информация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о преподавании обществознания
в X классах средних общеобразовательных школ в 2001—2002 учебном году

Статья опубликована при поддержке строительной компании «Модуль Древ». Хотите заказать себе уютный домик загородом? Что может быть лучше дома из клееного бруса бруса высокого качества? «Где такой заказать?» - спросите вы. Ответ - Строительная компания «Модуль Древ». Посетив официальный сайт компании www.moduldrev.ru вы сможете подобрать и заказать себе строительство любого масштаба, из деревянного бруса , начиная небольшим сараем заканчивая шикарным коттеджем.

Предлагаемые рекомендации ориентированы на работу старшей школы в условиях эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который предполагается начать с 1 сентября 2001 г. Он будет осуществляться в соответствии с новыми нормативными документами — Базисному учебному плану, «Концепции структуры и содержания обществоведческого образования в
12-летней школе», минимумам содержания обществоведческих курсов и требованиям к уровню подготовки учащихся. Исходя из положений концепции образовательной области «Обществознание» в старшей школе изучаются обществоведческие курсы базового уровня (для общеобразовательных непрофильных школ и классов) и повышенного уровня (для школ и классов гуманитарного и социально-экономического профиля, с углубленным изучением обществознания).

Новизна ситуации определяется тем, что:

— переход к профильному обучению в старшей школе в экспериментальных школах осуществляется до завершения модернизации основного образования. При этом в отдельных школах старшеклассники могут не иметь необходимой завершенной обществоведческой подготовки в объеме основной школы;
— учебно-методические комплекты для профильного обучения еще не прошли достаточной апробации практикой, они только создаются и требуют корректировки с учетом модернизации минимального содержания и требований к обществоведческой подготовке в классах различных профилей;
— одновременно с модернизацией обществоведческого образования происходят существенные изменения исторической подготовки старшеклассников;
— совершенствование школьного обществознания должно быть соотнесено с перспективой введения единых экзаменов.

В старших классах школы содержание обществоведческого образования содействует более глубокому самосознанию и целостному миропониманию, познанию механизмов развития человека и общества, системы национальных и общецивилизационных ценностей, созданию базы для последующего общего и социально-гуманитарного образования.
Исходя из особенностей завершающего этапа школьной подготовки, обществоведческое образование в старших классах должно разумно сочетать определенное инвариантное содержание (интегрированный курс обществознания) и возможность выбора учащимися, исходя из их интересов, одного или нескольких курсов по выбору.
Инвариантное, базовое, содержание курса «Обществознание» призвано дать начала социальных наук (социологии, политологии, правоведения, экономики, культурологии, философии). При обучении учащихся вводится категориальный аппарат, позволяющий создать методологические основы для развития и углубления полученных в основной школе знаний, для осмысления проблем человека и общества, раскрываются проблемы глобального характера, основные тенденции развития современного российского общества.

Цель обществоведческой подготовки в старшей школе:

— овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нем, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества;
— развитие у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приемами системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;
— освоение школьниками ключевых социальных компетентностей, подготовка к сознательному участию в гражданском обществе.

Наряду с названными целями, в профильной школе в курсах обществознания должны быть реализованы следующие цели:
— освоение учащимися основ общественных наук на уровне, необходимом для будущего профессионального образования и самообразования;
— совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать социальную информацию, поступающую из различных источников;
— освоение способов учебно-познавательной и проектной деятельности, знакомство с методами познания, основными направлениями научных поисков в общественных науках.

В профильных классах при наличии обязательного интегрированного курса «Обществознание» повышенного уровня (согласно второму варианту Базисного учебного плана) остается 4 часа из школьного компонента в каждом из X и XI профильных классов. Это означает, что учащимся социально-экономического профиля можно предложить четыре 35-часовых курса в X классе, и столько же в XI (т.е. 8 учебных курсов по 35 часов). С учетом специфики школы и интересов учащихся эти часы могут быть использованы по-разному. Например, могут быть введены 4 обществоведческих и 4 исторических спецкурса (например, в обществоведческом цикле «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Введение в культурологию», «Введение в философию»). Могут быть изменены пропорции разделения часов школьного компонента в пользу исторического или, напротив, обществоведческого цикла.
Следует иметь в виду, что в X—XI классах всех профилей предполагается ввести самостоятельный курс «Основы экономики», а в классах социально-гуманитарного профиля — и курс «Основы права». Для этих двух курсов в учебном плане дополнительно выделено специальное время.
Если такие курсы будут введены в данной школе, то целесообразно значительно сократить в интегрированном обществоведческом курсе учебный материал по экономике и праву, сохранив лишь ту его часть, которая позволяет показать общество как целостность, взаимосвязь структурных элементов общества как системы. Это позволит избежать дублирования, а также использовать освободившееся время для более глубокого изучения других вопросов обществоведческого курса.
В учебный план школы могут быть включены курсы, интегрирующие обществоведческие, исторические, а также географические знания (например, «Современный мир», «Основы религиоведения» и т.п.). Наконец, возможно за счет часов школьного компонента введение специальных курсов по одной из общественных дисциплин (например, только по экономике: «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента» и т.п.). Вопросы «надстройки» над базовыми курсами обществоведения, экономики, права решает школа.
Для организации и проведения эксперимента подготовлен список учебников по обществознанию для X класса, в котором указано название учебника, издательство и примерное количество часов, на которые рассчитан каждый учебник (письмо № 27-51-148/11 от 16.03.2001).

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования в старшей школе представлен:
1. Уровень «А» (общеобразовательный, или непрофильный, уровень);
2. Уровень «Б» (профильный, или углубленный, уровень).

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по обществознанию (уровень «А»)

Общество и человек

Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия. Науки об обществе.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Личность, факторы влияющие на ее формирование. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Самопознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Науки о человеке.
Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Основные сферы общественной жизни

Культура и духовная жизнь

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Диалог культур. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Религия, ее роль в жизни общества. Наука, ее роль в современном мире. Этика науки. Непрерывное образование и самообразование. Мораль, ее категории. Патриотизм и гражданственность. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономика

Экономика как подсистема общества. Уровень экономического развития общества и его показатели. Место России в современном мире. >Взаимосвязь экономики и политики. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Экономика и окружающая среда. Правовые основы экономической деятельности. Экономическая политика. Устойчивое развитие. Экономическая культура.

Социальные отношения

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальные интересы. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Расширение социальных ролей в юношеском возрасте. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Молодежь как социальная группа. Социальные аспекты труда. Социальный конфликт. Социальная культура. Социальные процессы в современной России.

Политика и общество

Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Избирательные системы. Политическая идеология. Многопартийность. Политическое участие. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Политический процесс. Политическая культура. Политическая жизнь современной России.

Право

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения. Виды юридической ответственности. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Система судебной защиты прав человека. Правосознание. Правовая культура. Развитие права в современной России.

Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (уровень «А»)

Обучение обществоведению на общеобразовательном уровне средней школы должно предоставить учащимся возможность:
— Приобрести систематизированные, целостные знания об обществе и человеке в нем, деятельности людей и ее мотивации, ценностных ориентирах личности, основных социальных институтах, явлениях и процессах, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично меняющегося современного общества.
— Получить систематизированные знания о важнейших сферах жизнедеятельности людей, обеспечивающие успешность освоения основных социальных ролей (члена семьи, учащегося, труженика, собственника, потребителя, избирателя, полноправного субъекта правоотношений, гражданина).
— Приобрести целостные знания о праве, обеспечивающие повышение уровня личной правовой культуры, расширить собственные опыт правомерного поведения, взаимодействия с государственными и общественными институтами.
— Овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, доказательной аргументации собственной точки зрения, своего отношения к актуальным проблемам современного мира, прогнозирования последствий социальных действий, включая собственные.
— Оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями) общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных.
— Освоить способы получения и обработки разнородной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в мире, стране, регионе (городе, селе). Осуществлять рефлексию расширяющейся социальной практики. Критически относиться к информации, в том числе распространяемой по каналам СМИ.
— Подготовиться к принятию на себя ответственности за совершаемые действия, собственный выбор в реальных жизненных ситуациях, участвовать в совместном принятии решений, регулировать возникающие конфликты ненасильственным путем.
— Получать и использовать информацию о ситуации на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, склонности, пути их реализации.

Примеры использования учебников

Из числа рекомендованных к использованию в эксперименте учебных книг наиболее полный учебно-методический комплект сопровождает обновленный учебник «Человек и общество: обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой в 2-х частях (часть первая — X класс, часть вторая — XI класс. М.: «Просвещение», 2001). Обстоятельную характеристику этого учебника учитель найдет в статье Л.Н. Боголюбова в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», №3 за 2001 год. Кроме указанного учебника, назовем другие составляющие этого учебно-методического комплекса, которые помогут учителю подготовиться и осуществить эффективное изучение курса:
— «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию» (М.: «Дрофа», 2000 г.;
— программа курса «Человек и общество» (в сб. Программа общеобразовательных учреждений. История и обществознание. V—XI классы. М.: «Просвещение», 2001 г.);
— «Человек и общество». Дополнительный материал к учебнику. X—XI классы (Пособие для общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа», 2001 г.);
— методические рекомендации по курсу «Человек и общество» (ч. 1, X класс, М.: «Просвещение», 2000—2001 гг.);
— методические рекомендации по курсу «Человек и общество» (ч. 2, XI класс, М.: «Просвещение», 2000—2001 гг.). Эта книга, как и предыдущая, представляет собой методическое пособие с поурочными разработками по всем темам курса;
— дидактические материалы по курсу «Человек и общество» X—XI класс (Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2001 г.). Это учебная книга хрестоматийного типа, содержащая фрагменты первоисточников общественной мысли по всем урочным темам курса, а также систему вопросов и заданий для организации работы с этими документами. Пособие создает условия для существенного углубления обществоведческих знаний, развития мышления и формирования умений учащихся:
— задание и тесты по обществознанию. X класс. (М.: «Школа-пресс», 1999—2000 г.);
— «Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию» (М.: «Дрофа», 2001 г.).
Учебник и все учебно-методическое обеспечение к нему является продолжением комплекта по обществознанию для VIII, IX классов.
Названный учебник и сопровождающий его учебно-методический комплекс могут быть использованы и в классах социально-гуманитарного профиля (на 140 часов), и в непрофильных классах (на 105 часов), и в классах естественно-научного профиля.
Планирование и методические рекомендации для каждого из этих вариантов разработано и публикуется в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (см. № 6 за 2001 г.), а также отдельной брошюрой. (cм. один из вариантов в Приложение).
Для экспериментальной проверки в X классе рекомендован новый учебник «Обществознание» (авт. Ю.Г. и Е.Л. Салыгины), издательство «Вентана-Граф» (см. Приложение).

Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по обществознанию (уровень «Б»),
профильный1

Общество

Общество как сложная динамическая система. Подсистемы общества, важнейшие социальные институты и отношения. Взаимовлияние общества и природы на различных этапах развития. Феномен культуры. Культура и цивилизация. Типология обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Многообразие путей и форм общественного развития. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Проблема общественного прогресса. Смысл и цель истории. Целостность современного мира, его противоречия. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Культура мира и ненасилия. Общество как объект изучения. Социальное познание и его специфика. Система общественных наук, их предмет, методы исследования.
Роль права в жизни общества. Природа права. Публичное и частное право. Типология правовых систем. Основные этапы становления системы прав человека. Правосознание. Правовой нигилизм. Правовая культура. Развитие права в современной России.


1 Для обязательных в профильных классах курсов «Основы экономики» и «Основы права» обязательный минимум устанавливается отдельно.

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Научные дискуссии о противоречивой сущности человека, его природы. Типология видов деятельности и ее мотивация. Природа человеческого сознания. Цель и смысл жизни человека. Личность, ее социализация и воспитание. Проблема личностного самоопределения. Сложность и противоречивость духовной жизни человека. Мировоззрение, его виды. Формирование ценностных установок и ориентиров личности. Сознательное и бессознательное. Самопознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Человек как объект изучения. Гуманитарное знание, его специфика и методы исследования.

Познание мира: чувственное и рациональное. Пути и методы познавательной деятельности, ее ограниченность. Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание, его методы. Законы и категории. Социальное и гуманитарное знание.

Основные сферы общественной жизни

Культура и духовная жизнь

Формы, уровни и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; культура и субкультура, молодежная субкультура. Диалог мировых культурных систем. Средства массовой информации как элемент культуры, противоречивость их воздействия на общество. Искусство, его формы, основные направления, влияние на человека. Эстетическая культура. Феномен религии, ее роль в жизни общества. Специфика религиозного сознания. Мировые и национальные религии. Религия в современном мире. Наука, ее социальные функции. Дифференциация и интеграция научного знания. Этика науки и ответственность ученого. Тенденции развития образования в современном мире. Непрерывное образование и самообразование. Мораль, ее категории. Нравственная культура. Патриотизм и гражданственность. Тенденции развития духовной жизни России.

Экономика как подсистема общества

Уровень экономического развития общества и его показатели. Место России в современном мире. Взаимосвязь экономики и политики. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Экономика и окружающая среда. Правовые основы экономической деятельности. Экономическая политика. Устойчивое развитие. Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия

Социальная структура, этапы ее формирования. Типология социальных общностей и групп. Социальная стратификация. Социальные интересы. Неравенство и проблема социальной справедливости. Социальная мобильность, ее виды, специфика в современных условиях. Расширение социальных ролей личности в юношеском возрасте. Социальный статус и престиж. Виды социальных норм. Типология девиантного поведения, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Этнос и нация. Межнациональное сотрудничество. Культура межнационального общения. Национальный характер и менталитет. Национальная политика. Семья как социальный институт. Тенденции развития семьи. Традиционные семейные ценности и истоки их кризиса в современном мире. Бытовые отношения. Молодежь как социальная группа. Социальные аспекты труда. Социальное партнерство. Природа социальных конфликтов и стратегии их разрешения. Этносоциальный конфликт. Социальная культура. Социальные процессы в современной России.

Политика как регулятор жизни общества

Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение, типология, ресурсы. Политическая система. Типы политических систем. Государство как политический институт. Государственная служба. Природа государственной бюрократии. Типология политических режимов. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Многопартийность. Политическое лоббирование. Политическое лидерство. Типология лидерства. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации как политический институт. Технологии «паблик рилейшенс». Политический процесс. Избирательные системы и электоральный процесс. Политическая социализация. Политическое участие. Политические конфликты, пути и способы их разрешения. Политическая культура. Политические традиции и тенденции развития России. Международная политика.

Требования к уровню подготовки выпускников
по обществознанию (уровень «Б»)

Обучение обществоведению на профильном уровне средней школы должно предоставить учащимся возможность:
— Овладеть на уровне теоретического осмысления и обобщения систематизированными целостными знаниями об обществе, путях и формах общественного развития, праве как регуляторе общественных отношений, методах социального познания, являющимися основой для дальнейшего профессионального образования.
— Усвоить на теоретическом уровне знания о человеке, видах человеческой деятельности и ее мотивации, познании человеком мира и самого себя, свободном и ответственном выборе человека в условиях социальных альтернатив, способствующие самореализации личности.
— Освоить знания по социологии, политологии, культурологии, экономике и праву, обеспечивающие всестороннее и систематизированное изучение важнейших сфер жизни общества, их взаимосвязи и взаимовлияния.
— Овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, классификации и типологизации социальных объектов, доказательной аргументации собственной точки зрения, своего отношения к актуальным проблемам современного мира, прогнозирования последствий социальных действий, включая собственные.
— Свободно оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями) общественных наук, используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных.
— Освоить умения самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать неадаптированную социальную информацию из различных источников.
— Практически владеть основными способами учебно-исследовательской и проектной деятельности в избранном направлении продолжения образования, иметь представление о важнейших методах научного социального познания, основных направлениях и проблемах научных поисков.
— Владеть приемами и формами представления результатов самостоятельного учебного исследования, включая рефлексию разнообразной социальной практики (письменное оформление исследовательских и творческих работ, публичное выступление, участие в дискуссиях, защита социальных проектов).
— Подготовиться к принятию на себя ответственности за совершаемые действия, собственный выбор в реальных жизненных ситуациях, участвовать в совместном принятии решений, регулировать ненасильственным путем возникающие конфликты.
— Получать и использовать информацию о ситуации на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, склонности, пути их реализации.


1 Требования к уровню подготовки учащихся по экономике и праву, представленных в профильных классах специальными курсами, формулируются в самостоятельных документах.

 

 

Примеры использования учебников

Для использования в эксперименте рекомендован учебник А.И.Кравченко «Обществознание» для X—XI классов (М.: « Русское слово», 2000 г.). Этому учебнику соответствует учебно-методический комплекс, включающий следующие пособия:
Е.А.Певцова. Обществознание. X—XI классы: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» для X—XI классов (М.: «Русское слово», 2000 г.).
А.И.Кравченко. Задачник для учащихся X—XI классов (М.: «Русское слово», 2000 г.)
А.И.Кравченко. Хрестоматия по обществознанию. (М.: «Русское слово», 2000 г.).
А.И.Кравченко. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. (М.: «Русское слово», 2000 г.).
А.И.Кравченко. Практикум для учащихся X—XI классов. (М.: «Русское слово», 2000 г.).
Этот учебно-методический комплекс является продолжением комплекса, основой которого являются учебники А.И.Кравченко «Обществознание» для VIII, IX классов.
Этот комплект может быть использован в вариантах, рассчитанных как на 70, так и на 140 часов.
Во многих случаях учителю и учащимся будет полезно использовать в работе по курсу материалы, отражающие различные подходы к представлению школьникам обществоведческих знаний. Они нашли отражение в новых учебниках и учебных пособиях, составляющих федеральный перечень, рекомендованный Министерством образования. Список этих учебных изданий опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», № 2 за 2001 г., а также в каталоге-справочнике «Российский учебник — 2000. Обществознание» (М.: Минобразование,
2000 г.).
В качестве спецкурсов по обществознанию предлагается использовать уже изданные учебные книги, раскрывающие основы социальных наук (социологии, философии и т.д.), а в классах социально-зкономического профиля учебники «Право и экономика» Т.В.Кашаниной и «Основы государства и права», А.Ф.Никитина (см. Приложение).
В ходе эксперимента целесообразно проверить различные варианты планирования курса для каждого из профильных классов, возможность достижения в отведенное время заявленных выше целей.
Желательна сравнительная проверка педагогических возможностей различных учебников обществоведения, рекомендованных Министерством образования для школ, участвующих в эксперименте.

TopList