информацияЗагладин Н.В.,
|
№ урока |
Название тем, уроков, планы уроков | Рекомендации по проведению урока |
Материалы учебника |
---|---|---|---|
Раздел I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления |
|||
1 | Тема I.
Пути и методы познания истории (5 часов). Вводный
урок. 1. Краткая характеристика содержания курса. 2. Отечественная история — неотъемлемая часть всемирной истории. 3. Место исторической науки в познании общества. |
Вводная лекция с элементами беседы, ознакомление с учебником, его структурой и содержанием разделов. | Преди- словие |
2 | Этапы
развития исторического знания 1. У истоков исторической науки 2. Историческая наука античного мира 3. Историческая наука в средние века и новое время 4. Историческая наука в XX в. |
Лекция учителя, выделения и характеристики основных этапов исторического познания, работа с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний». Работа с иллюстративным материалом учебника. | 1 |
3 | Закономерности
и случайности в жизни народов 1. Религиозно-мистические взгляды на историю. 2. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII—XIX вв. 3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. 4. Философия истории в ХХ в. |
Комментарии учителя к схемам учебника. Обсуждение вопросов о роли личности в истории, о влиянии политики на формирование исторических взглядов. Выявление спорных проблем философии истории XX в. | 2 |
4 | Проблемы
периодизации всемирной истории 1. Принципы периодизации в истории, 2. Этапы развития человечества 3. Периодизация новейшей истории. |
Комментарии к схемам учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Дискуссия по проблемам периодизации новейшей истории. Работа с документами. | 3 |
5 | Дискуссия на тему «Проблемы изучения истории». | ||
Раздел II. Человечество на заре своей истории |
|||
6 | Тема II.
Первобытнаая эпоха (2 часа). У истоков рода
человеческого. 1. Человеческое общество и природные сообщества. 2. Эволюция человека. 3. Человек осваивает планету. |
Вводная лекция, выявление факторов и направлений эволюции человека. Работа с текстом учебника. | 4 |
7 | Неолитическая
революция. 1. Человек и природа: первый конфликт. 2. Аграрно-скотоводческие культуры. 3. Переход от матриархата к патриархату. 4. Переход к энеолиту. |
Объяснение процесса перехода от присваивающего к производственному типу хозяйства. Комментарии к схемам учебника «От первобытности к ранней государственности». | 5 |
8 | Тема III.
Первые государства Древнего мира (3 часа).
Деспотии Востока. 1. Предпосылки возникновения государства. 2. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. 3. Культура и верования в Древнем Египте. |
Указание причин образования государств, выявление отличий государственной власти от родоплеменных отношений, перечисление признаков государства. Характеристика общественных отношений в древних государствах, комментарии к схемам «Социальная структура древнеегипетского общества». Сообщение по вопросу «Религия и духовная сфера Древнего Египта». | 6 |
9 | Расширение
ареала цивилизации 1. Истоки слабости деспотий древности. 2. Военные деспотии Древнего мира. 3. Древняя Индия. 4. Китай в эпоху древности 5. Новый этап духовной жизни. |
Лекция учителя, составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение таблицы «Новый этап духовной жизни». Выявление отличий новых верований от прежних религий. | |
10 | Семинар по теме: «Первые государства Древнего мира». | ||
11 | Тема IV.
Античная эпоха в истории человечества (3 часа).
Города-государства Греции и Италии. 1. Античная Греция. 2. Города-государства Греции. 3. Города-государства Италии. Основание Рима. |
Сравнительный анализ исторического развития древних городов: Афин, Спарты, Рима. Составление сравнительной таблицы «Варианты развития полиса». | 8 |
12 | Борьба за
господство в Средиземноморье. 1. Греко-персидские войны. 2. Пелопонесские войны IV—V вв. до н.э. 3. Возвышение Македонии. 4. Завоевания Александра Македонского. |
Составление таблицы «Борьба за господство в Средиземноморье». Комментарии к схеме учебника «Формирование и распад державы Александра Македонского». Составление исторической справки «Александр Македонский – исторический портрет». | 9 |
13 | Возвышение
Рима. 1. Господство над Италией 2. Пунические войны 3. Кризис Римской республики. 4. Становление Римской империи. |
Обзорная лекция. «Основные периоды Римской истории». Сравнительный анализ путей развития греческих и римского полисов, выделение общих черт и особенностей. Составление таблицы «Этапы развития римской государственности». | 10 |
14 | Тема V.
Крушение империй Древнего мира (3 часа). Наступление «варваров» в Евразии. 1. Народы Европы. 2. Кочевые племена Азии и Китая. 3. Начало Великого переселения народов. 4. Возникновение христианства. |
Работа с картой, характеристика уклада кочевых племен Азии. Комментарии к схеме «Великое переселение народов». Выявление комплекса факторов, способствовавших кризису духовной жизни: Рима, зарождению и распространению христианства. Анализ исторических аспектов библейских сказаний. | 11 |
15 | Закат
Римской империи. 1. «Золотой век» Рима. 2. Кризис Римской империи. 3. Христианство в Римской империи. 4. Падение Западной Римской империи. |
Лекция учителя. Составление таблицы «Факторы кризиса Империи». Комментарии к схеме «Распад Римской империи». | 12 |
16 | Контрольная работа: «Античная эпоха в истории человечества». | 13 | |
Раздел III. Русь, Европа и Азия в средние века |
|||
17 | Тема VI.
Период раннего средневековья (V—X вв.) (5 часов). Раннефеодальные империи в Европе и их распад. 1. Облик феодального общества. 2. Роль христианства в раннем средневековье. 3. Империя Карла Великого и ее распад. 4. Нормандские завоевания. 5. Священная Римская империя германской нации. |
Характеристика феодализма как специфической формы общественного уклада. Комментарии к схеме «Образование Франкской империи и ее распад». Выявление особенностей развития германских и итальянских земель. | 14 |
18 | Экспансия
ислама. 1. Возникновение исламской религии. 2. Создание Арабского халифата и его распад. 3. Общественно-политическое устройство исламских стран. |
Характеристика
общественного уклада арабов, роли природного
фактора в развитии, выявление комплекса причин,
приведших к возникновению ислама. Комментарии к схеме «Образование и распад Арабского халифата». |
15 |
19 | Славянские
земли в V—IX веках. 1. Источники изучения. 2. Расселение и занятия славян. Общественное устройство. 3. Религия славянских княжеств. 4. Образование Древнерусского государства. |
Обзор археологических памятников и письменных источников по ранней истории славян. Работа с документами. Выделение специфических черт в общественном укладе славян, характеристики географических и климатических факторов развития. Анализ теорий происхождения Древнерусского государства. | 16 |
20 | Византия
и Русь. 1. Особенности развития Византийской империи. 2. Русь в орбите европейской политики и торговли. 3. Принятие христианства на Руси. 4. Раскол христианской церкви. |
Лекция учителя по истории Византии. Работа с картой. Заполнение таблицы: «Формирование аппарата власти Древнерусского государства». Составление развернутого плана по вопросу «Принятие христианства на Руси». Комментарии к схеме «Раскол христианской церкви». | 17 |
21 | Обобщающее повторение: период «Раннего средневековья» (V—X вв.) | ||
22 | Тема VlI.
Эпоха классического средневековья (XI—XV вв.) (6
часов). Феодальная раздробленность на Pуcи. 1. Феодальная раздробленность как закономерный этап развития общества и государства. 2. Социально-экономические и политические факторы раздробленности. 3. Варианты исторического развития русских земель. |
Сравнительный анализ исторического развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова. Оценка деятельности русских князей. | 18 |
23 | Русские
земли в XIII в., монгольские завоевания и крестовые
походы. 1. Монгольские завоевания в Азии и Европе. 2. Русские земли и монгольское нашествие. 3. Крестовые походы на Восток: причины и итоги. 4. Польское и Литовское государства. |
Составление таблицы «Образование империи Чингисхана». Комментарии к схеме «Походы Батыя на Русь и их последствия». Анализ политики и военной деятельности Александра Невского. Диспут на тему «Русские земли между агрессией Востока и Запада: проблема выживания». Обсуждение точек зрения российских историков на влияние татаро-монгольского завоевания на русские земли. | 19 |
24 | Народы
Азии после распада Монгольской державы. 1. Китай в XIII—XV вв. 2. Государство Великих Моголов в Индии. 3. Государства Центральной Азии. 4. Падение Византии. 5. Османская империя. |
Комментарии к схеме «Образование Османской империи». Характеристика общественного уклада. Комментарии к схеме «Распад монгольской державы». Обзор основных событий истории Китая и Индии. | |
25 | Образование
централизованных государств в Западной Европе. 1. Рост городов и сословный строй в Европе. 2. Династические войны, Столетняя война. 3. Эпоха Возрождения и ее влияние. |
Выявление социально-экономических и политических факторов процесса централизации. Сравнительная характеристика централизованных государств во Франции и Англии. Объяснения учителя по проблеме соотношения церковной и светской власти в общественном развитии европейских государств. | 20 |
26 | Объединение
Русских земель вокруг Москвы. 1. Предпосылки образования централизованного государства. 2. «Собирание земель» вокруг Москвы. 3. Соперничество Москвы, Польши, Литвы, Твери. 4. Противостояние золото-ордынскому игу. Куликовская битва 5. Православная церковь в ХIV веке. |
Классический урок. Анализ особенностей становления Московского государства и влияния традиций политической и культурной жизни Московского княжества на последующее развитие России. Составление конспекта по теме, развернутого плана или сообщения по одному из вопросов. | 21 |
27 | Семинар
по теме: «Русь, Европа и Азия в эпоху
классического Средневековья (XI—XV вв.)» |
||
28 | Тема VIII.
Позднее средневековье (XVI — начало XVII в.) (6 часов).
Эпоха великих географических открытий.
Завоевание Америки. 1. Направления географических открытий. Великие путешественники. 2. Американские цивилизации доколумбовой эпохи. 3. Мировая торговля и создание колониальных империй. 4. Европейское соперничество за колонии. |
Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы «Великие географические открытия и их последствия», работа с картой. Сообщения учащихся по теме: «Судьба народов в доколумбовой Америке». Изменения в соотношении сил европейских держав. | 22 |
29 | Европа и
Россия в эпоху Ренессанса. 1. Становление культуры ренессанса в Европе ее значение. Гуманистическая идеология. 2. Политическое развитие и абсолютизм. Специфика Российской монархии. 3. Цеховая и мануфактурная стадия производства. 4.Россия в противоборстве политических сил в Европе. |
Сообщения учащихся по теме: «Культура Ренессанса и ее общеевропейское значение». Объяснение учителя о роли и месте русской культуры в общеевропейской. Выявление общих черт в политическом развитии европейских стран. Характеристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сравнительная характеристика цеховой и мануфактурной стадии производства. | 23 |
30 | Реформация,
контрреформация и религиозные войны на
Европейском континенте. 1. Кризис римско-католической церкви. 2. Идеология Реформации. Учения Мартина Лютера, Т.Мюнцера, Цвингли и Ж. Кальвина. 3. Контрреформация. 4. Народные движения. |
Лекция учителя, сопоставление протестантских религиозных доктрин. Составление развернутого плана по теме «Контрреформация и религиозные войны в Европе». Комментарии к схеме «Последствия реформации», составление таблицы «Народные движения в Европе», выявление закономерностей и локальных особенностей социальных движений XVI—начала XVII в. | 24 |
31 | Смутное
время в России и Тридцатилетняя война. 1. Кризис власти в России в конце XVI — начале XVII в. Польско-литовская и шведская интервенция в России. Преодоление «смуты». 2. Общеевропейские узлы противоречий. 3. Тридцатилетняя война и ее последствия. |
Аналитический обзор событий Смутного времени, разбор политических и социальных факторов «смуты». Комментарии к схеме «Узлы европейских противоречий в начале XVII в.». Составление таблицы «Тридцатилетняя война — основные периоды». Анализ последствий войны для международного положения России. | 25 |
32 | Государства
Азии в позднем средневековье. 1. Китай под властью маньчжурской династии. 2. Ослабление империи Великих Моголов в Индии. 3. Начало кризиса Османской империи. 4. Проникновение европейцев в Азию. |
Работа с картой и текстом учебника. Подготовка сообщений на тему «Государства Востока в XVI—XVII вв.». | 26 |
33 | Обобщающее повторение: «Позднее средневековье в XVI — в начале XVII вв.» | ||
34 | Резерв |