урок толерантности

Инна КЛЕНИЦКАЯ*

Четыре разговора о толерантности

(Обществознание, граждановедение)

Проблемой толерантности в отношениях между людьми я занимаюсь давно. В 1970-х гг. у меня даже были в школе крупные неприятности из-за такой беседы со старшеклассниками. Речь шла о необходимости проявления терпимости к людям другой расы, национальности, иных политических взглядов. Последнее вызвало бурю, тем более что дальше разговор коснулся недопустимости нагнетания ненависти к тем, кто не исповедует коммунистической идеологии...
Теперь таких трудностей нет. Однако подростки наши точно так же невежественны в вопросах толерантности и даже не вполне знакомы с этим понятием. На вопрос о том, что такое терпимость, они поначалу неизменно отвечают: «Терпение, умение переносить трудности...».
О том, что часть из них заражена шовинистическими предрассудками, известно достоверно. Поэтому, когда мне представилась возможность еженедельно в течение месяца вести в IX классе, где я преподаю литературу и русский язык, еще и уроки обществознания (в школе долго не было историка), я решила коснуться этой темы.
То, что программа предусматривает знакомство с понятиями толерантности и политкорректности только в X—XI классах, а понятия эти в учебниках не проиллюстрированы ни одним примером, не представляется мне ни обоснованным, ни конструктивным.
Эти четыре занятия вызвали у моих учеников живую реакцию.

Урок 1

На первом уроке я говорила об исконной, единой для всех народов нравственной основе человечества. Важнейшее тому доказательство — единство нравственной основы мировых религий. Я продиктовала для записи отрывки из Ветхого Завета, Нового Завета, Корана, в пересказе — из учения Будды.

Буддизм. (VI — V вв. до н. э., т.е. за 4—5 веков до проповеди Христа, Индия.)
Будда (слово это на санскрите значит «просветленный») учил милосердию ко всему живому. Его главные заповеди: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не оскорблять словами («употребляй лишь добрые слова»), никому не желать зла, не желать имущества другого, никому не завидовать.

«Доволен обретенным будь, с алчбой постыдной незнаком». Будда отрицал всякое насилие, всякую ненависть, даже по отношению к врагам.

Из Ветхого Завета.
Книга складывалась в течение многих столетий, начиная, как считается, с XII в. до н.э. В этой части Библии отражены религиозные верования древних иудеев.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его».
«Вдову и сироту не обижай».
«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, — приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».
«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». (Псалмы царя Давида, псалом 33)
«Блажен, кто помышляет о бедном!» (Псалом 39)
«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». (Псалом 61)
«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову». (Книга пророка Исайи)
«И будет Он [Бог] судить народы... и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Книга пророка Исайи)

Из Нового Завета. (Около 2 тыс. лет назад).
Предварительно даю краткие сведения о возникновении христианства, о 4-х Евангелиях и евангелистах. Затем диктую отрывки из Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5, 6, 7 в сокращении).

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
«Мирись с соперником твоим».
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
«Не собирайте себе сокровищ на земле ... но собирайте себе сокровища на небе ... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше...»
«Не заботьтесь ... что вам есть и что пить, ни ... во что одеться. Душа не больше ли пищи?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Здесь спрашиваю ребят, как они понимают эти слова. Поясняю, что нельзя понимать их буквально, ведь в Библии сказано, что человек должен добывать хлеб свой «в поте лица».
Христос говорит здесь о том, что забота о материальном не должна быть в жизни человека главной, чем-то, что стоит над ценностями духовными.

«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы... И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего...»

Обращаю внимание ребят на то, что это общеизвестное место из Евангелия обычно цитируют, опуская очень важное: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». Это значит, что помочь человеку избавиться от недостатков можно, только если делаешь это бережно, осторожно, с любовью.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...»

Из Корана. (Около VII в. н.э., священная религиозная книга ислама, возникла в Аравии.)
Поясняю, что ислам — самая молодая из мировых религий — включает в себя многие основные положения Библии, о чем говорил и сам ее основатель — Мухаммед, который признавал библейских пророков и относился с уважением к их учению.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».
«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».
«А родителям — делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».
«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».
«И не говорите тому, кто предложит вам мир: “Ты неверующий”».
«Кто богат, пусть будет воздержан».
«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

Когда все записи сделаны, предлагаю ребятам разными карандашами или фломастерами подчеркнуть идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий.
Например: мысли о помощи нуждающимся — синим, призыв к миру — красным и т.д. Затем подчеркнутое читается вслух. Нравственное единство религий воспринято и на слух, и зрительно.
Поскольку я вела занятия у нынешних девятиклассников с V класса, мы вместе вспоминаем, что нравственное единство человечества ярко проявляется и в фольклоре. В сказках разных народов одна и та же нравственная идея присутствует в различных сюжетах.
Хочу подчеркнуть, что я не ставила себе цель сообщить об особенностях мировых религий или подробно ознакомить школьников с какой-либо из них. Это — задача других дисциплин и факультативов. Для меня в данном случае было важно лишь выявить общую нравственную основу религиозных учений. По отношению к религии вообще, к вере наш разговор был нейтральным, чтобы не были задеты ни верующие, ни неверующие, ни атеисты.
К концу урока я предложила желающим задать вопросы. Больше всего вопросов было об исламе.
Призывает ли он к борьбе с «неверными», к «джихаду»? Объясняю, что фанатики нередко искажают смысл заветов религиозных учителей, перетолковывают так, как это им выгодно для достижения их политических целей или подтверждения их собственных крайних воззрений.
Так было и в христианстве (вспомним крестовые походы и инквизицию), и в исламе. В Коране термин «неверные» употребляется не в смысле «инаковерующие», а в смысле «не верящие в единого Бога, язычники».
Да иначе и быть не могло, поскольку Мухаммед признавал всех библейских пророков (Муса — это Моисей в арабском произношении, Ибрагим — Авраам), с почтением относился к Иисусу (Исе).
«Когда я приду к Богу, у него будут сидеть Моисей и Христос», — говорил Мухаммед. Так что современные фанатики от ислама плохо знают учение своего пророка.
— Кстати, Коран, как мы только что записали, — напоминаю я ребятам, — требует человечного обращения с пленными. С язычеством же боролись и иудаизм, и христианство.
Что касается термина «джихад», то в Коране он употребляется в сугубо бытовом смысле, как право человека, которому нанесена несправедливая обида, на адекватный ответ обидчику. В Коране сказано:
«Зови на путь Господний мудростью и красотой вещания. И убеждайте несогласных мягкостью речей».
Учителю необходимо также иметь в виду, что приписываемое мусульманам изречение «Нет Бога, кроме Аллаха» — просто неправильный, некорректный перевод. Правильно перевел Пушкин: «Нет Бога, кроме Бога» или «Нет Аллаха, кроме Аллаха». (В арабском оригинале дважды употребляется одно и то же слово «Алла».)
Это — полемика с тезисом христианства о Божественной троице, а отнюдь не утверждение, что у мусульман какой-то особенный Бог. Почитая Христа как великого пророка, Мухаммед не признавал Его Сыном Божиим, воплощением Господа.
«Аллах слишком велик, чтоб иметь ребенка», — сказано в Коране.

Урок 2

На втором уроке мы начали разговор с выяснения основных нравственных ценностей, общих для современного цивилизованного мира. Ребята сами назвали их: мир, демократия, человеческая жизнь.
Я добавила, что в эти ценности входят также понятия терпимости, толерантности, политкорректности. Пояснив их и подчеркнув, что политкорректность — это, по сути, воплощение толерантного мировоззрения в каждодневном поведении, я рассказала девятиклассникам о том, как отстаивают принципы политкорректности в демократических странах. (Здесь использовались материалы СМИ.)
В США, например, нельзя выпустить учебник с иллюстрациями, где изображены только белые дети. Фирмы, изготовляющие игрушки, наряду с «белыми» куклами непременно производят и куклы с черным цветом кожи. Если на одно и то же место претендуют два кандидата, то при прочих равных условиях предпочтение отдается представителю национального меньшинства.
Само слово «негр» считается неполиткорректным. Американцы предпочитают говорить «афроамериканец». Самое тяжкое оскорбление для белого американца — «расист». Всё это направлено на то, чтобы не допустить даже возможности возникновения расистских настроений, которые еще 50 лет назад были сильны в стране, особенно в южных штатах. Тогда о дискриминации чернокожих граждан США говорил весь мир.
Внимательно следят американцы и за тем, чтобы в печати не было ничего, что может быть воспринято как дискриминация женщин. Неполиткорректными считаются, например, сообщения типа «На встрече присутствовал профессор такой-то с женой». Следует писать: «На встрече присутствовали супруги: профессор такой-то и адвокат (доктор, менеджер и т.д.) такая-то». Иногда случаются и смешные перегибы. В школе одного из штатов США первоклассник поцеловал соседку по парте. Был большой скандал, и родителей мальчика обвинили в том, что они не научили сына политкорректному поведению по отношению к женщинам, девочкам.
Во время спортивных соревнований во Франции к финишу пришли почти одновременно белая и чернокожая француженки. Жюри не стало подсчитывать секунды разницы, а присудило первое место черной спортсменке.
В Израиле на конкурсе красоты в финал вышли две девушки: еврейская и арабская. Последняя и была признана победительницей.
Отмечаю, что такая гипертрофированная политкорректность не может рассматриваться наравне с расизмом, национализмом или сексизмом, так как их проявления вызывают возмущение, а перегибы в борьбе с ними — лишь улыбку.
Большое внимание уделяется в демократических странах политкорректному отношению к инвалидам. Там даже слова этого не употребляют, а говорят и пишут: «люди с ограниченными возможностями». О детях чаще — «дети с проблемами здоровья». Такие дети учатся вместе со здоровыми. Теперь такие есть школы и у нас.
Обсуждаем с ребятами и вопрос о том, почему толерантность и политкорректность так необходимы человечеству. Ученики понимают: чтобы нигде никто не был унижен, чтобы в мире торжествовала любовь, а не ненависть, чтобы человечество не погрязло в бесконечных конфликтах.

Урок 3

На следующем уроке я провела письменную работу. Девятиклассникам были предложены 4 вопроса:
1. Какие нравственные ценности являются общими для всех мировых религий?
2.Что такое политкорректность? Объяснить и привести примеры.
(Ответы на эти 2 вопроса оценивались, на 2 последующих — нет.)
3. Позволял (позволяла) ли я себе неполиткорректные высказывания или поведение? Если да, то как я теперь отношусь к таким своим поступкам.
4.Протестовал (протестовала) ли я, видя неполиткорректное поведение других?
Ответы на третий вопрос были различными. Некоторые подростки написали, что никогда не позволяли себе неполиткорректного поведения и высказываний или же позволяли в детстве, о чем теперь сожалеют.
— Да, у меня был случай, когда я был неполиткорректным с одним мальчиком, — пишет ученик. — Это было, когда я был помладше. Происходило это, когда мы с ним ругались. В этот момент я оскорблял его право по признаку национальности. Когда я подрос, я стал более политкорректным. Я был полным дураком, когда я его обзывал, потому что это очень обидно и я не хотел бы быть на его месте.
Другие (и таких большинство) признались, что иногда допускают неполиткорректные высказывания. Мотивировка — «злят» кавказцы, которые ведут себя нагло. Отношение к своему поведению в этом случае — двойственное.
С одной стороны: «иногда меня бесит то, что некоторые люди приезжают в Москву и считают себя хозяевами»; «иногда я делаю это из злости на исламских террористов, боевиков и тех людей, которые пристают к русским девушкам на улицах, я лично не раз видела такие случаи». Таким образом подростки пытаются отчасти оправдать себя. Но, с другой стороны, в этих же работах — понимание того, что неполиткорректные высказывания — недостойный аргумент.
Есть признания по типу: «Иногда я, конечно, жалею, что так сказала»; «иногда я сожалею, что плохо высказываюсь о людях другой национальности»; «иногда я стыжусь этих своих слов»; «иногда это просто вырывается чисто случайно».
Что ж, подростки, по крайней мере, задумались. А это уже кое-что... И, наконец, были три работы, которые меня очень огорчили. Вот девочка пишет, что не переносит даже вида грузин на наших улицах, ее «просто трясет», когда она их видит. Мальчик начинает со слов: «Я, конечно, не расист...» Однако за этим следует «но» и досада, что кавказцев и чернокожих у нас слишком много. И, наконец, листок, который просто поверг меня в шок. Откровенно расистские мысли: делаю и буду делать неполиткорректные высказывания, потому что «не переношу черных на наших улицах из разных там Нигерий, Ангол и прочих, у нас ведь Россия, а не Африка»... А мальчик-то по природе добрый...
Что ж, это материал для индивидуальных бесед.
Отвечая на четвертый вопрос, многие пишут, что не сталкивались с неполиткорректным поведением других. Два приятеля описали и конкретный эпизод, где они выразили протест.
В спортивной секции, которую они посещают, есть чернокожий мальчик. Один парень из секции позволил себе в его адрес оскорбительное высказывание «по расовому признаку». Тренер наказал обидчика, отстранив его на несколько дней от занятий. Мои ребята открыто попросили о более строгом наказании.
Во многих работах — позиция невмешательства: «Я не могу подойти к человеку, который неполиткорректный, и сказать ему, что это плохо»; «я не протестую против неполиткорректности других, потому что каждый отвечает за себя сам».
У нас с ребятами сложилась традиция коротких доверительных записок: они в сочинениях высказывают свое мнение по разным вопросам, я пишу им, что я по этому поводу думаю. Ведь не поговоришь сразу с тридцатью тремя учениками. Да и публичное обсуждение не всегда уместно. Вот и на этот раз некоторым я кое-что написала.
Мальчику, который не может «подойти ... и сказать» — одно короткое «Почему?»
Девочке, считающей, что «каждый отвечает за себя сам» — подлиннее: «Но, если все кругом молчат, расисты наглеют: они думают, что все с ними согласны. А люди другой расы и национальности чувствуют себя незащищенными и униженными. Порядочный человек должен давать отпор проявлениям расизма. Попробуй начать, Валя. Труден только первый шаг. Сделав его, ты почувствуешь себя гораздо увереннее, самостоятельнее и сильнее».
(Каждому такое не напишешь. Но эта девочка очень прислушивается к моим словам.)

Урок 4

На четвертом уроке беседуем по вопросам, затронутым в большинстве работ. Многие ребята не задумываются над разницей между представителями того или иного народа, развязно ведущими себя у нас, и народом в целом; не умеют разграничить свои эмоции по отношению к этим людям и к их народу. Говорю самые простые и очевидные вещи: нельзя же судить о русском народе по русской мафии в США; о наших солдатах и офицерах по тем, кто творит бесчинства в Чечне по отношению к мирным жителям и пленным. Кроме того, необходимо учитывать, что нередко мы воспринимаем отрицательно те обычаи, привычки, манеру поведения, которые не похожи на наши. Например, на Кавказе громкая речь на улице, бурная жестикуляция не считаются чем-то неприличным и развязным. Чтобы понять это, достаточно побывать, например, на тамошних базарах. В свою очередь сдержанным скандинавам и прибалтийцам кажется неприличной и развязной наша привычка громко окликать друг друга в общественных местах, на улице.
Объясняю, что у каждого народа, как и у каждого отдельного человека, есть и достоинства, и недостатки, обусловленные особенностями исторической судьбы, условиями жизни. Очень часто люди бывают снисходительны к своим недостаткам и нетерпимы к чужим. Всем нам необходимо учиться терпимости.
В заключение урока я рассказываю ребятам о споре, который произошел между мной и моими коллегами, работающими в самых разных школах. Некоторые из них считают, что всякие разговоры о толерантности, политкорректности и тому подобных вещах абсолютно бессмысленны, потому что всё зависит исключительно от семьи и внешкольного окружения подростков. Если, допустим, в семье расистские настроения, то ее влияние будет определяющим и всегда пересилит влияние школы. Если же семья настроена антирасистски, толерантно, ведет себя политкорректно, то разговоры об этом подростку просто не нужны.
Откровенно делюсь с учениками своими сомнениями: а может быть, мои коллеги правы? Что тут началось! Девятиклассники наперебой стали убеждать меня, что такие беседы необходимы всем. Правда, было больше эмоций, чем мотивировок. С трудом восстановив тишину, я рассказала о случаях, когда подростки оказывали благотворное влияние на родителей. Подчеркнула, что можно очень любить и уважать своих родителей, но не обязательно разделять их предрассудки. Бывают ситуации, когда можно помочь взрослым отрешиться от их предубеждений, если делать это тактично, деликатно, бережно.
Подростки многое могут понять. И понять правильно. Если мы им в этом поможем. И не будем обходить «острые углы».


*Инна Яковлевна Кленицкая — учитель школы № 626 Москвы. 

TopList