Апрельской ночью в 1951 г., прежде чем
окончательно потерять сознание перед смертью,
Людвиг Витгенштейн (1889—1951) сказал жене врача,
дежурившей у его постели: «Передай им, что у меня
была прекрасная жизнь».
Величавое достоинство фразы можно оценить, кинув
даже беглый взгляд на упомянутую жизнь человека,
который часто страдал тяжелейшими депрессиями,
не раз был в шаге от самоубийства, постоянно жил
без гроша в кармане: став в 1913-м одним из
наследников миллионного состояния, он отдал
почти всю свою долю деятелям австрийской
культуры — в том числе Рильке, Траклю и
прославившемуся лишь впоследствии Оскару
Кокошке (причем Витгенштейн даже не знал, кому
конкретно помогли его 100 тысяч крон). Это первый
из его нескончаемых экстравагантных поступков,
каких могло бы хватить на три-четыре жизни.
Именно эксцентричность героя-персонажа
сослужила добрую службу биографам (числом более
ста) и особенно режиссеру Д.Джармену, снявшему в
1993 г. затейливую кинопритчу о Витгенштейне.
Казалось бы, задача невыполнимая: экранизировать
жизнь философа, да еще и тезисы его непонятных
для простых смертных трудов. Но фильм — одна из
безусловных удач в биографическом жанре, многие
его забавные персонажи — в том числе
инопланетянин — пришли прямо со страниц вовсе не
забавных сочинений Витгенштейна.
Впрочем, тому есть основание: его книги,
положившие начало целому направлению в
философии XX века, чаруют блестящим афористичным
стилем, роднящим их с трактатами восточных
мудрецов.
Один из самых странных шагов Витгенштейна
связан с Россией. В 1934 г. знаменитый уже в Европе
философ твердо решил уехать в СССР. Причем не
просто полюбопытствовать, как Уэллс или Шоу, а с
целью постоянно жить там и работать.
Безумие этого поступка не проясняет ни изрядная
левизна взглядов Витгенштейна (Сталина хвалил за
то, что тот «дал людям работу», а про тиранию
говорил, что она его «не волнует»; трезво
оценивая философские труды Ленина как «бред»,
симпатизировал желанию вождя пролетариата «хоть
что-то сделать»), ни его давний интерес к Толстому
(кстати, вдохновившего мыслителя на многие
другие эксцентрические «жизненные проекты»).
«Мир — это всё, чему случается быть». |
Для начала Витгенштейн овладел русским
настолько хорошо, что мог читать в подлиннике
Достоевского. Прибыв в Ленинград осенью 1935 г., он
направился в Институт народов Севера —
собирался поехать в экспедицию к этим народам.
Новоявленному Миклухо-Маклаю вежливо объяснили,
что лучше бы он почитал курс философии в
университете.
В Москве Витгенштейну очень понравился «дизайн
могилы в центре» (Мавзолей): он интересовался
архитектурой. На философском факультете МГУ, где
его встретили, всплеснув руками: «Тот самый
великий Витгенштейн!» — после продолжительной
беседы порекомендовали «больше читать Гегеля»,
хотя философ и «отзывался одобрительно о
диалектическом материализме».
Потом он поехал в Казань, и будто бы там ему
предложили целую кафедру плюс курс в МГУ.
Забавно, но Витгенштейн от преподавательской
деятельности отказывался, прося место в колхозе
или хотя бы у заводского станка. Но для этого
зарубежных философов не требовалось. Так и
убрался он восвояси.
Интересно, что, вернувшись из СССР, Витгенштейн
ни с кем не обсуждал свою поездку.
Однако семена, посеянные любомудрием автора
«Воскресения», пустили в душе Витгенштейна
слишком глубокие корни: он постоянно возвращался
к идее ухода в народ или, по крайней мере, ухода от
«праздной жизни» ученой среды. Причем
Витгенштейн был последовательнее русского гуру.
С идеологией Толстого (конкретно — с
перелицованным графом «Евангелием») он
познакомился в подходящей обстановке — во время
Первой мировой войны, на которую пошел
добровольцем. Витгенштейн, безусловно, любил
свою родину — Австрию, но поступок был
продиктован и другими причинами: временами его
охватывала отчаянная усталость от жизни. А на
войне принять смерть было почетнее.
Вот две показательные фразы: «Теперь у меня есть
шанс стать приличным человеком»; «Возможно,
близость смерти принесет мне свет жизни».
Он попросился на передовую Русского фронта, где,
несмотря на дифтерит и предложение командира
отправиться в тыл, выбрал самый опасный участок
— наблюдательный пост. В 1917 г. он получил
серебряную медаль за доблесть, в 1918-м — медаль за
службу с лентой и мечами, но вскоре попал в
итальянский плен.
Английские друзья хотели помочь ему выбраться из
плена досрочно, но он отказался от этого и вышел
вместе со всеми — через год.
Так же благородно повел себя философ, когда
началась Вторая мировая война. Он к тому времени
окончательно расстался с Австрией, находившейся
под Гитлером (кстати, по одной из версий, Адольф
Шикльгрубер был одноклассником Витгенштейна),
приняв английское подданство.
Когда начались бомбежки Лондона, 50-летний
философ решил, что сейчас преподавать
отвлеченную науку «бессмысленно и позорно», и
пошел в госпиталь, где служил «аптечным
носильщиком». И тут он оставался философом:
раздавая лекарства, он советовал больным не
принимать их. Проработав три недели, он пришел к
своему начальнику и представил план оптимизации
работы.
Возможно, не стань Витгенштейн великим
философом, он был бы гениальным изобретателем.
Интересно, что он даже начал учиться в Высшей
технической школе в Манчестере. Однако увлекся
математической логикой и избрал несколько
другой путь.
С замечательными конструкторскими
способностями Витгенштейна связан случай, когда
он «сотворил чудо». Это произошло в глухой
австрийской деревушке, куда он, в очередной раз
бросив философию, опять ушел — учить сельских
детей.
На фабрике остановилась паровая машина, и
Витгенштейн, с неохотного разрешения мастера
осмотревший ее, «вылечил» механизм, просто
постукивая по нему.
Но вообще годы сельского учительства (1920—1926)
несколько смущают биографов. С одной стороны,
«чудотворец» оказался превосходным педагогом —
водил детей на экскурсии, гениально рассказывал
об окружающем мире (так же гениально, как он
гениально делал всё, чем начинал заниматься). С
другой — закончилась его педагогическая
деятельность скандалом и судебным
разбирательством.
«О чем нельзя говорить,
|
Стоит сразу оговориться, что наказание розгами,
из-за которого скандал и начался, тогда было
обычной практикой в Австрии. И Витгенштейн тут
был не усерднее других учителей, причем, по
сохранившимся свидетельствам, ученики его очень
любили. А вот родители не без оснований
опасались, что приезжий отвлекает детей от работ
в поле и переманивает их в город.
Примешалась и зависть коллег: в конце концов они
подали в суд жалобу о том, что Витгенштейн
избивает учеников. Дело дошло до вызова полиции,
суда и даже психиатрического
освидетельствования. Витгенштейна оправдали, но
с него было уже довольно педагогики.
Спустя 12 лет, когда у философа случился очередной
приступ тяжелой депрессии и необходимости
«толстовского» покаяния, он поехал в Австрию,
нашел учеников, которых наказывал, и даже
«заложивших» его коллег и вымаливал их прощения
за причиненные обиды. Биографы констатируют:
«Всё это было мучительно для обеих сторон, но
помогло мало».
Вообще, психологический портрет Витгенштейна
— самое трудное для всех писавших о нем. Слишком
сложен был этот человек, слишком тяжело
складывались его отношения с людьми (череда
дружб и разрывов), да и со всем миром. Об этом
свидетельствует уже первая строка его дебютного
и самого главного труда — «Логико-философского
трактата»: «Мир — это всё, чему случается быть».
Вся жизнь Витгенштейна — словно бы полемика с
этим тезисом. Не доверяя этому «всему», он сам,
наперекор судьбе, созидал случайности: уходя на
фронт, в сельскую школу, в госпиталь. Однажды, в
зените научной славы, он даже некоторое время был
монастырским садовником — какой-то умный
священник отговорил его от желания стать
монахом.
И постоянно он вел свой разговор с Богом. Многое в
манере этих бесед было, конечно, навеяно
протестантизмом Толстого, но Людвиг Витгенштейн
всегда шел своим путем, и, пожалуй, лучший ответ
на его вечный вопрос о смерти дает последняя
фраза знаменитого «Трактата»: «О чем нельзя
говорить, о том должно умолкнуть».