информация
А.И. КРАВЧЕНКО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. X класс
Тематическое планирование на 1 час
в неделю
Статья опубликована при поддержке интернет – магазина «topavenue.ru». Магазин «topavenue.ru» предлагает широкий ассортимент сумок от известных брендов. Если вы хотите заказать сумку тоска блю, Roncato или Piquadro, то посетите официальный сайт магазина http://topavenue.ru, и сделайте это с доставкой на дом.
Глава I. Научное познание общества
Цель: познакомить с сущностью
процесса познания, сформировать некоторые
умения проводить научное исследование,
познакомить с различными представлениями людей
об обществе, закрепить умения анализировать
диполярные взгляды и высказывать собственную
позицию, разъяснить основные подходы к строению
общества, функции и структурные элементы
основных институтов общества, научить
анализировать формы организации совместной
деятельности людей, уважительно относиться к
обычаям, традициям, нормам, которые их
регулируют, познакомить с особенностями
цивилизационного подхода в изучении обществ,
сформировать умения анализировать различные
цивилизации.
Основные понятия: познание, знание,
сенсуализм, рационализм, интуиция, исследование,
истина, ложь, дедукция, индукция, общество,
основные сферы общества, институт общества,
цивилизация, теория стадиального развития
цивилизации, теория локальных цивилизаций,
менталитет.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что представляет собой процесс познания
и в чем заключаются особенности чувственного,
рационального познания;
— уметь характеризовать научное познание,
приводить конкретные примеры использования
научных методов при исследовании какого-либо
объекта;
— знать основные компоненты теоретического
уровня научного исследования;
— объяснять понимание «истины» в современной
науке и ее отличие от «лжи»;
— уметь проводить собственные исследования по
вопросам, которые наиболее близки и понятны
школьнику, используя знания об этапах научного
исследования;
— знать позиции отдельных ученых на сущность
общества и особенности его развития;
— уметь анализировать историю возникновения
наук об обществе, знать имена людей, внесших
существенный вклад в их становление;
— разъяснять сущность основных общественных
наук;
— знать, что такое общество и в чем заключаются
его отличительные признаки;
— уметь анализировать структуру общества,
показывая взаимосвязь различных сфер
общественной жизни;
— характеризовать основные социальные
институты;
— знать, что такое цивилизация, какие существуют
концепции ее понимания;
— уметь анализировать основные факторы,
определяющие сущность цивилизации;
— разъяснять основные этапы эволюции
цивилизаций, сопоставляя их с конкретными
фактами из истории.
Урок 1—2
Познание окружающего мира
1. Как мы познаем окружающий мир?
2. Научное познание и его особенности.
3. Истина и ложь.
4. Философское мышление.
Урок 3
История воззрений на общество
1. Основные взгляды мыслителей на общество в
истории человеческой мысли.
2. Становление и развитие общественных наук.
Урок 4
Строение общества
1. Понятие общества и его отличительные
особенности.
2. Основные сферы общественной жизни.
3. Социальные институты.
Урок 5
Цивилизация и общество
1. Что такое цивилизация? Основные взгляды на
сущность и происхождение этого понятия.
2. Основные этапы эволюции цивилизации.
Урок 6—7
Урок-семинар
Проблемы цивилизованного и
формационного подходов
к изучению истории
1. Как мы познаем историю общества?
2. Формационный и цивилизационный подходы:
достоинства и недостатки.
3. Изучение древних цивилизаций в науке.
4. Цивилизации средневековья и их особенности.
5. Цивилизация и общество: некоторые аспекты
взаимоотношений.
Литература
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992.
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина
мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Ленин В.И., Карл Маркс. Избр. произведения: В 4
т. Т. 1. М., 1984. С. 1—28.
Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи,
частной собственности и государства. Соч. 2-е изд.
Т. 21.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и
права: Современные трактовки и новые подходы. М.,
1999. Гл. III. Российская цивилизация.
Глава II. Развитие общества
Цель: разъяснить характерные
черты современного общества, сформировать
умения анализировать информационные сообщения о
событиях в стране и за рубежом, познакомить с
особенностями модернизационных процессов,
происходящих в обществе, закрепить умения
анализировать современные события в странах
мира, разъяснить особенности глобализации
современного общества, показать роль
телевидения в формировании образа жизни,
человеческих отношений, показать значимость
изучения мировой системы для современного
школьника, сформировать умения анализировать
роль страны в мировой системе.
Основные понятия: общество,
модернизация, мировая система.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать характерные особенности современного
общества;
— уметь на основе конкретных исторических
фактов объяснять сущность индустриального и
постиндустриального обществ;
— уметь анализировать сообщения СМИ о различных
событиях в мире с точки зрения выявления
особенностей современного общества;
— разъяснять сущность понятия «модернизация» с
точки зрения современной науки;
— уметь сравнивать на основе конкретных
исторических примеров особенности органической
и неорганической модернизации;
— уметь анализировать современные
экономические и политические преобразования в
стране с научной точки зрения и их влияние на
состояние общества;
— знать, что такое глобализация общества и какие
факторы способствуют этому процессу;
— объяснять влияние телевидения и других СМИ на
формирование общественного мнения;
— уметь разъяснить сущность «наднациональных
единиц» различного масштаба, показав их роль в
развитии современного общества;
— знать, что представляет собой мировая система
и из каких частей она состоит;
— уметь анализировать отличительные черты стран
«ядра», «полупериферии» и «периферии»;
— объяснять роль России в мировой системе
обществ.
Урок 8
Современное общество
1. Современное понимание общества и характерные
черты его развития.
2. Индустриальное общество.
3. Постиндустриальное общество.
Урок 9
Модернизация
1. Основные подходы к пониманию «модернизации».
2. Органическая и неорганическая модернизация.
3. Современные оценки модернизационных
процессов.
Урок 10
Глобализация человеческого общества
1. Что такое «глобализация» и какие факторы
влияют на этот процесс?
2. Роль телевидения в современной жизни общества.
Урок 11
Мировая система
1. Мировая система и ее составляющие.
2. Страны периферии и их характеристика.
3. Полупериферийные страны.
Урок 12—13
Урок-семинар
Основные проблемы и тенденции развития
современного общества
1. Сравнительная характеристика
доиндустриального, индустриального и
постиндустриального обществ: общие и
отличительные черты.
2. Россия как феномен современного общества.
3. Глобальные проблемы мира и пути их разрешения.
Литература
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем.
М., 1994.
Степин B.C. Философия ненасилия и будущее
цивилизации // Свободная мысль, 1991. № 2.
Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы
развития России. М., 1992.
Люкс Л. Россия между Востоком и Западом. М.,
1993.
Глава III. Рыночная экономика
Цель: разъяснить основные черты
рыночной экономики, сформировать умение
разбираться в некоторых экономических проблемах
современного общества, разъяснить основные
этапы в развитии капиталистических отношений,
показать сущность капитализма в современных
странах, разъяснить учащимся сущность
взаимоотношений между трудом и капиталом,
показать важность знаний, умений и
профессионализма в своем деле для современного
человека.
Основные понятия: рынок, инфляция,
капитализм, капитал, профессионализм,
квалификация, рыночная экономика.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что представляет собой рыночное
общество;
— уметь анализировать основные черты рыночной
экономики, влияющие на развитие человечества;
— объяснять закономерности развития рыночной
экономики;
— уметь характеризовать институт торговли,
показывая его роль в в историческом контексте
эволюции различных обществ;
— знать особенности формирования
капиталистических отношений в странах мира;
— уметь анализировать основные черты развития
экономических отношений в России;
— знать современные формы капитализма,
проявляющиеся в различных государствах;
— давать определение понятию «капитализм»;
— разъяснять сущность специализации труда;
— уметь анализировать профессионализм,
квалификацию работника, опираясь на научные
параметры;
— знать особенности взаимоотношений между
трудом и капиталом.
Урок 14
Рыночное общество
1. Что такое рыночное общество?
2. Основные противоречия и закономерности
развития рыночной экономики.
Урок 15
Эволюция капитализма
1. Основные этапы развития капитализма.
2. Современный капитализм и его черты.
Урок 16
Отношения между трудом и капиталом
1. Особенности трудовой деятельности людей в
доиндустриальном и индустриальном обществе.
2. Взаимоотношения труда и капитала. Квалификация
и профессионализм работника.
Урок 17
Урок-семинар
Рыночная экономика в условиях
современной России
1. Закономерности и противоречия рыночного
общества.
2. Эволюция капитализма в России.
3. Профессионалы и профессионализм на
современном рынке труда.
Литература
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию.
Глава IV. Сфера производства
Цель: разъяснить сущность и
закономерности развития производства страны, а
также модели поведения производителя на рынке;
разъяснить сущность предпринимательства и
предпринимательских отношений, формы
организации бизнеса, сформировав потребность в
развитии коммуникативности, деловитости,
самостоятельности; разъяснить инфраструктуру
рыночной экономики, сформировать устойчивое
понимание некоторых экономических понятий;
показать различные варианты государственного
воздействия на экономику страны, продолжить
развитие творческого и аналитического мышления.
Основные понятия: производство,
валовый национальный продукт (ВНП), предприятие,
фирма, отрасль, спрос, предложение, маркетинг,
инфраструктура, биржа, рынок, банк, дилеры,
брокеры.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое «производство» и что
составляет его основу;
— характеризовать основные отрасли
производства страны;
— разъяснять особенности хозяйственных
субъектов — предприятий — и их роль в экономике
страны;
— объяснять особенности действия закона спроса
и предложения в условиях рыночных отношений;
— характеризовать модели поведения
производителя на рынке;
— знать, в чем заключается сущность
предпринимательства как социального и
экономического института общества;
— знать особенности организации малого бизнеса
и его роль в экономике страны;
— давать характеристику различным формам
организации бизнеса, приводя конкретные примеры
деятельности тех или иных предприятий;
— знать, что включается в понятие
«инфраструктура», какова ее основа;
— характеризовать разные виды рынков;
— объяснять функционирование различных бирж;
— давать характеристику банкам и банковской
деятельности;
— знать, в чем заключается деятельность
государства как экономического субъекта;
— знать, какие существуют способы воздействия
государства на экономику страны;
— характеризовать современную систему
налогообложения;
— объяснять сущность и принципы формирования
государственного бюджета.
Урок 18—19
Производитель на рынке
1. Производство и его характерные черты.
2. Что такое предприятие?
3. Спрос и предложение.
4. Маркетинг и его роль в условиях рынка.
Урок 20
Предпринимательство и бизнес
1. Предпринимательство как институт общества.
2. Малый бизнес и его характеристика.
3. Формы организации бизнеса.
Урок 21
Инфраструктура рыночной экономики
1. Что такое инфраструктура?
2. Основные виды рынков.
3. Биржа: история и современность.
4. Банки и банковская деятельность.
Урок 22
Роль государства в экономике
1. Государство как экономический субъект
общества.
2. Проблемы современного налогообложения.
3. Государственный бюджет и его характеристика.
Урок 23—24
Урок-семинар
Предпринимательство и бизнес в
современной России
1. Что нужно знать тому, кто хочет быть
предпринимателем?
2. Проблемы банковской системы в нашей стране.
3. Роль государства в экономике общества.
Глава V. Политическая система общества
Цель: разъяснить особенности
политической власти, закрепить умение
анализировать политическую деятельность людей и
объединений в стране, объяснить характерные
черты государства как политического института
общества, закрепить понимание необходимости
государства как организующего начала общества,
научить разбираться в особенностях местного
самоуправления, формируя активную жизненную
позицию.
Основные понятия: власть,
легитимация, легализация, харизматическая
власть, легитимная власть, традиционная власть.
После изучения темы учащиеся должны:
— характеризовать особенности властных
отношений;
— анализировать конкретные государства с точки
зрения определенного типа власти;
— знать, что представляет собой государство как
институт политической системы общества;
— характеризовать основные признаки
государства;
— описывать особенности территориального
устройства государств на конкретных примерах;
— определять сущность местного самоуправления и
его роль в обществе;
— знать некоторые особенности истории земства и
земского движения в России;
— характеризовать основные функции местного
самоуправления.
Урок 25
Политическая власть
1. Особенности властных отношений.
2. Основные типы власти и их характеристика:
а) харизматическая власть,
б) традиционная власть,
в) легальная власть.
Урок 26—27
Сущность и организация государства
1. Государство и его признаки.
2. Территориальная организация государств.
Унитарное государство, федерация, конфедерация.
Урок 28
Местное самоуправление
1. Из истории местного самоуправления.
2. Сущность и функции местного самоуправления.
Рекомендуемая литература
Емельянов Н.А. Местное самоуправление в
дореволюционной России. Тула, 1997.
Институты самоуправления: Историко-правовое
исследование. Отв. ред. Л.С.Мамут. М., 1995.
Урок 29—30
Урок-семинар
Модели политической системы
современного общества
1. Сущность политической власти.
2. Основные модели политических систем.
Глава VI. Политическая жизнь общества.
Цель: разъяснить особенности
политической жизни общества, показать
политические и правовые основы института
гражданства, показать различные формы участия
граждан в политической жизни страны,
сформировать потребности социально-активного
поведения, пояснить, кто может выступать в роли
субъектов политической жизни, сформировать
навыки активного поведения.
Основные понятия: коммунизм,
либерализм, консерватизм, фашизм.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое политическая жизнь общества;
— характеризовать особенности политических
режимов государств;
— определять сущность гражданства и объяснять
его юридические и политические основы;
— знать, что понимается под избирательным правом
гражданина;
— знать, какие существуют формы участия граждан
в политической жизни страны;
— давать характеристику политической партии и
определять сущность их функций, уметь разъяснять
сущность политической программы партии;
— знать, кто может выступать в роли субъектов
политической жизни;
— характеризовать различные модели поведения
субъектов политической жизни, в том числе
возможные варианты участия граждан страны в
политике;
— объяснять деятельность «лобби» и их роль в
общественной жизни страны.
Урок 31
Условия политической жизни
1. Политическая жизнь общества и ее
характеристика.
2. Политический режим. Сущность демократии.
3. Гражданин и гражданство.
Урок 32
Формы управления политической жизнью
и механизмы участия граждан
1. Сущность избирательного права.
2. Политическая партия: понятие, признаки,
функции.
3. Политическая философия как система взглядов на
устройство общества.
Урок 33
Субъекты политической жизни
1. Политические группы как субъекты
политической жизни.
2. Политическая партия: понятие, признаки,
функции.
3. Кто такие «лобби»?
Урок 34—35.
Я и политика
1. Основные формы участия граждан в
политической жизни страны.
2. Кто и как становится лидером в политике?
Партийная борьба за власть в российском
обществе. |