информация

Тематическое планирование курса

«Россия и мир.
История с древнейших времен
до конца XIX века»

Для X класса (68 часов)

 

№ урока Названия тем и уроков Цели изучения темы Основные понятия
и термины
Литература по теме
1 Вводный урок с с с

№ Тема 1.
Цивилизация Древнего мира
и раннего cредневековья

2—3 Древний Восток
и античный мир
Сформировать у школьников представление о процессе развития общества и основных проблемах социально-экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии Античная Греция. М., 1983;
Древние цивилизации.
Под ред. М.Г.Бонгард-Левина. М., 1989; История Византии. Под ред. С.Д.Сказкина.
Т. 1—2. М., 1967;
История Европы.
T.1. М., 1988; Т. 2. М., 1992;
История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998;
Природа и древний человек. М., 1981; З.С.Удалыюва,
Е.В.Гутнова. Генезис феодализма в странах Европы. М., 1970; С.Л.Утченко. Древний Рим: События. Люди. Идеи.
М., 1969.
4 Рождение европейской средневековой
цивилизации
5 Страны Западной Европы
в раннее средневековье
6 Византийская империя и восточнохристианский
мир
7 Исламский мир
8 Повторительно-
обобщающий урок
по теме

Тема 2.
Древняя Русь

9 Народы
Восточной Европы
Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей. Природно-
географическая среда и хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность, племенные союзы
Античные государства Северного Причерноморья.
М., 1984; Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992; И.Н.Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков.
М., 1998; Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985; История государства Российского. Хрестоматия. М., 1998; М.К.Любавский. Обзор русской колонизации с древнейших времен и до ХХ в. М., 1996; Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982; А.Н.Сахаров. Дипломатия Древней Руси. М., 1980; Хрестоматия по истории России. Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, В.И.Уколова.
Т. 1. М., 1994.
10 Восточные славяне в древности
11 Возникновение Древнерусского государства.
12 Крещение Руси
13 Государство и общество
14 Церковь и культура
15—16 Раздробленность Руси
17 Русь между Востоком и Западом.
Повторительно-
обобщающий урок
по теме
18 Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура»

Тема 3.
Западная Европа в XI—XV вв.

19 Экономическое и политическое развитие Сформировать у учащихся представление об особенностях средневековой европейской цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами. Внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства, католицизм, православие, централизованное государство, крестовые походы, Реконкиста, ересь H.И.Басовския. Столетняя война 1337—1453 годов.
М., 1985; Ю.Л.Бессмертный. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII—XIII веков. М., 1969; Е.В.Гутнова. Возникновение Английского парламента. М. 1960; Заборов М.А. Крестоносцы на востоке. М., 1960; История Европы
Т. 2 .М., 1992; В.И.Райнес. Жанна Д’Арк. Л., 1982; Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия.
М., 1998.
20 Взаимодействие средневековых
цивилизаций
21 Культура
средневекового
Запада
22 Повторительно-
обобщающий урок
по теме

Тема 4.
Российское государство в XIV—XVII веках

23—24 Москва во главе объединения русских земель Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представления о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве «Москва – третий Рим», Смутное время, самодержавие, многонациональное государство, крепостное право, мануфактурное производство А.А.Преображенский. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996; В.В.Каргалов. Полководцы
XVII века. М., 1990;
Я.С.Лурье. Русские современники Возрождения.
Л., 1988; М.К.Любавский. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М., 1996; С.Ф.Платонов. Очерки по истории Смуты в московском государстве в XIV—XVII вв.
M., 1995; Скрынннков Р.Г.Царство террора.
СПб., 1992; Л.В.Черепнин. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV веках. М., 1960.
25 Россия: третье православное царство
26—27 Кризис государства и общества.
Смутное время.
28 Становление
самодержавия
Романовых
29 Начало формирования многонационального гсударства
30 Русская культура
31 Повторительно-
обобщающий
урок
32 Семинарское занятие «Особенности
политического строя
и духовной жизни
России»

Тема 5.
Запад в Новое время

33 Европа в начале Нового времени Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль протестантской этики в формировании общественных отношений нового типа на Западе Мировая торговля, капиталистические отношения,
абсолютизм,
революция, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение
В.П.Гуляев. По следам конкистадоров. М., 1976; История Европы.
Т.З. М., 1993; Т.4. М.,1994; История мировой культуры. Наследие Запада. М.,1998; Т.Карлейль. История Французской революции.
M., 1991; А.З.Манфред. Три портрета эпохи Великой Французской революции.
М., 1989; И.В.Ревуненкова. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации.
М., 1988; В.В.Согрин. Основатели США: Исторические портреты.
М., 1983.
34 Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке
35 Эпоха Просвещения
36—37 Революции
XVIII столетия
38 Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII веков
39 Повторительно-
обобщающий урок
по теме

Тема 6.
Российская империя в XVIII веке

40 Власть и общество Показать учащимся многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II «Регулярное государство» Петра I, «просвещенный абсолютизм» в
России,
«Золотой век» российского
дворянства
Е.Анисимов. Женщины на российском престоле.
СПб., 1997; А.Б.Каменский. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Н.Н.Молчанов. Дипломатия Петра Великого. М., 1991; В.П.Моряков. Русское просветительство 2-й половины
XVIII века. М., 1994; Н.И.Павленко. Петр Великнй. М.,1998;
Хрестоматия по истории России. /Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, В.И.Уколова.
Т. 2. Кн. 1. М.,1995; Т. 2.
Кн. 2. М., 1997.
41 Социально-
экономическое
развитие страны
42 Образование, наука и культура
43 Повторительно-
обобщающий урок
по теме

Тема 7.
Запад в XIX веке.
Становление индустриальных цивилизаций

44 Эпоха
наполеоновских
войн
Сформировать у учащихся представления о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока Промышленный переворот, индустрия, либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства Германская история в новое и новейшее время. T.1. M.,1970; Н.А.Ерофеев. Очерки по истории Англии 1815—1917 гг. М., 1959;
К.Э.Кирова. Жизнь Джузеппе Мадзини.М., 1981; А.З.Манфред. Наполеон Бонапарт. М., 1980; Политические партии США в новое время. М., 1981.
45 Промышленный
переворот и становление
индустриального Запада
46—47 Революции и реформы
48 Идейные течения и политические партии
49 Колониальные империи
50 Особенности развития
стран Запада во второй
половине XIX века
51 Повторительно-
бобщающий урок
по теме

Тема 8.
Россия на пути модернизации

52 Российское государство
в первой половине
XIX века
Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики Полицейское государство, славянофильство, народничество, западничество, модернизация Ю.Н.Гуляев, В.И.Соглаев. Фельдмаршал Кутузов.
М., 1995; Б.Г.Литвак. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Революционеры и либералы России. М., 1990 А.Н.Сахаров. Александр I.
М., 1998; Н.А.Троицкий. 1812. Великий год России. M., 1988;
В.А.Федоров. Декабристы и их время. М., 1992; В.А.Федоров. М.М. Сперанский и А.А.Аракчеев. M., 1997; Н.И.Цимбаев. Славянофильство. М., 1986.
53 Общественная жизнь
в первой половине
XIX века
54—55 55—56
Реформы
1860—1870-х годов
56 Общественное движение
в России во второй
половине XIX века
57—58 Россия — многонациональная
империя
59 Повторительно-
обобщающий урок
по теме
60 Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политичеcкого развития»

Тема 9.
Культуpa XIX века

61—62 Научно-технический прогресс и общество Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, бурный процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры XIX века Научно-технический прогресс, классицизм, реализм,
импрессионизм
Б.В.Асафьев. Русская музыка.
XIX и начала XX в. Л., 1979;
А.Н.Бенуа. История русской живописи в ХIХ веке. М., 1995;
А.Н.Боголюбов. Творения рук человеческих: Естественная история машин. М., 1988; В.С.Виргинский, В.Ф.Хотеенков. Очерки истории науки и техники.
1870—1917 годы. М., 1988; Н.Г.Думова Московские меценаты.
М., 1992.
63 Мировая литература и художественная
культура
64 Культура Poccии
XIX века
65 Урок-экскурсия
«Мои любимые русские
художники и архитекторы»
66—67 Итоговые уроки по курсу