было
предложить пути решения сложных исторических
проблем, с которыми столкнулась страна на
рубеже веков. Выбор методов, средств для решения
непростых задач и политическая окраска письма
оставались за авторами записок — сообразно
их убеждениям и взглядам.
Выполнение всех этих условий — дело непростое и
потому интересное.
Чтобы справиться с этим заданием, нужны не
только знания о данном периоде российской
истории, но и особое погружение в эпоху.
Неплохо бы почувствовать дух того времени,
примерить на себя исторические одежды, суметь
нарисовать поведенческий эскиз исторического
персонажа, от имени которого пишется письмо.
Был и еще один тайный умысел в этой затее —
приобщить молодых людей к уходящей красивой
традиции письмописания. В наш чудесный век мы
почти уже перестали писать письма родным и
друзьям.
Старшеклассников увлекла эта игра. Письма были
длинные, подробные. Императору писали анархисты,
монархисты, гимназисты, генералы, просто домохозяйки.
И — целые страницы с предложениями об
обустройстве России.
Авторы пытались соблюсти стиль. Потом многие
мне признавались, что перелистали не только
учебник и исторические книжки, что им пришлось
заглянуть в романы и повести, перечитать русских
классиков.
Не удержусь и процитирую отдельные строки из
школьных посланий Николаю II. Одно длинное письмо
начинается словами: «Умоляю, прочтите до конца
мое письмо! Речь в нем пойдет о самом дорогом —
судьбе России».
В другом, написанном от лица гимназистки
Морозовской частной гимназии поднимается
вопрос о том, что «необходимо образование и
юношам, и девушкам давать одинаковое. Поверьте, —
пишет автор царю, — девушки ничем не хуже молодых
людей и способны решать серьезные проблемы».
Авторы записок, стараясь соблюдать слог той
эпохи, даже пытались придать посланиям
верноподданнический характер.
Вместе с тем, без лишних церемоний советовали
императору побольше проявлять характер,
обратить больше внимания на развитие Дальнего
Востока, окружить себя умными министрами и дать
стране конституцию...
Были записки, где авторы обращались к царю не
от вымышленного лица, а от самих себя — тех, кто
живет сегодня, в ХХI в.
В нескольких записках даже были предприняты
попытки (и не без успеха) сравнить положение
современной России и России той — начала
прошлого века.
А ученики пишут...
Как дышат...
Как чувствуют...
Как воспринимают
давно ушедшие реальности.
|
На уроках в X классе апробация эпистолярной
идеи продолжилась. Был итоговый урок,
посвященный реформам Петра Великого. Мы говорили
о значении и последствиях петровской
модернизации для страны и не смогли обойти
проблему незаурядной личности царя.
Кем его считать? Гением или злодеем? Реформатором
или тираном?
Времени на уроке не хватило. Свое отношение к
деяниям императора пожелали высказать многие.
Тогда и было предложено ученикам написать письмо
Петру, поблагодарить или покритиковать за
сделанное, порассуждать о судьбе страны.
Посыпались вопросы — а это значит, что задело и
идея понравилась. Правда, были и те, кто не принял игры,
ограничился сухим обобщением в тетради. Таких
оказалось всего три человека.
Остальные написали письма. Их приносили в
конвертах и свернутыми в свитки (был даже
обгоревший по краям), написанные чернилами и
отпечатанные на принтере, были короткие
(«Спасибо, тебе Петр, за всё!») и пространные, на
шести страницах («Хочу рассказать тебе, царь,
о нашем житье...»).
Неожиданной проблемой стала форма обращения в
письме к царю: «Право, не знаю, как к Вам
обратиться. Мне говорили, что Вы не любите, когда
Вас называют торжественно и высокопарно. Не
сочтите за дерзость, но в этом письмеце буду
называть Вас просто Петром Алексеевичем».
Однако называли самодержца и величеством, и высочеством,
и даже высокоблагородием.
Правда, доклад о званиях и титулах, сделанный уже
на следующем уроке всё расставил на свои места.
Были письма, которые начинались и так: «Я не буду
представляться, мое имя Вам ничего не скажет. А
вот Ваше, наоборот, сегодня знает любой
школьник».
Петру
писали солдаты и генералы, недоросли и
даже иностранцы. Безымянных писем не было,
послания царю приходили от «раба его навеки
Михайла, Викторова сына», от «почитательницы,
скромной гимназистки из ХХI века», от «гражданина
России», а также от «его старой знакомой mademoiselle
K.» и от «Mr. Clapeton».
Конечно, обращаясь к Петру, вспоминали об
огромных переменах в стране: «Петр — Вы
величайший реформатор!»; «По сей день помнят
потомки Ваши деяния!» И — «Спасибо Вам, Петр, за
новую Россию!»
Не во всех посланиях венценосной особе лишь
расточались благодарности. Были и дерзкие письма
царю, с серьезными претензиями, с критикой его
деятельности. Через века российскому императору
задавали вопросы: почему тот не щадил людей;
почему он не выбрал более гуманные средства для
реформ — неужели боялся, что не хватит времени;
может, царь бунтов боялся?
В другом письме читаем просто какие-то упреки:
«Что же ты, Петр, сделал с Россией?»
Настоящим открытием стало для меня желание моих
старшеклассников рассказать императору о
проблемах современной России. Это, собственно, и
не задумывалось сценарием.
Но в письмах я находила: «Проблемы томят меня.
Жалко Россию-матушку... Вернись, государь! Знаю,
что зол будешь, спросишь, как сие допущено было.
Нашей крупной державе так тебя не хватает.
Надеюсь, достойных людей выберешь себе в подмогу,
армию снова сделаешь сильной... Все тебе
повиноваться будем!» Сознаюсь, заставило
призадуматься меня это послание. Нечто подобное
я прочла и еще в одном обращении к царю: «Будет ли
когда-нибудь Ваше второе пришествие?»
Творчество увлекло старшеклассников. Эта игра
в исторические письма не просто закрепила
исторический материал, а позволила побывать во
временах 300-летней давности, почувствовать
дыхание той эпохи, соразмерить события прошлого
с днем сегодняшним.
В конце года я обычно спрашиваю у
старшеклассников об их впечатлениях от уроков
истории. Многие вспомнили о письмах, некоторые
признались, что писали всей семьей, кому-то
бабушка подсказывала. Я радовалась: получается —
всё-таки есть пока о чем спросить молодым у наших
бабушек!
А еще я узнала, что были среди моих учеников и те,
для кого «Письмо Петру» было первым в их жизни
письмом. И это было моей маленькой победой над
всемогущим Интернетом!
Исторические письма, пожалуй, могут писать не
только старшеклассники. В средней школе в
качестве итогового урока можно предложить
написать, например, «Письмо жителя Московии
XVI в.» (или любого другого века, на иной
территории).
Главные условия: знание важнейших событий
данного периода и использование по возможности,
соответствующей лексики, исторических терминов.
В моем домашнем архиве хранятся «Письмо
московского купца», «Письмо жителя Новгорода ХV
в.».
Знания, окрашенные эмоциями и скрепленные
творчеством, намного долговечнее.
И еще о знаниях. Сегодня появилось даже что-то
вроде моды на знания. Телевидение приучает
общественное мнение к мысли о том, что знание —
деньги. В интеллектуальных шоу на телевидении
сегодня нет недостатка. Малые и большие издания
соревнуются в тиражах разного рода кроссвордов и
сканвордов. Появились целые журналы и газеты
кроссвордов. Их отгадывают все и повсюду.
Кроссвордомания! И что ж в том плохого?
В век информации нужно уметь этой информацией
пользоваться и извлекать из нее пользу.
Но есть и своя опасность. Кроссвордное сознание
приучает информацию (знания) копить, собирать, не
утруждая себя анализом и осмыслением.
И школа, и вузы полюбили тесты. Тестирование
стало тотальным. Историки не отстают. Но не
тестом, как говорится, единым...
История, обществознание, культурология и другие
гуманитарные предметы — это, прежде всего,
понимание.
Всех знаний, накопленных человечеством, не в
состоянии удержать ни одна самая умная головка.
Важно знать, где взять информацию, а еще важнее —
что с ней делать и как ею воспользоваться. |