тема для размышлений

Нацистский геноцид в документах

Из первой программы Национал-социалистической немецкой рабочей партии

§ 3. Мы требуем страны и земли, достаточных для расселения и пропитания нашего народа.
§ 4. Не может быть гражданином страны не сын нашего народа. Сыном народа считается лишь тот, в чьих жилах течет немецкая кровь — вне зависимости от исповедуемой им религии. Ни один еврей не может считаться сыном нашего народа.
§ 7. Мы требуем от правительства прежде всего обязательной заботы о благе и занятости граждан. Если нет возможности прокормить всё население страны, нужно изгнать из рейха чуждые нации (неграждан).

Мюнхен, 24 февраля 1920 г.

Группа литовских евреев связанных местными полицейскими. Июль 1941 г.
Группа литовских евреев
связанных местными
полицейскими. Июль 1941 г.
Комментарий

Одним из главных разработчиков программных документов нацистской партии был Адольф Гитлер. Программа состояла из 25 параграфов. Расистские положения были сформулированы в первой трети программы. Практически она оставалась неизменной вплоть до прихода нацистов к власти в 1933 г.

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести

Движимый пониманием того, что чистота немецкой крови является непременным условием долговременного существования немецкого народа, воодушевленный непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации на вечные времена, рейхстаг единогласно принял следующий закон:
1. Брачные союзы евреев с подданными государства немецкой или близкой ей крови запрещаются. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они будут зарегистрированы за границей для того, чтобы обойти закон.
2. Внебрачные связи между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови воспрещаются.
3. Евреям не разрешается нанимать прислугу из подданных государства немецкой или близкой ей крови, моложе 45 лет.
4. Евреям воспрещается поднимать флаги Рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.
5. Нарушение запрета, обозначенного в § 1, карается тюремным заключением.
Нарушение запрета, обозначенного в § 2, карается арестом или тюремным заключением.
Нарушение запрета, обозначенного в § 3 и § 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.

Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.

Комментарий

Этот закон был принят на съезде нацистской партии в Нюрнберге. Спустя пару месяцев в него были внесены две поправки. Документы получили название Нюрнбергские законы. Они имели статус государственных и были в годы Второй мировой войны распространены на все оккупированные нацистами территории.

Телеграмма начальника II отдела гестапо группенфюрера Мюллера в местные управления полиции

Тайная государственная полиция.
Секретно.
Всем управлениям государственной полиции —
начальникам или заместителям.
Доставить настоящую телеграмму немедленно,
кратчайшим путем.

1. В ближайшее время по всей Германии будут предприняты выступления против евреев, в особенности против их синагог. Этим выступлениям не следует чинить препятствий. Однако по согласованию с полицией следует обеспечить поддержание порядка, чтобы грабежи и прочие из ряда вон выходящие нарушения дозволенного могли быть пресечены.
2. Если в синагогах находятся важные архивные материалы, то необходимо принять немедленные меры для обеспечения их сохранности.
3. Необходимо подготовить арест 20—30 тысяч евреев по всей Германии. Следует выбрать в первую очередь богатых евреев. Более подробные указания будут даны в течение этой ночи.
4. Если во время готовящихся выступлений у евреев будет найдено оружие, то следует принять самые решительные меры. К совместным действиям могут быть привлечены специальные подразделения СС, а также общие СС. В каждом случае обеспечить соответствующими мероприятиями руководство выступлениями со стороны государственной полиции.

8 ноября 1938 г.

Комментарий

В ответ на покушение в Париже на немецкого дипломата в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии прокатилась волна погромов, инспирированная гестапо. Были сожжены все синагоги, разбиты витрины еврейских магазинов и домов. Улицы германских городов были усеяны битыми стеклами. Совершены зверские убийства 90 человек. Эти события вошли в историю как Хрустальная ночь.

Из протокола совещания в Ванзее

Секретный документ
государственной важности!

Опознавательные знаки для евреев, введенные нацистами
Опознавательные знаки для евреев,
введенные нацистами

1. В совещании, состоявшемся 20 января 1942 г. в Берлине, на Гроссен-Ванзее, № 56-58, по поводу окончательного разрешения еврейского вопроса, участвовали...
Начальник полиции безопасности и СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал (Г.Геринг) назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного разрешения еврейского вопроса в Европе, и указал на то, что это совещание созвано для того, чтобы создать ясность в принципиальных вопросах.
Рейхсмаршал желает, чтобы eму был направлен проект организационных, материально-технических и финансовых мероприятий в отношении окончательного разрешения еврейского вопроса в Европе, требует, чтобы эти вопросы были предварительно совместно обсуждены всеми непосредственно заинтересованными центральными инстанциями с целью согласования единой тактики. Вся ответственность за осуществление окончательного разрешения еврейского вопроса лежит, вне зависимости от географических границ, на рейхсфюрере СС и начальнике германской полиции (полиции безопасности и СД).
Начальник полиции безопасности и СД сделал потом краткий обзор борьбы, которая велась до сих пор с этими врагами. Существенными моментами здесь являются:
а) вытеснение евреев из отдельных, жизненно важных для еврейского народа районов;
б) вытеснение евреев из жизненного пространства германского народа... В ходе этого окончательного разрешения еврейского вопроса в Европе принимаются во внимание около 11 миллионов евреев.

В ходе практического осуществления окончательного разрешения еврейского вопроса в основу до некоторой степени должны лечь Нюрнбергские законы, причем предпосылкой для полного урегулирования проблемы является также решение вопросов, связанных со смешанными браками и с лицами смешанного происхождения...
Совещание было закрыто после того, как начальник полиции безопасности и СД обратился с просьбой к участникам совещания оказать ему соответствующую поддержку при проведении работы по разрешению еврейского вопроса.

Комментарий

Через полгода после нападения на СССР в пригороде Берлина 15 высших чиновников, представлявших основные ведомства Германии, провели совещание, результаты которого были зафиксированы в специальном протоколе. В результате совещания был вынесен смертный приговор евреям Европы.
С весны 1942 г. нацисты начинают вывозить их в лагеря уничтожения на территории Польши — Освенцим, Майданек, Треблинку, Собибор, Белжец, Хелмно. Евреи СССР уничтожались, как правило, по месту их проживания.

Гетто в Калуге

Сочинение-воспоминания
ученика четвертого класса средней школы № 1
Юрия Германа, 1942 г.

Когда пришли немцы, это было 12 октября 1941 г., нас как евреев выслали в Кооперативный поселок (раньше — женский монастырь). Там они над нами издевались: били, расстреливали, гнали на разные грязные работы. Когда мы были в Кооперативном поселке, нас огородили изгородью, а изгородь делали сами: дети от четырнадцати—пятнадцати лет, до семидесяти—семидесяти пяти лет старики. Один раз пришли немцы из гестапо, они сказали:
«Если завтра не будет сто человек евреев в сборе, то десять мы расстреляем». Так они мучили евреев. Там, где мы жили, то место называлось Гетто. Однажды вечером, часов в восемь или восемь с половиной, пришли немцы из госпиталя. Им нужны были одеяла, подушки, простыни, тарелки, скатерти и т.д. Что им нравилось, то они и брали.
Дошла очередь и до нашей квартиры. Они вошли. Было ровно полдевятого. Немцы у нас взяли лампу. На другой день пришел немец, снял с ног моего дедушки валенки и сказал ему: «Если не снимешь, расстреляю, ты ж ведь дома, а я на фронте, понял?» Делать было нечего, отдали валенки. Через несколько дней был приказ, что все евреи должны были носить желтого цвета звезду в диаметре восемь сантиметров на груди и на спине с правой стороны.
Но вот пришел им конец. 19 декабря послышались первые выстрелы из орудий. Прошло еще два дня, и вот 21 декабря в поселок пришли немцы и подожгли его. Нам пришлось выйти из горящего дома. Были убитые. Нам пришлось быть в бомбоубежище и у знакомых, пока не наступило 30 декабря. В ночь на 30 декабря был ожесточенный бой. Наутро в городе Калуге были наши. Радости не было конца.

Комментарий

В калужском гетто было свыше 150 узников. Почти все они уцелели — Калуга стала одним из первых крупных городов, освобожденных нашей армией в ходе наступления под Москвой.

Слова, красные от крови

Из дневника узника Вильнюсского гетто
Юлия Рудашевского

Четверг, 22 октября 1942 г.
Дни проходят быстро. Закончив уроки, я занимался немножко по хозяйству. Я читал книгу, писал дневник.
Наша молодежь не теряется — она активна. Работает наш кружок истории, мы слушаем лекции о Великой Французской революции, ее периодах. Работает и вторая секция исторического кружка, секция истории гетто. Мы изучаем историю двора № 4.
Для этой цели мы распределили среди членов кружка анкеты с вопросами, которые следует задавать жильцам двора. Мы уже начали работу. Я хожу с другом. Вопросы разбиты на четыре части: вопросы, касающиеся периода польской, советской и немецкой власти (до гетто), и вопросы о гетто. Жители отвечают по-разному. Повсюду, однако, слышен один и тот же печальный мотив гетто: имущество, удостоверения, потеря жилья, потеря вещей, потеря родных.
Я вошел во вкус работы историка. Я сижу за столом, задаю вопросы и принимаю страдания с холодной объективностью. Я пишу и вникаю в детали и не осознаю, каких ран касаюсь, а отвечающая мне безразлична ко всему: двух сыновей и мужа забрали, сыновей в понедельник, а мужа в четверг... И этот ужас, эта трагедия формулируется мною в трех словах, холодно и сухо. Я погружаюсь в мысли, а слова смотрят на меня с бумаги, красные от крови...
Воскресенье, 13 декабря 1942 г.
Сегодня отметили выдачу 100-тысячной книги из библиотеки гетто. Праздник состоялся в зале театра. Мы пришли ... с уроков. Произносились различные речи, была и художественная программа.
Выступление анализировали читатели — узники гетто. В гетто читают сотни людей. Для меня чтение книг в гетто — величайшее удовольствие. Книга — это наша связь со свободой, наша связь с миром. Выдача 100-тысячной книги — это большое достижение, и гетто может гордиться этим.

Комментарий

Вильнюсское гетто было одним из немногих, где оккупанты разрешили «культурную жизнь». Там работали театр, библиотека, школа. С конца 1941 по сентябрь 1943 г. в гетто находилось около 15 тысяч узников. Все они были уничтожены либо переведены в концентрационные лагеря.

Голос Шейны Грам

Дневник 15-летней девочки
из местечка Прейли (Латвия)

Четверг, 3 июля 1941 г.
Мы уже второй день живем с немцами. На улицах никто не появляется.
Первый день прошел тихо. На второй день немцы взломали магазины и всё расхитили. Ворвались в синагогу, вытащили свитки Торы и растоптали их ногами.
Воскресенье, 27 июля.
Это кровавое воскресенье для латвийского еврейского народа.
Утро. Всем евреям Двинской улицы приказывают одеться в лучшее платье, взять с собой продукты и выйти на улицу. В домах производятся обыски. В 12 часов всех евреев загоняют в синагогу. Одну группу молодых евреев отправляют рыть могилы за кладбищем. Потом в синагогу загоняются евреи еще двух улиц.
Половина четвертого дня. Всех евреев угоняют за кладбище и там расстреливают. Всех 250 евреев: мужчин, женщин и детей.
Это ужасно. Такого конца мы не ожидали. Горсточка оставшихся ожидает каждую минуту смерти.
Понедельник. 28 июля.
Кошмарный день. Мы узнаем подробности ужасного и трагического конца. Днем новая группа оставшихся евреев угоняется на торфяные работы.
Вторник. 29 июля.
Рано утром они уезжают. Слух, что их тоже отправили рыть могилы. Девушек забирают для чистки улиц. Мы смотрим друг на друга и удивляемся тому, что еще живы. Каждая желает себе смерти. Положение евреев ужасное.
Как долго мы будем мучиться? Ходят слухи, что под вечер опять возьмут. Мы решаем не ночевать дома. Один крестьянин разрешает нам переночевать в бане. Поздно вечером мы, поодиночке, идем спать в баню. Нас шестеро, баня маленькая. Спать могут лишь трое. Однако никто не спит. Всю ночь ужасно лают собаки. Я сижу с закрытыми глазами. Передо мной встают лица расстрелянных. Мне кажется, что они сквозь закрытые веки плачут.
Среда, 30 июля.
Утром мы возвращаемся в квартиру. Комнаты не тронуты. Всё было спокойно. Я валюсь на кровать и немедленно засыпаю. Каждый час новые известия. Один говорит, что будут еще брать, другой — больше не будут брать. Кому верить?
Пока ужасно. Каждый сидит и ждет смерти.
Мы узнаем, что остальным евреям готовится еще более ужасная смерть. Нас сожгут. Мне безразлично. Я не хочу жить, не хочу умирать. Одно лишь меня поражает: как мы всё это в состоянии перенести?
Пятница, 8 августа.
Когда кончатся наши страдания, никто не знает. Я чувствую, что ко мне всё ближе подвигается самое страшное...

Меня не убьют

Из воспоминаний Романа Левина

После того как выздоровела мама, еще до расстрела в Бресте, я подбивал ее покинуть имение. Чувствовал или понимал, что нас здесь ждет. После расстрела в гетто людей охватило паническое отчаяние и страх, и мама не решалась бежать. А я все время говорил:
— Мама, давай уйдем, вокруг леса, давай уйдем в Старое село.
— Ну куда мы уйдем, зима, — возражала мама. Она советовалась с Венькиной мамой, та тоже не решалась бежать.
А мы с Венькой по-прежнему пасли скот. В это время узнали, что расстреляли евреев в Каменце, кто-то даже говорил — и в Жабинке (там было свое маленькое гетто). Кто-то говорил, что и в Кобрине.
Помню, за день или два до расстрела, в перелеске мы пасли скот вместе, и это был наш последний разговор с Венькой. Я говорю:
— Венька, давай убежим! Сейчас бросим всех этих коров.
— А мама?
— Ну, мы же зовем наших мам. Пойдем, уговорим их.
Венька, будучи тихим мальчиком, каким он был и перед войной, ответил:
— Ну куда мы убежим? Нас поймают потом по дороге, будут бить. Убьют. А тут пан говорит, что не убьют.
— Венька, меня все равно не убьют, я убегу.
— Со мной будет то же, что и с мамой.
Мы сидим на осенней земле, и каждый предрекает свою судьбу.
Потом оказалось, что это место, где мы сидели, будет местом нашего расстрела, будет нашей могилой. От барака рукой подать. Рядом, метров сто. Вспоминаю наш последний разговор с Венькой и не могу постичь, какое небо, какое провидение внушило мне слова уверенности: «А меня не убьют. Я убегу».

Комментарий

Роман Левин (родился в 1931 г.) был сыном военного разведчика, служившего в Бресте. В повести Сергея Смирнова «Брестская крепость» ему посвящена глава «Мальчик из Бреста». Его дедушка был убит в первый день войны, бабушка погибла в гетто, мама и старшая сестра Тамара были расстреляны.
Романа спасла польская женщина Флория Будишевская. Он — один из 19 уцелевших евреев Бреста
(из 25 000 узников гетто).

Юные подпольщики из местечка Ляды (Белоруссия)

Из воспоминаний Вячеслава Тамаркина

Узники Освенцима
Узники Освенцима

— Слушайте, слушайте меня, ребя, а давайте образуем подпольный пионерский отряд, — таинственно произнес Ромка.
— Разве до сих пор мы не подпольный отряд? — с нарочитым удивлением спросил Хаим, будто заглядывая каждому в душу.
— По сути — да, официально — нет, — спокойно, педантично-сухо, как мама на уроке, ответил Виля.
— Ты, Вилька, прав, по-моему, это не так уж важно, — снова заговорил Хаим, — главное — мы есть! Каждый из нас мечтал до войны стать бойцом Красной армии. Мы играли в войну, учились воевать, чтобы при необходимости уметь защитить родину, так? Теперь мы хорошо знаем друг друга. До войны в местечке все знали, что мы играем в войну. И вот — война настоящая, так что, нам, мальчишкам, надо всё прекратить? Мы будем играть, как играли, но по-настоящему. А заодно, играючи, будем вредить как можно больше фашистам. Оружие, кони — всё это не должно служить врагу.
Все внимательно слушали Хаима.
— Чего уставились? — искренне удивился он.
— Мы тебя всегда считали нашим комиссаром, — просто сказал Шлеймка.
— Никаких командиров, никаких комиссаров. Как играли, так и будем играть. Только теперь у нас особая тайна, о которой никто не должен догадываться: не только враг, но и самые близкие нам люди, даже родители! — с особым ударением произнес наш заводила Хаим.
— Это не просто наша тайна, а конспирация, — пояснил Виля Герц.
А Фридрик сказал:
— Я бы назвал наш подпольный отряд — имени Гавроша.
— Гавроша, Гавроша! Правильно, Фридрик. Молодец! — зашумели мальчики, которым очень понравилось такое предложение.
Назвав себя гаврошевцами, мальчишки поклялись не опозорить славное имя маленького французского героя.

Комментарий

Вячеслав Тамаркин впоследствии воевал в партизанском отряде, был разведчиком, награжден боевой медалью. После войны стал офицером. Автор книги воспоминаний «Это было не во сне».

Все другие члены подпольной группы «Гаврош» погибли.

Из воззвания молодежной подпольной организации Вильнюсского гетто

Нас не поведут, как овец, на бойню!
Еврейская молодежь, не давай сбить себя с пути. Из 80 000* евреев Вильнюса, Литовского Иерусалима, осталось всего 20 000. На наших глазах отняли наших родителей, наших братьев и сестер.
Где сотни людей, которых забрали на работу литовские «хапуны»? Где раздетые догола женщины и дети, которых увели в страшную «ночь провокации»?** Где евреи, которых увели в Судный День?*** Где наши братья из Второго гетто?****
Все, кого увезли из гетто, никогда больше не вернутся.
Все дороги Гестапо вели в Понары.
А Понары — это смерть!
Сомневающиеся! Избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены погибли.
Понары — это не лагерь. Их всех убили там.
Гитлер намерен уничтожить всех евреев Европы. Евреям Литвы суждено стать первыми на этом пути.
Не будем же овцами, покорно идущими на убой!
Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!
Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц.
Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!

1 января 1942 г.
Вильнюсское гетто

Комментарии

* По более точным данным, в Вильнюсе, который евреи называли Литовским Иерусалимом, проживало около 60 000 евреев.
** 1 сентября 1941 г. 8000 евреев были вывезены в Понары и расстреляны там в течение 2—3 дней.
*** 1—2 октября 1941 г. в Понарах были расстреляны 3900 евреев.
**** В Вильнюсе были два гетто. Второе гетто было полностью ликвидировано в течение октября 1941 г.
Это было первое воззвание в оккупированной нацистами Европе, призывавшее евреев к Сопротивлению. Подпольную группу составили молодые люди, принадлежавшие к различным политическим партиям. Восстание в гетто организовать не удалось, но большинство подпольщиков оказались в созданном узниками гетто партизанском отряде.

Воспоминания праведницы народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой (Дудиной)

Начало войны застало меня в Ленинграде. Позже, когда начиналась блокада, меня вывезли к отцу, в Курск. Туда меня привезли уже в конце сентября 1941 г. И почти сразу в Курск вошли немцы.
...Где-то в конце октября к нам пришла женщина-еврейка Лида. Она просила отца (он работал врачом) спасти свою племянницу Инку, маленькую дочку маминой подруги. Эта Лида обошла всех своих друзей, но никто не согласился им помочь. Потому что уже тогда по всему городу висели листовки: «Всякий, кто спасет жида или жидовку, и вся его семья будут выкорчеваны с корнем».
В тот момент, когда немцы пришли ее забирать, Инке удалось сбежать, а ее тетя, Лида, велела ей бежать в наш дом. И вот ночью она прибегает к нам, я ее быстро раздеваю, и она ложится со мной в постель. В ту ночь ее не нашли. На следующий день вызвали священника. Он окрестил Инну, и она получила имя Нина Васильевна Ларина.
Папе вписали ее в паспорт как племянницу. А мне отец сказал: «Вот тебе, доченька, сестренка, будь всегда с ней». И мы стали ходить вме-сте, никогда не разлучаясь. Все соседи нас ненавидели. Однажды меня булыжниками закидали, в двух местах позвоночник перебили. Но Инна все время была со мной. Дважды за ней приходили и забирали в гестапо. А я, естественно, брала ее за руку и шла вместе с ней. Немецкий я знала и всем говорила: «Это моя сестра». Поскольку я приставала к этим гестаповцам, как банный лист, они говорили: «Ладно-ладно, забирай ее, только уходи».
После войны в Курск приехал Инночкин папа искать могилу Инны и ее мамы. Когда ему сказали, что его дочь жива и находится у Николая Васильевича Дудина, он не мог поверить своему счастью...

Он спac 100 000 венгерских евреев

Рауль Валленберг,
праведник народов мира,
шведский дипломат

По приказу Эйхмана начались жестокие «марши смерти». Он принялся осуществлять давно запланированную депортацию евреев, принуждая их большими группами покидать Венгрию пешком. Первый такой марш начался 20 ноября 1944 г., и условия на 200-километровом пути от Будапешта до австрийской границы были настолько ужасающими, что даже некоторые из нацистов выразили протест.
Тысячи евреев шли бесконечными колоннами, терпя голод и жесточайшие страдания. Рауль Валленберг находился при них беспрерывно, раздавал охранные паспорта, еду и лекарства. Он то угрожал нацистам, то подкупал их, добиваясь освобождения тех, кто имел на руках шведские паспорта.
Когда Эйхман начал вывозить венгерских евреев целыми эшелонами, Валленберг активизировал свою спасительную деятельность. Когда товарные поезда, полные евреев, еще стояли на станции в ожидании отправки, он даже залезал на крыши вагонов и, прыгая с вагона на вагон, передавал находившимся внутри людям пачки охранных паспортов.
Однажды немецким солдатам было приказано застрелить его, но отвага Валленберга произвела на них такое впечатление, что они намеренно промахнулись, взяв выше цели. Он спрыгнул на платформу целый и невредимый, после чего потребовал, чтобы евреям, получившим охранные паспорта, было разрешено вернуться в город вместе с ним.

Комментарий

Рауль Валленберг, шведский дипломат, родившийся в семье предпринимателей, в 1944 г. находился в Будапеште. В январе 1945 г. был арестован советской контрразведкой. По официальной версии, умер в Москве в Лубянской тюрьме в 1947 г. Один из самых известных праведников народов мира.

Из приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге

...Подобные доказательства, представленные Трибуналу, устанавливают факт преследования евреев нацистским правительством. Это история бесчеловечности, осуществлявшейся последовательно и систематически в самых широких масштабах.
Когда свидетеля Бах-Зелевского спросили, как могло случиться, что Олендорф, как он признал, с находившимися под его командой людьми убил 90 тысяч человек, он ответил:
«Я лично считаю, что, когда в течение долгих лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса является низшей расой, а евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен».
Подсудимый Франк произнес последние слова этой главы нацистской истории, когда он давал показания на суде:
«Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения (и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) — изречения, которые ужасны... Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии всё еще не будет снята».
Нацистское преследование евреев в Германии до войны, хотя оно было жестоким и безжалостным, не идет, однако, ни в какое сравнение с политикой, проводимой во время войны на оккупированных территориях. Первоначально эта политика была схожа с той, которая осуществлялась и внутри Германии: все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить желтую звезду и их использовали для рабского труда.
Летом 1941 г., однако, начали разрабатываться планы «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе. Это «окончательное решение» означало уничтожение всех евреев, которое, согласно угрозам Гитлера, в начале 1939 г. должно было явиться одним из следствий разразившейся войны; для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман, начальник отдела 4-В.
План уничтожения евреев был разработан вскоре после нападения на Советский Союз. Мрачные показания о массовых убийствах евреев были также представлены Трибуналу путем демонстрации фильма, показывавшего общие могилы сотен жертв, впоследствии обнаруженные союзниками.
По Европе разъезжали специально созданные группы лиц, выискивавшие евреев для так называемого «окончательного разрешения» вопроса. В некоторые страны-сателлиты, как Венгрия и Болгария, были направлены германские миссии, которые должны были организовывать в вышеупомянутых целях отправку евреев в лагеря уничтожения — в Германию.
Известно, что к концу 1944 г. 400 тысяч евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 тысяч евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики были убиты 6 миллионов евреев.

Комментарии

На Нюрнбергском процессе были признаны преступными руководящий состав нацистского правительства, гестапо, служба безопасности. На процессе стали явными и план «окончательного решения еврейского вопроса», и способы его претворения в жизнь.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУРСЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕМЫ ХОЛОКОСТА
Объявляют новый набор слушателей

Межрегиональный фонд «Холокост» совместно с Московским институтом открытого образования (МИОО) приглашают преподавателей гуманитарных дисциплин и организаторов воспитательной работы школ, средних специальных и высших учебных заведений, а также старшекурсников педагогических вузов на Международные курсы подготовки преподавателей по теме:

«Воспитание толерантного сознания через изучение истории Холокоста» (2002/2003 учебный год).

Занятия на курсах позволят слушателям:

— глубже изучить историю Второй мировой и Великой Отечественной войн, получить целостное представление об изучаемой теме, которая во многих демократических государствах является основой воспитания толерантности и апробированной формой противостояния экстремизму и неонацистским идеям;
— интегрировать полученную информацию в содержание образовательного процесса (в первую очередь, при преподавании курсов истории, литературы, обществоведения, иностранных языков);
— освоить новые методы обучения и воспитания в духе толерантности.

Слушатели курсов могут выбрать очную или заочную формы обучения.
Преподавание на курсах ведут отечественные и зарубежные историки, методисты, психологи. Для чтения лекций приглашаются известные ученые, политические и общественные деятели, писатели и журналисты.
Занятия проводятся 2 раза в месяц в помещении Фонда «Холокост». Продолжительность курса — с октября 2002 по апрель 2003 г.
Слушатели очного и заочного отделений готовят выпускную работу (методическую разработку по теме, план-конспект урока, сценарий мероприятия и т.д.).
Методическиe разработки выпускников курсов будут представлены на ежегодный Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ педагогов и учащихся.
По итогам обучения слушатели курсов получают сертификаты МИОО и Фонда «Холокост».
Фонд «Холокост» обеспечивает слушателей курсов бесплатной учебной и научной литературой и методическими материалами.
Слушатели курсов имеют возможность пользоваться материалами архива, библиотекой и видеотекой Фонда.
Педагоги, желающие приобрести опыт преподавания темы Холокоста и принимавшие наиболее активное участие в работе курсов, смогут участвовать в выездной летней сессии и стажироваться за рубежом.
Обучение на курсах, обеспечение литeратурой и участие в выездных семинарах — бесплатно.

При Фонде «Холокост» работают:
— лекторий для закончивших курсы;
— дискуссионный клуб;
— молодежный центр и лекторий для старших школьников и студентов.

Сотрудниками Фонда организуются лекции и экскурсии для групп школьников, просмотр художественных и документальных фильмов.

Адрес Фонда «Холокост»:
 г. Москва, Садовническая ул., д. 52/45, 2-й этаж (ст. м. «Новокузнецкая»)

Справки по телефону (095) 951-6797 тел./ факс (095) 951-5876

TopList