Известный русско-парижский поэт Вячеслав Подбельский как-то написал:
Стоимость прошлогоднего
снега пропорциональна его цене на зеленном рынке, который не склонен к смене пустой коробки на порожнюю крынку, и который даже в соседстве с Сеной сохраняет приставку мега — но, увы, обращён вовне. |
Статья опубликована при поддержке оконного супермаркета «Панорама». Хотите приобрести качественные пластиковые окна? С Панорама, оконным супермаркетом номер 1 в России, вы сможете сделать это быстро и выгодно. Здесь вы найдете окна от лучших европейских производителей и множество сопутствующих товаров к ним. Посетите официальный сайт компании www.panorama-group.ru и подберите что-нибудь для себя.
Стандарты, предложенные нам в прошлом году
научными коллективами — теми, что были созданы
Министерством нашего российского образования, —
обращены в какую-то очень внешнюю среду, которая
никак не соотносится с реалиями современной
школы. Школа эта находится, кстати, не на берегу
Сены или Темзы, а в каком-то ином месте, например,
в моей родной Рязани. Близ Оки.
Окоём у нас не эже горизонта, но мы на нем,
горизонте, не видим никаких компетенций. Мы видим
удивленные глаза ребят, которых зачем-то обучают
истории. Они хотели бы понять — зачем.
Это было бы недурно понять и учителям. Почему бы
им (а заодно и родителям школьников, ежеутренне
набивающих свой ранец-рюкзак учебниками, в том
числе и произведениями Данилова да Косулиной) —
почему бы всем нам не объяснить цели той учебной
деятельности, которая именуется историческим
преподаванием?
В стандартах об этом
сказано смутно — предполагается, возможно, что
мы и так всё поняли.
Действительно, ясно, что человечество ненароком
приобрело свое прошлое, и было бы глупо о нем,
прошлом, забывать. Поэтому вроде бы историю в
школе имеет смысл преподавать. Менее ясно, как
сбережению исторической памяти поспособствуют
призывы развивать все те знания и умения,
которые, хитро спрятавшись под венецианской
маской компетентностей, должны быть
всажены-внедрены в головы тех самых — и самых
разных — детишек, которые с изумлением
слушают о деяниях Юлия Цезаря или Джорджа Буша.
Может быть, в стандартах исторического
образования не следует рассказывать о том, что
Иван Грозный придумал опричнину — авторы
учебников и сами догадаются, что без упоминания
об этом печальном явлении история XVI века
окажется неполной. На мой взгляд, в стандартах,
которые являются документами весьма общего
пользования — сродни платным туалетам, —
следует обозначать только те вещи, которые
понятны даже непросвещенному уму среднего
думского депутата.
А именно: следует написать, что историю (как и
математику, например) в общеобразовательной
школе изучают для развития мозгов, а не для того,
чтобы наверняка знать, с какой из исламских стран
Россия воевала в 1826—1829 гг., а с какой — в 1828—1829
гг. Я это, кажется, знаю, этому меня обучили, но
ведь не всем же обязательно!
Нынешние стандарты по-прежнему ориентируют нас,
бедных учителей, еще не сбежавших из школы, на
систематическое преподавание предмета.
По-прежнему непонятно, что хотим мы все получить
от проблемного вроде бы преподавания истории в
пресловутом втором концентре.
Еще менее понятно, что это за зверь такой —
обществознание? На него охотятся — или его, как
кошку придомашленную, по шерсти гладят?
Обществоведческие стандарты просто ужасны. Не
мое дело совестить людей, которые этим
занимались (женщина в православной традиции, как
ни обидно, лишена права окончательного суждения,
права вязать и разрешать), — но собрание
персонажей, которые произвели на свет курс
«Человек и общество» постперестроечной поры,
должно остаться курьезом в истории педагогики, а
никак не с удручающей постоянностью
функционирующим авторским коллективом. Ведь
нельзя же писать о китайской философии, путая
Конфуция с Лао-цзы; ведь нельзя же рассказывать
об экономике, полагая, что система Тэйлора
альтернативна системе Генри Форда; ведь нельзя
же строить тексты так, чтобы всякому понравиться
— и всюду выискивать положительные и
отрицательные черты!
Давайте поверим в простые истины. Есть сумма
знаний, которые никому не мешают — но и ничего
не гарантируют. Школа какую-то сумму-кучу знаний
детям дать и впрямь должна. Есть те
интеллектуальные умения, без которых живется
хуже, чем с ними. Уроки истории и обществознания
вполне могут помочь детям упомянутые умения
приобрести.
Давайте анализировать тексты, рассказывать
ребятам об интерпретациях известных и
полуизвестных фактов, давайте давать детям
возможность получения гуманитарного
образования, возможность увидеть, что сатира
развивается не только «от Шекспира до Шапиро» (по
словам забытого поэта недавних десятилетий), и
что даже самые умные сатирики, вроде Свифта,
Довлатова или Александра Зиновьева, не исчерпали
еще процесса исторического познания.
И еще: давайте писать стандарты человеческим
языком. Прежде чем выстроить фразу, посмотрите на
портрет Пушкина или Достоевского; после этого
пишите — иначе не получится ничего хорошего.
учительница из Рязани