информацияТематическое планирование курса«Россия и мир.
|
№ урока | Названия тем и уроков | Цели изучения темы | Основные
понятия и термины |
Литература по теме |
---|---|---|---|---|
1 | Вводный урок | с | с | с |
№ Тема 1. |
||||
2—3 | Древний
Восток и античный мир |
Сформировать у школьников представление о процессе развития общества и основных проблемах социально-экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей | Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии | Античная
Греция. М., 1983; Древние цивилизации. Под ред. М.Г.Бонгард-Левина. М., 1989; История Византии. Под ред. С.Д.Сказкина. Т. 1—2. М., 1967; История Европы. T.1. М., 1988; Т. 2. М., 1992; История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998; Природа и древний человек. М., 1981; З.С.Удалыюва, Е.В.Гутнова. Генезис феодализма в странах Европы. М., 1970; С.Л.Утченко. Древний Рим: События. Люди. Идеи. М., 1969. |
4 | Рождение
европейской средневековой цивилизации |
|||
5 | Страны
Западной Европы в раннее средневековье |
|||
6 | Византийская
империя и восточнохристианский мир |
|||
7 | Исламский мир | |||
8 | Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
Тема 2. |
||||
9 | Народы Восточной Европы |
Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей. | Природно- географическая среда и хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность, племенные союзы |
Античные
государства Северного Причерноморья. М., 1984; Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992; И.Н.Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков. М., 1998; Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985; История государства Российского. Хрестоматия. М., 1998; М.К.Любавский. Обзор русской колонизации с древнейших времен и до ХХ в. М., 1996; Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982; А.Н.Сахаров. Дипломатия Древней Руси. М., 1980; Хрестоматия по истории России. Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, В.И.Уколова. Т. 1. М., 1994. |
10 | Восточные славяне в древности | |||
11 | Возникновение Древнерусского государства. | |||
12 | Крещение Руси | |||
13 | Государство и общество | |||
14 | Церковь и культура | |||
15—16 | Раздробленность Руси | |||
17 | Русь
между Востоком и Западом. Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
18 | Семинарское занятие «Мировые религии и мировая культура» | |||
Тема 3. |
||||
19 | Экономическое и политическое развитие | Сформировать у учащихся представление об особенностях средневековой европейской цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами. | Внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства, католицизм, православие, централизованное государство, крестовые походы, Реконкиста, ересь | H.И.Басовския.
Столетняя война 1337—1453 годов. М., 1985; Ю.Л.Бессмертный. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII—XIII веков. М., 1969; Е.В.Гутнова. Возникновение Английского парламента. М. 1960; Заборов М.А. Крестоносцы на востоке. М., 1960; История Европы Т. 2 .М., 1992; В.И.Райнес. Жанна Д’Арк. Л., 1982; Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998. |
20 | Взаимодействие
средневековых цивилизаций |
|||
21 | Культура средневекового Запада |
|||
22 | Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
Тема 4. |
||||
23—24 | Москва во главе объединения русских земель | Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представления о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве | «Москва – третий Рим», Смутное время, самодержавие, многонациональное государство, крепостное право, мануфактурное производство | А.А.Преображенский.
Первые Романовы на российском престоле. М., 1996; В.В.Каргалов.
Полководцы XVII века. М., 1990; Я.С.Лурье. Русские современники Возрождения. Л., 1988; М.К.Любавский. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М., 1996; С.Ф.Платонов. Очерки по истории Смуты в московском государстве в XIV—XVII вв. M., 1995; Скрынннков Р.Г.Царство террора. СПб., 1992; Л.В.Черепнин. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV веках. М., 1960. |
25 | Россия: третье православное царство | |||
26—27 | Кризис
государства и общества. Смутное время. |
|||
28 | Становление самодержавия Романовых |
|||
29 | Начало формирования многонационального гсударства | |||
30 | Русская культура | |||
31 | Повторительно- обобщающий урок |
|||
32 | Семинарское
занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России» |
|||
Тема 5. |
||||
33 | Европа в начале Нового времени | Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль протестантской этики в формировании общественных отношений нового типа на Западе | Мировая
торговля, капиталистические отношения, абсолютизм, революция, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение |
В.П.Гуляев.
По следам конкистадоров. М., 1976; История Европы. Т.З. М., 1993; Т.4. М.,1994; История мировой культуры. Наследие Запада. М.,1998; Т.Карлейль. История Французской революции. M., 1991; А.З.Манфред. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1989; И.В.Ревуненкова. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988; В.В.Согрин. Основатели США: Исторические портреты. М., 1983. |
34 | Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке | |||
35 | Эпоха Просвещения | |||
36—37 | Революции XVIII столетия |
|||
38 | Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII веков | |||
39 | Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
Тема 6. |
||||
40 | Власть и общество | Показать учащимся многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II | «Регулярное
государство» Петра I, «просвещенный абсолютизм»
в России, «Золотой век» российского дворянства |
Е.Анисимов.
Женщины на российском престоле. СПб., 1997; А.Б.Каменский. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Н.Н.Молчанов. Дипломатия Петра Великого. М., 1991; В.П.Моряков. Русское просветительство 2-й половины XVIII века. М., 1994; Н.И.Павленко. Петр Великнй. М.,1998; Хрестоматия по истории России. /Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, В.И.Уколова. Т. 2. Кн. 1. М.,1995; Т. 2. Кн. 2. М., 1997. |
41 | Социально- экономическое развитие страны |
|||
42 | Образование, наука и культура | |||
43 | Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
Тема 7. |
||||
44 | Эпоха наполеоновских войн |
Сформировать у учащихся представления о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока | Промышленный переворот, индустрия, либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства | Германская
история в новое и новейшее время. T.1. M.,1970; Н.А.Ерофеев.
Очерки по истории Англии 1815—1917 гг. М., 1959; К.Э.Кирова. Жизнь Джузеппе Мадзини.М., 1981; А.З.Манфред. Наполеон Бонапарт. М., 1980; Политические партии США в новое время. М., 1981. |
45 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада |
|||
46—47 | Революции и реформы | |||
48 | Идейные течения и политические партии | |||
49 | Колониальные империи | |||
50 | Особенности
развития стран Запада во второй половине XIX века |
|||
51 | Повторительно- бобщающий урок по теме |
|||
Тема 8. |
||||
52 | Российское
государство в первой половине XIX века |
Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики | Полицейское государство, славянофильство, народничество, западничество, модернизация | Ю.Н.Гуляев,
В.И.Соглаев. Фельдмаршал Кутузов. М., 1995; Б.Г.Литвак. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Революционеры и либералы России. М., 1990 А.Н.Сахаров. Александр I. М., 1998; Н.А.Троицкий. 1812. Великий год России. M., 1988; В.А.Федоров. Декабристы и их время. М., 1992; В.А.Федоров. М.М. Сперанский и А.А.Аракчеев. M., 1997; Н.И.Цимбаев. Славянофильство. М., 1986. |
53 | Общественная
жизнь в первой половине XIX века |
|||
54—55 | 55—56 Реформы 1860—1870-х годов |
|||
56 | Общественное
движение в России во второй половине XIX века |
|||
57—58 | Россия —
многонациональная империя |
|||
59 | Повторительно- обобщающий урок по теме |
|||
60 | Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политичеcкого развития» | |||
Тема 9. |
||||
61—62 | Научно-технический прогресс и общество | Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, бурный процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры XIX века | Научно-технический
прогресс, классицизм, реализм, импрессионизм |
Б.В.Асафьев.
Русская музыка. XIX и начала XX в. Л., 1979; А.Н.Бенуа. История русской живописи в ХIХ веке. М., 1995; А.Н.Боголюбов. Творения рук человеческих: Естественная история машин. М., 1988; В.С.Виргинский, В.Ф.Хотеенков. Очерки истории науки и техники. 1870—1917 годы. М., 1988; Н.Г.Думова Московские меценаты. М., 1992. |
63 | Мировая
литература и художественная культура |
|||
64 | Культура
Poccии XIX века |
|||
65 | Урок-экскурсия «Мои любимые русские художники и архитекторы» |
|||
66—67 | Итоговые уроки по курсу |