Действительно — забытая.
Причем она ведь у нас — чуть ли не единственная.
Строго говоря, 25 октября 1917 года — переворот.
А революция была в феврале. И ее — забыли? Если
судить по прессе — то да. В прошлом году,
например, 85 лет было со дня... Довольно круглая
дата, хороший информационный повод. Однако
пресса и внимающие ей широкие массы прошли мимо
этой даты, как матрос Железняк мимо Одессы.
Ничего не было. Или — почти...
Не доверяю памяти своей, просматриваю
телевизионную программу из начала марта. Слов «К
85-й годовщине Февральской революции» там нет.
Быть может, и шел о ней разговор 7 марта в
программе «Свобода слова» на НТВ? Может, на
канале «Культура» 8 марта и зашифрован фильм о
той революции под словами «Док. фильм» в 16.45? А
больше нечего даже и подозревать.
Листаю газеты. «Известия», «Независимая», «МК»,
«Правда», «Советская Россия» — полное молчание.
В «Общей газете» есть заметка «Октябрь начинался
в феврале», но поскольку под ней стоит моя подпсь,
то и не знаю теперь, считать ли ее... Может, газеты
постеснялись вскользь, мимоходом, на малых
площадях говорить о таком глобальном событии?
Перехожу к толстым литературным журналам за
февраль-март. Вот где можно писать и печатать не
спеша, обстоятельно анализировать, осмыслять.
Как всегда было. Просматриваю «Дружбу народов»,
«Звезду», «Знамя», «Неву», Новый мир», «Октябрь»...
Ни строчки. Ни в одном журнале.
Не верю глазам своим.
А с другой стороны, что уж не верить-то. Это как
раз по-нашему. Прокричали на первых порах, первые
пласты сняли, да и потеряли интерес. Ни в чем еще
толком не разобрались, не осмыслили, уроков не
извлекли, но уже забыли. Проехали... Даже «к дате»
не посчитали нужным отметиться.
Конвоирование переодетых
|
Что занесло русский народ в революцию?
Сейчас считается, что особых предпосылок-то и не
было. И даже наоборот: экономика страны шла на
подъем. Конечно, жизнь рабочих в тогдашней
заводской слободке — далеко не мед и не сахар. Но
всё же и не тот беспросветный мрак, какой обычно
рисовали коммунистические историографы.
Даже в любимом советскими идеологами романе
Горького «Мать», если читать его внимательно,
жизнь эта выглядит несколько иначе, чем в
учебниках (советские люди такие детали почему-то
пропускали мимо глаз и мимо сознания):
«Павел сделал всё, что надо молодому парню:
купил гармонику, рубашку с накрахмаленной
грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой
же, как все подростки его лет».
Учтите, что было ему пятнадцать-шестнадцать лет,
отец умер, мать не работала. А жили они так:
«Треть дома занимала кухня и, отгороженная от
нее тонкой переборкой, маленькая комнатка, в
которой спала мать. Остальные две трети —
квадратная комната с двумя окнами; в одном углу
ее — кровать Павла, в переднем — стол и две лавки.
Несколько стульев, комод для белья, на нем
маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на
стене и две иконы в углу — вот и всё».
Две комнаты на двоих! Смею вас уверить, что
советские люди в тех же рабочих слободках жили
немногим лучше. А часто — хуже, потому как в таких
домиках теснились не два-три человека, а две-три
семьи: бабушка с дедушкой, отец с матерью, старший
брат с женой... В очередях же на заветную квартиру со
всеми удобствами стояли по двадцать лет.
В советских учебниках по истории писали, что
поводом для февральских выступлений рабочих
Петрограда стали перебои с поставками и
повышение цен на хлеб и масло. Но почему-то мало
кто задумывался: а это что, основание для бунта?!
Ведь наша (твоя!) страна вот уже третий год воюет с
чужеземцами, можно и потерпеть.
Однако грянул революционный гром! Рабочие вышли
на улицы Петрограда, солдаты бросили позиции и
открыли фронт немцам. Так свершилась Февральская
революция 1917 года.
А теперь представим себе 1942 год, блокаду
Ленинграда. Суточную пайку хлеба срезают еще на
пятьдесят граммов. В ответ рабочие останавливают
станки и выходят на улицы с плакатами «Долой
советскую власть!», «Долой Сталина и Жданова!»
Войска Ленинградского и Волховского фронтов
оставляют окопы и присоединяются к
демонстрантам. Гитлеровские солдаты
беспрепятственно, играя на губных гармошках,
входят в оставленные города и села...
Можно ли представить себе такое в самом больном
воображении или в самом страшном сне? А в
Петрограде в феврале 1917 года так и произошло.
Что случилось? Как это назвать? Как это
определить? Массовое помрачение разума?..
Всеобщий морок? Господь в единый год и час лишил
разума стомиллионный народ?
А может, русские люди — просто неприкрытые,
тяжкие самоубийцы самих себя и своей страны? Без
различия классов и сословий? Может, характер
такой, русский?
Болтовня о русском характере, то удалом и
бесшабашном до дури и одури, то тихом и святом до
юродства — в основном вроде бы достояние улиц,
пивнушек и прочих мест, где народ чешет языки для
услады души.
На самом же деле в цивилизованных странах этим
самым национальным характером, а точнее — национальным
поведением — занимается самая серьезная
наука.
И у нас тоже. Но почему-то тайно, в рамках тайных
служб, короче говоря — ФСБ. И только сейчас
появились первые открытые исследования, первые
книги редких, можно сказать, единичных
специалистов.
«Особенности национального поведения» — так
называется книга экономиста Михаила Алексеева и
философа Константина Крылова. Их предыдущие
книги — «Поведение» и «Поведение — наука об
основах нового мировоззрения». Ни много ни мало
— «об основах нового мировоззрения».
«Поведение — это вообще всё то, что мы делаем
или не делаем, и то, как мы оцениваем наши и чужие
поступки с этической точки зрения», — пишут
Алексеев и Крылов.
И в таком случае: чем русский отличается от немца,
американца, француза, китайца? Почему русский на
те или иные обстоятельства жизни или вызовы
времени реагирует так, а не иначе?
Хотя бы обозначить, определить особенности,
нарисовать более или менее объективный портрет
— уже великое дело. Но вполне естественно, что
авторы не только определяют, но и пытаются
объяснить.
Алексеев и Крылов, говоря об этической доминанте
в характере русского человека, делают упор на
слове и понятии справедливость.
Представьте себе, пишут они, что в любой из
нынешних стран выходит кандидат в президенты и
объявляет программу: свободы не будет, всех
богатых разорим и расстреляем! Ничего себе
программа, да? И представьте себе, что народ с
ревом и матом идет за таким политиком.
Но ведь всё это случилось с нами в семнадцатом
году. Большевики никого не обманывали и ничего не
обещали. Ни хлеба с маслом, ни свободы. Вместо нее
— диктатура пролетариата. И вовсе не
пролетарская, а крестьянская Россия с этим
согласилась. Казалось бы, на хрен крестьянам-то
идти под диктатуру какого-то пролетариата?
Однако ж пошли.
Почему? Может, большевики задели за самую
чувствительную струну в характере русского
человека — жажду справедливости? Даже те, кто
сопротивлялся большевикам, сопротивлялись
недостаточно активно, потому как чувствовали за
ними некую справедливость, а за собой — некую
неправедность...
Наверно, это означает, что тогдашняя жизнь
опорочила себя в глазах всех: крестьян, рабочих,
дворян, разночинцев. Было общее ощущение, что всё
— несправедливо и неправедно, что дальше так
жить нельзя...
Стоп! Я ведь сейчас произнес слова из нашей
современной истории, из времен перестройки и
гласности: дальше так жить нельзя!
Да, то же самое повторилось и через семьдесят лет.
И не надо лукавить, обвинять диссидентов,
Горбачева и демократов: мол, сбили с панталыку.
Вспомните: каждая бабка и каждый студент в
восьмидесятые годы думали и говорили об одном:
дальше так жить нельзя! Вспомните, как
поддерживали Ельцина.
И только когда они с Шушкевичем и Кравчуком
отменили нашу родину — Советский Союз, только
тогда страшный холодок отрезвления пробежал по
нашим спинам. Это было первое прозрение. Как
всегда — позднее...
Вспомним, какие страсти кипели по поводу
привилегий номенклатуры! Что мы понимали под
ними? Пятикомнатную квартиру первого секретаря
обкома и четырехкомнатную — рядового секретаря!
Смешно сейчас это писать и читать, да? Сейчас
воздвигаются дворцы и официально декларируются
миллиардные (в долларах) состояния — и мы молчим.
А может быть — это молчание до поры да до времени?
Если слово и понятие справедливость — одно из
ключевых и определяющих в характере и в
поведении русского человека, то чего нам ждать от
будущего? Забудется ли эта самая приватизация,
простится ли обогащение одних миллиардами
долларов и разорение других до нищеты? Или
когда-нибудь всколыхнется, вскипит? А ведь может
закончиться, не приведи, Господь, снова русским
бунтом, кровавым и беспощадным...
Голова.П.Филонов. |
Трудно с абсолютной убедительностью доказать,
где в исторических событиях цепь случайностей, а
где железная поступь закономерностей. Чаще
всего, наверное, происходит роковое совпадение
настроений, чувств, событий и случайностей.
Но с уверенностью можно сказать, что революция
1917-го невозможна была без Первой мировой войны.
Другое дело, что сама мировая война не очень
понятна и объяснима. Императрица Аликс
(Александра Федоровна), чистокровная немка, и
император Ники (государь император Николай
Александрович), на 95 процентов немец, —
обиделись за сербов, братьев-славян? Да так, что
пошли войной на кузена Вилли (кайзера
Вильгельма)? Причем родство и взаимные симпатии
Ники и Вилли были ведь не формальными, а самыми
что ни на есть настоящими, человеческими.
Современник отмечал в записках, как Николай,
тогда еще молодой цесаревич, после одного из
парадных приемов провожал Вильгельма, подавал
ему шинель. В этом радостном услужении, пишет
современник, совместилось и выразилось всё: и
свойственное юношам уважение и любовь к старшему
брату, и просто уважение к старшему, и особое
восторженное служение коронованной особе,
помазаннику Божьему... Вот какие были отношения.
Или они, царь и кайзер, были уже бессильны перед
волной народного чувства, всеобщего
остервенения стран и народов, слепо и яростно
жаждущих крови?
Но истоки и причины Первой мировой — отдельный
разговор. Я же полагаю, что без Первой мировой
войны невозможны были революции и гражданская
война. Мыслимо ли было миллионы мужиков в
громадной стране, без дорог, без связи, оторвать
от дома и земли какой-то, извините, революционной
агитацией. Нет и нет.
Самое большое доказательство тому — железная
дорога. Железнодорожник — рабочий. Но в то же
время он — крестьянин. На всем пути российских
железных дорог у каждой семьи железнодорожника
— в так называемых пристанционных рабочих
поселках — был свой двор и участок с хозяйством:
обязательный огород, корова и свинья с хряком в
сарае. В гражданскую войну всё разрушилось и
остановилось, а железная дорога худо-бедно
действовала. Потому как мужики остались при
своих хозяйствах и одновременно — при своей
работе. Их и в армию не брали.
Профсоюз железнодорожников — Викжель — был
тогда очень влиятельной силой. О нем даже далекая
от политики Зинаида Гиппиус (цитирую по памяти):
...Нам не уйти,
Когда развел руками черными
Викжель пути.
А всех остальных — сорвали с места. Прежде
всего крестьян. Царь-батюшка сорвал своей
мобилизацией — на войну. Можно сказать, что всей
мощью государственной власти подняли народ и
вооружили его для революции и гражданской войны.
Наш тренер по волейболу нас учил: когда команда
противника атакует, когда их нападающий
взвивается над сеткой и заносит руку для удара,
начинайте двигаться. Всё равно, в какую сторону:
вперед, назад, вбок... Потому что из состояния
движения вы легче и быстрее среагируете на удар,
нежели из состояния покоя.
Никакие социалисты не вывели бы и не сдвинули
крестьянскую Россию из состояния покоя при своем
хозяйстве. Это сделало само государство.
Миллионы людей оказались оторванными от дома, от
привычного и сдерживающего круга
обязанностей. Да еще эти миллионы получили
оружие. Да еще в полной мере получили слухи о
предательстве, о распутинщине, о загулах высшего
света в ресторанах, в то время как они три года
гниют в окопах...
Миллионы вооруженных людей самой властью были
приведены в движение. А повернуть их в ту или иную
сторону уже не составляло труда. Как покатить
камень с горы. Пролетариям нечего терять...
И солдаты, бывшие крестьяне, как раз и оказались
самыми что ни на есть пролетарскими
пролетариями, даже бульшими пролетариями, чем
рабочие. Кстати, пролетарий в первоначальном
значении слова — даже не рабочий. Пролетарий —
деклассированный элемент, маргинал. Буквально —
не имеющий ничего, кроме потомства. То есть
человек, оторванный от корней, своего
происхождения, исконного круга обязанностей.
Первая мировая война превратила в маргиналов
миллионы рабочих и крестьян. Они никто, не
рабочие и не крестьяне, а невиданное сообщество
людей тогдашней России — революционные
солдаты и матросы. Они, маргиналы — движущая
сила всех бунтов и революций.
С XVI в. на Руси их называли гулящими людьми
(есть такой роман у Алексея Чапыгина). Кстати, еще
задолго до революций эту готовность маргиналов к
революции отмечал Чернышевский в хрестоматийной
статье «Русский человек на рандеву». Задаваясь
вопросом, почему Тургенев героем-революционером
сделал не русского человека, а болгарина по
происхождению, Чернышевский приходит к выводу,
что болгарина, иностранца, здесь ничто не
связывает. Он более свободен, или, по-другому
говоря, разнуздан.
Опора на гулящих людей, или маргиналов,
сохранилась до сих пор и в практике, и в теории.
Еще в шестидесятые годы прошлого века кумир
тогдашней радикальной молодежи
философ-революционер Герберт Маркузе писал, что
в современной Америке подлинно революционной
силой могут быть только негры и студенты, то есть
люди, еще не вовлеченные в капиталистическое
производство. То есть люди, не связанные ничем...
Одна из первых открыток
|
Можно ли ставить в заслугу дворянству все те
культурные достижения, которые называются
золотым и серебряным веком страны? Не знаю.
Наверное, правящему классу создавать культуру
так же свойственно и естественно, как и дышать,
без усилий. Тут вроде бы и нет особой заслуги.
Но зато там, где понадобились усилия, быть может,
даже нравственный и политический подвиг,
российское дворянство оказалось не на высоте. Я
полагаю, что монархическую Россию привели к
краху именно дворяне. Ответственность за
революцию лежит на них. Как на правящем классе.
Россия — единственная страна в мире, где официальное
рабство существовало четыреста лет, вплоть до
второй половины XIX века!
А рабство, на мой взгляд, и привело монархическую
Россию к страшному революционному взрыву.
Вдумайтесь, в Лондоне в 1860 году уже метро строили.
А мы деревни в карты проигрывали, мы человеческих
детей на борзых щенков обменивали. При этом
изображали просвещенность, одной рукой пытались
писать исторические трактаты, а другой рукой
заливали расплавленный свинец в глотки
крепостных мужиков.
И если к 1917 году жизнь в Россия налаживалась,
страна богатела, то, значит, не из-за прямого, сегодняшнего
гнета разразилась революция. Значит, взорвалось
прошлое, взорвалась накопленная за века рабства
жгучая ненависть. Смешно считать, что русский
мужик в 1917 году царскую власть на штыки поднял,
потому что проникся идеями
Маркса—Энгельса—Ленина. Нет, мужик нутром
почуял, что пришла наконец сладкая возможность
отомстить за века унижений. И люто отомстил! В том
числе и самому себе. Но это уже другой разговор...
А ведь дворяне Пушкина читали! Что народ наш
добрый, кошку из горящего дома вытащит, рискуя
собой. И в то же время помещика в этом же доме
сжигает, зло смеясь.
Читали... Но такое ощущение, что никто ничего не
понимал. Не когда-нибудь в темные времена, а уже в
XX веке, в 1907 году, последний император России
писал о себе: «Хозяин земли Русской».
В XX веке человечество получило всё, чем оно
сегодня живет. Атомную энергию, телевидение,
электронику, компьютеры. Но в этом же веке у нас в
России один человек говорил о себе: «Хозяин земли
Русской». И не в шутку и полушутку, а в
официальном документе, при переписи населения он
так написал в графе «род занятий»...
Да, как будто никто ничего не понимал... Хотя
атмосфера тогдашней России была буквально
наэлектризована предчувствием катастрофы. Это
особенно остро ощущали маргиналы. В современном
языке это слово приобрело негативное значение:
бомж, люмпен, асоциальный элемент... В широком же
смысле оно обозначает нечто, выходящее за край
поля.
Любой человек, вышедший за край своего поля —
этнического, сословного, профессионального и
т.д., — уже маргинал. И в этом смысле самые большие
маргиналы, наверное, — поэты. Не дворяне, не
разночинцы, не рабочие и не фабриканты, не
военные служащие и не гражданские служащие, и
даже не простые смертные, а — поэты...
Они, поэты-маргиналы с особой чувствительностью
воспринимали состояние миллионных маргинальных
масс, то, что Блок потом назвал «музыкой
революции». Он же, Александр Блок, задолго до
событий предупреждал всех в поэме, пророчески
названной «Возмездие».
Вслед за ним Маяковский с точностью до года
указывал:
В терновом венце революций
грядет Шестнадцатый год...
Велимир Хлебников в публичных выступлениях
писал на листах: «Некто 1916»...
Увы. Никто из тех, кто обязан был, не слушали и не
понимали. Царь день за днем отмечал в своих
дневниках, как он хорошо поел и погулял... Власть
имущие люди, правящие классы не думали или
старались не думать, уверенные, что в крайнем
случае придут казаки, разгонят и перепорют
нагайками взбунтовавшееся быдло, как это было в
1905 году.
Вот почему в 1861 году было уже поздно отменять
крепостное состояние. Хотя в стране победила
промышленная революция. Хотя уже дарованы были
политические свободы. Хотя Столыпин выводил
мужиков на отруба, на вольное хозяйствование.
Хотя внуки крепостных стали разночинцами.
Вот они-то и не могли простить власти рабства
своих дедов. Они-то, образованные, и звали Русь к
топору. Котел перегрелся. Чаша ненависти
переполнилась.
И страна неумолимо шла к семнадцатому году.
И когда пришла, содрогнулась от самой себя, от
облика своего. Вспомним «Окаянные дни» Бунина.
Когда впервые в Советском Союзе в 1990 г. на волне
гласности вышла эта книга, моя реакция была...
непростой. Как бы я ни отрицал коммунистическую
идею, как бы критически ни относился к событиям
1917 года в России, но мне после прочтения книги
стало как-то... тяжко. Так про народ не писал еще ни
один враг революции. Сколько там ужаса пополам с
брезгливостью, физического отвращения и тяжкой
ненависти ко всем этим солдатам, матросам, «этим
зверям», «этим каторжным гориллам», мужикам,
хамам, которые вдруг стали хозяевами жизни и
смерти, ко всему революционному быдлу:
«Закрою глаза и вижу как живого: ленты сзади
матросской бескозырки, штаны с огромными
раструбами, на ногах бальные туфельки от Вейса,
зубы крепко сжаты, играет желваками челюстей... Во
век теперь не забуду, в могиле буду
переворачиваться!»
А вот еще отрывок:
«Сколько лиц ... с разительно асимметрическими
чертами среди этих красноармейцев и вообще среди
русского простонародья — сколько их, этих
атавистических особей... И как раз именно из них,
из этих самых русичей, издревле славных своей
антисоциальностью, давших столько “удалых
разбойничков”, столько бродяг, бегунов, а потом
хитровцев, босяков, как раз из них и вербовали мы
красу, гордость и надежду русской социальной
революции. Чего ж дивиться результатам?..»
Далее
Иван Алексеевич пишет, что есть преступники
случайные, а есть прирожденные, у которых
«коренная черта — жажда разрушения,
антисоциальность».
«В мирное время мы забываем, что мир кишит этими
выродками, в мирное время они сидят по тюрьмам, по
желтым домам. Но вот наступает время, когда
“державный народ” восторжествовал. Двери тюрем
и желтых домов раскрываются, архивы сыскных
отделений жгутся — начинается вакханалия».
И задумывается Иван Алексеевич, откуда они
взялись, и не находит ответа. Кроме всё того же —
прирожденные преступники, из той самой породы прирожденных,
откуда вышел и их народный герой Стенька Разин.
И на протяжении всей книги ни разу не
задумывается Иван Алексеевич Бунин над своей
ролью, над ролью своих предков в этой кровавой
российской вакханалии. А ведь взялись эти
прирожденные преступники, Иван Алексеевич, из
крепостных деревень ваших дедов и прадедов.
Из рабства. И страшно, и надолго перекурочили всю
судьбу России потому, что иначе не могли. Потому,
что раб — не человек.
Когда человек становится рабом, то всё
человеческое опадает с него сверху, как шелуха, а
изнутри, из души, выжигается дотла.
Раб ведь быдло, то есть скотина. Можно всё, ничего
не страшно и ничего не стыдно. То есть вообще нет
ничего. Никаких устоев. Говоря нынешним языком
уголовников — полный беспредел.
И так росли и воспитывались дети, и внуки, и
правнуки, и праправнуки... Четыреста лет рабства.
Почти двадцать поколений, родившихся и выросших
в ярме, не знающих в своем воспитании ничего,
кроме подлой науки холопского выживания.
Так если бы только четыреста лет! А предыдущие
шестьсот лет — они что, при Декларации прав
человека проходили? По «Русской правде» Ярослава
Мудрого несколько гривен как наказание за
убийство смерда — это свобода? Конечно, свобода.
Свобода убивать мужиков практически
безнаказанно.
Так чего ж мы ждали тогда от своего народа, Иван
Алексеевич!? Вы же сами и пишете:
«В том-то и сатанинская сила их, что они сумели
перешагнуть все пределы, все границы
дозволенного, сделать всякое изумление, всякий
возмущенный крик наивным, дурацким».
Так их и не было, пределов. В веках, в предках.
Парад военных училищ в дни
|
Быть может, начинать надо было в 1825 году. Вместе
с Рылеевым, Пестелем и их товарищами.
Эти юноши, победив Наполеона, пройдя с оружием в
руках через всю Европу, вдруг увидели, как там
живут простые крестьяне. И сердца их
преисполнились стыдом и болью за свое, родное. И
они вышли на Сенатскую площадь.
Да, путь был выбран кровавый. Но в ту эпоху
общество не знало, не выработало еще других форм
протеста. Не было их. Но почему другие дворяне,
собравшись и по одиночке, не обратились к царю, не
сказали ему, что декабристы выступали не против
царя, а против рабства? Не убедили. Наконец, не
поставили его перед общественным мнением.
И они, дворяне, с этими гнусными правами не хотели
расставаться ни за что!
Вот почему молчали тогда дворяне. Но невозможно
быть свободным среди рабов. Рабство развращает и
рабов, и рабовладельцев. Нация деградирует.
Страна разрушается с двух сторон сразу. Что
сделал народ, мы знаем. Но ведь и господа
интеллигенты были резко настроены против власти.
Они что, не понимали, как опасно раскачивать
лодку во время войны? Да что там говорить, когда в
первые же дни Февральской революции не кто иной,
как один из великих князей рода Романовых
нацепил на себя красный бант и вышел на улицы
Петрограда! Это что, не деградация?
Стисну зубы, попробую понять и объяснить
поведение великого князя и разночинской
интеллигенции. Объяснить безответственностью.
Когда на твоих плечах нет прямой ответственности
за редакцию, коллектив, предприятие, организацию,
государство, страну, народ, то мысли парят с
легкостью необыкновенной. Это такой синдром
подросткового сознания. Разрушительный синдром.
Но вот группа людей, которые обязаны были — и не
могли не осознавать в ту пору тягчайшей
ответственности, которая лежала на их плечах. Это
— генералы, командующие фронтами.
Уж они-то, военные люди, понимали, не могли не
понимать, что во время войны, во время боевых
действий, императора и главнокомандующего не
свергают!
Коней на переправе не меняют. Они, командующие
фронтами, должны были бы пресечь на корню любую,
самую слабую попытку к этому.
Что же сделали командующие фронтами?
Они все как один (исключая Н.Н.Юденича,
командовавшего тогда далеким от основных
событий Кавказским фронтом) прислали государю
императору телеграммы с требованием отречения
от престола!
Что это как не деградация?
И потому мне грустно, когда нынче сплошь и рядом
говорят о возрождении дворянства, сплошь и рядом
находятся потомки — и так далее. (Для отведения
упрека в классовых антипатиях сообщу: по
отцовской линии я в восемнадцатом поколении
прямой потомок древнего рода Каракесек, а мой
пращур по материнской линии упоминается в Никоновской
летописи.)
Я не знаю, можно ли второй раз вступить в одну и ту
же реку. Не смешны ли все эти потуги, не
раздражают ли они людей.
Но грустнее всего то, что, говоря о возрождении
лучших традиций ушедшего дворянства, никто из
нынешних потомков ни разу не заговорил о
чудовищной вине дворянства перед страной и
народом, никто не заговорил о покаянии. Как будто
и вправду нам никакой урок не впрок.